Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием ИКТ «Хлеб всему голова»
методическая разработка (старшая группа)

Терентьева Ольга Викторовна

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Хлеб всему голова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_-_vsemu_golova.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 р.п. ТАМАЛА

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы                         с использованием ИКТ «Хлеб всему голова»

                                     Подготовила: воспитатель Терентьева Ольга Викторовна

                                                          2019 год

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием ИКТ «Хлеб всему голова»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
речевое развитие:
- обогащать словарь детей существительными -  названиями профессий;
- побуждать связному монологическому высказыванию, развивать слуховое внимание;
- развивать грамматический строй речи (образованию родственных слов к слову «хлеб»);
- обогащать словарь детей.
Познавательное развитие:
- дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания;
- познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий;
- закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола.
Социально- коммуникативное развитие:
- побуждать детей активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач;
- продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения детей друг к другу;
- воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Художественно- эстетическое развитие:
- приобщать детей к словесному искусству;
- продолжать развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания стихотворений о хлебе.
Физическое развитие:
- побуждать детей координировать речь с движениями, развивать творческое воображение и подражательность.
Материал: набор картинок «Как выращивают хлеб», набор картинок «Что такое хлеб?», «Хлебобулочные изделия», интерактивная доска, ноутбук.

                                                     

                                             Ход ООД

1.Загадка
Воспитатель загадывает загадку:
 - К нам в детский сад принесли подарки, а в подарках конверт…

- Ребята, посмотрим, что в конверте.

- Отгадать легко и быстро:
            Мягкий, пышный и душистый,
            Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб)
Слайд 2
           - Что же это, о чём идёт речь?

Дети: Хлеб!

- Сегодня мы с вами поговорим о хлебе, о его значении в жизни человека.

   - Ребята, в магазинах мы видим большое разнообразие хлебобулочных изделий.

-  Назовите, какие хлебобулочные изделия знаете вы? (батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, ватрушки, слойка, торт.) Слайды № 3-11.
2.Рассказ воспитателя.
- Такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда-то человек пробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными.
Слайд № 12.
Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки месить тесто. Хлеб был грубым и тяжелым, не таким вкусным, как сегодня. Затем стали печь из заквашенного теста. Хлеб получался пышным, лёгким.

    Без хлеба не обходилось   и не обходится ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Слайд № 13. Гостя на Руси всегда встречали хлебом и солью.            
Воспитатель: Ребята, ещё издавна люди говорили так:  «Хлеб - всему голова»

- А как называется такое выражение?

Дети: Пословица.

Воспитатель: Пословицы раскрывают смысл выражения. Пословицы заключают в себе народную мудрость.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы «Хлеб - всему голова»?

Дети:  Хлеб - самый главный продукт на столе людей. И без него нам будет очень трудно жить.

- Какие пословицы о хлебе вы знаете?
3.Пословицы о хлебе.
- «Хлеб - всему голова»;
- «Худой обед, коли хлеба нет»;  - «Будет хлеб - будет и обед»;
- «Без хлеба куска везде тоска»;  - «Не красна изба углами, а красна пирогами».
4.Какой бывает хлеб?
(Слайд № 14)   Каравай. Вот лежит каравай у меня на столе.
                                      Черный хлеб на столе - нет вкусней на земле!
- Главным участником свадьбы выступал большой круглый каравай. Чем больше каравай, тем счастливее будет жизнь молодых.
 (Слайд 15)

(Слайд 16) - Ребята, а это всеми нами любимое рассыпчатое печенье.

Название «печенье» происходит от голландского слова «коекже», означающее малой или пирожок. Обычай выпекать большие печеньки или коржики в виде человечков, звездочек и фигурок животных появился давно и связан с традицией колядования.
Печенье.
Вот у бабушки печенье, лучше не найти.
Вновь и вновь прошу: Бабуля, вкусных испеки!

(Слайд 17) Калач.
Не плачь, не плачь - куплю калач,
Не плачь, дорогой, куплю другой.
Не плачь, не кричи, дам тебе три!

- У калача своеобразный внешний вид, благодаря которому его легко выделить среди других сортов белого хлеба.

Воспитатель: - На что похож калач?  Он похож на замок с круглой дужкой. Многие горожане покупали калачи на улице и там же ели, держась за ручку.
- Раньше хлеб пекли ржаной (черный). Люди говорили: «Ржаной хлебушко - калачу дедушка». О хлебе сложено много не только пословиц и поговорок, но и песен. Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество

различных блюд, без хлеба невозможно.
         
Воспитатель: Что для значит хлеб, расскажет Аня.

Вот он - хлебушко душистый.  (Аня Лазарева)
Вот он - теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол -
Он пожаловал, пришел.
В нем - здоровье, наша сила,
В нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
                                                       (В.Орлов)

Воспитатель:

- Ребята, как ласково автор называет хлеб?

Дети: Хлебушко.

Воспитатель: А какой хлебушко в стихотворении?

Дети: Тёплый, золотистый.

Воспитатель: А почему - золотистый, он сделан из золота?

Дети: Потому что хлеб жёлтый и румяный.

Воспитатель: Молодцы!

- А сейчас мы попробуем испечь румяные, золотистые  пирожки.

5. Физминутка.

 Слайд № 18.
Мы печем пшеничные
Пироги отличные. («Пекут пироги»)
Кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные? (Разводят руки в стороны, пожимают плечами)
Мама, папа, бра, сестра,
Пес лохматый со двора. (Поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно)
И другие, все, кто может.
Пусть приходят с ними тоже. (Делают манящие движения руками)
Тесто замесили мы. («Месят тесто»)
Сахар не забыли мы. («Посыпают сахар»)
Пироги пшеничные («Пекут пироги»)
В печку посадили мы. (Разворачивают руки ладонями вверх)
Печка весело горит, (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)
Наша мама говорит: (Грозят указательным пальцем)
- Крошки, что останутся, воробью достанутся. («Посыпают крошки»)

Воспитатель: Пирожки мы знаем, как печь. А вот какой путь преодолевает хлеб, прежде чем попасть к нам на стол?  Знаем ли мы?

6.Как выращивают хлеб?
Слайд № 19. Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае.
Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая.
Слайд №20 А весной, когда снег растает, земля наберет сполна талой воды.
Агрономы размечают поля под посевы.
Слайд № 21.
Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном.
Слайд №22, 23, 24.
Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето.
Слайд № 25.
Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми. Новые заботы у хлебороба - как бы не сломились колосья и не полегли.
Слайд № 26.
С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая.
Слайд № 27. Упустишь время - осыплется зерно, пропадет урожай.
Слайд 28. От комбайнов тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться долго.
Слайд № 29. На элеваторе зерно перерабатывают.
Получается мука.
Слайд № 30.
Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом.
Слайд № 31.
Склонила тяжелую голову рожь.
Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле, что была моим домом,
И сильным рукам, моим старым знакомым!

Воспитатель:

- Люди каких профессий участвуют в длинном пути колоска от поля до стола?
(Тракторист, агроном, комбайнер, шофер, грузчик, мельник, пекарь, кондитер, продавец.

                - Как мы должны относиться к хлебу?

7.Дидактическая игра «Семейка»
(Вызываются два ребёнка, а остальные помогают отвечать на вопросы)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и предметы по теме. Затем читает предложения и просит закончить их.
- Хлеб ласково называется… (хлебушек)
- Посуда для хлеба называется… (хлебница)
- Вкусный квас из хлеба называется… (хлебный)
- Человек, который выращивает хлеб … (хлебороб)
Слайд №32
- Завод, где выпекают хлеб, называется… (хлебозавод)
Слайд №33
- Прибор для резки хлеба называется…(хлеборезка)
Слайд №34

- Ребята, все эти слова произошли от слова «хлеб», они родственные, однокоренные. Поэтому игра и называется «Семейка».

8. Итоги занятия.

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного, проследили весь путь хлеба от поля до стола. А теперь еще раз проследите этот путь вы, ребята.
Дети читают стихотворения - воспитатель показывает слайды на мультимедеопроекторе. (
Слайды 20-30) Воспитатель: Снег растает в поле чистом, схлынет талая вода -
Побежит за трактористом к синей речке борозда.
Рита: Выйдут сеялки потом - засевать поля зерном.
И черны, как из печи, провожают их грачи.
Тимофей: Слышен летом до заката гул комбайнов у реки.
И везут на элеватор урожай грузовики.
Серёжа: По дорожкам пыль клубится- едет в кузове пшеница,
Кукуруза едет, рожь…Урожай у нас хорош!
Соня: Убран хлеб, и тихо стало. Мелят мельницы зерно. Поле-полюшко устало.  И под снегом спит оно.
(В.Степанов)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все сегодня очень внимательно слушали, рассказывали стихотворения. Я надеюсь, что теперь вы знаете, почему мы так ценим хлеб. А угощайтесь на здоровье… (воспитатель раздаёт печенье, пирожки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Хлеб - всему голова" аста

На протяжении всей совместной деятельност дети знакомятся с тем, как в старину люди относились к хлебу- перед тем, как выходить с лукошком сеять, сначала мылись в бане, одевали чистые рубашки;а сам хл...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Хлеб - всему голова" аста

На протяжении всей совместной деятельност дети знакомятся с тем, как в старину люди относились к хлебу- перед тем, как выходить с лукошком сеять, сначала мылись в бане, одевали чистые рубашки;а сам хл...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы тема: «Поможем коту Василию» образовательная область «Познание» (формирование элементарных математических представлений)

Задачи:Образовательная область «Познание».Ø Продолжать учить делить круг на две равные части, называть ча­сти и сравнивать целое и часть.Ø Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с по...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы в рамках проекта «Хлеб – всему голова»

Создание социальной ситуации развития посредством познавательной деятельности в процессе приготовления стола к чаю...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием ИКТ «Хлеб всему голова»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развит...

Конспект организованно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Солнышко» по образовательной области «Речевое развитие»

Образовательная область «Речевое развитие»Образовательные задачи:Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе;Активизировать словарь детей (семья, родственник...