Самообразование педагога «Формирование у детей подготовительной группы навыков культуры поведения»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

План по самообразованию воспитателя подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 202 «Золушка» города Буденновска Буденновского района»                                                              

УТВЕРЖДЕНО

                            Заведующим МДОУ ДС № 202                                                   «Золушка» г.Буденновска

Е.В.Алферовой                                                              

                                                         ____________________                                                                                                                                                              

План по самообразованию педагога

«Формирование у детей подготовительной группы навыков культуры поведения»

Составитель:

воспитатель Жилина Я.В.

2020 – 2021 гг.

Актуальность

В социологии культура трактуется, как система коллективно разделяемых ценностей, образцов и норм поведения определенных групп людей. В педагогическом словаре: культура поведения – совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в труде, в быту, в общении с другими людьми, в различных видах деятельности, соблюдение основных требований и правил человеческого общежития. В последнее время не ценятся, особенно у людей молодого поколения такие нормы нравственности, как доброта, вежливость, ответственность, честность, порядочность. В связи с этим воспитание культуры поведения у детей приобретает особую значимость. Культура не должна сводится к формальному соблюдению этикета, она должна быть тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и в свою очередь подкреплять их. У ребенка должно быть сформирована привычка в самостоятельном выполнении норм культуры поведения, т. е. не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, поступков. Особенностью работы по воспитанию культуры поведения является то, что родители понимают культуру поведения узко, - в основном как умение вести себя в общественных местах. Для этой работы родители не используют ни личный пример, ни произведения художественной литературы, ни детские передачи, ни мультфильмы и кинофильмы. Как бы разносторонне не развивался человек, если у него не сформированы навыки культурного поведения ему будет сложно жить в обществе. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.

Цель: формирование у детей нравственных качеств: культуры общения и взаимоотношений, культуры поведения в обществе взрослых и сверстников, культуры деятельности на занятиях, в играх, во время трудовых поручений.

Задачи:

- Проанализировать методическую литературу по данной теме;

- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

- Повысить компетентность и заинтересованность родителей в вопросах культуры поведения.

- Формировать у детей положительное отношение к правилам поведения, желание их соблюдать.

Предполагаемый результат: дети знакомы с понятием этикет, этическими нормами поведения в социуме, навыки культуры диалогового общения.

Действие и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

- Изучение литературы по теме.

- Изучение опыта коллег из других районов и городов по средствам сети интернет.

- Познавательные беседы.

- Оформление выставок в детском саду. совместного творчества детей и родителей.

- Чтение художественной литературы.

Форма отчета: конспекты занятий, выставка художественной литературы, презентации по данной темы.

Содержание работы:

В течение года

1 Изучение методической литературы по данной теме

2. Изучение опыта педагогов в интернет ресурсах.

3. Составление плана работы по теме «Формирование у детей навыков

культуры поведения».

4. Составление плана работы с родителями по теме «Формирование у детей навыков культуры поведения».

Практический этап

Сентябрь

1. Ситуации «Что значит быть опрятным?»

«Пожелаем здоровья друг другу»

«Мы в детском саду»

«Помогаем взрослым»

«Мое настроение и настроение других людей»

Рассматривание книг, альбомов, презентаций на тему: «Уроки вежливости», «Береги вещи», «Настроение других людей»

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Парикмахерская», «Кафе»

Чтение: «А. Барто «Медвежонок невежа», «Помощница» «Вовка добрая душа»

Работа с родителями

Консультации:

«Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

«Роль дидактической игры»

«Особенности общения с детьми в семье».

Октябрь

2. Ситуации «Будь скромным», «Взрослые отдыхают»,

Беседы: «Кто такой скромный человек?», «Что значит защищать слабых?», «День благодарения бабушек», «Едем в гости»

Д/игры и упражнения

«В автобусе, самолете, торговом центре», «Я покупаю подарок»

«В гостях у бабушки»

Чтение Б. Жидков «Как я ловил человечков», С. Маршак «Урок родного языка»

Консультации:

«Игра, как средство воспитания дошкольников».

«Как бороться с агрессивностью в поведении детей?»

«Как отвечать на детские вопросы»

Ноябрь

3. Ситуации «Будь вежливым», «Наши добрые дела»

Беседы «В мире вежливых слов», «Путешествие в город добрых поступков»

Д/игры и упражнения «Умеешь ли ты знакомится?», «Волшебный клубочек»

Пословицы о вежливости и добре, разбор ситуаций по картинкам «Что такое хорошо, что такое плохо»

Чтение С. Михалков «Ежели вы вежливы», Осеева «Волшебное слово», «Сухомлинский «Для чего говорят спасибо?», С Мирошниченко «Неизвиняйка», В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»

Работа с родителями

Консультация

«В семье растет будущий первоклассник»

«Что читать и как читать»

«Мудрость родительской любви»

Памятка «Домашняя библиотека»

Фотоконкурс «Книга в жизни семьи»

Декабрь

4. Ситуации «Так у нас, а у вас? – семейные традиции,

«Как принимать и дарить подарки», «Идем в супермаркет»

Беседы «Неразлучные друзья-взрослые и дети», «Праздники в нашей семье», «Мы уже взрослые»

Д/игры и упражнения «Так –не так», «Угадай настроение», «Добрые советы», Сюжетно-ролевые игры «Мы артисты», «Театр», Едем в автобусе»

Работа с родителями

Консультации

«Правила хорошего тона».

«Всегда ли правильно звучит ваша речь».

«Занимательные опыты на кухне».

Январь

5. Ситуации «Путешествие по маршруту добрых дел», «Мамины помощники», «Говорим по телефону»

Беседы: «Хочу быть как папа», «Если тебе позвонил по телефону – незнакомый человек, бабушка, друг»

«Мальчики- будущие мужчины»

Д/игры и упражнения «Рыцарские поступки», «Буратино спешит к Мальвине»

Сюжетно-ролевые игры «Солдаты», «Семья», «Семья идет в парк»

Развлечение –соревнование «А ну-ка мальчики»

Чтение С. Иванов «Хорошо или плохо», Р. Погодин «Просто история», С Девятов «Ничего тебе не дам»

Февраль

Ситуации «Правила для всех», «Как обратится с просьбой к другому человеку», «Вещи и мы»

Беседы с детьми: «Как правильно беседовать?», «Много друзей всегда веселей»,

Игры перевоплощения: «Представь себя камнем у дороги».

Чтение этических сказок: «Желтая птичка», «Приключения новогодней мишуры», «Люстра – зазнайка».

Стихи об этикете, культуре поведения.

Мини –этюды: «Солнышко»

Пословицы и поговорки: «От учтивых слов язык не отсохнет», «Чистые сапоги быстрее ходят».

Развивающая игра «Комплименты», подвижная игра «Пожалуйста»

Информация для родителей: «Этикет за столом для детей. Правила поведения за столом в детском саду и дома. Как правильно держать вилку и ложку и многое другое.» Т. А. Шорыгина

Работа с родителями

Консультации

«Формировать у детей полезные привычки».

- Памятка для родителей «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге».

«Ребенок и улица. Правила поведения с чужими людьми».

«Беседы об этикете с детьми 5-7 лет»;

Март

7. Ситуации «Мы пришли в магазин», «В кабинете у врача», «Когда мама строгая»

Беседы «Как вести себя в магазине», «На приеме у врача», «Если к тебе пришли гости»

Д/игры и упражнения «Успокой-ка», «Важные слова», «Как бы ты поступил?», «В гостях и дома»

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Магазин», «Встречаем гостей»

Психогимнастика «Зубы болят», «Грусть», «Я выздоравливаю»

Чтение С. Михалков «Дядя Степа», В. Осеева «Печенье», «Отомстила», «Три товарища»

Работа с родителями

Консультации ««Речевые игры по дороге в детский сад».

«Учим стихи с помощью мнемотехники».

«Взрослый мир в детских мультфильмах».

«Игра – инсценировка как средство развития речи ребенка».

Апрель

8. Ситуации «Мы пришли в магазин», «В кабинете у врача», «Когда мама строгая»

Беседы «Как вести себя в магазине», «На приеме у врача», «Если к тебе пришли гости»

Д/игры и упражнения «Успокой-ка», «Важные слова», «Как бы ты поступил?», «В гостях и дома»

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Магазин», «Встречаем гостей»

Психогимнастика «Зубы болят», «Грусть», «Я выздоравливаю»

Чтение С. Михалков «Дядя Степа», В. Осеева «Печенье», «Отомстила», «Три товарища»

Работа с родителями

Консультации ««Речевые игры по дороге в детский сад».

«Учим стихи с помощью мнемотехники».

«Взрослый мир в детских мультфильмах».

«Игра – инсценировка как средство развития речи ребенка».

Май

9. Подведение итогов работы, наблюдение за детьми

Результат выполнения плана по самообразованию:

1) дети знакомы с понятием этикет, этическими нормами поведения в социуме, навыками культуры ведения разговора, сформировано личное отношения ребенка к соблюдению моральных норм, к этическим понятиям скромности, отзывчивости, желанию быть справедливым, сильным и смелым, сопереживанию и милосердию.

2) закреплены правила поведения в среде детей: быть вежливыми, внимательными, делиться игрушками; правила поведения в общественных местах, общения с взрослыми и сверстниками.

3) сформирована привычка в свободное время занимать себя интересной деятельностью; выполнять посильные трудовые поручения.


Список литературы

• 1. Абраменкова В. В. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстникам у дошкольников/В. В. Абраменкова. - М., 2011.

• 2. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ, Сфера, 2013. - 128 с.

• 3. Бархатова М. И. Воспитание культуры поведения / М. И. Бархатова//Дошкольное воспитание - 2009. - №11. - С. 46-49.

• 4. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В. П. Беспалько. - М., 2010. - 194с.

• 5. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию /Л. П. Бочкарева. - Ульяновск, ИПКПРО, 2013. - 53с.

• 6. Буре Р. С. Воспитатель и дети/Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. - М.: Просвещение, 2010. - 143 с.

• 7. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников/В. Я. Воронова. - М.: Просвещение, 2007. - 190с.

• 8. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. А. М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2009. - 95с.

• 9. Есина Л. Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. - М.: Издательство "Скрипторий 2003", 2008. - 96 с.

• 10. Козлова С. А. Дошкольная педагогика/С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: "Академия", 2010. - 416с.

• 11. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми дошкольного возраста /Н. Короткова // Дошкольное воспитание. - 2011. - №8. - 34-41с.

• 12. Купина Н. А, Богуславская Н. Е. Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. - М., 2012. - 176 с.

• 13. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. - М., 2011.

• 14. Курочкина И. Н. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 10. - С. 48-52.

• 15. Максимова И. В. Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста / И. В. Максимова, Н. В. Полянская //Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). -- СПб.: Реноме, 2013. -- С. 64-67.

• 16. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 96 с.

• 17. Островская Л. Ваш ребенок воспитан? // Дошкольное воспитание. - 2013. - №10. - С. 54-60.

• 18. Островская Л. Ф. Азы воспитанности // Дошкольное воспитание. - 2013.- №8. - С. 61-65.

• 19. Пахомова О. Н. Добрые сказки. Этика для малышей. - М.: Книголюб, 2014. - 88 с.

• 20. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста/С. В Петерина. - М.: Просвещение, 2008. - 96с.

• 21. Севостьянова Е. О.Страна Добра: социализация детей 5-7 лет. - М. ТЦ Сфера, 2012. - 112 с.

• 22. Стрелкова Л. П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников в семье и группе детского сада // Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников/Л. П. Стрелкова. - М., 2008. - С. 23-33.

• 23. Фалькович Т. А. Сценарии занятий по культурно-нравственномувоспитанию дошкольников: Старшая и подготовительная группы. - М.: ВАКО, 2008. - 160 с.

• 24. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf

• 25. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой.- Харьков: Фолио, 1997. - 464 с.

• 26. Шипицына Л. М. Азбука общений. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками/Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 380с.

• 27. Шорыгина Т. А.Вежливые сказки: Этикет для малышей. - М.: Прометей, Книголюб, 2011. - 60 с.

• 28. Якобсон С. Г.Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов. - М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2003. - 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения по средствам ознакомления с ПДД».

Консультация для воспитателей Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения по средствам ознакомления с ПДД»....

социальный проект:сотрудничество ДОУ и семьи по формированию у детей средней группы навыков безопасного поведения и умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.

Создание условий для направленной работы педагогов и родителей по формированию у детей навыков безопасного поведения, через различные способы реагирования в неординарных ситуациях....

Социальный проект: Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию у детей средней группы навыков безопасного поведения и умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.

Цель проекта: Направленная работа педагогов и родителей по формированию у детей навыков безопасного поведения, умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.Задачи проекта: Для детейФормирован...

ПАПКА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения».

Работа содержит:  актуальность, цель, задачи. формы работы, тематическое планирование деятельности по самообразованию и работу с детьми....

План по самообразованию педагога в подготовительной группы на тему «Формирование у детей подготовительной группы навыков культуры поведения»

АктуальностьВ социологии культура трактуется, как система коллективно разделяемых ценностей, образцов и норм поведения определенных групп людей. В педагогическом словаре: культура повед...

План по самообразованию на 2023 – 2024 год «Формировантие у детей подготовительной группы навыков культуры поведения»

Формировать у детей привычки культурного поведения и общения с людьми, правила поведения в общественных местах...

Открытый просмотр для педагогов интегрированной образовательной деятельности на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения у водоемов» в подготовительной к школе группе

В весенний период с наступлением оттепели особо актуальной становится проблема обеспечения безопасности детей и взрослых на водных объектах. Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, наряду с о...