Картотека игр по формированию правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.
картотека (старшая группа)

Секретарева Татьяна Александровна

В картотеке подобраны игры на каждое право, даны правила игр, предложен игровой материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_pravovomu_vospitaniyu.docx194.84 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Воскресенский детский сад №4 «Рябинка»

Картотека игр по формированию

правовых знаний у детей

старшего дошкольного возраста

Составила: Секретарева Т.А.  

Название игры

Цель игры

Игровое правило

Игровой материал

Право на имя

«Давайте познакомимся»

Подвести детей к пониманию того, что у каждого ребенка есть свое имя.

Назвать свое имя, передавая игрушку по кругу.

Игрушка мишка

«Ласковое имя»

Дать детям представления о том, что имена могут звучать ласково.

Дети стоят в кругу, глядя в глаза друг другу, они передают мяч и произносят имя соседа ласково.

мяч

«Узнай свою маму»

Формировать умение правильно называть свою маму

Детям показывается фотография мамы, ребенок узнает свою маму и называет ее по имени.

Фотографии мам

«Назови имена сказочных героев»

Формировать умение называть сказочных героев.

Предложить детям назвать имена сказочных героев и рассказать, почему их  так называют

Иллюстрации        со сказочными героями.

«Как растет имя»

Подвести        детей        к        пониманию        того,        что        имя сопровождает нас всю жизнь.

Детям        демонстрируют        фотографии        и предлагают назвать имя

Фотографии девочки и мальчика (в детском саду, в школе, взрослые на работе и дома)

«Назови полное имя»

Развивать коммуникативную компетентность

Воспитатель        называет        неполную        форму имени, а дети полное имя.

мяч

«Когда я стану взрослым»

Дать детям представление о том, как будут называть их, когда они станут взрослыми

Воспитатель называет имя ребенка, а дети говорят полное имя.

мяч

«Назови полным именем»

Закреплять знания детей о своем имени, фамилии, отчестве

Дети называют свое полное имя – Ф.И.О. (имя мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д.)

мяч

«Назови по-другому»

Формировать умение обращаться к сверстникам по - разному, называя его имя.

Воспитатель называет имя, а дети говорят, как можно сказать по-другому.

«Образуй Отчество»

Учить образовывать отчества от мужских имен

Воспитатель называет мужское имя, а дети образуют на него отчество.

Мяч

«Четвертый лишний»

Закреплять знания о мужских и женских именах

Воспитатель называет четыре имени, а дети определяют лишнее в группе, давая свое объяснение

ПРАВО РЕБЕНКА ЖИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬСЯ В СЕМЬЕ

«Чей малыш»

Формировать умение у детей соотносить животных и их детенышей, развивать зрительное внимание, навыки самоконтроля.

Участникам игры рекомендуется выбрать правильный ответ по принципу: «Чей детеныш». На экране появляется картинка с изображением животного  и две картинки с изображением детенышей

животных.

Картинки изображением животных детенышей

и

с их

«Кому, что нужно»

Закреплять знания детей о профессиях, развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание.

дети должны выбирать из всех предметов те, которые необходимы для данных профессий

Каринки с изображеем профессий и

предметов

с

и

«Мамины помощники»

Развивать        умение пользоваться предметами в

соответствии        с        их        назначением,        выполнять последовательно игровые действия.

Дети        вместе        с        воспитателем

распределяют   обязанности,   кто,        что будет делать.

Игрушка котенок и предметы

 «Что такое хорошо, что такое плохо»

Учить детей отличать хорошее поведение от плохого.

Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.

Ребенку предлагается определить, "что хорошо, а что плохо", объяснить свое решение.

Отрывки                                        из художественных произведений, жизненные факты о хорошем                и                плохом поведении                        человека, детей,        группы                в картинках

«Члены семьи

Закреплять    представления    о    семье,   развивать

умение        ориентироваться        в        родственных

отношениях.

Разложить картинки

Карточки        с

изображением членов

семьи

 «Обязанности мои и членов семьи»

Закрепить понимание детей, что в семье у каждого члена есть свои обязанности, которые зависят от возраста, интересов и необходимости.

Распределить картинки с изображением членов семьи между игроками. Детям предлагается подобрать каждому члену семьи орудия труда, объяснить, что с ними можно делать, с какой целью: кто еще

может выполнять данную работу.

Картинки с изображением членов семьи

«Посели в окошки эту дружную семью»

Закрепить знания детей о членах семьи

Предложить детям расставить картинки

Домик с окошками, картинки с

изображением членов

семьи

«Каждый ребенок имеет право»

Сформировать у детей знания о правах ребенка в семье, в доступной форме разъяснить значение каждого права. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. Воспитывать чувство семейной сплоченности, чувство самоуважения и

уважения к другим людям.

Ребенок берет паровозик и прикрепляет к нему вагончики согласно цветовой табличке, взрослый (педагог) разъясняет значение каждой картинки

Картинки        о        правах ребенка в семье

«Какие права имеют сказочные герои»

Познакомить в соответствующей их возрасту форме с основными правами на примере сказок.

Предложить детям назвать права сказочных героев

Картинки со

сказочными героями

«Подбери пословицу к картинкам»

Закреплять знания детей о том, что они имеют право жить и воспитываться в семье

Предложить детям подобрать пословицу к картинке

Картинки и

пословицы к ним

«Составь генеалогическое древо семьи»

Закрепить знания о родственных связях.

Детям предлагается составить

генеалогическое древо и рассказать о членах семьи.

Вырезанные из фотографий лица членов семьи, изображение

генеалогического древа.

«Родство»

Закрепить знания о родственных связях.

Ведущий по очереди задает игрокам вопросы, например: «Кто такая внучка?», если тот, кто должен отвечать дает неправильный ответ – отвечает следующий игрок, тот, кто ответил правильно, получает маленькую карточку.

Карточки с членами семьи

«Запоминаем имена близких родственников»

Закреплять умение детей называть своих близких родственников

Ведущий берет одну из больших карточек (например с дедушкой), игроки по очереди называют имена своих дедушек.

Карточки с членами семьи

«Что мы делаем?»

Поддерживать уважение к семейным традициям

Большие карточки с родственниками раздаются между игроками по 2 шт. маленькие карточки с предметами перемешиваются и выкладываются

картинками вниз. Игроки по очереди берут по 1 маленькой карточке и говорят, что

будет делать тот родственник, большая карточка с которым лежит у него.

Карточки с занятиями членов семьи

ПРАВО НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

«В гостях у Мойдодыра»

Воспитание у детей потребности в чистоте и

аккуратности. Стараться содержать своё тело в чистоте, мыть руки и лицо мылом, своевременно пользоваться средствами личной гигиены, чистить зубы.

Детям загадываются загадки от имени Мойдодыра, а дети находят отгадку в картинке

Загадки о предметах личной гигиены,

картинки с изображением

предметов личной

гигиены

«Поможем животным»

Закрепить знания детей о домашних, диких животных и их частях тела, как им можно помочь.

Воспитатель предлагает детям выбрать картинку и определить: чего не хватает у животного (лап, хвоста, ушей, хобота).

Дети помогают животным и добавляют недостающие части тела, используя

прищепки.

Изображения животных, прищепки

«Что сначала, что

потом»

Закрепить алгоритм действий при оказании первой

помощи.

Расставить в правильном порядке картинки

Картинки с изображением действий при оказании первой

помощи.

«Окажи помощь»

Закреплять знания детей об организме человека; учить оказывать первую помощь в различных

ситуациях.

Детям предлагается составить алгоритм действий при оказании первой помощи.

Играть как в лото. Детям раздаются

карточки с различными ситуациями.

Маленькие карточки с изображёнными действиями

(предметами) по

оказанию первой помощи.

«Собери чемоданчик для врача»

Уточнять представления детей о профессии врача, о занятиях и трудовых действиях врача.

Выбрать только те предметы, которые нужны для работы врача.

Картинки с изображением врача, предметов, которые необходимы врачу для работы.

«К какому врачу пойдем»

Формировать представления детей о разных

профессиях врача

Предложить детям правильно выбрать

врача для детей с заболеваниями

Картинки врачей и

детей

«Забавные гимнасты»

Активизировать детей на двигательную активность

Детям поочередно представляются

карточки с символическим изображением человечков в разных позах и предлагается выполнить то же движение, что и на

карточке.

Карточки с

символическим изображением

человечков в разных

позах

«Расскажи, что для чего нужно»        что для чего нужно».

Дать детям представление о назначении предметов аптечки

Достать из аптечки предмет и рассказать о его назначении и применении.

Предметы из аптечки

ПРАВО НА ПОЛНОЦЕННОЕ ПИТАНИЕ

«Кто чем питается»

Расширять представления детей о разных видах питания животных в природе

Предложить детям подобрать картинки

Картинки с изображением животных,

картинки с изображением еды

для животных

«Полезная

и вредная пища»

Дать понятие о правильном питании, формировать знания о том, что надо помогать тем, кто голодает.

Предложить детям выбрать только полезные продукты

Картинки с изображением

полезных и вредных продуктов

«Полезные и вредные продукты

Дать понятие о правильном питании, закреплять знания какие продукты полезны, а какие вредны

Детям предлагается разложить картинки на две группы «Полезно, вредно»

Карточки с полезными и вредными продуктами,

карточки – символы

«Кто, что любит есть?»

Закреплять знания детей о том, чем питаются животные

Детям предлагается подобрать карточки с едой соответственно животном.

Карточки с изображением животных, карточки с изображением еды для животных

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

«Кто работает в детском саду»

Расширять и уточнять представления детей о труде сотрудников детского сада, показать

взаимосвязь между разными видами труда.

Детям предлагается подобрать картинки к загадкам

Загадки о профессиях людей, которые работают в детском саду, картинки с профессиями

«Чем мы занимаемся в детском саду»

Расширять представления детей о том, чем они занимаются в детском саду

Детям предлагаются карточки с

символами, а они рассказывают, что дети делают в детском саду

Карточки с символами

«Кому, что нужно для работы»

Формировать представления детей о профессиях. Учить детей находить орудия труда и материалы, необходимые людям той или иной профессии.

Предложить детям подобрать орудия труда и материалы к каждой профессии

лото

«Школа»

Систематизировать и расширить представления детей о школе; познакомить с профессиями людей, работающих в школе; пробуждать позитивное отношение детей к сотрудникам школы.

Воспитатель предлагает детям

рассмотреть фотографии о школе, назвать профессии людей, работающих в школе.

Уточнить признаки, по которым дети узнали профессию человека.

Фотографии

профессий людей, работающих в школе

«Школьные принадлежности»

Дать представление о школе, школьных принадлежностях и оборудовании; продолжать упражнять детей в развитии навыков

классификации школьных принадлежностей, умении их называть; развивать память, внимание.

Воспитатель предлагает выбрать только картинки с изображением школьных принадлежностей

Картинки со школьными принадлежностями

«Кому что нужно для работы

Уточнить знания детей о профессиях, формировать представление о профессиях; продолжать учить отгадывать загадки профессиях

Воспитатель раскладывает на столе предметные картинки с изображением предметов, или же сами предметы, необходимых для работы

Предметные картинки с изображением предметов,

необходимых людям разных профессий

Подбери пословицу к картинке

Закреплять знания детей о том, для чего нужно получать образование

Детям предлагается подобрать к картинкам, подходящие по смыслу пословицы.

Картинки и пословицы

«Четвертый лишний»

Развивать познавательные процессы, а именно: дифференцированное восприятие, произвольное внимание, аналитическое мышление – умение

обобщать, сравнивать, классифицировать, умение строить речевые высказывания, обогащать словарь детей.

Помогите Незнайке найти лишний предмет и объясните, почему.

Как можно назвать оставшиеся предметы одним словом?

Картинки

«Помоги мальчику собраться в школу»

Закрепить знания детей о школьных принадлежностях

Воспитатель предлагает детям сложить в портфель только школьные

принадлежности

Картинки со школьными принадлежностями

Интеллектуальная игра (загадки о школьных принадлежностях)

Продолжать упражнять детей в развитии навыков классификации школьных принадлежностей, умении их называть; развивать память, внимание.

Ведущий читает загадки, а дети

отгадывают, о каком предмете идет речь.

Если ответ правильный, забирают

карточку у ведущего и выкладывают ее на игровое поле. Выигрывает тот, кто первым заполнит игровое поле.

Загадки и карточки с изображением школьных

принадлежностей

«Помоги Буратино»

Познакомить детей со школьной атрибутикой.

Научить детей различать школьные принадлежности

Предложить детям выбрать только школьные принадлежности.

Школьные принадлежности разные предметы

«Как Незнайка в школу собирался»

Формировать у дошкольников познавательный интерес к школьному обучению через расширение представлений о школе.

Предложить детям помочь Незнайке

собрать все самое необходимое для учебы в

школе

Школьные принадлежности разные предметы

ПРАВО НА ОТДЫХ И ДОСУГ

«Как мы отдыхаем».

Формировать у детей представление о том, что отдыхают люди по-разному.

Воспитатель предлагает детям описать картинку, задаёт вопросы.

Карточки с изображением как отдыхают взрослые и дети

«Подбери пословицу к

картинкам»

Расширять представления детей о праве на отдых

и досуг через пословицы

Детям предлагается подобрать к картинкам, подходящие по смыслу пословицы

Картинки к

пословицам

«Отгадай, какое право

использовали герои сказок»

Познакомить детей с основами прав с подачей материала в интересной форме через сказочных героев

На картинках нарисованы ситуации из

жизни сказочных героев.

Дети рассматривают картинку и отвечают на вопросы воспитателя.

Иллюстрации к

сказкам

Отгадай, какое право

нарушили герои сказок»

Познакомить детей с основами прав с подачей материала в интересной форме через сказочных героев

Детям предлагается посмотреть на картинки и ответить на вопрос, кто нарушил права.

Иллюстрации к

сказкам

ПРАВО НА ЗАЩИТУ ОТ ФИЗИЧЕСКОГО

И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

«Добрый и злой человек»

Формировать умение у детей различать добрых и злых людей

Воспитатель предлагает детям выбрать героев сказок (добрых и злых)и подобрать их к пиктограмме.

Пиктограммы (злой и добрый человек).

Картинки со

сказочными героями

«Добро и зло»

Учить детей различать добрые и злые поступки.

Детям предлагаются картинки с изображением добрых и злых поступков,

картинки с изображением добрых и злых поступков

«Грустное и веселое солнышко»

Дать детям представления о правилах безопасности жизнедеятельности

Воспитатель предлагает рассмотреть

картинки и определить какое настроение будет у солнышка, если ему будет весело, если ему будет грустно

Картинки с опасными

ситуациями и с правильными

поступками детей, солнышко веселое и грустное

«Разрешено – запрещено»

Закрепить нравственно-правовые понятия детей, умение классифицировать поступки по принципу

«разрешено – запрещено»

Выкладываются сюжетные картинки с изображением запрещающих ситуаций и разрешающих ситуаций.

Детям предлагается разложить карточки на две группы и прокомментировать их.

Сюжетные картинки с

изображением запрещающих ситуаций и разрешающих ситуаций.

«Если чужой стучится в дверь»

Дать детям представление о том, как вести себя, когда ребенок один дома

Воспитатель предлагает детям обыграть ситуации, в которых ребенок может

оказаться, находясь в квартире один.

Проблемные ситуации,

сюжетные картинки с

правильными решениями

ПРАВО НА ЖИЛЬЕ И ЕГО НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

«Мой дом – моя

крепость».

Познакомить детей с правом на жилье и его

неприкосновенность.

Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом

Предложить детям соотнести карточки

животных с их жилищем.

Карточки с изображением птиц, животных и их жилищ, символ

изучаемого права

«Кто нарушил права?»

Закрепить знания детей о праве на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь.

Дети берут картинку и рассказывают о том, что на ней нарисовано, объясняя, как нужно поступить в данной ситуации.

Картинки

«Назови свой адрес».

Дать детям знания о том, для чего нужно знать свой адрес, номер телефона, свое имя, фамилию

Дети должны передавать друг другу мяч и называть номера домов, квартир и названия улиц, на которых они проживают.

Мяч

«Кто, где живет?»

Закреплять знания детей о праве животных на свое жилье.

Предложить детям картинки домашних и диких животных, которых нужно

соотносить с их средой обитания.

Картинки домашних и диких животных, картинки с местом их обитания

«Кто имеет право жить в этом доме?»

Формировать способности к социальной

безопасности. Учить детей рассуждать и делать выводы.

Дети получают карточки с изображением жилищ животных

Карточки с изображением жилищ животных

«Если чужой стучится в дверь»

Учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире.

Воспитатель и дети обыгрывают

ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не пускает посторонних. Кто – либо из детей стоит за дверью,

остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания,

ласковые слова и интонации.

Иллюстрации с различными

ситуациями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "О правах, играя" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)

Человек получает права, когда появляется на свет. С первых дней своей жизни ребенок пытается выстраивать какие-то отношения с окружающим ег...

Конспект занятия в старшей группе "Я и мои права" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)

В  дошкольном возрасте закладываются основы самоуважения, собственного достоинства, необходимого для успешной реализации и творческой активности. Процесс познания самого себя формирует само...

Формирование правового самосознания у детей старшего дошкольного возраста

Формирование правового самосознания у детей дошкольного возраста...

Описание опыта работы по теме «Формирование правового сознания у детей старшего дошкольного возраста»

     Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цив...

Формирование правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.

Статья, опубликованная в сборнике материалов региональных педагогических чтений "Достижения педагогической науки и инновационная образовательная практика" (ГБОУ СПО АО "Каргопольский педагогический ко...

Формирование правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.

наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.  Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих пр...

Опыт по теме: "Формирования основ правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста"

Самообразование "Формирования основ правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста"...