«Как организовать речевую викторину» для детей с нарушением речи
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Смолина Анастасия Владимировна

Консультация для педагогов

на тему

«Как организовать речевую викторину»

образовательная область

 «Речевое развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_viktorina.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Консультация для педагогов

на тему

«Как организовать речевую викторину»

образовательная область

 «Речевое развитие»

Подготовила:

Смолина Анастасия Владимировна,

воспитатель

город Рубцовск, 2020 год

Цель: расширение и систематизация знаний педагогов об организации речевой викторины с детьми с нарушениями речи.

Педиатры, неврологи, логопеды отмечают, что отклонения в развитии речи есть у каждого второго ребенка. Однако родители списывают это на особенности дошкольного возраста и не уделяют речевому развитию должного внимания. Как убедить их в необходимости развивающих и коррекционных занятий? Можно провести в детском саду речевую викторину. Родители увидят, чему научились их дети за учебный год.

Как же правильно организовать такую викторину?

Речевая викторина – мероприятие с детьми с нарушениями речи, которое организуют в дошкольных образовательных организациях учителя-логопеды совместно с воспитателями.

Что такое речевая викторина? Это игра в ответы на вопросы, которые объединены общей темой.

Основная цель речевой викторины – в игровой форме обобщить знания детей, которые они получили на логопедических занятиях.

Задачи:

•        закрепить у дошкольников произносительные навыки и умения;

•        активизировать пассивный словарь;

•        закрепить навыки фонематического анализа и синтеза;

•        совершенствовать память, внимание, логическое мышление;

•        развивать навыки самоконтроля за речью;

•        активизировать творческие способности;

•        формировать умение работать в коллективе сверстников;

•        создать положительный эмоциональный настрой.

Речевая викторина, которую учитель-логопед проводит в конце учебного года, – показатель результативности коррекционной работы.

Если речевую викторину организовать правильно, она создаст благоприятную ситуацию для развития речи, психических процессов (памяти, внимания), эмоционально-личностной сферы дошкольников. Поэтому педагогам следует уделить особое внимание предварительной работе.

Для начала нужно продумать тематику мероприятия. Она должна быть связана с содержанием коррекционной работы.

Затем необходимо разработать сценарий, включить в него различные конкурсы, которые позволят детям продемонстрировать речевые навыки и умения.

Вопросы и задания должны быть доступными для участников викторины, учитывать их возраст, структуру речевого дефекта, особенности центральной нервной системы, эмоционально-волевой сферы.

Викторину можно разнообразить сюрпризными моментами. Например, в гости к детям может заглянуть сказочный персонаж и принять вместе с ними участие в конкурсах или прислать воспитанникам письмо со своими заданиями. Смешные вопросы, которые не относятся к теме мероприятия, также помогут разрядить обстановку.

Не менее важно определить правила проведения викторины и подготовить призы для участников, например, логопедические пособия с заданиями, ребусами, которые дети смогут выполнить с родителями дома. Выбирая призы, учитель-логопед должен учитывать характер речевого нарушения воспитанников.

Как провести речевую викторину

Для участия в викторине педагог делит детей на две команды. Лучше выбрать такой вариант жеребьевки, при котором дошкольники сами определят, в какой команде они будут играть. Например, предложить им вытянуть цветную бумажную полоску из коробки. Это поможет избежать отрицательных эмоциональных реакций у детей.

Чтобы викторина не превратилась в монотонное мероприятие, следует разделить ее на этапы. В первой части лучше предложить детям вопросы, которые требуют внимания и восприятия информации на слух, а затем задания с опорой на картинки, схематичные изображения.

В ходе викторины педагог должен давать возможность ответить каждому ребенку, стимулировать тех, кто не проявляет инициативу. Это важно, т. к. активная деятельность детей формирует активную речевую среду.

В большинстве случаев дети с нарушениями речи не являются инициаторами общения. В повседневной жизни они строят высказывания, только отвечая на вопросы. А в условиях интеллектуального соревнования у них появляется потребность высказаться, которую нужно поддерживать.

Викторины создают ситуации для активизации речи. Детям нравится выступать, показывать то, что они умеют. Возникающие в игровом процессе эмоции дошкольники пытаются выразить словами. Так они обогащают свой словарный запас. Ребенок, поставленный в условия публичного выступления, чувствует свою ответственность: он должен говорить так, чтобы его поняли.

В качестве зрителей викторины необходимо пригласить родителей воспитанников. Своим присутствием они стимулируют детей говорить правильно и контролировать свою речь.

За ходом викторины следят члены жюри. Они оценивают ответы дошкольников и объявляют победителей. Если викторина проводится в конце учебного года, лучше не выделять одну из команд, а отметить достижения всех участников.

Речевые викторины, которые специалисты организуют в конце учебного года, показывают родителям значимость и эффективность логопедических занятий.

Таким образом, речевые викторины в детском саду занимают важное место в воспитании детей с нарушениями речи. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника. Подобные формы мероприятий повышают эмоциональный настрой воспитанников на достижение результатов в дальнейшем.

Сценарий итогового мероприятия

«Викторина красивой и правильной речи»

Задачи:

  • закрепить произносительные навыки и умения;
  • активизировать пассивный словарь;
  • развивать фонематическое восприятие, лексико-грамматический строй речи;
  • совершенствовать память, внимание, логическое мышление;
  • развивать навыки самоконтроля за речью;
  • активизировать творческие способности;
  • формировать умение работать в коллективе сверстников;
  • создать положительный эмоциональный настрой.

Оборудование: синие и красные полоски бумаги (для деления участников на команды); карточки для определения звука в слове; мешочек с шариками под номерами 1 и 2 (для розыгрыша очередности ответов); карточки для составления слов; слова с пропущенными буквами; жетоны; письмо Незнайки; ребусы.

Ход викторины:

Организационная часть

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Целый год вы играли и занимались с логопедом, узнали много нового и интересного, а главное, научились красиво и правильно говорить. Сегодня я приглашаю вас принять участие в викторине красивой и правильной речи. Давайте проверим ваши знания в ходе веселого соревнования. Чтобы начать викторину, разделимся на две команды. Для этого каждый из вас должен вынуть из коробочки по одной полоске бумаги.

Дети, которые вытянули синие полоски, встают на одну сторону; дети, которые вытянули красные полоски, – на другую.

Ведущий: Мы назовем наши команды «Звуковички» и «Буквознайки». А оценивать ваши ответы будет жюри.

Ведущий представляет членов жюри.

Ведущий: Участники команд, будьте внимательными и организованными. Итак, начинаем!

Основная часть

1-й конкурс «Смотри не ошибись»

Участники должны вспомнить и назвать слова с заданным звуком в начале, середине и конце слова. Например, звук [р] в словах: «рыба» – начало слова, «корова» – середина слова, «комар» – в конце слова. Аналогично со звуками [c], [л], [ш]. Жюри учитывает правильность и скорость ответа участников команд.

2-й конкурс «Доскажи словечко»

Ведущий читает строки стихотворений.

Участники команд заканчивают их по смыслу и в рифму.

Ведущий:
Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему… (Ответ: поможет.)

Подводной лодке не страшна

Океанская… (Ответ: волна.)

Съел сластена в воскресенье

Все вишневое… (Ответ: варенье.)

На кусок моей колбаски

Мурка хитро щурит… (Ответ: глазки.)

Закрывают дети глазки,

Детям сниться будут… (Ответ: сказки.)

Щиплет щеки, щиплет нос,

Но не страшен нам… (Ответ: мороз.)

3-й конкурс «Кто самый сообразительный?»

Участники команд за 2 минуты должны ответить на 15 вопросов ведущего. Чтобы определить, какая команда будет отвечать на вопросы первой, а какая – второй, дети вытягивают из мешочка шарики с номерами 1 или 2.

Вопросы для команды «Звуковички»

Образовательное учреждение, куда дети поступают после окончания детского сада. (Ответ: школа.)

Место, где приготавливают и продают лекарство. (Ответ: аптека.)

Чтобы сделать снеговика, катают снежный… (Ответ: ком.)

Она бывает манная, рисовая, гречневая… (Ответ: каша.)

Загородный дом для летнего отдыха. (Ответ: дача.)

Детеныш овцы. (Ответ: ягненок.)

Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Ответ: варенье.)

Помещение для стоянки автомобиля. (Ответ: гараж.)

Лиственное дерево с белой корой. (Ответ: береза.)

Ломтик хлеба с колбасой и маслом. (Ответ: бутерброд.)

Что остается после пожара. (Ответ: пепел.)

Зимой берут коньки и идут на… (Ответ: каток.)

Летом – футболка, зимой – шуба, весной – … (Ответ: куртка.)

Водитель автомобиля. (Ответ: шофер.)

Зимние месяцы. (Ответ: декабрь, январь, февраль.)

Вопросы для команды «Буквознайки»

Гремящая игрушка для маленького ребенка. (Ответ: погремушка.)

Место, где растут грибы, ягоды. (Ответ: лес.)

Упакованные вещи пассажира. (Ответ: багаж.)

Орган зрения. (Ответ: глаз.)

Человек, который охраняет, сторожит. (Ответ: сторож.)

Речная рыба с длинными усами. (Ответ: сом.)

Движения под музыку. (Ответ: танец.)

На них катаются зимой с горки. (Ответ: санки.)

Выражение горя с помощью слез. (Ответ: плач.)

Суп со свеклой и другими овощами. (Ответ: борщ.)

Скошенная и высушенная трава. (Ответ: сено.)

Из снега намело большой… (Ответ: сугроб.)

Летняя трикотажная рубашка без рукавов. (Ответ: майка.)

Стекло, которое отражает предметы и используется на логопедических занятиях. (Ответ: зеркало.)

Весенние месяцы. (Ответ: март, апрель, май.)

Члены жюри объявляют итоги 1-3-го конкурсов.

Ведущий: Продолжаем нашу викторину. Впереди не менее интересные конкурсы.

4-й конкурс «Пропавшая буква»

Ведущий раздает участникам команд таблички со словами, в которых пропущена буква. Участники вписывают нужную букву.

5-й конкурс «Собери слова»

Ведущий раздает таблички со слогами. Участники команд собирают из них слова.

(Ответы: зима, лето, кукла, мишка.)

6-й конкурс «Скажи наоборот»

Ведущий называет слово, участники команд в ответ называют слово, противоположное по значению. Например: большой – маленький. За каждый правильный ответ команды получают жетон.

Жюри объявляет итоги 4-6-го конкурсов.

7-й конкурс «Ребусы»

Ведущий: Ребята, нам пришло письмо. Как вы думаете, от кого?

Дети высказывают предположения.

Ведущий: Письмо прислал Незнайка. Послушайте, что он пишет: «Здравствуйте, ребята! Я узнал, что вы и буквы знаете, и читать умеете, и разговариваете красиво. Поэтому я решил отправить вам задания. Они непростые, и вам придется проявить смекалку. Желаю вам успешно их выполнить. До свидания. Незнайка». Ну что, выполним задания Незнайки?

Дети: Да!

Ведущий:

Тогда слушайте:

Буква есть, картинка есть,

Но слово не могу прочесть.

Кто знает, что это за задание?

Дети высказывают предположения.

Ведущий: Это ребусы. Разгадайте слова, которые в них зашифрованы.

8-й конкурс «Назови правильно»

Участники каждой команды отвечают на 5 вопросов ведущего. Ответы должны начинаться на один звук: для одной команды – на звук [п], для другой команды – на звук [б].

Вопросы для команды «Звуковички»

Ответы начинаются на звук [п].

Имя девочки.

Прием пищи между обедом и ужином.

Один из родителей.

Нездоровый человек.

Детеныш птицы.

Вопросы для команды «Буквознайки»

Ответы начинаются на звук [б].

Имя мальчика.

Желтый фрукт.

Насекомое.

Первый учебник.

Домашнее животное.

Заключительная часть – подведение итогов

Ведущий: Вот и закончилась викторина правильной и красивой речи. Давайте подведем итоги соревнования.

Члены жюри объявляют итоги викторины: «Победила дружба!» Затем награждают участников команд грамотами и памятными подарками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной и речевой активности у детей с нарушениями речи на этапе подготовки к школе

Принципы организации работы и основные направления работы.Организация педагогических мероприятий, направленных на стимуляцию субъективной вопросительно-познавательной активности дошкольников, вы...

«Здоровьесберегающие технологии при формировании правильного речевого дыхания у детей с нарушением речи»

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в после...

Формирование речевого дыхания у детей с нарушением речи

Рекомендации для родителей и педагогов...

Советы родителям:"Варианты игр и упражнений на развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи"

В консультации даны варианты игр и упражнений на развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи....