Развитие творческих способностей детей в условиях ГПД
статья

            Одной из главных задач воспитателя группы продлённого дня является раскрытие и развитие творческих способностей младших школьников. Творчество – это деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда ученик воображает, комбинирует, изменяет, создает такое, чего он раньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_detey_kustavinova_z.t.docx497.45 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  творческих способностей детей в условиях ГПД

Выполнила: воспитатель ГПД

ГБОУ СОШ № 307

 Куставинова З.Т.

Санкт-Петербург, 2020 г.

            Одной из главных задач воспитателя группы продлённого дня является раскрытие и развитие творческих способностей младших школьников. Творчество – это деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда ученик воображает, комбинирует, изменяет, создает такое, чего он раньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было. В основе всякого творчества лежит догадка, гипотеза или собственный замысел. Развитие творческих способностей происходит через: умение переводить идеи в образы; развитие воображения и фантазии в определенной ситуации;
использование приема “мозгового штурма” для развития беглого мышления;
умение среди множества ответов и решений находить нужные;
оригинальность мышления.                                                                                            

              Одним из эффективных средств воспитания, в котором тесно переплетаются формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся начальных классов, может быть внеклассная работа по изготовлению аппликаций.

           Аппликация – один из самых распространенных и привычных видов работ в начальной школе. Для аппликации используют различные материалы: солому, бересту, ткань, кожу, мех, тополиный пух и бумагу. Аппликационные работы способствуют развитию художественного видения природы, закреплению представлений о симметрии и асимметрии, совершенствованию представлений о выразительной композиции, развитию чувства формы, ритма, соотношения частей и целого. При работе над аппликацией у учащихся развиваются такие психические процессы, как внимание, мышление, воображение и др. На начальном этапе обучения детей хорошо использовать аппликацию для развития глазомера, моторики рук, координации движения, формирования представлений о приемах рациональной работы, совершенствования приемов разметки, вырезания, работы с клеем и ножницами. Работа над аппликацией помогает воспитывать аккуратность и терпеливость.

            Ещё один вид деятельности, способствующий творческому развитию детей – оригами. Удивительно, сколько положительных эмоций вызывают такие занятия. Дети испытывают удовольствие и восторг, когда у них из простого листа бумаги получается какая-то фигурка.

Почему оригами нравится взрослым и детям?

– Оригами похоже на фокус: из обычного листка бумаги за несколько минут рождается фигурка,
– Для занятий нужна только бумага и ваши знания,
– С помощью оригами легко создается целый мир, в который можно играть
– Оригами – это личное и коллективное творчество,
– Для оригами нет возрастных пределов,
– Оригами помогает оформлять помещения, делать оригинальные подарки.

Оригами:
– развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
– знакомит с основными геометрическими понятиями;
– улучшает способность следовать устным инструкциям;
– расширяет коммуникативные способности
– воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.

            Одним из видов творческой деятельности является конструирование.
Термин «конструирование» происходит от латинского слова, обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Конструирование - способствует умственному развитию учащихся.
Природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления из него поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но обязательно разовьёт мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. И пусть поделки будут пока не очень совершенны, но они принесут много радости и творческого удовлетворения. При выполнении изделий из природного материала необходимо, прежде всего, предоставить ребёнку самостоятельность. Воспитатель должен лишь помочь ребёнку раскрыть образ будущего персонажа, разбудить его воображение. Воображение – самый главный помощник в творчестве. Развитие этой способности обогащает человека независимо от его возраста.

            Работы по шитью, вышиванию, плетению привлекают детей своими результатами. Сколько радости получают они от сделанной своими руками салфетки, закладки, игрушки. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков и сувениров для родителей и друзей. Умелые руки и фантазия творят чудеса. Работа с текстильными материалами способствует развитию творческих способностей детей: вкусу, чувству цвета, композиционному решению, выбору художественного образа.
Особую значимость работе придаёт то, что изделия, выполняемые из отходов тканей и ниток, прекрасно служат в быту в виде различных ковриков, салфеток, украшений и игрушек, а это является прекрасным воспитательным моментом.

             Ещё один из видов творчества - лепка из различных материалов.
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития детей. Лепка расширяет  кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус детей, умение наблюдать, выделять главное.

          Хочется остановиться на работе с бросовым материалом – римейк. Remake (англ.) – переделка. В работе используются старые и ненужные вещи. Отжившие своё носки и колготки превратятся в современные красивые вещи, нужные в каждом доме, старая мешковина и упаковочный шпагат помогут обновить интерьер, а карандаши «Полицвет» откроют маленькую тайну, из гофрированного картона (упаковочные коробки) можно изготовить различные панно, а из коробок, пластиковых бутылок, капсул всевозможные изделия. Изготовление изделий из бросового материала способствует эстетическому развитию детей, приобретению ими умения грамотно подбирать цветовые сочетания, формы, размеры, комплектующие изделие детали.

           Занятия изобразительным искусством - заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития младших школьников. Занятия изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей. На своих занятиях воспитатель вместе с детьми заново переживает радость открытия прекрасного в жизни, искусстве.

         Пожалуй, нет ни одного ребенка, который не любил бы сказки, не хотел бы подолгу слушать увлекательные истории, полные ярких событий и чудесных приключений. Однако, сказка – это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить творческие способности младших школьников. А для этого нужна всего лишь фантазия, желание подарить детям позитивные эмоции. Сказки можно сочинять где угодно, когда угодно и о чем угодно. Маленькие дети могут сочинять сказки вместе со взрослыми, а ребята начальных классов уже свободно могут сочинять сказки самостоятельно.

          В развитии творческих способностей детей помогает театр, театральная деятельность, поскольку в своей основе содержит творческое начало и является сама по себе творческой деятельностью. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.

          Мир детства - таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, в играх. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. Становясь взрослыми, они уносили с собой в жизнь замечательные качества, приобретенные в игре: доброту и смелость, бескорыстие и товарищество, мечтательность и творчество, юмор и добродушие, веру и верность, правду и честь. Игра, вечный спутник детства, создает предпосылки формирования умственных способностей ребенка. различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей творческое самовыражение,  личный опыт ребенка обогащается, формируется произвольная волевая регуляция поведения, формируются память, внимание, способность восприятия. Игра для  школьников - это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире.   И чем старше дети, чем шире круг их интересов, тем более сложными и разнообразными должны быть игровые задачи.

          Детский праздник в группе продлённого дня даёт детям возможность проявить свои способности, склонности, а воспитателю – лучше узнать воспитанников, ненавязчиво влиять на них в нужном ему направлении. Хороший праздник – яркое событие в жизни детей, которое запоминается своей необычностью. Дети любят праздники за то, что они дарят радость, вызывают яркие эмоциональные переживания.  Подготовка праздника – это большое и важное дело, коллективное и непременно творческое, требующее труда и фантазии, выдумки и изобретательности воспитателя и детей, - тогда он интересен всем. Принимая участие в подготовке праздников, дети и взрослые реализуют свои скрытые возможности, набираются энергии для будущего.

          Развитие творческих способностей – важная задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Из всего этого следует, что перед воспитателем группы продлённого дня встает задача развития ребенка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме «Развитие творческих способностей детей в условиях семьи и ДОУ»

Тема, по которой я работаю, - развитие творческих способностей детей в условиях семьи и ДОУ, и мне будет приятно поделиться с вами своим опытом....

Белгородский игровой фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях организационно-педагогического процесса в дошкольном учреждении

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей. Сейчас ли...

Развитие творческих способностей детей в условиях СРЦ. февраль 2018

Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.Л. С. Выготский...

Развитие творческих способностей детей в условиях ДОУ

1. Способности ребенка дошкольного возраста и условия их развития2. Особенности проявления творческих способностей в дошкольном возрасте    2.1. Сущность творческих способностей  ...

Проект по работе с семьей «Развитие творческих способностей детей в условиях взаимодействия семьи и ДОУ»

Проект «Развитие творческих способностей детей в условиях взаимодействия семьи и ДОУ» - направлен на культурно – просветительскую деятельность педагогов с родителями воспитанников КУ...