Программа по правовому воспитанию старших дошкольников
учебно-методический материал (старшая группа)

Заборонок Ольга Анатольевна

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения дошкольников – это целенаправленная система мер, направленных на овладение дошкольниками необходимыми правовыми знаниями, обеспечивающая выработку навыков и умений правомерного поведения и самостоятельной правовой оценки действительности. Это утверждение в сознании детей взглядов и убеждений, обеспечивающих высокое уважение к законам государства, нетерпимость к правонарушителям, высокую правовую активность, умение решать споры цивилизованными способами. Предполагаемые программой меры направлены не только на ознакомление дошкольников с положениями российских законов, но и на формирование уверенности в том, что права людей могут быть надежно защищены. Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением человека. Уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения дошкольников состоит в том, что в системе правового воспитания важно, чтобы воспитанники не только ориентировались в вопросах правопорядка, понимали ответственность за совершение преступлений и правонарушений, но и уделяли внимание таким понятиям, как «доброта», «порядочность», «честь», вопросам нравственности, патриотизма, морали.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pravovoe_vospitanie.docx54.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 7» города Усинска

Рабочая программа

по правовому воспитанию

старших дошкольников

Подготовила: Заборонок О.А.,

                    воспитатель

Рабочая программа по правовому воспитанию

старших дошкольников

Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 7» города Усинска

Юридический адрес: г. Усинск, улица Строителей, 4а

Ф.И.О. руководителя: Беликова Наталия Игоревна

Автор: Заборонок Ольга Анатольевна, воспитатель, общественный инспектор по защите прав детей

Паспорт программы

Наименование программы

Программа правового воспитания старших дошкольников в МБДОУ «ДСОВ № 7» г. Усинска

Разработчик программы

Заборонок Ольга Анатольевна, воспитатель, общественный инспектор по защите прав детей

Основания для разработки программы

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ,

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989),

Конституция РФ,

Гражданский кодекс РФ,

Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Целевая аудитория программы

Воспитанники МБДОУ «ДСОВ № 7» г. Усинска, их родители

Масштаб реализации программы

Дошкольная образовательная организация

Цель программы

Повышение уровня правовой культуры дошкольников, формирование правового самосознания, активной жизненной позиции, формирование законопослушного поведения граждан

Основные задачи программы

- создание условий для формирования у детей правовой компетентности;

- ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;

- формирование у детей: социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведения и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;

- воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;

- содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров;

- воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека;

- создание условий для организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс;

- повышение уровня социально-правовой защищенности детей, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье;

- формирование у родителей понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения;

- оказание необходимой помощи семьям в осуществлении правовоспитательной деятельности;

- повышение правовой грамотности педагогов ДОО.

Формы, методы, приемы реализации программы

С дошкольниками - беседы, конкурсы, игры.

С родителями – родительская гостиная (лекции, круглые столы, деловые игры).

Срок реализации программы

2018-2019 учебный год.

Этапы реализации программы

I этап: проектный

Цель: подготовка условий создания системы правового  воспитания.

Задачи:

  • Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
  • Разработать, обсудить и утвердить программу по правовому воспитанию.
  • Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

II этап: практический  

Цель: реализация программы по правовому воспитанию.

Задачи:

  • Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
  • Обогащать содержание правового  воспитания.
  • Разработать методические рекомендации  по правовому воспитанию.   
  • Вовлекать в систему правового  воспитания родителей (законных представителей) воспитанников и представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  • Проводить мониторинг реализации программы.

III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

  • Обобщить результаты работы ДОО.
  • Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
  • Спланировать работу на следующий период.

Система организации и контроля исполнения программы

Контроль за реализацией программы осуществляет её разработчик, он:

- осуществляет организационное, информационное и научно-методическое обеспечение программы;

- координирует взаимодействие педагогов и родителей воспитанников с заинтересованными организациями по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения дошкольников;

- анализирует ход выполнения плана действий по реализации программы;

- несет ответственность за своевременное выполнение указанных мероприятий;

- один раз в год (январь) проводит мониторинг реализации программы;

- знакомит с результатами мониторинга участников педагогического процесса и родителей (законных представителей) на педагогическом совете и родительских собраниях.

Критерии эффективности реализации программы

- положительное изменение детей к себе и окружающим,

- снижение уровня агрессии у детей,

- сформированность у детей собственного уважительного и терпимого отношения к людям,

- изменение у детей подходов к разрешению конфликтов и споров,

- повышение грамотности родителей (законных представителей) в области правового воспитания.

Пояснительная записка

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения дошкольников – это целенаправленная система мер, направленных на овладение дошкольниками необходимыми правовыми знаниями, обеспечивающая выработку навыков и умений правомерного поведения и самостоятельной правовой оценки действительности. Это утверждение в сознании детей взглядов и убеждений, обеспечивающих высокое уважение к законам государства, нетерпимость к правонарушителям, высокую правовую активность, умение решать споры цивилизованными способами. Предполагаемые программой меры направлены не только на ознакомление дошкольников с положениями российских законов, но и на формирование уверенности в том, что права людей могут быть надежно защищены. Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением человека. Уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения дошкольников состоит в том, что в системе правового воспитания важно, чтобы воспитанники не только ориентировались в вопросах правопорядка, понимали ответственность за совершение преступлений и правонарушений, но и уделяли внимание таким понятиям, как «доброта», «порядочность», «честь», вопросам нравственности, патриотизма, морали.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

Важнейшим достижением системы российского образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи: социальная - существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая - формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.

Анализируя современное состояние проблемы правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная, законопослушная личность, обладающая правовыми знаниями.

Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении норм морали и противоправных действиях, ранней алкоголизации и наркомании, криминализацией сознания и поведения значительной части взрослеющего поколения требуют активизации государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого ребенка.

Обеспечение такого подхода возможно лишь при создании и обеспечении государством соответствующих условий. Поставленная задача может быть решена посредством изменения подходов к воспитательной деятельности, отказа от авторитаризма в воспитании, что, в свою очередь, предполагает построение всего процесса через многостороннюю деятельность, основанную на взаимодействии, сотрудничестве, уважении, доверии к ребенку, через создание в этом процессе условий для его самореализации в качестве социального субъекта. Такие изменения непосредственно связаны с усилением внимания к реализации прав ребенка.

Значительный вклад в развитие теории, методики и практики правового воспитания, формирования правовой культуры различных социальных групп общества внесли философы, юристы, педагоги, психологи, учителя-практики. В разные периоды развития российского образования проблемы правового воспитания рассматривались в работах Н.П. Вербицкого, И.Ф. Рябко, Е.В. Татаринцевой, В.В. Тишенко. Основой для построения учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование нравственно-правового сознания и поведения, являются идеи Н.К. Крупской, А.С. Макаренко. Значимы для исследования работы Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, в которых педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа сотрудничества взрослых и детей.

Вместе с тем, анализ научно-педагогической литературы и практики позволил сделать вывод: несмотря на наличие, довольно обширной литературы по проблемам правового воспитания, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени. Среди наиболее актуальных остается проблема правового воспитания детей дошкольного возраста.

Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли (С.А. Козлова).

Таким образом, одним из направлений правового воспитания является формирование у детей представлений о себе, своих правах и обязанностях, что предполагает:

- знакомство с основными правами человека, их обязанностями (в доступной форме, с привлечением наглядного материала);

- создание условий для формирования знаний о нравственно-правовых нормах поведения;

- развитие представлений о полезности, целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений.

Актуальность программы подтверждается следующими её характеристиками:

- программа отражает вопросы умственного, нравственного, эстетического, правового воспитания;

- программа носит междисциплинарный характер: интегрирует знания общей и дошкольной педагогики, детской психологии, юридических наук;

- программа отвечает перспективным направлениям совершенствования воспитания человека, позволяя решать важнейшие в современных условиях задачи формирования основ планетарного сознания и нравственного поведения, уважительного отношения к правам человека, что развивает высшие проявления его духовности (гуманные отношения к другим людям).

- программа формирует установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Ожидаемые результаты реализации программы

        Процесс понимания и внутреннего принятия ребенком социально-правовых явлений долговременный и трудно поддается оценке. При регулярной работе с детьми можно наглядно убедиться в положительных изменениях и в их отношении к себе и к другим людям, в снижении уровня агрессивности у детей, в сформированности у детей собственного мнения, в изменении подходов к разрешению конфликтов и споров.

Реализация программных целей и задач позволит: создать образовательное пространство для повышения правовой компетентности родителей, вовлечь их в правовоспитательную среду и правового воспитания детей.

Механизм реализации программы

        Для решения поставленных целей и задач правовоспитательную деятельность в дошкольном образовательном учреждении необходимо осуществлять по трем направлениям:

- с педагогическим составом,

- с родителями,

- с детьми.

        На первоначальном и последующих этапах реализации программы предполагается проведение диагностики уровня правовой культуры всех участников правовоспитательного процесса.

        Успешность правового воспитания в дошкольном образовательном учреждении во многом определяется соответствующей квалификацией педагогических кадров. Уровень подготовленности воспитателей к осуществлению правового воспитания зависит от качества организованной в детском саду деятельности по повышению квалификации педагогов как организаторов правового воспитания и их правовой культуры.

        В практике правовоспитательной деятельности педагогов недопустимы воздействия на дошкольников, оскорбляющие их человеческое достоинство, наказания грубые окрики и т.д.

        Педагогам необходимо учитывать, что правовое воспитание не должно быть назидательным, так как невозможно сформировать у детей ненасильственное отношение к другим людям, уважение к человеку и его правам, если занятия буду проводится в авторитарном стиле.

        Педагогическая тактика правовоспитательной деятельности воспитателя как с детьми, так и с их родителями должна строиться не на категоричных суждениях, а на убеждении и доброжелательном обсуждении.

        Роль педагога дошкольного образовательного учреждения как организующего начала правового воспитания в системе воспитатель-ребенок-родитель заключается не только в формировании у детей элементарных представлений о правилах поведения, правах и обязанностях, но и в создании условий их практического применения как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье.

        Правовое воспитание в детском саду происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, что делает этот процесс личностно-значимым. На занятиях по правовому воспитанию дошкольников используются виды деятельности, в которых дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить и т.п.

        Наиболее перспективным, на наш взгляд, является проведение правовоспитательной работы с дошкольниками не столько на материалах о нарушении прав и установленных правил, сколько на положительных примерах, в отношении которых у детей возникает желание подражать.

        Ориентиром в выборе средств воспитательных воздействий на дошкольников в процессе правового воспитания является формирование у детей представления о человеческом достоинстве и праве каждого на уважение.

        Содержательная и методическая составляющие данной программы нацеливают на то, чтобы дошкольники из пассивных, бездеятельных наблюдателей превратились в активных участников познания социально-правовой жизни общества на собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Содержание правовоспитательного процесса

Основными участниками процесса правового воспитания являются дети, родители (законные представители), педагогический состав образовательного учреждения (воспитатели, педагоги-специалисты).

        Занятия для детей разработаны таким образом, что они могут быть использованы в общеразвивающих группах воспитателями. Тематическое планирование с детьми содержит раздел «Лексика», ориентирующий воспитателя на отбор лексического материала для занятий по формированию лексико-грамматического строя языка и развития связной речи, на актуализацию у детей определенного словарного запаса.

План реализации программы правового воспитания старших дошкольников в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 7»

г. Усинска на 2018-2019 учебный год.

№ п/п

Содержание работы

Срок исполнения

I. Развитие нормативно-правовой базы и информационно-методическое обеспечение реализации программы

1.

Проведение диагностических исследований в ДОО

2018-2019

2.

Создание программы в ДОО по организации работы по данному направлению с воспитанниками, родителями и педагогами, планирование работы

2018

3.

Оформление и использование уголка правовых знаний, размещение информации на официальном сайте ОО

2018-2019

4.

Создание банка данных видео, аудио, CD-материалов по данному направлению работы

2018-2019

5.

Подготовка аннотированного списка литературы по заданной тематике

2018-2019

6.

Координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, подразделениями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов.

2018-2019

II. Повышение правовой грамотности педагогических кадров

1.

Организация консультационного клуба для педагогов ДОО. Проведение тренингов, деловых игр и консультаций по правоохранной теме.

Ежемесячно в течение всего периода

III. Повышение правовой грамотности родителей

1.

Организация и создание информационных стендов, листовок по правам ребенка.

Ежемесячно в течение всего периода

2.

Организация заседаний родительского клуба «Правовед»

Ежемесячно в течение всего периода

IV. Мероприятия по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения дошкольников.

1.

Организация и проведение занятий со старшими дошкольниками

2018-2019

2.

Организация семейных праздников, тематических недель, выставок рисунков и стенгазет

2018-2019

3.

Проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения детей с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов

2018-2019

(2 раза в год)

4.

Проведение викторин среди воспитанников 6-7 лет с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения

2018-2019

5.

Рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения учащихся на педагогическом совете, родительских собраниях с приглашением представителей правоохранительных органов

1 раз в год

6.

Проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения подростков

2018-2019

(1 раз в год)

7.

Организация тематических показов мультфильмов для старших дошкольников  по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения детей

Ежемесячно

8.

Оказание консультационной помощи родителям воспитанников по вопросам защиты прав и законных интересов семьи, учащихся.

По мере необходимости

V.     Социально-педагогическое сопровождение семей

1.

Составление банка  данных о семьях вновь поступивших воспитанников

В течение года

2.

Обновление комплексного социально-педагогического паспорта ДОО, групп

В течение года

3.

Уточнение банка данных дошкольников группы «риска», СОП, «неблагополучных семей»

В течение года

4.

Организация пропаганды правовых знаний среди родителей на тему: «Ребенок и закон»

В течение года

5.

Выявление малообеспеченных, многодетных, неполных семей. Организация защиты  интересов и прав данной категории семей

В течение года

6.

Привлечение  родителей к работе по профилактике вредных привычек у детей

В течение года

7.

Работа с социально-неустойчивыми семьями

В течение года

8.

Работа с семьями с детьми под опекой

В течение года

9.

Организация и проведение семинара для родителей  «Профилактика  социально-значимых заболеваний»

1 раз в год

VI. Совместная работа субъектов профилактики

1.

Совместная работа ДОО и органов правопорядка (ПДН, Отдел опеки и попечительства Администрации Усинска городского округа) по выявлению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и детей, чьи права нарушаются родителями (законными представителями)

В течение года

2.

Родительские собрания с привлечением инспектора ПДН, органов опеки и попечительства, врача-нарколога и других специалистов

2 раз в год

Приложение к Программе

правового воспитания

старших дошкольников в

 МБДОУ «ДСОВ № 7» г. Усинска

№1

Мониторинг реализации программы правового воспитания старших дошкольников в

МБДОУ «ДСОВ № 7» г. Усинска

№ п/п

Фамилия, Имя ребенка

Группа №

Опрос «Права детей»

Беседа «Как поступить»

Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?

Как ты думаешь, что такое право?

Какие права есть у тебя и других детей?

Какие права ты считаешь самыми важными?

Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?

Кто защищает права детей?

Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?

Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

Нужно ли принимать в свою игру других детей, если они просят об этом? Почему?

Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

Можно ли без спроса брать чужие вещи? Почему?

Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

Можно ли вертеться на занятиях, мешать заниматься другим детям? Почему?

1.

2.

Правильные ответы ребенка на 5-7 вопросов свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры, 3-4 вопроса – о среднем уровне, если ребенок ответил менее, чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности правовой культуры данного дошкольника.

Приложение №2

 к Программе

правового воспитания

старших дошкольников в

 МБДОУ «ДСОВ № 7» г. Усинска

Результаты мониторинга реализации программы правового воспитания

старших дошкольников в

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 7»

 за 2018-2019 учебный год.

Приложение №3

 к Программе

правового воспитания

старших дошкольников в

 МБДОУ «ДСОВ № 7» г. Усинска

Календарно – тематическое планирование работы с воспитанниками

Месяц

Предполагаемый результат

Темы занятий

Лексика

Кол-во занятий

Сентябрь

Умеет проявлять заботу о пожилых людях, малышах

Помоги, кому трудно

Забота, обязанности, сочувствие, переживание, правила поведения, оказание помощи, младенец, пожилой человек

1

Имеют представление о том, что шестилетние дети – самые старшие в детском саду; об изменении с возрастом социального статуса людей и о документах, подтверждающих этот статус

Личные документы

Права, обязанность, возраст, требование, поведение, документ, свидетельство о рождении, паспорт

1

Октябрь

Имеют представление о  бесконфликтном поведении и общении

Как дружить без ссоры

Добро, зло, обида, обман, ссора, наказание, переживание, расстраиваться

1

Имеют представление о способах поддержания родственных связей (переписка, разговор по телефону, посещение), проявление заботы, любви, уважения друг к другу; дети знают о почтовых отправлениях и о средствах связи, о праве на тайну переписки и почтовых отправлений

Если пришло письмо

Знак, сигнал, посещение, телефон, мобильный телефон, почта, адрес, отправитель, получатель, посылка, телеграмма, открытка, письмо, тайна переписки, переписка

1

Ноябрь

Имеют представление о собственности, личных вещах

«За свое постою, а чужое не возьму»

Личные вещи, чужое, свое, наказание, вред, брать чужие вещи без разрешений (красть)

1

Имеют представление о роли образования в жизни каждого человека, повышение мотивации к обучению. Имеют представление о школе, школьниках, учителях

Грамоте учиться – всегда пригодится

Знания, обучение, образование, грамотный, библиотека, школа, школьник, ученик, уважение, правила поведения в детском саду и школе, режим дня

1

Декабрь

Более углубленно представляют о семейном благополучии и о защите прав ребенка

Семья – семь Я

Благополучная дружная семья, родственники, брат, сестра, мама, папа, бабушка, дедушка, любовь, помощь, забота, защита, уважение, обязанности, права

1

Имеют представление об особенностях поведения других детей в группе, навыков бесконфликтного поведения и ненасильственного отношения к окружающему миру

«Как договорился, так и сор разрешился»

Дружба, друг, друзья, уважать, доброжелательный, верный, отзывчивый, воспитанный, невежа, приятель, приветливый, раскаяние, враг

1

Январь

Знают правила вежливого (уважительного) отношения к другим людям и имеют представление о вежливом обращении

Секреты вежливости

Уважение, правила, вежливость, Вы, ты, прозвище, насмешка, спасибо, пожалуйста, доброе утро, добрый день, добрый вечер, здравствуйте, до свидания

1

Более углубленно представляют о правилах пользования и распоряжения имуществом

«Из чужого кармана платить легко»

Личные вещи, деньги, вор, чужой, брать без разрешения (красть)

1

Февраль

Знают правила поведения в общественных местах

Порядок – это хорош, беспорядок – плохо!

Правила, порядок, культура, наказание, запрет

1

Более углубленно представляют о праве на заботу и уважение в семье, о семейных традициях и ценностях

Я и семья

Уважение, забота, сочувствие, сопереживание, почтение, дружная семья, помощь, бюджет, деньги, заработная плата, работа, профессия, трудолюбие, права, обязанности

1

Март

Доброжелательно относятся к людям

Жизнь дана на добрые дела

Уважение, возраст, пожилой, старость, детство, помощь, добрые дела

1

Имеют представление о том, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка; представляют о щедрости и жадности, о том, как эти качества проявляются в поведении людей

«Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе не ладен»

Обещание, уважение, конфликт, спор, ссора, обман, обида, оскорбление, ложь, переживание, равнодушие, раскаяние, жадность, щедрость, права, правила, ответственность

1

Апрель

Представляют о потребностях человека в жилье и праве на жилье

В гостях хорошо, а дома лучше

Дом, квартира, комната, жилье, жильцы, порядок, беспорядок, продукты, магазин, деньги

1

Знают о безопасном поведении во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в общественных местах (на улице, в транспорте, кинотеатре и т.д.)

«Каждый маленький ребенок должен знать с пеленок»

Правила, нарушитель, преступник, безопасность, внимательный, осторожность, запрещено, опасность, травма, люк, тротуар, переход, пешеходный переход, светофор

1

Май

Имеют представление о своей стране, главном городе России и уважения к своей малой родине

Моя родина

Страна, родина, Россия, россияне, столица, город, флаг, герб, территория

1

Имеют представление о разных странах и народах (национальностях) и терпимо относятся к представителям разных народов (национальностей)

Кто где живет?

Страна, народы, географическая карта, дружба, иностранный, национальность, раса, вера, сходства, различия, такт, деликатность, терпимость, унижение, обычаи, национальная одежда

1

Всего

18 занятий

Приложение №4

к Программе

правового воспитания

старших дошкольников в

 МБДОУ «ДСОВ № 7» г. Усинска

План работы по повышению правовой компетенции родителей

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 7» г. Усинска

Тема

Содержание

Форма проведения

Сроки проведения

1.

«Нормативно-правовые материалы»

Документы, защищающие права ребенка. Конвенция о правах ребенка (любое издание).

Конституция РФ.

Семейный кодекс РФ.

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в российской Федерации».

Наглядная информация в родительских уголках, на сайте ДОО, беседы при личных и групповых встречах с родителями (законными представителями)

Сентябрь

2.

«Обязанности и

Ответственность»

Административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность

Круглый стол

Октябрь

3.

«Неблагоприятные факторы семейного воспитания

Специфические особенности семейного воспитания

Лекция

Ноябрь

4.

«Общение родителей и детей как условие успеха воспитания»»

Общение – это главное условие для развития в жизни человека

Круглый стол

Декабрь

5.

«Имею право на права»

Основные права и свободы, изложенные в Конвенции о правах ребенка и  применение их в жизни.

Дискуссионная площадка

Февраль

6.

«Интернет

и преступность»

Преступления в сфере компьютерной информации

Дискуссионная площадка

Март

7.

«Типы конфликтов

и способы их

преодоления»

Конфликт неустойчивого родительского восприятия. Диктатура родителей. Мирное  сосуществование.

Скрытый конфликт. Конфликт опеки.

Круглый стол

Апрель

8.

«Преступление и наказание»

Обязанности граждан РФ. Ответственность

несовершеннолетних. Обязанности родителей по

воспитанию и обучению детей. Насилие в семье.

Преступные посягательства против детей. Ответственность.

Организационно-правовая игра

Май  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проблема внедрения в практику правового воспитания старших дошкольников в современных условиях

В докладе раскрывается актуальность данной проблемы,организационно-педагогическая деятельность по правовому воспитанию старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении в современных услови...

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

Комплексный перспективный план /НООД/ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Разработан тематический работы с учётом требований ФГТ...

Рабочая программа по правовому воспитанию старших дошкольников 5-6 лет

Рабочая программа по правовому воспитанию  дошкольников  5-6 лет...

Сказки о правах для малышей и их родителей Авторы: А. Лопатина, М. Скребцова (реализация программы правового воспитания старших дошкольников)

Сказки о правах для малышей и их родителейАвторы: А. Лопатина, М. Скребцова(реализация программы правового воспитания старших дошкольников)...

Дидактические игры (реализация программы правового воспитания старших дошкольников)

Дидактические игры (реализация программы правового воспитания старших дошкольников)...

Содержание деятельности родителей и педагогов с детьми (реализация программы правового воспитания старших дошкольников)

Содержание деятельности родителей и педагогов с детьми(реализация программы правового воспитания старших дошкольников)...