Главные вкладки

    развитие творческих способностей детей в условиях полихудожественной деятельности
    материал по теме

    Будылина Маргарита Владимировна

    "из опыта работы"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл po_mneniyu_b.docx17.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    По мнению Б. П. Юсова ребенок полихудожественен, так как в его душе взаимодействуют все виды искусств, а это значит, что он способен ко всем искусствам. Если он рисует, то его рисование музыкально, поэтично, театрализовано, то есть доминанта одного искусства налагается на все другие художественные занятия. Поэтому детскую личность нужно развивать всеми видами культуры, а не одним. Развивая концепцию полихудожественного развития, Юсов вывел три уровня интеграции, три вида взаимодействия искусства:

    1) соседство искусств — наиболее простой и характеризуется отсутст-вием интеграции

    2) взаимодействие искусств или взаимоиллюстрирование – более сложный уровень, подразумевающий сочетание искусств (напр., произ-ведение изобразительного искусства соотнести с музыкой).

    3) есть собственно интеграция - в основе лежат внутренние взаимосвязи, определенные творческие закономерности, проникающие друг в друга. Все искусства подаются, интегрировано на возрастной доминанте и занятие основано на взаимодействии с ребенком, его личном участии в образовательном процессе через культуру и искусства.

    Термин «полихудожественный», полихудожественное воспитание и образование - появился в 1987 году в научных публикациях и разработках Лаборатории комплексного взаимодействия искусств Исследовательского Центра художественного образования Российской академии образования. Он открыл новый этап в разработке содержания и методов преподавания искусства в школе, методологию нового поколения программ.

    В освоении полихудожественного пространства Б.П. Юсов предлагает различать 5 способов, которыми ребенок может выразить то, что он понял — по возрастающей сложности (в разном возрасте у разных детей эти способы доминируют):

    1. Действиями (движением, мимикой, жестами, танцем).

    2. Чувствованиями.

    3. Понятиями (словами, знаками-текстами).

    4. Образами.

    5. Символами (обобщенный сенсорный знак).

    Б.П. Юсов выделил критерии полихудожественного развития, приемлемые на занятиях любым искусством:

    1. Быстрота включения в творческий процесс.

    2. Желание и умение работать в коллективе.

    3. Вариативность и полихудожественного многообразие образов и действий (много вариантов).

    4. Цельность поэтического пространства ребенка.

    5. Способность продуктивно завершать работу (приходить к решению от нерешительности).

    6. Скорость овладения рабочими навыками.

    7. Взаимосвязь смыслового и художественного пространства.

    8. Свободное развертывание и свертывание рабочего пространства (развертывание звука в цвет и движение, свертывание цвета, звука и танца до графики).

    9. Эффект личного участия в произведении.

    10. Учет региональных особенностей культуры.

    11. Потребность общения с искусством.

    12.Воображение и фантазия (широта, гибкость, вариативность), опережающее значение мечты.

    13. Взаимоналожение: способность совмещения возможностей разных искусств.

    14. Неожиданность и индивидуальность образа.

    15. На всех искусствах: активность цвета, фонетики слова, интонации, пространственных представлений, чувство художественной среды.

    16. Динамичность и интонация речи, словесная находчивость.

    17.Связь региональных особенностей с глобальными и обще-человеческими проблемами культуры.

    Полихудожественная игра в развитии ребенка дает ему возможность интегрировать выразительное речевое интонирование, ритмические движения, тембровую, ритмическую, мелодическую, цветовую, графическую, эмоционально-пластическую импровизации.

    Под полихудожественной деятельностью мы подразумеваем, прежде всего, деятельность в которую дети входят с позиции творцов, в которой они, пользуясь элементарными, доступными им средствами, могут импровизировать, активно проявлять и выражать свои эмоциональные переживания в процессе общения с музыкой.

    Музыкально-игровая полихудожественная деятельность - феномен творческой активности детей, реализующий многие психические функции, важные для целостного развития личности ребенка. Именно поэтому музыкальные полихудожественные игры представляются эффективным средством не только креативного развития, но и диагностики развития эмоциональной сферы ребенка, в частности его эмоциональной отзывчивости на музыку.

    Дети любят рисовать и двигаться под музыку, экспериментировать со звуками музыкальных инструментов и окружающих звучащих предметов, воспринимая это как увлекательное игровое действо, возможность для самовыражения, воплощения своих настроений, чувств и фантазий. Музыка в таких играх воздействует на эмоциональную сферу детей и является мощным стимулом к рождению ярких образов их фантазии.

    Известно, что творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного мышления, логики и интуиции, творческого воображения и активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически.

    Метод детского созидательного творчества даёт возможность педагогу включать поисково-художественную практику учащихся в их познавательную деятельность. Творчество учащихся отличается от других типов их работы тем, что они открывают сами что-то важное, ранее не-известное иv/.

    Музыка, благодаря наличию разнообразных звуковых музыкальных систем, их соединения с речью и выразительными средствами много-численных музыкальных инструментов, обладает неисчерпаемыми воз-можностями художественно-образного отражения действительности и психологической регуляции эмоционально-интеллектуального в психике человека.

    Самый доступный для детей вид музыкального творчества – импровизация, когда сочинение и исполнение музыки происходит одновре-менно, а содержанием служат непосредственно возникающие эмоцио-нальные состояния и мысли.

    Психологическими предпосылками успешного применения импровизации становятся неординарность мышления и восприятия детей, вера в собственные силы, эмоциональная непосредственность, большая потребность в активном, не навязанном извне, неизведанном и непредвиденном самовыражении.

    Это процесс, подразумевающий развитие умений и навыков эстети-ческого восприятия - сопереживания искусства и пробуждения на этой основе потребности и способности к продуктивному самовыражению. Импровизация становится отправным моментом, "пусковым раздражителем" поиска. Мы расцениваем её как форму первотворчества, фокусирующего силы души, ума, памяти. При этом задействованным оказывается одно из важнейших качеств детской психики — фантазия, которая является базисным компонентом художественного творчества, способствующим формированию креативного принципа мышления.

    Говоря о специфических сторонах детского художественного творчества необходимо отметить способность детей устанавливать связи между отдаленными, и подчас несопоставимыми, явлениями и элементами реальности (ассоциации), иметь свой свежий взгляд на вещи, строить гипотезы на основе незначительного количества данных: все это, безусловно, является даром воображения. Умелое, планомерное развитие которого, в дальнейшем может определить оригинальность творческой личности.

    Оптимизация образного мышления является важнейшим фактором художественного постижения мира, поскольку именно образное мышление развивает у ребенка понимание эстетической разноплановости окружающей действительности, стимулирует поиск нового, неординарного решения жизненных проблем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педагогическом совете по теме «Развитие творческих способностей детей в условиях семьи и ДОУ»

    Тема, по которой я работаю, - развитие творческих способностей детей в условиях семьи и ДОУ, и мне будет приятно поделиться с вами своим опытом....

    Белгородский игровой фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях организационно-педагогического процесса в дошкольном учреждении

    В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей. Сейчас ли...

    Развитие творческих способностей детей в условиях СРЦ. февраль 2018

    Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.Л. С. Выготский...

    Развитие творческих способностей детей в условиях ДОУ

    1. Способности ребенка дошкольного возраста и условия их развития2. Особенности проявления творческих способностей в дошкольном возрасте    2.1. Сущность творческих способностей  ...

    Проект по работе с семьей «Развитие творческих способностей детей в условиях взаимодействия семьи и ДОУ»

    Проект «Развитие творческих способностей детей в условиях взаимодействия семьи и ДОУ» - направлен на культурно – просветительскую деятельность педагогов с родителями воспитанников КУ...