Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка в группе раннего возраста.
статья (младшая группа)

Полякова Людмила Станиславовна

Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка

в группе раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obespechenie_emotsionalnogo_blagopoluchiya_rebyonka.docx39.52 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка

в группе раннего возраста.

Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка свет, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность  в своих силах,  в своей значимости и ценности для нас, взрослых.  

Эмоциональное развитие не менее важно, чем физическое, когнитивное, социальное и языковое, и требует от родителей и воспитателей не меньшей чуткости и поддержки.

В самый ранний период жизни у детей появляется масса эмоций. Они выражают радость и привязанность, гнев, печаль, страх и тревогу, доверие, удовлетворение и гордость. В течение дня воспитатель испытывает на себе самые различные эмоции ребёнка.

Например: «Ку-ку». Говорит воспитатель, закрыв ладонями лицо. Маленький ребёнок радостно смеётся.

Сеня заплакал, когда кусочек вафли отломился и упал в чай. Он не хотел, чтобы вафля ломалась.

Нет правильных и неправильных чувств, все эмоции играют важную роль в жизни ребёнка. И это очень важно – эмоции дают детям (и их воспитателям) информацию об их состоянии.

Положительные эмоции (радость и доверие) дают детям ощущение безопасности и надёжности. Эти эмоции говорят детям о том, что все в порядке в мире, и помогают им повторять приятный опыт.

От других эмоций им плохо, так как они сигнализируют об опасности и неудовольствии. Они предупреждают детей, что что – то не так.

Гнев означает, что ребёнок встретился с препятствием. Печаль приводит к снижению энергии и даёт детям время для того, чтобы адаптироваться к потере или разочарованию. Страх побеждает детей к защите. Тепло и ласка говорит детям, что их любят и ценят.

Любая эмоция чему – то учит, поэтому взрослые должны все вместе помогать детям понять собственные эмоции, с пониманием относиться к чувствам других людей и находить эффективные способы справляться  с многообразием испытываемых эмоций.

Этот процесс начинается с рождения и продолжается в течение всех лет, предшествующих школе.

     

Для того чтобы дети росли эмоционально благополучными, мы, воспитатели, должны много работать с родителями. Ведь так много зависит от личности воспитателя! Он должен быть культурным человеком, культурным в широком и лучшем смысле этого слова, знать родителей каждого ребёнка и помнить, что нет двух одинаковых семей, а значит, нужен индивидуальный подход.
Воспитатель и родители должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную эмоциональную атмосферу: считать его полноправным членом семьи, уважать, прислушиваться к его мнению. Конечно, это не значит, что он «пуп земли», неженка, заваленный сладостями и игрушками. С детских лет ребёнок должен осознавать себя человеком, личностью.
Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если же этого нет в семье, то воспитатель должен быть «ходячим университетом» и, конечно же, доброй и заботливой мамой. Помнить, что эмоциональное благополучие ребёнка – главное условие его физического душевного здоровья.

Ведущий вид деятельности у детей –это игра.

Игра - основное средство обеспечения гармоничности в эмоциональной сфере.

Пока ребёнок не ходит в дошкольное учреждение, он находится в тесном эмоциональном контакте с близкими взрослыми, чувства которых созвучны его собственным чувствам.


При поступлении в детский сад ребёнок на какое-то время расстаётся с близкими людьми, поэтому в период адаптации к новым условиям важно обеспечить ему эмоциональный комфорт.

Можно выделить два основных фактора комфортного привыкания ребёнка к детскому саду:

 -создание предметно-игровой среды

-благоприятное для ребёнка взаимодействие с новыми взрослыми.

В создании предметно-игровой среды важная роль отводится игрушке, которая зачастую выполняет функцию стабилизации эмоционального состояния детей.

1.Особенности жизненного тонуса малыша, его настроения и эмоционального состояния тесно связаны с двигательной активностью. Поэтому в группе и на участке (на прогулке) должно быть достаточное количество игрушек, организующих динамичное освоение мира. К ним можно отнести велосипеды, большие машины (чтобы разъезжать по комнате или по участку), всевозможные каталки (простые и шумовые), мячи разных размеров, тележки и т.п. Хорошо иметь качалки (качели) на одного или нескольких детей, горки, сухой бассейн с шариками и др.

Игрушки желательно расставлять в разных местах групповой комнаты: на полу, на полке, на горке и под ней. Доставая их, ребёнок вынужден двигаться, прилагать усилия. Это снимает эмоциональное напряжение, отвлекает от неприятных мыслей.

2.Для некоторых детей важна так называемая «сюжетная атрибутика», причём в раннем возрасте игровые наборы спальни или, например, кухни одинаково привлекают как мальчиков, так и девочек. Мебель для кукол -кровать, шкаф, стол, стул и др. - должна быть прочной, так как ребёнок часто переносит её с одного места на другое, да и сам не прочь посидеть на кукольном стуле, а в шкаф положить или повесить «настоящие вещи». Ведь дети этого возраста ещё не проигрывают, а реально проживают жизненные ситуации.

3.Обязательно нужны куклы, которых можно укладывать спать, кормить, купать и одевать. По размеру и облику они должны быть положи на настоящих младенцев. Особое значение имеет лицо куклы. Оно не должно быть злым, некрасивым или «никаким» (такие игрушки часто встречаются на прилавках магазинов). Важно, чтобы при первом взгляде лицо «прочитывалось» положительно. Детям этого возраста нужны куклы с нарисованными глазами, короткой стрижкой, мягкими руками и ногами, чтобы их легко можно было посадить, поставить, положить, одеть. Жёсткая кукла с несгибающимися руками и ногами раздражает ребёнка.

4.Малышам нравятся животные-детёныши: не зайцы, собаки, медведи, козлы, тигры, а зайчата, щенки, медвежата, козлята, тигрята. «С ними можно играть, а со взрослыми нельзя - они не будут играть».

5.Также нужны в детском саду звучащие игрушки и инструменты: музыкальный телефон, различного рода панно с голосами животных, музыкальные ящички с фигурками. Такие игрушки не только вызывают у детей приятные эмоции, но и выполняют исключительно важные функции: отвлекающую и организационную.

6. Очень помогает музыка, например весёлая детская песенка. В нужный момент её можно включить погромче, попеть и потанцевать под неё вместе с детьми. Под влиянием впечатлений, вызванных музыкой, раскрываются даже инертные, замкнутые малыши.

7.Дети раннего возраста осваивают мир руками, поэтому в группе должны быть игрушки и предметы, с которыми можно производить различные действия: нанизывание, откручивание, продевание, завинчивание и т.п. Желательно, чтобы эти предметы были контрастных величин, например большая пирамидка и маленькая, бутылки с широким и узким горлышком. Во время действий с ними в работу включаются не только пальцы рук, но и мышцы всего тела, например при нанизывании колец на большую пирамидку (во весь рост ребёнка). В такой игре зачастую принимает участие вся группа.

8.Дидактический стол с различными предметами для сенсорного развития, конструирования, логического мышления и развития мелкой моторики руки.

9.Очень часто малыши, только начинающие посещать детский сад, напряжены и готовы расплакаться не потому, что мамы нет рядом, а потому, что их пугает ещё не освоенное жизненное пространство. Они боятся неизвестности: «А что за этой дверью?» «А что видно в это окошко?» Обеспечить устойчивое положительное эмоциональное состояние можно за счёт проведения мини-экскурсий - путешествий по группе и за её пределы. Такие экскурсии можно совершать с одним или двумя «проблемными» детьми, останавливаясь с ними возле привлекательных объектов, например около горки или сухого бассейна с шариками, у кабинета психолога с игрушками, около стиральной машины в прачечной и т.д.

10. В период привыкания к детскому саду хорошо зарекомендовал себя и такой приём: если малыш приходит в группу со своей игрушкой, например с плюшевым зайцем, то целесообразно сосредоточить внимание не на ребёнке, а на принесённой им игрушке, то есть провести экскурсию для зайца: «Смотрите, кто к нам пришёл. Давайте покажем зайчику, что есть в нашей группе». Сначала мы приносим и показываем ребёнку (зайцу) интересные предметы, игрушки, а когда ребёнок (заяц) немного осмелеет и отойдёт подальше от мамы, начинаем водить его по группе, предлагаем потрогать какой-нибудь предмет, поиграть с ним, привлекаем к повторению манипуляций других детей. Малыша захватывает такая ситуация, и он может с лёгкостью расстаться с мамой.
Расширяя узнаваемое пространство детского сада, мы снимаем значительную долю тревожности и страхов ребёнка.

11.Положительное эмоциональное состояние, способствующее оптимальной активности, не может возникнуть без соответствующего настроя окружающих ребёнка людей.

Поэтому другой фактор, обеспечивающий комфортное привыкание к детскому саду, - соучаствующий взрослый, который эмоционально и физически поддерживает малыша, вселяет в него уверенность в безопасности, помогает ему более успешно овладеть необходимыми действиями, восхищается его успехами, развивает в нём чувство самоценности. Таким взрослым в детском саду выступает воспитатель.

Почти каждый ребёнок любит ласку, поэтому наиболее эффективны в период адаптации, впрочем, как и в последующее время, различные формы телесного контакта.

С использованием таких приёмов дети как бы попадают в привычную для них атмосферу, у них снижается тревожность, появляется чувство доверия к новому взрослому.

Особая роль в период адаптации ребёнка отводится игре и различным игровым приёмам, требующим общения с другими детьми. 

Это всевозможные хороводы, игры в поезд, «ниточку-иголочку» и т.п., в которых необходимо взяться за руки или положить руки на плечи впереди стоящего. Такие игровые действия желательно сопровождать музыкой или предложить самим детям их озвучить.

12. В уголке «Ряжения» дети преображаются в различных животных и людей разных профессий, что способствует развитию у детей артистических способностей, фантазии и воображения. МАСКИ

13.Для улучшения эмоционального настроения детей проводим различные игры на повышение эмоционального состояния и снятия напряжённости у детей – «Мы захлопали в ладошки», «Давай порадуемся».

14.Прослушивание детских песенок, сказок положительно влияет на настроение детей.  Детские кукольные спектакли, детские филармонии, праздники.

15.Учим детей правильному поведению в различных ситуациях. Учитывая индивидуальное развитие детей, показываем правильные приёмы во время кормления, одевания, при привитии навыков личной гигиены и самостоятельности, а также во время игр.  

Чтение художественной литературы. «Что такое хорошо и что такое плохо».

Стремимся, чтобы в группе была атмосфера спокойствия, открытости, добра.

В группе создаём атмосферу доброжелательности, спокойствия, уважения друг к другу, чтобы ребёнок почувствовал себя любимым, не был зажат, мог спокойно проявлять свои интересы и желания.

16. Проводим  работу с родителями по эмоциональному благополучию детей. Ещё на стадии адаптации детей, советуем родителям учитывать состояние ребёнка и соблюдать щадящий режим дома, рекомендуем больше общаться, любить своих малышей.

Привлекаем родителей к делам группы для улучшения условий жизни детей

Созданию эмоционально-психологического благополучия, каждого ребенка, а значит и группы в целом, способствуют следующие условия:

  •  быстрая адаптация к условиям детского сада (постепенное приучение к режиму, пище; позволение приносить в группу любимую игрушку, во время утреннего приема использование различных сюрпризных моментов, подвижных игр);
  • наличие в группах «телефонов доверия», по которым можно позвонить маме;
  • наличие «семейных альбомов»;
  • «зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться;
  • разумная занятость детей;
  • применение физкультминуток  во время занятий;
  • наличие традиций в группе;
  • часто плаксивым детям можно давать установку на интересный завтрашний день;
  • проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания;
  • демократичный стиль общения воспитателя – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза;