Контроль старшего воспитателя за состоянием воспитательно-образовательной работы
методическая разработка

Русяева Юлия Александровна

Основная цель контроля состояния воспитательно-образовательной работы состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контроль старшего воспитателя за состоянием воспитательно-образовательной работы

МБДОУ «Детский сад № 101»

Основная цель контроля состояния воспитательно-образовательной работы состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи.

Примерный перечень вопросов, контролируемый старшим воспитателем:

  1. Состояние воспитательно-образовательной работы в разных возрастных группах;
  2. Выполнение образовательных программ, внедрение новых педагогических технологий;
  3. Календарные планы и документацию педагогов;
  4. Наличие и хранение детских работ;
  5. Работу педагогов по повышению квалификации;
  6. Работу педагогов по теме самообразования;
  7. Работу педагогов по ведению кружковой деятельности;
  8. Работу педагогов по организации режимных моментов;
  9. Работу педагогов по укреплению здоровья детей.

Виды контроля, применяемые в ДОУ:

1. Тематический контрольи тематические проверки имеют цель привлечь внимание коллектива к определенным задачам дидактического, методического, воспитательного характера, которые в данном ДОУ решаются недостаточно успешно. Тематический контроль подразделяется на итоговый и персональный. Продолжительность: 1-3 дня.

Тематическая проверка проводится с целью выявления уровня работы ДОУ по задачам, намеченным в годовом плане.

Итоговый контроль,являясь разновидностью тематического, дает возможность подвести итоги работы педагогического коллектива за определенный промежуток времени:

- квартал – для оценивания уровня содержания работы (воспитательно-образовательной, методической и др.) и анализа реализации поставленной цели;

- полугодие – если запланирован педсовет по итогам работы полугодия;

- год – для выявления уровня решения годовых задач согласно ожидаемому результату в конце года; данный вид контроля проводится до педсовета или иных форм подведения итогов работы за год.

Персональный контроль планируется с целью изучения системы работы и распространения передового опыта воспитателей, имеющих высокий уровень профессионального мастерства и с целью выявления состояния работы по устранению недочетов в воспитательно-образовательной работе по определенной теме. При данном виде контроля, о намеченном посещении группы, воспитателя предупреждают заранее.

2. Фронтальный контроль и его виды предусматривают всестороннюю, глубокую проверку деятельности как воспитателя в отдельности, так и ДОУ в целом. Проводится в любое время года, продолжительность- от 3-х дней – до недели.

Виды фронтального контроля:

Предварительный контроль помогает выявить первичное представление о состоянии деятельности ДОУ (материально-техническое, кадровое, методическое обеспечение)

Текущий контроль ставит своей целью получить общее представление о работе педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного воспитателя. Продолжительность: в течение всего дня или даже нескольких дней. Текущий контроль позволяет установить, насколько правильно осуществляются основные направления развития ребенка: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

Итоговый контроль планируется при комплексной оценке деятельности ДОУ (самоанализе) в процессе аттестации и при выявлении готовности детей к обучению в школе (выпускных групп ДОУ).

В процессе фронтального контроля изучаются нормативно-правовые документы ДОУ, документация сотрудников, оснащение педагогического процесса, воспитательно-образовательная работа с детьми, детские работы, работа с родителями и другое.

Итоги фронтальной проверки обсуждаются на педсоветах, планерках.

При организации фронтальной проверки требуется создание комиссии, которая оказывает помощь при проведении контроля.

3. Оперативный контрольи его виды направлены на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных воспитателей на определенном этапе в какой-то момент.

Виды оперативного контроля:

Предупредительный контроль - его смысл в профилактике возможных нарушений, отбор наиболее рациональных методов работы, повышение уровня управления.

Предупредительный контроль в основном применяется по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам), а также к воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых образовательных программ, педагогических технологий, передового педагогического опыта работы). Старший воспитатель, наблюдая работу сотрудника, помогает ему освоиться в новых условиях. О своем приходе в группу наблюдающий предупреждает воспитателя заранее. В содержание предупредительного контроля входят: выявление готовности педагогов к рабочему дню; определение, насколько они владеют методикой воспитания и обучения; анализ календарных планов (по планированию содержания образовательной работы на текущий день) и т.д.

Экспресс-диагностика – способствует быстрейшему информативному сбору требуемых данных. Включает в себя социологические исследования (анкетирование, тестирование и т.п.) по выявлению уровня педагогического мастерства педагогов и уровню развития ребенка-дошкольника в разных видах деятельности.

Выборочный контроль –особенностью данного контроля является то, что он может носить выборочный характер и включать проверку работы отдельных воспитателей. Основными формами выборочного контроля являются просмотр занятий или других видов деятельности, беседы, изучение документации, анализ планирования работы.

4. Сравнительный контроль проводится с целью сопоставления результатов работы воспитателей по различным направлениям программы. Он позволяет увидеть разницу в работе воспитателей параллельных возрастных групп. Сравнительный анализ используется и для сравнения работы двух воспитателей одной группы.

Отличительной особенностью взаимоконтроля является то, что анализ и оценка педагогического процесса осуществляются воспитателем в параллельной группе, либо в любой другой возрастной группе по решению администрации. Это способствует самоанализу и самооценке одного воспитателя в сравнении с опытом работы другого. Сравнительный контроль помогает распространению эффективного опыта, улучшению учебно-воспитательного процесса.

5. Самоконтроль. Главное в дошкольном учреждении – его педагогические кадры, отношения сотрудничества, высокая сознательность, стремление к творчеству. А для этого нужна раскованность, свобода от мелочной опеки, назойливого контроля.

С этой целью целесообразно часть воспитателей, имеющих высокую квалификацию и профессионализм, перевести на режим доверия и самоконтроля.

Воспитатели, которые работают по режиму самоконтроля, должны быть педагогически грамотными, с учетом современных достижений педагогической науки и практики; владеть активными методами работы, нестандартными формами организации занятий с детьми; достигать оптимального результата, выражающегося в стабильном уровне знаний, умений, воспитанности детей; обладать качественным уровнем оздоровительной работы.

На основе вышесказанного, педагогов можно разделить на три группы:

  1. Воспитатели, обладающие высоким уровнем профессионального мастерства и методической компетентностью. Эта группа педагогов, работающих на доверие.
  2. Воспитатели-кандидаты в группу работающих на доверии.
  3. Воспитатели, нуждающиеся в систематическом контроле со стороны руководителя ДОУ (молодые специалисты, вновь принятые педагоги, воспитатели, обладающие недостаточным профессиональным опытом для реализации инновационных процессов в сфере дошкольного образования.

Воспитателей, которые работают по режиму доверия, также посещают на занятиях. Целью посещений может являться оказание методической поддержки при освоении новых программ и педагогических технологий или помощь в психолого-педагогическом обосновании и описании разрабатываемой технологии, либо коррекция в организации творческого поиска.

Для проведения любого контроля используется следующий алгоритм:

Цель контроля - Объект контроля - Разработка плана контроля - Сбор информации - Первичный анализ изученного - Выработка рекомендаций-Проверка исполнения рекомендаций.

        

Предлагаю несколько вариантов разработок ведения контроля:

КОНТРОЛЬ №1: Состояние участка. Группа________________    Дата:__________

Вопросы для изучения

да

нет

частично

1

Санитарное состояние участка

2

Безопасность проведения прогулки

3

Удовлетворительное состояние оборудования, сооружений, построек участка

4

Удовлетворительное содержание и состояние выносного материала

5

Удовлетворительное состояние цветочных клумб в летне-осенний период

6

Наличие снежных построек и сооружений в зимний период

Комментарии:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Ознакомлен: __________________/______________/__________________/

                                                     Должность                                              подпись                                       расшифровка

Старший воспитатель  ___________________ /________________/

КОНТРОЛЬ №2: Содержание работы по укреплению здоровья детей    

Группа_______________ Дата:__________

Вопросы для изучения

да

нет

частично

1

Выполнение режима дня. Соответствие режима дня сезону и возрасту детей

2

Утренняя гимнастика. Комплекс упражнений гимнастики

3

Гигиенические требования (одежда, обувь)

4

Оздоравливающий эффект

Комментарии:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Ознакомлен: __________________/______________/__________________/

                                                     Должность                                              подпись                                       расшифровка

Старший воспитатель  ___________________ /___________________/

КОНТРОЛЬ №3: Содержание прогулки.

Группа _______________   Дата:__________

Вопросы для изучения

да

нет

частично

1

Порядок раздевания и одевания детей, навыки по возрастной группе

2

Наличие выносного материала по сезону. Занятость детей

3

Питьевой режим в летний период

4

Двигательный режим детей на прогулке (наличие подвижных игр)

5

Содержание трудовой деятельности на прогулке

6

Проведение наблюдений на прогулке

Комментарии:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Ознакомлен: __________________/______________/__________________/

                                                     Должность                                              подпись                                       расшифровка

Старший воспитатель  ___________________ /_____________________/

КОНТРОЛЬ №4: Организация питания.

Группа ______________    Дата:__________

Вопросы для изучения

да

нет

частично

1

Гигиеническая обстановка: санитарное состояние, проветривание, размещение столовой мебели, выполнение режима питания

2

Сервировка стола: учет требований сервировки стола и возраста детей, эстетика сервировки, оценка деятельности дежурных

3

Согласованность в работе взрослых и их руководство организацией питания:

-подготовка детей к приему пищи

-внешний вид детей, настроение

-обстановка в группе во время приема пищи

-навыки пользования столовыми приборами (ложка, вилка, нож)

-культура поведения за столом (есть ли у детей плохие привычки, их причины)

4

Общение воспитателя с детьми во время приема пищи:

-умение преподнести блюдо (нелюбимое, новое)

-обращение внимания на вкусно приготовленную пищу, ее внешний вид

-обучение правилам поведения за столом

-обращение внимания на осанку детей во время приема пищи

Комментарии:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ознакомлен: __________________/______________/__________________/

                                                     Должность                                              подпись                                       расшифровка

Старший воспитатель  ___________________ /______________________/

КОНТРОЛЬ №5: Целесообразность использования физкультминуток.

Группа _______________   Дата:__________

Вопросы для изучения

да

нет

частично

1

С какой целью проводится физкультминутка:

-снятие усталости;

-активизация умственной деятельности.

2

Хорошо ли знакомы дети с упражнениями и стихотворным текстом физкультминутки?

3

Достаточна ли по времени для ребенка проводимая физкультминутка?

4

Эмоционален ли ребенок во время проведения физкультминутки?

5

Снижает ли физкультминутка:

-усталость;

-мышечное напряжение.

Комментарии:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Заключение: _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Ознакомлен: __________________/______________/__________________/

                                                     Должность                                              подпись                                       расшифровка

Старший воспитатель  ___________________ /____________________/

КОНТРОЛЬ №6: Организация трудовой деятельности на прогулке.

Группа _______________   Дата:__________

Виды детской трудовой деятельности:_________________________

Вопросы для изучения

да

нет

частично

1

Распределяют ли обязанности дети/воспитатель?

2

Умеют ли пользоваться дети необходимыми инструментами при выполнении трудового поручения? (метла, лейка и др.)

3

Организуется ли труд детей так, чтобы каждый ребенок был задействован в трудовой деятельности?

4

Учитывается ли с детьми организация совместного труда?

5

Даётся ли детям мотивировка необходимости выполнения работ?

6

Вводятся ли правила, регулирующие взаимоотношения?

7

Характер взаимодействия педагога с детьми:

-контроль

-напоминание

-обсуждение

Комментарии:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Заключение: _______________________________________________________

Ознакомлен: __________________/______________/__________________/

                                                     Должность                                              подпись                                       расшифровка

Старший воспитатель  ___________________ /_____________________/

КОНТРОЛЬ №7: Культура поведения за столом.

Группа _______________   Дата:__________

Вопросы для изучения

да

нет

частично

1

Как дети соблюдают правила культурного поведения за столом:

-правильно ли пользуются столовыми приборами

-пользуются ли бумажными салфетками

-без напоминания

-с напоминанием

-дежурят по столовой с удовольствием

-без удовольствия

2

Отношение к приему пищи (в % отношении):

-есть ли любимое блюдо

-равнодушны ли к еде

-аккуратно ли едят

-все ли съедают норму питания:

а) первое блюдо

б) второе блюдо

в) третье блюдо

Комментарии:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Заключение: _______________________________________________________

Ознакомлен: __________________/______________/__________________/

                                                     Должность                                              подпись                                       расшифровка

Старший воспитатель  ___________________ /_____________________/

КОНТРОЛЬ №8: Организация наблюдений за живой и неживой природой на прогулке.

Группа _______________   Дата:__________

Наименование наблюдения ________________________________

Вопросы на контроле

да

нет

частично

1. Подготовка воспитателя и детей

2. Соответствие программного содержания возрасту детей

3. Заинтересованность детей

4. Вопросы к детям: последовательность, точность, логичность

5. Опирались ли дети на свой опыт и знания?

6. Установление связи между объектами: живой природы, неживой природы

7. Отношение детей к наблюдениям:

-интерес

-активность

-равнодушие

8.  Сформирована ли система знаний в определенном направлении?

9. Наличие демонстрационного материала, выносного материала

10. Речь воспитателя:

-простота речевых фраз

-доступность для повторения детьми

-выразительность

11. Был ли материал слишком сложным?

12. Решались ли в ходе беседы:

-уточнение

-закрепление

13. Часто ли дети задавали вопросы?

14. Реагировал ли воспитатель на вопросы детей:

-не обращал внимания

-уклонялся от ответа

-удовлетворял познавательные запросы детей

15. Наличие исследовательской деятельности (экспериментирования, проведение опытов)

Комментарии:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Заключение: _______________________________________________________

Ознакомлен: __________________/______________/__________________/

                                                     Должность                                              подпись                                       расшифровка

Старший воспитатель  ___________________ /_____________________/

Список использованной литературы:

1. Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. 2 изд., испр., допол. М.: ТЦ Сфера, 2015. 128с.

2. Контроль функционирования и развития ДОУ: Методические рекомендации/Авт.-сост.: М.В. Корепанова, И.А. Липчанская.-М.: ТЦ Сфера, 2015.-80с. (Библиотека руководителя ДОУ).

3. Елжова Н.В. Скорая помощь для старшего воспитателя/Н.В. Елжова-Ростов-н/Д: Феникс, 2014.-287,(1)с.:ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль в ДОУ по теме: «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию связной монологической речи дошкольников».

Тематический  контрольТема: «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию     связной монологической речи дошкольников».  Цель: выяснить  состояние раб...

Тематический контроль Состояние воспитательно-образовательной работы по активизации интереса детей разных возрастных групп к экспериментально-поисковой деятельности

Полная разработка материалов тематического контроля на тему "Состояние воспитательно-образовательной работы по активизации интереса детей к экспериментальной деятельности"...

Контроль старшего воспитателя за состоянием воспитательно-образовательной работы

В данной статье представлены виды контроля, применяемые в ДОУ и  несколько вариантов разработок ведения контроля: за состоянием участков; за содержанием работы по укреплению здоровья детей; за со...

Карты к тематическому контролю "Состояние воспитательно-образовательной работы по обучению детей рассказыванию"

Данный  материал содержит карты-сжемы, которые пригодятся старшим воспитателям при проведении тематического контроля "Состояние воспитательно-образовательной работы по обучению детей рассказывани...

Тематический контроль по теме: «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическом воспитанию и образованию в группах комбинированной направленности детей 6-7 лет № 1, № 2 в МБДОУ №1 «Русалочка» п. Гигант»

Тематический контроль по теме: «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическом воспитанию и образованию в группах комбинированной направленности детей 6-7 лет № 1, № 2 в МБДОУ №...

Карты к тематическому контролю "Состояние воспитательно-образовательной работы по музыкальному воспитанию детей разных возрастных групп МДОАУ"

Эти технологичческие карты к тематическому контролю могут быть полезными как для старшего воспитателя,  так и для музыкального руководителя....