Сущность познавательной активности детей дошкольного возраста. Детское экспериментирование. Самоанализ и отчет о проделанной работе Чуенковой Лилии Витальевны Школа 2120 Г Москва
консультация (старшая, подготовительная группа)

Федосова Лилия Витальевна

Материал представляет собой отчет о проделанной работе по теме развития познавательных способностей у дошкольников и экспериментированию в детском саду в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сущность познавательной активности детей дошкольного возраста. Детское экспериментирование. Самоанализ и отчет о проделанной работе.

Выполнила: Чуенкова Лилия Витальевна

На современном этапе развития российского государства становится все более очевидной органическая связь между преобразованием различных сфер общества и повышением активности личности как субъекта жизнедеятельности. В связи с этим активизация познавательной деятельности детей, эффективное управление ее формированием и развитием, методическое, организационное и морально-психологическое обеспечение выступают не только как сложная педагогическая проблема, но и как важнейшая социальная задача, успешность решения которой во многом опосредуется тем, насколько полно исследован феномен познавательной активности с позиций междисциплинарного подхода. Хочется отметить, что в экспериментально-исследовательской деятельности мы обучаем детей умению применять условные мерки, что позволяет им быстрее научиться выделять, а затем и сравнивать качественные особенности наблюдаемых явлений, веществ.

В ходе проведения эмпирических исследований можно выделить несколько общих правил. Их соблюдение воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения.

Самое главное – подходить к этой работе творчески.

Для этого:

  1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
  2. Не сдерживать инициативы детей.
  3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
  4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.
  5. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
  • Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
  • Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
  • Анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.

Образовательные задачи:
-обобщать знания детей о природных явлениях, о погоде
-познакомить детей с причиной проявления природных явлений  

-закреплять знания и представления детей о характерных признаках времен года

-расширять представления о том, как природные явления  помогают человеку , в каких видах деятельности

-закрепить правила безопасного поведения в окружающем мире.

Развивающие задачи:
-развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

- обогащать словарный запас детей; развивать связную речь; закреплять умение участвовать в практической деятельности,

-развивать волевую готовность к школе.

-активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление

- уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе

- приобщать детей к народным пословицам и поговоркам формировать умение видеть происходящее в природе.

Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к познанию окружающего мира
-вызывать радость открытий, полученных из опытов
-воспитывать умение работать в коллективе.

Предварительная работа

1 Чтение рассказов, стихов и т. д.  о природе.

2 Рассматривание картин с изображением времен года

3 прослушивание аудиозаписей со  звуками природы

4 повторение и закрепление уже известных знаний детей о природе, значении природных явлений для человека

5 Беседы на предшествующие эксперименту темы природных явлений

Изучив литературу по организации и проведению экспериментирования в детском саду, я отметила, что оно очень тесно связано с различными видами деятельности.  Я стала включать элементы экспериментирования в различные виды деятельности. Заинтересованность детей была очень высока. Дети стали более любознательными, научились задавать вопросы . Проанализировав работу, отмечаю, что  дети показывают хорошие результаты усвоения программы. Немаловажное влияние оказали на развитие детей планомерное использование метода эксперимента.

 Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, классификации и сравнения, обобщения. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в учебной деятельности. На занятиях дети стали более находчивыми, не стеснялись ответов, предположений, часто стали задавать вопросы на различные темы.

Толчком к началу экспериментирования часто служило удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба. Поэтому мы использовали в работе все существующие разновидности экспериментов:

- случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтов в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;

Для того, чтобы поближе познакомиться с самыми обычными веществами и природными явлениями я проводила с детьми различные опыты в течении года. Особо удачные опыты получаются во взаимосвязи с сезонными изменениями погоды.

Осень: Предварительное знакомство с  понятиями: воздух, вода, механизмы.

Опыт: «что такое воздух?»

Предварительная беседа: Воздух окружает нас со всех сторон.

Задачи Познакомить детей с понятием «воздух». Объяснить значение воздуха для всего живого на земле.

Материалы: Таз с водой, пустой стакан, кора дерева с бумажным человечком, закрепленным на ней или др.

1В таз с водой осторожно погрузить перевернутый вверх дном стакан. Вода в стакан не заливается 2 Поставить на воду человечка, закрепленного на кусочке коры. Накрыть сверху пустым стаканом, осторожно погружать в воду. Поставить сооружение на дно тазика, крепко держа стакан

Выводы: Вода не заполнила стакан, в стакане остался воздух. Человечек не намок.

Опыт : «что такое механизм?»

Предварительная работа: провести беседу о том, что помогает человеку,  например,  резать бумагу, на примере ножниц. Объяснить, что пальцами бумагу не разрезать. Какие бывают простые механизмы -блок, рычаг и т. д. Показать на примере ножниц, игрушечного подъемного крана,  игрушечных прозрачных часов действие механизмов.

Материалы: Иллюстрации , предметы игрушки-кран, часы, ножницы, мельница, Палка, сумка с грузом,  конструктор и т. д.

Задачи: Познакомить детей с простейшими механизмами. Показать наглядно как они действуют. Какое значение имеют механизмы в жизни людей. Что такое природный механизм. Почему крутится мельница..

Предложить детям поднять сумку с каким либо грузом вручную,  или при помощи «рычага»-  палки. Сделать импровизированный подъемный кран.

Предложить детям покрутить «колесики» часового механизма на игрушечных часах.

Пробовать разрезать бумагу пальцами и ножницами.

Выводы: Дети наблюдают пробуют сами, знакомятся с новыми для себя понятиями.

Понимают, что механизмы важная часть нашей жизни и необходимы человеку .

Опыт:  «Движение воздуха -ветер»

Материалы: лист бумаги.

Задачи: показать детям, что движение воздуха -это и есть ветер.

Ветер можно сделать самим

На край стола кладем лист бумаги. Делая маховое движения руками видим, что лист движется. (подпрыгивает, съезжает со стола , )

Вывод. Воздух можно увидеть. Воздух можно привести в движение.

Опыт: « Ветер дует в паруса…»

Материалы: тазик с водой, кораблики из коры дерева с парусом из цветной бумаги.

Задачи: Показать детям  как люди используют силу ветра.

Нальем в таз воды и пустить кораблики по воде. Дети по очереди дуют в паруса, вызывая движение .

Вывод. Используя силу ветра можно заставить плавать маленькую лодочку.

Воздух, ударяясь о парус , толкает кораблик.

Зима: Наблюдение природных явлений , изучение температуры воздуха  и ветра.

 Опыт:  «наблюдение за погодой: Какой сегодня ветер?»

Предварительная работа: познакомить детей с компасом, объяснить его работу. Рассказать о сторонах света: Север-Юг, Восток-запад.  Вспомнить предыдущее занятие и опыт на тему «что такое механизм», простейшие механизмы в жизни человека (ножницы, часы, подъемный кран) . Вспомнить, что такое природный механизм на примере работы компаса (магнитная стрелка) . Магнитные полюса земли.

Задачи: познакомить детей с о сторонами света, научить определять стороны света на дидактическом пособии.  Устанавливать причинно- следственные связи: холодный ветер - Северный, теплый- Южный и т. д.

 Материалы: Компас, дидактическое пособие «карта-флюгер» с лентой-дождиком.

В группе: Установить компас на ровной поверхности, определить направление Север-юг. Рядом установить карту флюгер в соответствии с показанием компаса. Дети поочередно дуют на ленту-дождик искусственно  создавая ветер . Наблюдать направление ветра, называть направление ветра, например-южный, юго  –западный, не забывая объяснять детям, что если ветер южный, то дуть надо  с юга на север.

На улице: : Установить компас на ровной поверхности, определить направление Север-юг. Рядом установить карту флюгер в соответствии с показанием компаса. Наблюдать ветер в природных условиях, проследить, куда отклоняется лента-дождик и назвать направление ветра Откуда он дует. Рассказать об этом всем детям.

Выводы: Дети научились определять направление ветра. Рассказ о погоде можно дополнять новой информацией. Дети могут охарактеризовать ветер: как теплый или холодный и сопоставить с погодой в этот день. Если ветер очень холодный -Северный, то это ощущается на себе. И наоборот.

Опыт: «Наблюдение за погодой:температура воздуха»

Предварительная работа: Провести беседу на тему «где бывает тепло, а где холодно на нашей планете». Поговорить о пустыне и северном полюсе. Какая там температура воздуха. Какие условия жизни. На примере дидактического пособия «градусник» и уличного термометра рассказать о нулевой температуре и температурах выше и ниже нуля. Что бывает, когда температура меняется. Какие природные и погодные явления мы можем наблюдать.

Задачи: познакомить детей с понятием температура воздуха. Установить зависимость  изменения природных явлений от температуры воздуха. Проследить изменения времен года. Научиться пользоваться термометром.

Материалы: иллюстрации, дидактическое пособие на тему «погоды», уличный и комнатный термометры, дидактическое пособие «термометр». Дидактические карты с набором различных природных явлений.

В группе: дать детям задание установить температуру на термометре по просьбе воспитателя. Посмотреть по уличному термометру сколько на нем градусов и установить на пособии данное число. Взять термометр на прогулку.

На улице: Оставить термометр на некоторое время , а потом пронаблюдать за изменением показаний. Детям видно, что жидкость в термометре поползла вниз (например, если это зима) и цифры изменились. Сравниваем показатели на дидактическом пособии и устанавливаем новый показатель. Дети дают объяснение-почему это произошло. Рассказывают о погоде. Из предложенных на выбор карт дидактического пособя выбирают явления, соответствующие сегодняшнему моменту (например:дождь, снег. Пасмурно, солнечно и т. д. )

Выводы: Дети познакомились с таким прибором как термометр (градусник)

Научились устанавливать зависимость погоды от температуры. Связывать это с теми или иными явлениями , происходящими в природе.

Весна: Продолжение знакомства с природными явлениями.

Опыт:   «Теплый воздух , холодный воздух»

Предварительная беседа: Почему плывут облака. Что такое ураган, гроза.  

Задачи: объяснить примерно о движении воздушных масс в природе. Природные явления.

Дать детям элементарные научные знания о том, что такое гром, молния, радуга. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Продолжать учить детей анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения.

Материалы: лист бумаги четырехугольной формы, согнутый вдвое, палочка, подставка из пластилина или др.

Задачи: показать детям, что теплый воздух вращает бумажную вертушку. Взять лист бумаги четырехугольной формы и сложить вдвое. Потом лист раскрыть , что бы на листе получились сгибы от сложения и центр пересечения сгибов поставить на палочку.(как крыша)  Затем потереть друг о друга ладони, что бы от них шло тепло и  расположить с двух сторон от вертушки. Под воздействием тепла бумажка начинает медленно вращаться, приходит в движение.

Выводы. Под воздействием тепла воздух движется.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети стали более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждения действий высказывать гипотезы. Общаясь в процессе деятельности у детей развивалась диалогическая речь, они учились работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правду другого.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Знания в области измерения различных веществ так же использовали дети в играх и экспериментах: измеряли и сравнивали объемы разных емкостей и т.д.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

- эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка). То, что детям не давались прямые ответы на вопросы, стимулировало их интеллектуальное развитие, пытливость ума и способности опытным путем находить ответ. В настоящее время  продолжается работа с детьми по экспериментированию, пополняются  материалы нашей маленькой лаборатории. Ставим перед собой цель подготовить детей к школе, способных к творческому решению проблем, задач, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации. Наши дети - это активные деятели. Думаю, что это поможет им на пороге школьного обучения.

Литература.

Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М. "Просвещение", 1978, с.140

  1. Иванова А.И. Экологические эксперименты и наблюдения в детском саду. М. "Учитель", 2007, с.205.
  2. Крылова Н.М., Иванова В.Т. "Детский сад - Дом радости", Пермь, 1992.
  3. Корнилова В.М. Экологические окна в детском саду. М., "Творческий центр", 2008, с.134.
  4. Т. Гризик. Программа “Радуга”, раздел “Мир природы”.
  5.  Н. Рыжова. Программа “Наш дом природы”.
  6.  В.В. Рыньков, Т.В. Юдина. “Азбука экологического воспитания”.
  7.  Т. Климова, Н. Таранкова. “Мы открываем мир”.
  8. Тамберг Ю.Г. “Как научить ребенка думать” Учебное пособие. С-пб: Издательство “Михаил Сизов”, 2002.
  9.  «Воспитателю о работе с семьей»  Н.Ф Виноградова 1989. с 160. Москва « Просвещение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Юные Эйнштейны» (Программа по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через детское экспериментирование)

Программа по развитию познавательной  активностидетей дошкольного возрастачерез детское экспериментирование...

Статья «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование»

По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Задача взрослых -развивать это стремление....

Статья "Развитие познавательных интересов у дошкольников" Чуенковой Лилии Витальевны школа 2120 Д8 Москва

Самоценность дошкольного периода очевидна.Первые семь лет жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, начало становления личности. Любознательность и познавательные интересы ...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с различными веществами»

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с различными веществами»...