Консультация для педагогов: "Театрализованные игры, этюды и упражнения в образовательной деятельности"
консультация

Величко Ольга Александровна

Театрализованные игры в образовательной деятельности.

 Слайд 1

Каждый из нас как педагог задается вопросами… Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Пожалуй, самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность

Слайд 2

Театрализация — это разновидность игровой деятельности, которая используется для раскрытия творческого потенциала детей с помощью приёмов драматизации.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена в соответствии с ФГОС,   Слайд 3

• в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой коммуникативной, художественно-эстетической и т. д.);

• в образовательную деятельность в ходе режимных моментов;

• в самостоятельную деятельность детей;

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованные игры в образовательной деятельности.

 Слайд 1

Каждый из нас как педагог задается вопросами… Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Пожалуй, самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность

Слайд 2

Театрализация — это разновидность игровой деятельности, которая используется для раскрытия творческого потенциала детей с помощью приёмов драматизации.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена в соответствии с ФГОС,   Слайд 3

• в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой коммуникативной, художественно-эстетической и т. д.);

• в образовательную деятельность в ходе режимных моментов;

• в самостоятельную деятельность детей;

Слайд 4

Включение театрализованной деятельности в образовательную деятельность, осуществляется через театрализованную игру как игровой прием и форму обучения, через игрового персонажа, который  помогает детям усвоить те или иные знания, умения и навыки.

Слайд 5

Игровая форма  способствует раскрепощению детей, созданию атмосферы свободы в игре. Так например к нам на занятия приходят «сезонные персонажи» осенью это Ежик, Кролик, Белочка которые  знакомят детей с овощами, грибами с сезонными изменениями в природе, в жизни зверей и тд.

Слайд 6

Зимой  Зайка, Снеговик, весной Каркуша, Цветик, Солнышко.

Приходу каждого персонажа дети очень радуются, внимательно слушают и выполняют его задания.

Слайд 7

 Включение театрализованной игры  в ходе режимных моментов: это совместная деятельность детей на прогулке, в утреннее и вечернее время.  

Слайд 8

Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, Слайд 9

чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов, рисования любимых театральных персонажей и тд.

Слайд 10

С самостоятельных детских играх чаще всего отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.

Слайд 11

 Используя театрализованную деятельность в системе образования детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.

Слайд 12

Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я стараюсь так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Использую такие игры как «Я умею так», «Веселый бубен», «Маленький народ» и тд. Так же я предлагаю детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался собаки и тд.

Слайд 13

 Также знакомлю детей с разными  видами  театра, профессиями  людей, создающих спектакль, провожу игры на развитие памяти и внимания, такие как «Чего не стало», «Передай позу», «Кто во что одет», «Угадай что я делаю» и тд.

Слайд 14

Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «Пятачок- улыбка»,  «Лошадка», «Чистим зубки». Предлагаю детям произнести с разной интонацией самые привычные слова:  «до свидания», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно).

Для развития дикции я использую различные чистоговорки и скороговорки, игры «Подскажи словечко», «Эхо», «Чудо лесенка». Для развития пластической выразительности я предлагаю детям, пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа по их выбору, от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку). Детям также нравятся упражнения для развития выразительной мимики, например: «Солёный чай», «Ем лимон», «Сердитый дедушка», и другие.

Слайд 15

Также в своей работе использую различные музыкальные разминки , инсценируем потешки, стихи, вместе с детьми изготавливаем кукол для театра, маски, веночки, декорации.

Используем маски или шапочки в подвижных играх.  Для снятия мышечного напряжения я использую следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Буратино», «Бабка- Ёжка». В течение дня провожу различные пальчиковые игры: «Солнышко встало», «Мы капусту режем, режем», «Как живешь?» и тд, которые помогают развивать мелкую моторику.

Слайд 16

Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей (литературные, музыкальные).

Слайд 17

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Слайд 18

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.  В режиссерских играх ребенок или взрослый не является действующим лицом, а ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, маски-шапочки. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.

Слайд 19

Для более успешного творческого развития детей в группе созданы  уголок  театра , оснащенный  костюмами,  шапочками, масками, разнообразными видами кукольного театра.

Слайд 20

Также собрана картотека чистоговорок, скороговорок, театрализованных игр, пальчиковой гимнастики.

Слайд 21

Наблюдая за детьми в процессе всей работы, я пришла к выводу, что  использование в игровых ситуациях, элементов театрализации является важным средством эмоционального воздействия на детей, способствуя развитию творческого мышления,  воображения.

Слайд 22

Театрализованные игры помогают раскрепощению ребенка, вырабатывают у ребенка  доброжелательное отношение к окружающим, учат правилам поведения и раскрывает их индивидуальные  особенности.

Слайд 23

Таким образом, театр в дошкольном детстве занимает особое место в воспитательно-образовательном процессе.

Слайд 24

Задачи по театрально-игровой деятельности

Для детей 3-4 лет

Театральная азбука

Театр - особый, прекрасный, волшебный мир. В этом мире все необычно. Вместо живой природы - декорации, нарисованные художником, различные герои (персонажи), действия придуманы драматургом и сыграны артистами.

Театр может перенести зрителей в далекое прошлое, будущее и в сказку. На сцене театра могут заговорить не только люди но и звери и птицы.

Главные волшебники в театре - артисты. Основные средства художественно выразительности: интонация, мимика, жест. Театры бывают разные: в оперном театре артисты поют, в балетном - все мысли, чувства героев передают движениями, в драматическом театре они разговаривают, в кукольном - все действия, разговор осуществляются с помощью кукол. Есть особый вид театра - детский. В нем ставят спектакли для детей.

В театре работает много людей. Кроме артистов, художники, композиторы, писатели (драматурги), гример и др.

Игры в кукольный театр

Познакомить детей с приемами кукловождения , с «живой рукой», бибабо, пальчикового театра, театра картинок на руке.

Работать над речевым дыханием детей, добиваться четкой дикции, умения менять темп, силу звука, работать над интонационной выразительностью речи.

Игры-драматизации

Учить детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев, совершенствовать исполнительские умения детей, стимулировать желание детей изменять действия, вводить свои реплики.

Игры-спектакли

Побуждать детей проявлять самостоятельность в выборе выразительных средств при создании образов персонажей, учить чувствовать своего партнера, стремиться подыгрывать ему.

Побуждать детей вживаться в образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее яркие выразительные средства для воплощения.

Расширять жанровый диапазон спектаклей, предлагая детям такие варианты, как: спектакль на художественно-речевой основе, спектакль-опера, фольклорный спектакль на обрядовой основе. Воспитывать стремление доставлять своей игрой радость окружающим.

Для детей 5-6 лет

Театральная азбука

Рассказать детям о том, что театр - особый волшебный мир. Главные волшебники в театре - артисты. Они с помощью особых средств могут рассказать нам о разных событиях, о переживаниях людей. Основные средства художественно выразительности: интонация, мимика, жест. Театры бывают разные: в оперном театре артисты поют, в балетном - все мысли, чувства героев передают движениями, в драматическом театре они разговаривают, в кукольном - все действия, разговор осуществляются с помощью кукол. Есть особый вид театра - детский. В нем ставят спектакли для детей.

В театре работает много людей. Кроме артистов, художники, композиторы, писатели (драматурги), гример и др.

Игры в кукольный театр

Познакомить детей с приемами кукловождения марионеток, с «живой рукой», бибабо, пальчикового театра, театра картинок на руке.

Работать над речевым дыханием детей, добиваться четкой дикции, умения менять темп, силу звука, работать над интонационной выразительностью речи.

Игры-драматизации

Продолжать учить детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев, совершенствовать исполнительские умения детей, стимулировать желание детей изменять действия, вводить свои реплики.

Игры-спектакли

Побуждать детей проявлять самостоятельность в выборе выразительных средств при создании образов персонажей, учить чувствовать своего партнера, стремиться подыгрывать ему.

Побуждать детей вживаться в образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее яркие выразительные средства для воплощения.

Расширять жанровый диапазон спектаклей, предлагая детям такие варианты, как: спектакль на художественно-речевой основе, спектакль-опера, фольклорный спектакль на обрядовой основе. Воспитывать стремление доставлять своей игрой радость окружающим.

Для детей 6-7 лет

Театральная азбука

Углублять знания детей о театре, как о виде искусства. Сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого ребенка обращаться к театру, как источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия.

Через театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление в нем самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Ребенок должен знать, что в прекрасном мире театра все необычно. Артисты по-разному рассказывают о событиях, о переживаниях людей. Уточнить сведения об основных средствах выразительности. Уточнить представления детей об особенностях различных театров: опера, балет, драматический театр, народный балаганный театр, кукольный, детский.

Познакомить с театрами своего города (наиболее известными). Расширить диапазон сведений о тех, кто работает в театрах (режиссер, постановщик танцев, хормейстер, гример и т.д.).

Закрепить навык поведения во время просмотра спектакля; в целом уточнить знания правил поведения во время посещения театра.

Перед началом спектакля необходимо не только знать его название, но и познакомить с содержанием.

В фойе посмотреть фотовыставку к этому спектаклю (фотографии артистов и сцены из спектакля).

Определить любимый вид жанра, наметить любимые сюжеты и разыграть их (как оперу, балет, драматический спектакль или кукольный).

Стимулировать активность детей к организации самостоятельной театрализованной деятельности.

Игры в кукольный театр

Закреплять навыки кукловождения различных кукольных театров (бибабо, на гапите, пальчиковый, марионетки, с «живой рукой», настольный, теневой и др.).

Познакомить с новыми типами театров: напольный (люди-куклы, конусный); тростевой.

Формировать устойчивый интерес к кукольному театру, желание управлять куклами различных систем.

Подводить детей к умению проявлять самостоятельность в выборе варианта постановки сказки (тип театра, сольное или коллективное исполнение с музыкальным сопровождением и без него).

Игры-драматизации

Совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей.

Побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки, сценки.

Игры-спектакли

Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе выразительных средств для передачи образа, развивать способность к свободному выбору движений, действий, жестов, мимики, интонации, к передаче игрового образа. В целом, развивать сценическое творчество.

Способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия выражения различных эмоций (радость, горе, удивление, испуг и пр.).

Ввести новый тип игр-спектаклей: спектакль пантомимы, спектакль ритмопластики, фольклорный спектакль на обрядовой основе, спектакль-балет или спектакль на хореографической основе.

Развивать умение детей выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих.

Представленный ниже учебно-тематический план - это вариант целостного подхода к решению задач через все основные виды детской художественной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Хочется обратить внимание практиков, что предлагаемый репертуар к детским спектаклям ориентировочный и поэтому заменяемый. Но вся работа строится по данной схеме, исходя из поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность в детском саду".

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей....

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в ДОУ»

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельностиИгра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знан...

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей младшего возраста"

Театрализованная деятельность – это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей....

Консультация для педагогов: «Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников»

Театрализованные игры способствуют  развитию   памяти, мышления, воображения, речи, внимания и различных качеств личности (самостоятельности, активности, эмоциональности, отзывчивости)....

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность в детском саду"

Ребенок  умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью....

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками».

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным?Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слыша...

Консультация для педагогов: Театрализованные игры, как средство развития речевой деятельности дошкольников

Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…Б. М. ТепловРечь – одна из важнейших лин...