Картотека игр: "Воспитание толерантности у детей"
картотека

Борисова Валентина Владимировна

Мы толерантны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

                             Картотека игр на тему

 «Воспитание толерантности у детей  дошкольного возраста»

«Имена» Педагог по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твоё имя? Как тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя называли?»

«Узнай, про кого расскажу» Педагог описывает внешность кого-либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом зеркале, угадывают, о ком идёт речь.

«Похвали себя» Дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч. Воспитатель предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый и т. п.). После игры — обсуждение:
Легко ли было хвалить себя? -     

   Кого вам легче хвалить, себя или других? -  

    Кто вас хвалит? -    

   Что вы чувствуете, когда вас хвалят? -       

   Вы любите хвалить других?

«Моя улица»  Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют улицу, на которой они родились. Педагог записывает или запоминает названия улиц. 2 часть. Педагог говорит: «Улица моя родная, как зовут тебя я знаю. (говорит название одной из улиц), а дети, которые родились на этой улице, встают в центр круга и обнимаются. (Если какую-либо улицу назвал только один ребёнок, то педагог называет две или три улицы, чтобы в круг встали несколько детей).
«Домино» Первый участник (желательно — ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики — «С одной стороны, я ношу очки, с другой — люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны — у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино — можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т. д.

Вопросы для обсуждения: -     

-  что нового узнали друг о друге; -    

   -что чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них; -     

  -что чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож; -   

  - хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

«Все мы разные»

 Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого. Воспитатель: «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив в другой шеренге. Например: «У меня синее платье, а у Саши серая футболка; у меня косички, а у Ксюши стрижка; у меня красный бант, а у Серёжи нет банта». Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге, потом — в другой.

 «Все мы похожи»

 Проводится так же, как игра «Все мы разные», но дети называют общее между собой и другом. Например: «Мне сегодня было весело и Катя сегодня смеялась; у меня короткая стрижка и у Севы тоже; у меня есть брат и у Алисы тоже»...

 «Фисташки»
Цель: Поговорить о том, какие у нас различия и что у нас общего.

 Ход игры:
Раздать детям по две фисташки в скорлупе и попросить пока их не есть и не снимать скорлупу. Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка «магической» атмосфере. Попросить детей ответить на следующие вопросы :
 - Какие фисташки на ощупь?- А какие люди на ощупь? -        

 -Как бы вы описали скорлупу?

 - А как бы вы описали человеческое тело? -       

 - У фисташек одинаковые размер и форма?

   -А у людей одинаковые размер и форма? -     

    -Фисташки одного цвета?

    -А люди одного цвета? -       

    -Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты?

    - А люди могут ломаться и трескаться?

  - Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия?

    -А люди отличаются внутри и снаружи? -      

   -Съешьте фисташки. Какие они на вкус?

   -Можно ли сказать, что у человека есть вкус? -   

   -Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие?

    -А можно ли поступать так с людьми?

«Я тоже»

Цель:  научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею; -    

 -осознать уникальность других; -    

- создать атмосферу открытости и доверия.

Ход игры: Попросите детей подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных в группе. Ребёнок говорит, например: «У меня пять братьев и сестер». Если никто в группе не может сказать «Я тоже» или «У меня тоже», участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать «Я тоже», то ход переходит к этому участнику.

 В конце игры подсчитываются баллы (можно давать детям фишки). Хорошо, если педагог также участвует в упражнении, и своими репликами переводит разговор с внешних характеристик на более внутренние, а также на другие различия.

Обсуждение:  Хорошо ли быть особенным?  Каждый ли человек особенный. Почему?

«Большие и маленькие»

 Возраст — любой. Для более старших детей использовать более сложные критерии (вместо «высокий» — «веселый», и т. д.)

 Цель: Развить навыки невербальной коммуникации; -    

      помочь детям осознать, что любое описание человека является относительным; -          создать веселую атмосферу;

 Ход игры: Во время выполнения заданий запрещается разговаривать -         

 Проведите воображаемую черту посреди комнаты или воспользуйтесь каким-либо предметом, например, верёвкой. Встаньте на этой черте.

Теперь скажите: «Пусть все высокие встанут справа, а низкие — слева». -      

 Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто рисует хорошо и тех, кто рисует плохо. -        

  Придумайте еще несколько критериев.

После этого попросите детей выстроиться по росту без слов.

 Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких» и «низких». Все зависит от ситуации или от того человека, который делает выводы. Наклеивание «ярлыков» часто мешает дружбе.

«А я считаю»...

Цель: Осознать возможность сосуществования различных мнений;     

- осознать ценность собственного мнения, отличного от других;

Ход игры: Проведите посреди помещения воображаемую черту.

С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс («согласен»), с другой — минус («не согласен»). Сама черта означает отсутствие мнения.

Объясните участникам, что вы будете зачитывать им утверждения. Те, кто согласен встанет на сторону «плюса», а те, кто не согласен — на сторону «минуса». Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться. Вот примеры:  Лучше играть в футбол, чем в кататься на коньках. – 

 - Играть «в компьютер» веселее, чем смотреть телевизор.

 - Весна лучше осени.      

  -Самый классный мультик — «Маша и медведь». -        

  Самое прекрасное домашнее животное — кошка.

 Обсуждение: Кто был прав в каждом случае? Был ли кто-нибудь прав вообще? Можно ли сказать, что у людей могут быть различные мнения? Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Им это нравилось? Не хотелось ли им поменять мнение? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?
«Надо договориться»

 Цели:      

  -сконцентрировать внимание участников;   

-  осознать ценность сотрудничества;

 - показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия

 - сплотить группу.

 Ход игры: Детям предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти, но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй — «два», и т. д. Есть только одна проблема — если участники произнесут число одновременно — группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры.

Обсуждение: -    как началась игра?

 -  чего хотелось каждому сначала?

 - почему сначала ничего не получалось -     

  - как удалось досчитать до десяти? -    

  -  чему нас учит эта игра?

«Кого я боюсь?»

Цели:  выявить и проработать страхи участников, связанные с предрассудками; -          придать детям уверенность в общении с людьми, которые казались им страшными; 

- вербальная разрядка страха

Материал: кусочки бумаги, ручки, шляпа или кепка.

 Ход игры:  Напомните детям, что все мы кого-то боимся. Кроме знакомых людей, которые могут, например, сделать нам замечание, мы боимся и людей, которых мы совсем не знаем. Это совсем не стыдно. Приведите пример такого страха, который вы испытывали в детстве. -          Попросите участников подумать, кого они боятся. Важно, чтобы это был не знакомый человек, а кто-то, кого они не знают. Пусть они напишут свой страх на кусочке бумаги (помочь детям, которые не умеют писать). Соберите их и сложите в шляпу или кепку и тщательно перемешайте. 

   Покажите группе «шляпу страхов». 

  Пусть участники по очереди вытаскивают страхи из шляпы

   Каждый участник должен рассказать, что он думает о попавшемся ему страхе.       

 -  Испытывает ли он тоже этот страх? ·  

  - Почему у человека может появиться такой страх? ·

  -Надо ли этого бояться? Если нет, то почему?     

  -Что можно посоветовать человеку с таким страхом? Как можно бороться с этим страхом?

 Обсуждение:    

 -Почему мы боимся некоторых людей, которых даже не знаем? -   

-  Может быть, кто-нибудь боится нас? Всегда ли эти страхи оправданы?        

Дома спросить у родителей, чего или кого они боялись в детстве и почему они уже не боятся?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Анализ подходов к проблеме воспитания толерантности у детей и взрослых"

Опыт работы по проблеме формирования личности ребенка, совмесно с родителями....

Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».

В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над  проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей...

Картотека игр во воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Толерантность нужно воспитывать.Когда мы говорим о толерантности применительно к семье, то выделяем два аспекта:- воспитание толерантности у ребенка по отношению к окружающим;- проявление в семье толе...

Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)

Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...

Картотека игр " Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста"

Картотека игр на тему«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» «Имена» Взрослый по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить т...

"Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"

quot;Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту  "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...

"Система работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста". Приложение № 2 к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"

quot;Система работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста". Приложение № 2 к проекту  "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...