Подвижные и малоподвижные игры народов России
методическая разработка (подготовительная группа)

Рождественская Оксана Юрьевна

«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».                     

В.А.Сухомлинский.

Испокон веков игра являлась необходимым и важным средством воспитания и обучения ребенка. С помощью игры ребенок весело и с легкостью познавал окружающий мир. У каждого народа и в каждой местности существовали свои игры, которые способствовали передаче старшим поколением младшему положительного опыта, необходимого ему для легкой адаптации в дальнейшей самостоятельной жизни.

В настоящее время народные игры также играют важную роль в формировании у детей представления об окружающем мире и, что немаловажно, влияют на нравственное воспитание ребенка. 

Целью ознакомления детей дошкольного возраста с разнообразными народными играми преследует цель не только физического воспитания, но и обогащения духовного мира детей.

Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического,  художественного и физического воспитания дошкольников. Радость от получаемого веселья в движении сочетается с духовным ростом детей.

Игры народов России формируют у детей заинтересованность к истории родной страны, пробуждают интерес и уважение к обычаям и культуре народов, проживающих на территории России, создают эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.

Для того, чтобы добиться полноценного воспитательного и образовательного эффекта народной игры, воспитателю, перед тем как играть с детьми в народные игры, необходимо ознакомить дошколят с обычаями, культурой и бытом края, откуда берет свое начало данная народная игра.

Мною была составлена небольшая Картотека подвижных и малоподвижных игр народов России. В этой картотеке описаны далеко не все игры и представлена лишь небольшая часть народов нашей многоликой страны. Однако игры подбирались мною, учитывая бытность взятого народа, особенности возраста детей, с целью продолжения нравственно - патриотического воспитания детей подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_narodnyh_igr_podgotovitelnaya_gruppa.docx304.67 КБ

Предварительный просмотр:

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/07e0/0000cb2f-9401d09b/hello_html_661d90.jpg

Картотека

подвижных и малоподвижных игр

народов России

(для детей подготовительной к школе группы)

        

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/07e0/0000cb2f-9401d09b/hello_html_mb5eb6ff.jpg

Чувашская народная игра

 «Кого вам?» (Тили-рам?)

Ход игры: Игра состоит из двух этапов.

1.Дети делятся на две команды. Игроки обеих команд строятся лицом друг к другу на расстоянии около 10 метров. Первая команда говорит хором: «Тили-рам , тили-рам?» («Кого вам, кого вам?»). Вторая команда называет имя любого игрока из первой команды. Он бежит и старается грудью или плечом прорвать цепь второй команды, взявшейся за руки. Потом команды меняются ролями.

2. После вызовов команды начинают перетягивание каната.

Цель: Упражнять в умении быстро набирать скорость; развивать ловкость, выносливость.

Правила игры. На первом этапе одной из команд необходимо прорвать цепь, а другой удержать игрока. Если бегущему удается прорвать цепь другой команды, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не прорвал цепь другой команды, то он сам остается в этой команде. До начала игры устанавливается количество вызовов команд.

     На втором этапе образовавшиеся команды должны перетянуть канат через черту. Побеждает команда перетянувшая канат на свою сторону.

Кубанская народная игра

 «Плетень »

Ход игры: Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест.

Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги. По сигналу дети расходятся по площадке. По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест.

Цель: Тренировать выдержку, внимательность, скорость реакции.

Правила игры. Дети делятся на 4 шеренги (можно с помощью считалки «Край дольный, Край широкий.

Мак мачистый, Головистый, Головушки, как розушки.

Встань так, будешь – мак.»). В начале игры можно определить количество (например 10). По сигналу свистка или бубна играющие расходятся по всей площадке, выполняя определённые движения (поскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.). Дети не должны стоять на одном мете. По второму сигналу дети быстро строятся в свои же шеренги. При построении запрещается задевать детей чужой шеренги. Выигрывает та шеренга, которая первая построится. После назначенного числа построений. Выбирается шеренга победителей, которая чаще всех выигрывала.

Татарская народная игра

 «Отгадай, догони» (Читанме, бузме)

Ход игры: Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это. Если он угадает, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой игрок. Если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать. Игрок оббегает круг и возвращается на свое место.

Цель: Развивать ловкость, внимательность, терпение, скорость, умение соблюдать правила.

Правила игры. Водящий снимает повязку только когда получил знак, что имя названо верно. В случае если водящий не поймает игрока, то садится с краю ряда, а игрок становиться водящим. Если игрок пойман, то водящий может повторить игру отгадав еще одного игрока. В игре устанавливается строгая очередность. Воспитатель определяет кто из игроков подходит к водящему,  и следит, чтобы  игроки не повторялись пока не поучаствует каждый ребенок.

Бурятская народная игра

 «Баабхи шэдэлген»  

Ход игры: Похожа на русскую игру в городки. Игроки с расстояния двенадцати шагов стараются выбить баабхи из очерченного на земле квадрата, размером не менее метра.

Цель: Развивать меткость, ловкость, терпение.

Правила игры. Баабхи (таранная кость крупного рогатого скота). Вместо костей и камней в детском саду можно использовать пластиковые мячики диаметром около 10 см. и деревянные кубики размерами около 3х3 см. Дети выбивают баабхи по одному разу по очереди, если за один круг баабхи не выбиты за пределы квадрата, то игра продолжается. Побеждает ребенок первый выбивший баабхи за пределы квадрата.

В отличие от городков баабхи разрешается выбивать в любую сторону.

Башкирская народная игра

 «Энә менән еп» (Иголка и нитка)

Ход игры: Дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны друг за другом на одной стороне площадки. У команды выбирается «иголка». Перед каждой командой на расстоянии 5 метров ставится ориентир (куб, башня, флажок). Можно поставить два ориентира, чтобы команды оббегали их «змейкой».  По сигналу первые игроки («иголки») обегают ориентиры, возвращаются к команде. К ним зацепляется следующий игрок («нитка»), они обегают ориентир вдвоем. Таким образом, все игроки команды («нитки»), по очереди зацепляясь, друг за дружкой, обегают ориентиры.

Цель: Развивать ловкость, ориентацию, умение передвигаться в команде несколько человек.

Правила игры. Играющие во время бега не должны расцеплять руки. Расцепившая руки команда начинает игру заново. Побеждает та команда («иголка с ниткой»), все игроки которой зацепились и обежали ориентиры первыми.

Осетинская народная игра

«Гаккар»

Ход игры: Для игры считалкой выбирается водящий, остальные игроки. На игровой площадке по кругу на расстоянии 40 - 50 см друг от друга чертят

Круги по количеству игроков. В них на корточках приседают игроки.  Водящий, прыгая на одной ноге, старается ладошкой столкнуть кого- нибудь из игроков с места. Игрок считается сбитым, если хотя бы одна его нога сместилась или ступня оказалась за чертой

круга.

Цель: Развивать равновесие, выносливость, стремление соблюдать правила.

Правила игры.  Игрокам разрешается время от времени касаться руками пола; водящий  не  должен  ударять  сидящего,  а  слегка только

подталкивать его; по договоренности водящему разрешается менять ногу, на которой он

прыгает. Водящий может поддталкивать ребенка только два раза, после переходит к другому игроку.  Выигрывает игрок, который последним удержался в кругу.

Русская народная игра

«Лапта»

Ход игры: На площадке проводят две линии на расстоянии 20м. С одной стороны площадки находится город с другой – кон. Участники игры делятся на две команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой (круглая палка с ручкой и основанием) забивает резиновый мяч, бежит через площадку за линию кона и возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются им запятнать бегущего. Водящие  могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Когда бьющий побежал за линию кона мяч забивает следующий метальщик. Осаленных на поле выручить может метальщик. Нередко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок, - тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться такое положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.

Цель: Развивать меткость, скорость, ловкость, выдержку, чувство взаимопомощи.

Правила игры.  Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. Команда города также переходит в поле, если игрокам поля удается запятнать всех бегущих. В ином случае игроки остаются на местах. Также игроки поля переходят в город , если игроки города пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.

Марийская народная игра

«Биляша»

Ход игры: На площадке чертят две линии на расстоянии около 4 метров. Дети делятся на две команды и становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по договору с командой с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Игрок которого тянут сопротивляется. Если тянувшему игроку удается перетянуть игрока, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего на свою сторону. Игра продолжается также с другой  командой. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды.

Цель: Развивать силу, скорость, выносливость.

Правила игры.  Перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя. Никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку. Если игрока, у которого есть пленник, перетянет на свою сторону игрок противоположной команды, то пленник освобождается и возвращается на свое место.

 

Кабардино-балкарская народная игра

«Повелитель лунки»

Ход игры: Кладут мяч в лунку, которую выкапывают в центре площадки. Повелитель лунки садится на расстоянии 3-6м в стороне от играющих. Игроки становятся вокруг мяча (в радиусе 2-4м) на равном расстоянии друг от друга и от мяча. Когда все готовы, повелитель выкрикивает имя одного из игроков.Тот должен быстро схватить мяч и осалить одного из убегающих, кидая мяч с места (или догоняя игрока). Осаленные выходят из игры. Если названный повелителем игрок промахнулся, то он сам выходит из игры. Остальные снова занимают места по кругу, и игра продолжается. Побеждает тот, кто продержится дольше всех. В следующий раз он становится повелителем лунки.

Цель: Развивать меткость, скорость, ловкость, выдержку.

Правила игры.  До начала игры ее участники договариваются, как будут салить: с места, или догоняя убегающих. Нельзя убегать за условленную территорию. Салить игрока можно только прямым попаданием мяча, а не с отскока.

Алтайская народная игра

«Чаклун» (Колдун)

Ход игры: Для начала выбирается колдун. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее по одному указательному пальцу. По команде «Раз, два, три!» или по окончании считалки все отдергивают пальцы, а игроку с вытянутой рукой необходимо захватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец будет таким образом захвачен трижды, становится колдуном.

     Все разбегаются, а колдун пытается кого-нибудь осалить. Пойманный замирает, разведя руки в стороны. Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой. Колдун должен следить за своей жертвой, и как только кто-нибудь снимает чары, то он старается повторным осаливанием снова напустить их. Кроме того, он должен пытаться заколдовать и тех, кто отваживается выручить товарища.

Цель: Развивать скорость, выдержку, ловкость, умение увертываться.

Правила игры.  Заколдованный игрок остается на месте. Заколдованный трижды сам становится колдуном, а его предшественник присоединяется к убегающим. Салить можно только ладошкой, нельзя толкаться и стоять возле осаленного на одном месте. При слежке за осаленным колдун не должен находиться возле осаленного ближе, чем на 2 метра.

 

Адыгейская народная игра

«Пастух» (Iэхъуэ)

Ход игры: Игра поводится на открытой площадке. Дети делятся на две команды. Первая команда – «волки», вторая – «стадо коров». Выбирается «пастух». Для охраны «стада» в руках у «пастуха»  кнут (веточка с привязанным к нему канатиком). Очерчивается круг (дом коров), чтобы стадо могло свободно перемещаться в нём.

    Когда «пасту» загоняет «стадо» домой, то на них нападают «волки», но «коровы» пытаются затащить волков к себе в дом. «Пастух» должен подбежать и задеть «волков» кнутом.

Цель: Развивать силу, скорость, выносливость, ловкость.

Правила игры.  «Волк», которого затащили в дом, выбывает из игры. «Корова», которую вытащили из дома, выбывает из игры. «Волки», которых задел кнутом «пастух», превращаются в «собак», и они помогают «сторожить» стадо, задерживая «волков» до прихода «пастуха». Перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя. Игра заканчивается когда выбыли все волки или коровы.

Дагестанская народная игра

«Достань папаху»

Ход игры: Игроки делятся на две команды с одинаковым количеством пар. Команды стоят напротив друг друга, посередине лежат папахи. Расстояние между папахами и парами около 10 метров. Играющие в обеих командах становятся в пары держась за руки и движутся к папахе. выполняя разные задания. Пары двигаются поочереди. Например, первые пары продвигаются вперед «гусинным шагом», вторые пары передвигаются на пятках, третьи, прыгают на одной ножке и т.д. Схватив папаху пара бегом возвращается на свое место.

Цель: Развивать силу, скорость, выносливость, ловкость, равновесие, способность двигаться в паре.

Правила игры.  Взять папаху имеет право только та пара, которая дошла первой. Если пары расцепили руки во время движения, они возвращаются и начинают движение заново. При повторении игры нужно поменять виды движений между парами. Побеждает команда, пары в которой набрали больше шапок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательной активности в ходе ознакомления с подвижными играми народов России.

Развитие двигательной активности в ходе ознакомления с подвижными играми народов России....

"Подвижные игры народов России" Русская народная игра

Подвижные игры народов РоссииРусская народная игра«Горелки»Ход игры: играющие встают парами друг за другом. Впереди стоит водящий- горелка. Все произносят слова:Гори, гори ясно,Чтобы не по...

Мастер-класс "Подвижные и хороводные игры народов России"

Данный мастер-класс будет полезен инструкторам ФК, музыкальным руководителям и воспитателям...

Подвижная игра «Змея» Проектная деятельность «Подвижные игры народов России»

Подвижная игра «Змея»Проектная деятельность«Подвижные игры народов России»...