Выступление Делло Е.А.
методическая разработка

resource_group1

Выступление Делло Е.А.

1 слайд.

Здравствуйте,  уважаемые коллеги и члены жюри! Меня зовут Делло Е.А., я работаю воспитателем в разновозрастной  ресурсной группе с расстройством аутистического спектра  №1 МАДОУ№29 «Золушка», представляю вам свой педагогический опыт по теме «Развитие вестибюлярного аппарата методом сенсорной интеграции».Для изучения физического здоровья детей группы мною были использованы следующие диагностические методики: - «Диагностика уровня двигательной активности, физического здоровья» Руновой М.А; - «Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения».Сагайдачной Е.А.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_2020.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление Делло Е.А.

1 слайд.

Здравствуйте,  уважаемые коллеги и члены жюри! Меня зовут Делло Е.А., я работаю воспитателем в разновозрастной  ресурсной группе с расстройством аутистического спектра  №1 МАДОУ№29 «Золушка», представляю вам свой педагогический опыт по теме «Развитие вестибюлярного аппарата методом сенсорной интеграции».Для изучения физического здоровья детей группы мною были использованы следующие диагностические методики: - «Диагностика уровня двигательной активности, физического здоровья» Руновой М.А; - «Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения».Сагайдачной Е.А.

2 слайд.

Я два года работаю с детьми с расстройством аутистического спектра. Это особенные дети  разного возраста, у которых повышенное  тревожное расстройство, нарушена вестибулярная дисфункция. Наблюдая за детьми, я заметила, что у них возникают трудности при выполнении упражнений в определённой последовательности.У некоторых существует  потребность раскачиваться, качаться, вращаться (самостимуляция). Они бегают без определённой направленности.Многие не могут говорить. Свою агрессию проявляют в нежелательном поведении, которая со временем может закрепиться. Такое поведение необходимо исправлять. Поэтому мы решили использовать метод сенсорной интеграции, которая может укрепить не только физическое, но и психическое здоровье.

3 слайд.

Сенсорная интеграция – процесс, во время которого происходит получение информации нервной системой от рецепторов всех чувств. Метод сенсорной интеграции разработанный Джин Айрис , которая в 1998 году была удостоена звания гранд- дамы эрготерапии,  последнее время завоевал прочное время в профилактической и лечебно- реабилитационной практике по всему миру. Он направлен на стимуляцию работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств.

Основная идея сенсорной интеграции – обеспечить возникновение сенсорных импульсов  и контролировать их, особенно импульсы от вестибюлярной системы, мышц, суставов и кожи, чтобы ребёнок самостоятельно и непринуждённо формировал необходимые реакции в ответ на сенсорные раздражители.

4 слайд.

Цель: Обогащение чувственного опыта детей, создание связей в головном мозге, путем,снижение двигательного беспокойства.

Задачи: Развивать слуховую, вестибюлярную,  проприоцептивную и тактильные системы;

- Снизить гипервозбудимость (нежелательное поведение).

-  Снятие напряжения с тонуса  мышц (релаксация).

- Компенсировать недостающие ощущения.

-  Развивать осознание ребенком положение собственного тела в пространстве.

 - Повышать уровень знаний родителей о сенсорном воспитании.

Актуальность:

5 слайд.

В начале своей работы мы  провели диагностику, в ходе которой выявили у высоко функциональных детей уровень физического развития на среднем уровне. У низко функциональных– ниже среднего уровня. С помощью различных методик (метод визуального расписания, блокировка агрессивных реакций), мы адаптировали и внедрили в практику ряд мероприятий, позволяющие снизить гипервозбудимость, снять напряжение с тонуса  мышц (релаксация),компенсировать недостающие ощущения , развить осознание ребенком положение собственного тела в пространстве. В нашей группе оборудована сенсорная комната, где мы с детьми занимаемся на балансирах, мячах, батуте…Также на матах, используя утяжелители. Снимать напряжение  с тонуса  мышц помогает яйцо Совы. (фото).

6 слайд.

Упражнениясенсорно-интегративной коррекции.

Цель упражнений на сенсорную интеграцию –это усилить, сбалансировать, развить обработку сенсорных стимулов нервной системой.Чем больше у ребенка будет сенсорный опыт, тем лучше будет работать мозг в целом. Мозг обучаем.В наши занятия мы добавляем упражнения, направленные на стимуляцию и обогащение сенсорного опыта и  путем тренировки добиваемся увеличения скорости прорабатывания сенсорной информации.

Интеграционные упражнения для вестибулярной системы.

При низкой сенсорной чувствительности:

мы поощряем занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы: качели, карусель и кресла-качалки.

При высокой сенсорной чувствительности: разделяем деятельность на маленькие шаги, используем визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч) или поощрения.

Раскачивания ребенка на качелях, или на коленях взрослого мы проводим с опорой на живот / грудную клетку, так чтобы ноги касались земли.

Прыжки на батуте, постепенно увеличивая высоту.

Игры с большим мячом: положив ребенка грудью или животом на большой мяч, придерживая сначала за туловище, затем за колени, и потом за голеностопные суставы мягко раскачивая, руки у ребенка, в этом случае, остаются свободные для опоры перед собой.

«Колечко» Дети 6 -7 лет, собравшись в кружок и выбрав водящего, под его счет собирают колечкииз пальцев. Внезапно водящий командует: "Без среднего! -и игроки продолжают перебор, пропуская средний палец. Затем следует команда: "Без мизинца!" и т. д. Темп счета убыстряется, ошибавшийся выходит из игры.

«Ухо и нос» Этуигру можно провести,сидя за столом. Всем предлагается взяться левой рукой за кончик носа, а правой рукой –за мочку левого уха. По хлопку ведущего необходимо поменять положение рук, то есть левой рукой взяться за мочку правого уха, а правой рукой –за нос.Сначала промежутки между хлопками длинные, а потом ведущий увеличивает темп игры, и промежутки между хлопками становятся все меньше и меньше. Побеждает тот, кто дольше всех продержался и не запутался в руках, носахи ушах.

«Игры с мячиком»Все игры с мячом, направлены на улучшение вестибулярной системы, можно использовать «съедобное –несъедобное», «я знаю...». «Ходьба по линии»фото Материал: линия (полоса) шириной 3-4 сантиметра в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Большой диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной. Цель: координация движений, тренировка равновесия.Сознательно прочувствовать собственное тело, испытать состояние внутреннего покоя через концентрацию. Ход игры: Дети сидят вокруг эллипса. Они удалены от него настолько, чтобы не касаться его ногами. Педагог один раз проходит по линии, стараясь при этом обратить внимание ребенка на постановку всей ступни вдоль линии и на естественность ходьбы. Пальцы ступни и каблук находятся на линии. На этом примере ребенок понимает ход упражнения. Затем педагог одного за другим называет детей по имени и просит каждого начать упражнение. Постепенно все дети группы принимают участие в упражнении. Наблюдая, воспитатель замечает трудности отдельных детей и может потом тактично вмешаться, высказывая общие пожелания, например,"Мы стараемся наступать точно на линию.

«Между двух берегов»фотоМатериал: две скакалки кладем рядом сдруг другом, начиная с расстояния 50 см, постепенно уменьшая расстояние до 10 см. Задача-ходьба между линий,стараясь не наступать на края.

«Переступаем через веревочку» Для игры потребуется веревка, которую необходимо положить на пол. Задача:ноги ставить с двух сторон от веревочки.

«На носочках»фотоХод игры: Возьмите бубен или барабан истучите внего сначала тихо, потом громчеи, наконец, очень громко. Дети бегают на носочках. Если бубен звучит тихо, нужно идти, звук становится громче—идти широким шагом, еще громче—бежать. Чем чаще выменяете ритм, тем веселее игра

Футбол бумажным пакетом».Надуть бумажный пакет. Играть им в футбол, дети должны соотносить силу удара об пакет, чтобы он не порвался.

«Снежки»известная игра на улице, когда позволяет погода, но необходимо, ловить снежки поочерёдно правой или левой рукой.

«Мыльные пузыри»фотоИспользуются мыльныепузыри, необходимо ловить сначала левой рукой, затем правой.

7 слайд.

Гимнастика мозга.Основная идея сенсорной интеграции состоит в том, что мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от рецепторов зрительных, слуховых, вестибулярных, тактильных в коже и проприоцептивных в глубине. Один и тот же человек может любить яркие краски, но не выносить громких звуков. При том любить носки грубой вязки и тяжелые ботинки, но не выносить свитеров и украшений. Понимание такого влияния сенсорного ответа на самочувствие может помочь человеку в двух направлениях: научить создавать себе комфортные условия в ближайшем будущем и попытаться постепенно снять проблему регулярными упражнениями. К таким упражнениям относится адаптированный вариант работы докторов Пола И.Деннисона и Гейл Деннисон“Гимнастика мозга”. Открытия этих авторов основаны на понимании взаимосвязи физического развития, языкового становления и учебных достижений личности.Упражнение “Перекрестные шаги и прыжки”Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь —левая нога и правая рука. Прыгайте вперед. В стороны, назад.

Глазами двигайте во всех направлениях. При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь правой рукой левого колена.фото

Упражнение “Ленивые восьмерки».Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь —левой. А теперь правой и левой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.

Упражнение “Двойной рисунок”. Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно:навстречу друг другу; вверх —вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой —вниз, и наоборот; разводя в разные стороны.

 Упражнение “Слон”. Согните колени, прижмите голову к плечу и вытяните руку вперед (ту, которой пишете). Рисуйте ленивую восьмерку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть туловища вслед за рукой, двигая ребрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите то же сдругой рукой. Упражнение “Вращение шеи”. Дышите глубоко, расслабьте плечи, опустите голову прямо вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Делайте небольшие круговые движения подбородком.

Упражнение “Перекрестный шаг сидя”.фото Сядьте на коврик. Представьте себе, что вы едете на велосипеде и касаетесь при этом локтями противоположных колен. Поднимите правое колено, коснитесь левым локтем. Левое колено -правый локоть.

Упражнение “Энергизатор”.Сядьте за стол. Руки на стол, ладонями вниз. Положите голову между руками. Выдох. Вдох спокойный и глубокий. Легко поднимайте голову, начиная со лба, затем шею, затем верхнюю часть тела; нижняя часть тела и шея расслаблены. Выдох, опустите подбородок на грудь. Опустите голову так, чтобы удлинить задние мышцы тела. Расслабьтесь и дышите глубоко.

Упражнение «КУЛАК –РЕБРО –ЛАДОНЬ»фотоРебенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем —левой, затем —двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает

ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.Упражнение развивает межполушарные связи, улучшает память, концентрирует внимание. Можно проводить при организации непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений, после выполнения детьми задания.

Работу по выполнению упражнений, мы проводили многократно от простого к сложному. Одно упражнение повторялось от 1-2 недель, затем снова закреплялось. Для детей  с РАС необходим индивидуальный подход, поскольку

8 слайд.

Повышать уровень знаний родителей о сенсорном воспитании.

Чтобы добиться положительного результата, необходима преемственность нашей работы и родителей. Мы провели родительское собрание на тему «Развитие вестибюлярного аппарата методом сенсорной интеграции», где познакомили родителей с данной технологией и научили её применять дома. Также практически показали некоторые упражнения для развития вестибюлярного аппарата. Провели анкетирование по вестибулярному восприятию.

Анкета для родителей.

Вестибулярное восприятие.

Замечаете ли Вы, что Ваш ребенок:

В целом развивается типично, но сталкивается с трудностями, учась читать или считать?

Постоянно хочет играть /долго играет в подвижные игры, включающие раскачивание,бег, прыжки, и не устает дольше других детей?

Не может удержать взгляд на движущемся предмете или, переписывая текст с доски в тетрадь, «теряется» в строчках?

Не особенно ловок в спортивных играх?

Чаще сверстников падает и иногда терпит неудачу, пытаясь предупредить падение (или вовсе не пытается удержаться от падения)?

Становится тяжелым, когда Вы пытаетесь помочь ему переместиться в нужное положение и сохранить равновесие?

Не может сидеть прямо или скрючивается, сидя за столом?

Плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе руки или обе стороны тела, например с разрезанием бумаги ножницами (здесь надо держать одной рукой лист, а другой резать), прыжками с разведением рук и ног, завязыванием шнурков, ездой на велосипеде и т.д.?

Меняет руки, выполняя задание (например при письме), хотя ему уже больше 6 лет?Путает право и лево, верх и низ?

Переворачивает буквы зеркально, например Я и R, или пишет не слева направо, а в иных направлениях?

Избегает пересекать среднюю линию своего тела: например, предпочитает повернуться всем телом вместо того, чтобы протянуть руку поперек осевой линии тела?

Демонстрирует резкие и неритмичные движения?

Выглядит неорганизованным или «потерянным в пространстве»?

Если в каком-либо разделе имеется более, чем 3 положительных ответов, то у ребенка имеются признаки нарушения сенсорной интеграции в его игровую деятельность целесообразно ввести упражнения сенсорно-интегративной коррекции.

9 слайд.

Я участвовала в 5 международной научно-практической конференции «Современные образовательные ценности обновление содержания образования с темой: «Здоровье – это здорово», где рассказала о методе сенсорной интеграции.

10 слайд.

Подводя итог о проделанной работе, хотелось отметить, что у детей значительно снизился процент возникновения нежелательного поведения,

уменьшилось эмоциональное и мышечное напряжение, дети получают недостающие ощущения. Мы повысили уровень знаний родителей о сенсорном воспитании.

11 слайд.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».

Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....