отчет по самообразованию
материал (средняя группа)

Коберник Виктория Юрьевна

Считаю эту тему актуальной на сегодняшний день. Я остановилась на одном из направлений в данной работе – это развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества, так как именно через него ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Устное народное творчество концентрирует в себе весь опыт человечества, несёт в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoob_za_2019g_kobernik.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет самообразования: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»

 

В начале учебного года я задумалась над темой образования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет».

Считаю эту тему актуальной на сегодняшний день. Я остановилась на одном из направлений в данной работе – это развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества, так как именно через него ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Устное народное творчество концентрирует в себе весь опыт человечества, несёт в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью.

Работу начала с совместной деятельности детей, в свободное от занятий время, во время наблюдений и игровой деятельности.

 

На занятиях, для создания игровой мотивации, использовала сюжеты из сказок, сюрпризные моменты с привлечением героев сказок. Развитие сенсорных эталонов и конструктивной деятельности организую с применением игровых приёмов с присутствием сказочного героя, и с элементами фольклора, что придаёт обучению яркую, эмоциональную окраску, способствует эффективному усвоению как математического, так и литературного материала.

Использовала произведения устного народного творчества при умывании, одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения, стихи сопровождала действиями, и наоборот, действия сопровождала чтением, обыгрывала их. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру.

В работе с детьми большое внимание уделила потешкам. Потешки доставляют детям радость. В них слышна народная речь, стихотворный ритм, богатство оттенков слов. Когда я читала потешки, дети затихали, улыбались, то есть создавалась благоприятная обстановка для эмоционального контакта с детьми.

 Дети разучивали потешки с большим интересом. Приятно было наблюдать, как дети использовали во время игры, режимных моментах.

  Для отработки звуковой стороны речи детей я организовала работу с пословицами и поговорками.

Я предлагала детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове.Для выработки чёткой и правильной дикции я использовала в работе по развитию речи скороговорки. Мною было подобрано нужное количество скороговорок на длительный срок. Новую скороговорку произносили наизусть в замедленном темпе, потом повторяли несколько раз в разных темпах. Затем скороговорка произносилась хором, всеми, а также по рядам или небольшими группами

Загадки – это упражнение для детского ума. Они развивают сообразительность. Загадки использовала  не только во время НОД, но и во время беседы, рассматривания картин, во время дидактических, наблюдений и подвижных игр Когда я загадывала детям загадки, то обязательно выставляла на стол игрушки, иллюстрации . Дети быстро находили глазами отгадку.

Сказки доставляли детям большую радость. Они внимательно их слушали, активно переживали быстро усваивали эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т.д.) Вначале прочитанную сказку вносила в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Каждый день старалась познакомить детей с новой сказкой. По моим эмоциям и мимике дети понимали их содержание. Через сказку дети овладевали языком своего народа, знакомились с родной природой, укладом жизни, учились преодолевать трудности, быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми.

Заклички ценны тем, что очень быстро запоминаются, и дети проговаривали их при любом удобном случае хором: «Дождик, дождик, поливай — будет хлеба каравай» или «Солнышко — ведрышко, выгляни, высвети!».

Чтобы развить у ребёнка умение рассуждать логически и грамматически правильно, выражать свою мысль на занятиях по развитию речи я использовала небылицы, которые очень нравились детям.

Проводя народные игры, хороводы с детьми, я убедилась, что воспитательные возможности народной игры огромны, с её помощью развивается у детей память, внимание, сообразительность, быстрота интеллектуальных и физических реакций, сноровка и общительность, дружелюбие, а также гармония в своей работе, помня о том, что двигательная функция у ребёнка — ведущая с рождения до школы.

Для развития мелкой моторики использовала игры с пальчиками. Мы проговаривали их как на занятиях, так и в свободной деятельности. Такие игры как «Мы делили апельсин», «Мы капусту рубим, рубим…», «На двери висит замок» и многие другие помогают детям не только развивать мелкую моторику, но и память, создают хорошее настроение, учат проговаривать слова чётко, слаженно, внятно.

Игры-драматизации,  помогают формированию эмоциональной отзывчивости к сверстникам, расширению эмоционального словарного запаса, вызывают у детей интерес к сказке, к ряженью, развивают выразительность движений, умение сопереживать сначала герою сказки, а потом и сверстникам.

В книжном уголке собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Создан уголок театральной деятельности, шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Два медвежонка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка»; дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку», «Из какой сказки герой», «Из какой сказки предмет»

Работа с родителями. Я рекомендовала родителям шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи, Проводились консультации, беседы, родительское собрание «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка», при этом на родительских собраниях и индивидуальных беседах показывала, как это можно сделать. В группе велась тетрадь «Учите вместе с нами» , где каждый родитель мог повторить потешку , прибаутку, считалку, и многое другое.

Выводы: В результате проведённой работы я отметила, что к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей вырос уровень речевой активности, богатый словарный запас соответствующий их возрасту. Дети интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Знают стихи, потешки, песни и с удовольствием их рассказывают. Воспринимают небольшие сказки, рассказы без наглядного сопровождения, называют героев сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Отчет по самообразованию.

"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...