Развитие самоанализа как основа формирования эмоционального интеллекта у дошкольников
статья (подготовительная группа)

Аввакумова Екатерина Сергеевна

Эмоциональный интеллект  – одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. Что из себя представляет эмоциональный интеллект и как его можно формировать в дошкольном возрасте описано в статье. Вам представлен опыт работы в студии по подготовке к школе во Дворце творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx86.01 КБ

Предварительный просмотр:

Аввакумова  Е.С.,

методист ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской»

г. Санкт-Петербург

Развитие самоанализа как основа формирования эмоционального интеллекта у дошкольников

         «В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».

Дэниел Гоулман писатель, психолог, научный журналист (США)

Эмоциональный интеллект  – одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году [5].

Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач [5].

Наиболее известным подходом к развитию эмоционального интеллекта является смешанная модель Дэниела Гоулмана (американского писателя), представленная схематично ниже.

F:\пед.слёт\eidiagram.jpg [7]

Всего Гоулман выделяет пять компонентов, разделенных на более мелкие элементы.

Самосознание:

  • уверенность в себе: это свойство личности, ядром которого выступает позитивная (или адекватная) оценка своих сильных и слабых сторон;
  • правильная самооценка: осознание своих возможностей и сильных сторон;
  • эмоциональное самосознание: анализ своих эмоций и осознание их воздействия, а также использование интуиции.

Самоконтроль:

  • оптимизм: умение с позитивом и надеждой смотреть на реальность или сложную ситуацию;
  • открытость: надежность, проявление прямоты и честности;
  • обуздание эмоций: умение контролировать деструктивные импульсы и эмоции;
  • воля к победе: стремление улучшать личную эффективность ради того, чтобы соответствовать внутренним стандартам качества;
  • адаптивность: умение приспособиться к меняющимся обстоятельствам;
  • инициативность: полная готовность к активным действиям;
  • социальные навыки: способность выстраивать эффективные взаимоотношения с другими людьми.

Социальная чуткость:

  • предупредительность: умение удовлетворять потребности и нужды клиентов и подчиненных;
  • деловая осведомленность: осознание и понимание иерархии ответственности и политики, текущих событий;
  • сопереживание: проявление участливого отношения к проблемам других людей, умение прислушаться к их чувствам.

Управление отношениями:

  • влияние: это владение рядом тактик убеждения;
  • воодушевление: умение вести за собой других людей, рисуя прекрасную картину будущего;
  • воздействие изменениям: способность вести людей в новом направлении и инициировать изменения в карьере и личной жизни;
  • помощь в самосовершенствовании: умение развивать способности других людей;
  • укрепление личных взаимоотношений: поддержка социальных связей;
  • урегулирование конфликтов: эффективное разрешение разногласий;
  • сотрудничество и командная работа: умение создать продуктивную команду;
  • эмпатия: способность распознавать свои и чужие эмоции, умение сопереживать;
  • мотивация: умение побуждать себя к действию [6].

Действительно, для того, чтобы понимать роль эмоций в жизни человека, уметь их распознавать и управлять ими, на наш взгляд, нужно начать с осознания и принятия собственных чувств и настроений. Когда человек понимает, что испытывает в эмоциональном плане и как это сказывается на его деятельности и контактах, он в состоянии вывести эмоцию из бессознательной сферы в сознание, проработать и отпустить её.

И чем раньше начать такую работу над собой, тем лучше. Именно поэтому в работе с дошкольниками я использую такие методики, как: «Солнце настроения» и «Башни». Рассмотрим подробнее каждую.

Методика «Солнце настроения» [1]. Вначале каждого занятия сразу после приветствия дети получают образец солнца для раскрашивания и инструкцию из двух частей:

  1. Подумай, пожалуйста, с каким настроением сегодня ты пришел на занятие.

Тут следует обговорить, если дети выполняют это задание впервые, то педагогу важно провести беседу о том, что настроение и эмоции у людей бывают разные, возможно, перечислить состояния.

  1. И вторая часть задания: Если для твоего настроения сегодня выбрать цвет, то какой бы он был? Раскрась, пожалуйста, солнышко. Помни, что солнце твоего настроения может быть любого цвета.

Далее каждый ребенок рассказывает о своем настроении (эмоции) и о выбранном цвете. Момент раскрашивания является психотерапевтичным, так как снимается определенное напряжение: внутреннее состояние находит физический выплеск через работу с цветом и эмоциональный – через рассказ о себе. Дошкольники тем самым учатся:

- выражать свое внутреннее состояние;

- связывать его с внешними проявлениями;

- принимать, слышать и понимать настроения окружающих;

- эмпатии;

- самоанализу и критическому мышлению.

Данное упражнение отлично подготавливает и настраивает на учебный процесс. Эта процедура занимает 5 минут, но её значение велико для каждого участника, ведь дети чувствуют собственную значимость, т.к. каждый получает внимание, и причастность к общему делу. Это сближает коллектив.

Я бы отметила такой момент, что поначалу дошкольники отвечают очень сухо, односложно, часто повторяясь, например:  настроение веселое, хорошее, доброе и т.д. Но выполняя раз за разом, раскрываются, начинают анализировать, и ответы становятся более развернутыми: «у меня сегодня очень радужное настроение, я рада вас видеть» или: «мое настроение сегодня злое с утра, потому что мама снова рано меня разбудила, и я не выспалась». И, конечно, я подвожу ребят к мысли о том, что можно сделать со своим состоянием, может ли ребенок сам на него повлиять.

Данная техника работы с эмоциями, повторяясь из занятия в занятие, становится ритуалом, дети без напоминания могут начать самостоятельное выполнение, это помогает им настроится на основную деятельность и легко включаться в образовательный процесс.

Эта методика полезна и тем, что плавно подводит детей к более сложному анализу и оценке эмоций и чувств не только своих, но и окружающих людей. Конечно, в использовании данного упражнения нет строгой привязки по возрасту, его можно использовать и с младшими школьниками и даже подростками.

На наших занятиях мы приклеиваем «солнышки» на лепестки цветов, вырезанных из картона, таким образом, получается приятная композиция, которая все время на виду. Всегда можно посмотреть, потрогать и увидеть динамику.

Оценка эмоционального состояния – это первый этап самоанализа, вторым является Оценка собственных достижений через методику «Башни». В заключительной части занятия каждый ребенок получает две башни для раскрашивания: «Башня моих стараний» и «Башня моих достижений». Инструкция следующая:

1. Подумай, на какое количество этажей башни ты сегодня на занятии постарался: на один – мало старался, на два – средне или на три – очень старался и раскрась соответствующее количество этажей на Башне своих стараний.

2. А теперь подумай, на сколько хорошо у тебя сегодня всё получилось. И раскрась Башню своих достижений.

Далее следует обсуждение результатов, каждый ребенок анализирует свои усилия и свои достижения. Педагог подчеркивает, связь между прилагаемыми усилиями и полученным «продуктом».

Результатом использования данной методики является развитие:

- рефлексии;

- критического мышления;

- коммуникативных навыков;

- эмпатии.

По завершению беседы Башни приклеиваются в рабочую тетрадь.

Данная  методика также очень проста и легка в исполнении, не требует много времени.

Каждому человеку очень важно признание и понимание его чувств. Эмоции очень сильная движущая сила человека, умение правильно считывать настроения окружающих сильно облегчают коммуникацию. Такая  работа по развитию самоанализа через методики «Солнце настроения» и «Башни», несет очень важную роль в развитии эмоционально сферы и эмоционального интеллекта у детей.

Список литературы:        

  1. Алендеева О. М.  Рабочая тетрадь по развитию познавательных процессов с учётом основных принципов детской нейропсихологии. / Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. - Чебоксары: Перфектум, 2012.-  с 41.
  2. Алендеева О. М. От простого к сложному. / Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений. – Чебоксары: «Новое время», 2010. с 60. (Серия учебно-методический комплект).
  3. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект; АСТ - Москва, 2008. - 478 c.
  4. Гоулман Дэниел Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ; Манн, Иванов и Фербер - Москва, 2013. - 914 c.

Другие источники:

5. https://rosuchebnik.ru/material/emotsionalnyy-intellekt-i-sposoby-ego-razvitiya-article/ 

6. https://hr-portal.ru/varticle/model-emocionalnogo-intellekta-goulmana -

7. https://sites.google.com/site/emocionalnyjintellekteq/2-2-svojstva-ei/glava-iii-koncepcii-emocionalnogo-intellekta/3-2-smesannye-modeli/model-d-goulmana-2002 -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмоционального интеллекта дошкольника

Эссе о формировании эмоционального интеллекта дошкольника...

Ассоциированный подход в развитии эмоционального интеллекта старших дошкольников.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через театрализованную деятельностью.Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира, его чувств и переживаний. Маленькие дети...

Консультация для родителей на тему: "Формирование эмоционального интеллекта у дошкольников"

5 заповедей Я. Карчака:1. Любить ребёнка вообще. а не тоько  своего собственного.2. Наблюдать ребёнка.3. Не давить на ребёнка.4. Быть честным с сабой. чтобы быть чествнм с ребенком.5. Познать себ...

«Музыкальные игры, как средство формирования и развития эмоционального интеллекта у дошкольников»

У детей особенные взаимоотношения с музыкальным творчеством. Они легко откликаются как на саму мелодию, так и на смысл текста, могут начать двигаться или даже танцевать. Вот почему дети очень любят му...

«Формирование и развитие эмоционального интеллекта у дошкольников в процессе творческой игровой деятельности»

laquo;Формирование и развитие эмоционального интеллекта у дошкольников в процессе творческой игровой деятельности»...

Картотека игр на формирование эмоционального интеллекта дошкольников.

Картотека игр на формирование эмоционального интеллекта дошкольников....

Статья «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с нарушениями зрения как основа успешной социализации в современном обществе»

В дошкольном возрасте эмоциональное развитие претерпевает значительные изменения в сторону своего усложнения, дифференциации характеристик и интеграции их в единую целостную систему. В процессе социал...