ХОРОВОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа) на тему

Роменская Светлана Сергеевна

Хороводная игра представляет собой уникальный синтез народной традиции, творческой импровизационности, художественной образности и обладает игровой доступностью для дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon horovodnaya_igra.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

          ХОРОВОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

       ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

                                ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                                                                   C. C. Роменская

 

 В настоящее время очень остро стоит вопрос обеспечения эмоционального благополучия дошкольника. Относясь к сфере эмоционального развития, проблема эмоционального благополучия играет важную роль в формировании «базового» пласта сознания ребенка. Это одна из важнейших линий его эмоционально-мотивационного развития.

     Говоря об эмоциональном благополучии ребенка, мы имеем в виду самый базис его внутреннего, субъективного, личностного отношения к миру, к людям, к самому факту собственного бытия. Другими словами, это «мелодия жизни» ребенка. В одних случаях это радость бытия, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя, в других - чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности и настороженности, снижение настроения или, наоборот, выраженная агрессия, внутренние защиты и т.д. Это не только теоретический аспект психологии эмоций ребенка, это важнейшая проблема практической психологии.

     Дошкольное детство – период становления личности ребенка, и в связи с этим главной задачей педагога становится развитие разносторонне развитого человека. Отечественной психологией и педагогикой признано, что сфера социального творчества ребенка, в которой закладываются основы его полноценного социального общения, является совместная игра с другими детьми. Именно в совместных играх дети старшего дошкольного возраста овладевают навыками индивидуальных и коллективных действий, умением принимать и любить себя, доброжелательно относиться к окружающему миру, то есть приобретают фундаментальные установки, определяющие в дальнейшем их судьбу, возможность самореализации и успешности в жизни. Дети старшего дошкольного возраста – и девочки и мальчики – отличаются особой впечатлительностью и эмоциональной отзывчивостью на события и явления окружающего мира. Особенно наполнены силой и богаты оттенками эмоции, которые рождаются в общении с другими людьми – взрослыми и сверстниками. Это и сочувствие и обида, и жалость, и зависть, и восхищение, и презрение. Чем богаче эмоциональный опыт, полученный в детстве, тем более полноценным и продуктивным будет общение ребенка в дальнейшем. В этом возрасте развивается способность к сочувствию, отзывчивость к переживаниям другого человека, умение адекватно выражать собственные чувства, контролировать возникающие эмоциональные ситуации.

     В работах  Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Д.Кошелевой, Л.И.Божович, Л.С.Славиной, Л.А.Абрамян, Г.Г.Филипповой, М.И.Лисиной, Т.А.Репиной и других уделялось большое внимание изучению особенностей эмоционального благополучия дошкольника.

     «Эмоциональное благополучие» можно определить как устойчиво положительное, комфортно – эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально – волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.

     Дошкольное детство – уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Основа целостного развития личности, её индивидуальности закладывается в детстве, наибольшую часть которого составляет дошкольный период. Дошкольный возраст – это возраст игры. Игра – отражение ребенком действительности, путь познания мира, участия в жизни, это деятельность социальная, осмысленная, творческая и целенаправленная. Классическими стали слова К.Д.Ушинского о необходимости внимательно вглядываться в детские игры, ибо всё, что переживает ребенок в игре, не проходит бесследно, а путем связывания различных ассоциаций отражается непосредственно в его личном опыте, во взаимоотношениях с людьми, в отношении к миру. Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А.С.Макаренко писал: « Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет, Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего в игре».

     Значит, игра ключ в организации воспитания ребенка. В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра - это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Она подчас становится подлинно напряженным трудом и через усилие ведет к удовольствию. Преодоление самого себя в условиях игры приносит ребенку истинное удовлетворение и развивает его личность.

     Игра - это вид деятельности ребенка. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата. Игра протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. В каждой игре есть значимая для ребенка цель. Цели не являются постоянными, по мере развития ребенка меняется характер целей, которые он ставит себе в игре: от подражательных дети постепенно переходят к обдуманным, мотивированным целям. В процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства, и эмоции, потребности и интересы: в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания.

     Игра обладает и специфическими чертами. Среди них основным является своеобразие мотивов.

    Игра - это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью.

     Подчеркивая роль игры в развитие дошкольника, С.Л.Рубинштейн писал: « Играя, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действенности и эмоциональности, а не готовится к тому, чтобы в дальнейшем жить. Но именно потому, что он живет, он в игре и получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни. В игре проявляются и удовлетворяются социальные потребности и интересы ребенка; проявляясь, они вместе с тем и формируются. В игре формируются все стороны психики ребёнка».

     Игра не подлежит жесткой регламентации, это самостоятельная деятельность детей, однако, учитывая ее огромное воспитательное воздействие на ребенка, взрослые руководят играми детей, создают условия для их возникновения и развития.

     Свобода и самостоятельность ребенка проявляется:

а) в выборе игры или ее содержания;

б) в добровольности объединения с другими детьми;

в) в свободе вхождения и выхода из игры и т.д.

      В играх свобода и самостоятельность детей проявляется по-разному.

На самостоятельность детей в игре как на специфическую особенность указывал еще К.Д.Ушинский: Игра потому и игра, что она самостоятельна для ребенка. По мнению Ушинского, особый интерес ребенка к игре, глубина воздействия ее на ребенка связаны с самостоятельностью ребенка: Для дитяти игра действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее: а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями.

Нельзя принуждать ребенка к игре. Игра по принуждению перестает быть игрой. Для игры характерна саморегуляция действий, поступков и поведения играющих. Проявления играющих детей регулируются определенными требованиями и правилами.

     Несмотря на разнообразие правил, во всех случаях играющие принимают их и добиваются выполнения добровольно, в интересах самого существования данной игры, так как нарушение правил ведет к ее распаду, разрушению. Дети проявляют значительно большую выдержку, устойчивость внимания, терпение при выполнении правил игры, чем при выполнении требований в обычной повседневной жизни. Правила выступают своего рода механизмом саморегуляции поведения детей. Наличие правил помогает детям самостоятельно организоваться в игре (распределить роли, подготовить игровую обстановку и т.д.).

     Многие исследователи детских игр отличают силу и подлинность чувств, переживаемых ребенком в игре. Эти чувства богаты и разнообразны. Ребенок получает удовольствие, достигает в игре результатов, преодолевая трудности.

     В игре ребенок переживает не только положительные эмоции. Он переживает и горечь неудач, поражения, неудовлетворенность достигнутыми результатами, обиду и т.д. Однако, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций и переживаний, игра всегда приносит ребенку радость, удовольствие, наслаждение. Игра без радости перестает быть игрой.

      Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.

       На существовании особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, что в процессе игры происходит глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте.

      Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.

      Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей старшего возраста.

      У эмоционально активных ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течении длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.

       У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно.

      Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдается ярко выраженной  радости или удивления.

      Развитие эмоций, возникающих в ходе действий с персонажами важно для развития игры, и для воспитания у него нравственных качеств личности.

      Необходимым условием возникновения полноценной игры является развертывание в ней социального содержания-содержания общения, взаимодействия и взаимоотношений между персонажами. Наблюдение за игрой дает возможность определить, как складываются отношения со сверстниками. Диапазон эмоций, адресованных партнеру по игре, может быть чрезвычайно широким: от полного безразличия и игнорирования до заинтересованности и поддержки эмоциональных контактов, содержательного общения, взаимных действий.

      Эмоциональные проявления, возникающие в конкретной игровой ситуации, способны закрепляться и обобщаться, воспитатель должен так организовать игру, чтобы препятствовать возникновению и развитию отрицательных эмоций, проявлению невнимания, агрессивности.

      Особенно следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживает тесную связь с уровнем развития игры. Отрицательные эмоции процветают чаще всего тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть игру.

      Однако большей эффективности можно достичь при участии самого воспитателя в игре. Взяв на себя роль, взрослый косвенно управляет игрой, выводя детей из конфликтной ситуации и предупреждая их. Это особенно удается в тех случаях, если воспитатель хорошо знает жизненные ситуации и игровые интересы детей и деликатно, ненавязчиво использует свои знания для поддержания положительного отношения к игре и партнерам.

     Хороводная игра представляет собой уникальный синтез народной традиции, творческой импровизационности, художественной образности и обладает игровой доступностью для дошкольников. Являясь частью социально-исторического опыта, хороводная игра позволяет ребенку познакомиться с традициями народной культуры в активной форме. Воспитательная ценность хороводной игры общепризнанна в педагогике (К.Д.Ушинский, Е.Н.Водовозова, Е.И.Тихеева, А.П.Усова и др.).

     Хороводная игра является разновидностью народно-драматического творчества. Характерным признаком хороводной игры выступает образно-художественное воспроизведение действительности. Выделение драматического начала и синтетической природы хороводной игры позволяют определить ее как игру драматического содержания, представляющую собой символическое, условное воспроизведение воображаемого действия, предполагающее перевоплощение участников в некий образ и сопровождающееся песенным рассказом. Своеобразие хороводной игры обусловливает отбор содержания работы, которое  позволяло бы и подводило дошкольников к восприятию и освоению художественных образов хороводов и сложного синтеза средств их выразительности.

     Эстетическое начало художественного образа и средства его воплощения, «рубежный» (А.Н.Леонтьев) характер хороводной игры также позволяют отнести ее к разновидности художественной деятельности, представленный в игровой форме. Этим термином А.Н.Леонтьев определял игры, граничащие с искусством, имеющие характер «предэстетической  деятельности».

     Вместе с тем практически не исследован потенциал народной хороводной игры в обеспечении эмоционального благополучия дошкольника. Возможность применения хороводов для обеспечения  эмоционального благополучия ребенка обусловлено широким спектром средств выразительности этих игр и свободы выбора форм участия в них детей.  Им предоставляется свобода выбора игрового места – зрители, сочинители и исполнители игровых ролей. Хороводная игра благодаря своему многовариационному характеру содействует реализации индивидуальных проявлений практически каждого дошкольника в условиях совместных действий. В свою очередь, практика работы свидетельствует о постепенном исчезновении хороводной игры из деятельности дошкольников и редко используется в воспитательном процессе. Это связано с трудностями, которые испытывает педагог из-за неопределенности особенностей и способов освоения этих игр детьми.

     При определенных условиях, хороводная игра может обеспечить эмоциональное благополучие дошкольников. Хороводная игра обладает коллосальным потенциалом, так как движение связаны у ребенка с чувством радости, наслаждения от освоения разнообразных действий. Возможность движения, практических действий для ребенка – одно из самых предпочитаемых удовольствий, а также эффективных средств поддержания его интереса практически к любому роду занятий. В свою очередь, расширение и развитие эмоциональной сферы, переживание радостных состояний ведет к формированию оптимистического мировоззрения, что является основой концепции здорового образа жизни. Счастливый человек живет в согласии с окружающими и с самим собой. Чувственную основу нравственности составляют любовь и доверие к окружающим людям, ощущения порядка, красоты, гармонии, душевного равновесия,  эмоционального и телесного благополучия. Поистине, психическое и душевное здоровье ребенка коренится в эмоционально - телесных процессах. В связи с этим, большой интерес представляет устное народное творчество, как значительная часть культурного опыта исторического развития. Современные исследования убедительно показывают роль места и особую ценность произведений народного творчества для детей дошкольного возраста. Выбор фольклора в качестве содержания детской творческой деятельности связан в первую очередь с тем, что в этих произведениях одновременно заложен как народный традиционный опыт, так и возможность импровизации для их исполнителей.

     Детский фольклор русского народа – это настоящее «дидактическое пособие» по игровому взаимодействию ребенка с взрослым и сверстниками, по самовыражению через пение и движение.    

      Конечно, не все фольклорное содержание может и должно быть освоено ребенком. Важно отобрать такие элементы, которые бы, с одной стороны, были доступны дошкольнику по содержанию и форме, а с другой, - представляли бы наиболее яркие образцы синтеза традиционности и импровизационности.

     Такими чертами обладает хороводная игра, которая занимает особое место среди многообразия жанров народного искусства, и, по мнению многих фольклористов, историков, этнографов является родоначальником многих видов песенного, танцевального и игрового творчества. Лирические и обрядовые песни, народные танцы и театральные действия берут начало из хороводной игры, они позволяли выразить свои эмоции в рамках культурной нормы поведения. С помощью пения и движения люди умели воздействовать на собственный организм, «налаживать» его, возвращать утраченное эмоциональное благополучие. Ведь не случайно в мифах и сказаниях разных народов певцы и музыканты наделены сверхъестественными способностями. Представляя собой, эталон традиции, каждая хороводная игра не имеет жестких регламентирующих рамок, не связана именем автора. Каждый исполнитель, не выходя за границы традиции, волен вносить в игру элементы новизны, импровизации. Это свойство с одной стороны, предопределяет долгую жизнь фольклора, исполнения которого носит не репродуктивный, а творческий характер. С другой стороны, ребенок как бы ставится перед необходимостью как знание этих традиций, так и творческого подхода к исполнению игры, внесения в нее новых изменений.

     Возможность участия дошкольников в хороводных играх определяется их доступностью. В процессе исторического развития хороводные игры перешли, главным образом, в разряд детских игр. Этот переход связан с тем что уже в ходе бытования хороводных игр в среде взрослых, им были присущи такие черты как простота содержания, относительная краткость и многократная повторность одного и того же действия, возможность коллективного участия, процессуальность, музыкальность, установка на забаву, развлечение. Все это позволяет хороводной игре естественно и органично войти в детскую деятельность.

     Наиболее распространенный тип построения хоровода при исполнении игр – подвижный круг, в центре которого разыгрывается содержание песни. При этом, функция хоровода не сводится только к обозначению сценического пространства, он представляет собой коллективный образ, сопереживающий действию и сочувствующий персонажам. В хороводных играх развивается выразительность невербальных средств общения: жестов, пантомимики, мимики, интонации. Эффективность общения в большей степени зависит от его эмоционально-выразительной стороны. Проведенные психологические исследования говорят о том, что слова занимают в общении лишь 7 процентов, на интонацию речи приходится 38 процентов, на жесты, мимику, моторику человеческого тела – 55 процентов.

     Невербальное общение связано с деятельностью правого полушария головного мозга человека. Правое полушарие, отвечающее за целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, эмоциональный фон и интуицию, предрасположено к синтезу. Оно создает возможность одномоментного «схватывания» взаимосвязи различных свойств объекта, позволяет увидеть его сразу в нескольких смысловых плоскостях.  Импульсы, возникающие в правом полушарии, реализуются  через сокращения или расслабления различных групп мышц (в том числе и мышц голосовых связок). Таким образом, наши жесты, интонации, мимика – телесное, наглядное проявление эмоций и мыслей, часто более настоящие, чем произносимые слова. Они создают яркий личностный образ, свидетельствуют о самочувствии человека, его искренности в общении.

     Невербальные формы поведения: жесты, мимика, интонации – исторически предшествовали появлению речи, они менее контролируемы интеллектом. Освоить их можно только практически, в живом действии. Особенно важен опыт адекватного и выразительного проявления эмоций, приобретенный в детстве. Хороводные игры являются эффективным средством развития выразительности мимики и пантомимики в общении.

     Многие хороводные игры построены на тактильных ощущениях, они помогают детям познать силу прикосновений, возможности тактильных контактов в регуляции собственного эмоционального состояния и в налаживании доброжелательных отношений с окружающими.

     Выразительными средствами хороводной игры, как синтетического образования является художественное слово, музыка и движения. По мнению А.Г.Гогоберидзе, такая полифункциональность, особенно ценна как возможность проявления индивидуальных способностей ребенка. Хороводная игра представляет собой коллективное действо, создаваемое перевоплощением каждого участника в собственный образ. В отечественной педагогике хороводная игра традиционно признана средством развития ребенка.

     О ценности этого вида детской деятельности писал еще К.Д.Ушинский:    « Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создавать из них превосходное и могущественное воспитательное средство». Введению в практику детского сада хороводных игр способствовали Е.Н.Водовозова, Е.И.Тихеева, Л.И.Чулицкая, видя в них средство воспитания национального характера, ознакомления с культурой своего народа, с родным языком. Особую привлекательность для детей народных хороводных игр подчеркивала А.П.Усова. По её мнению эти игры являются « свежими, привлекательными, ненадоедающими» из-за отсутствия в них « дидактических задач, нарочитой «педагогичности, но в то же время   « влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка».    

      Хороводная игра – это союзник в общении с ребенком, причем в общении плодотворном, развивающем ребенка, готовящем его и к школе и к будущей жизни в целом. С помощью музыкального движения можно:

- дать возможность сбросить, накопившуюся усталость за день;

- укрепить мышечный корсет ребенка – необходимое условие для хорошей осанки;

- развить координацию и пространственные представления ребенка: вправо – влево, вверх – вниз и т. д.;

- научить ребенка контролировать свои действия, замедляя и ускоряя их, прерывая и переключая внимание с одного действия на другое;

- развить способность к выразительному интонированию – залог успешной работы в школе;

- научить общаться с другими детьми и взрослыми без смущения и стеснения;

- создать для ребенка ситуацию эмоционального благополучия, позитивного самоощущения.

     Самое важное в этот период – укрепление доверия между педагогом и ребенком. Если ребенок доверяет педагогу, ему легче говорить о своих трудностях, делиться своими переживаниями, ребенок не испытывающий недоверия к взрослым, более успешен в освоении учебных действий и понятий, легче адаптируется к новым условиям, ему проще дается общение с педагогами и ровесниками.

     Тактильные взаимодействия в хороводной игре создают атмосферу особой доверительности и, минуя слова, сообщают участникам игры об их доброжелательности друг к другу, готовности к поддержке и участию. Эффективно развивается эмпатия, сопереживание партнеру по игре, умение определять эмоции другого, подстраиваться к его ритмике, пластике, настроению. Эмпатия – важное качество, необходимое в общении. Проявляя эмпатию в общении, отражая чувства собеседника, мы показываем ему, что понимаем его состояние и тем самым устанавливаем с ним активную обратную связь. Совместные хороводные игры направлены, прежде всего, на развитие у ребенка ощущения его эмоционального благополучия. Это ощущение у ребенка будет связано со способностью к естественным, раскрепощенным, координированным движениям. Точность и ловкость движений, их соответствие переживаемым эмоциям, а главное, удовольствие, получаемое ребенком от движения, - верный показатель его эмоционального благополучия. Развитие пластичности, музыкальности движений способствует гармонизации эмоционального состояния ребенка. С помощью широких потягивающих движений всем телом, плавных волнообразных движений руками развивается умение управлять своим телом, расслаблять его, снимать зажимы и напряжение, переходить от состояния напряжения и возбуждения к расслаблению и успокоению, что является необходимым для ощущения эмоционального благополучия.

     Хороводная игра является уникальным средством обеспечения эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста, поскольку она учитывает возрастные психофизиологические особенности ребенка, его интересы и творческие возможности. Это своеобразная начальная школа по освоению навыков сотрудничества: здесь отрабатывается и умение действовать в рамках правил, и способности эмоционально откликаться на состояние другого, «болеть» за партнера, формируются навыки взаимовыручки и чувства локтя, а также множество других качеств, необходимых ребенку для полноценного самоощущения в детском коллективе.

         При определенных условиях хороводная игра может обеспечить эмоциональное благополучие дошкольников, если:

     1) Воспитатель осуществляет критериальный отбор хороводных игр с учетом возраста и эмоционального состояния своих воспитанников.

     Критерии отбора хороводных игр:

- возраст детей;

- учет эмоционального опыта детей;

- опыт художественной деятельности детей;

- динамичность хороводных игр;

- интерес к хороводной игре, желание играть.

     2) Хороводные игры используются воспитателем как «моменты радости», стабилизирующие и оптимизирующие эмоциональное состояние детей в течение дня.

     Хороводная игра построена на тактильных ощущениях, которые способствуют регуляции своего собственного эмоционального состояния. Воспитатель использует хороводные игры как «моменты радости» т.е. поощряет детей за их успехи и достижения.

     3) Развивающий потенциал игры направлен на совместное «раскодирование» педагогом и ребенком эмоций и чувств, их выражение и импровизацию.

     Воспитатель проводит с детьми беседы по хороводным играм, целью которых, является умение детей различать эмоциональные состояния персонажей. Дети сочиняют рассказы по хороводным играм и используют их в художественной деятельности.

                                                                                            

 Хороводные игры.

«По малину в сад пойдем»

По малину в сад пойдем,

В сад пойдем, в сад пойдем

Плясовую заведем, заведем, заведем

Солнышко на дворе,

А в саду тропинка

Сладкая ты моя, ягодка-малинка

Ты малина не в роток, не роток, не в роток

Насыпайся в кузовок, кузовок, кузовок

Солнышко на дворе,

А в саду тропинка

Сладкая ты моя, ягодка-малинка

Как малины наберем, наберем, наберем

Пирогов мы напечем, напечем, напечем

Солнышко на дворе,

А в саду тропинка

Сладкая ты моя, ягодка-малинка

Пирогов мы напечем, напечем, напечем,

Всех соседей позовем, позовем, позовем.

«Кот Васька»

Ходит Васька серенький,

Хвост пушистый, беленький,

Ходит Васька-кот.

Сядет, умывается,

Лапкой вытирается,

Песенки поет.

Дом неслышно обойдет,

Притаился Васька-кот,

Серых мышек ждет.

Мышки, мышки, вам беда!

Не ходите вы сюда,

Всех поймает кот.

«Заинька»

Заинька, походи,

Серенький, походи!

Вот так, этак походи!

Вот так, этак походи!

Заинька, повернись,

Серенький, повернись!

Вот так, этак повернись!

Вот так, этак повернись!

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой!

Вот так, этак топни ножкой!

Вот так, этак топни ножкой!

Заинька, попляши,

Серенький, попляши!

Вот так, этак попляши,

Вот так, этак попляши!

Заинька, рви цветы,

Серенький, рви цветы!

Вот так, этак рви цветы,

Вот так, этак рви цветы!

Заинька, вей венок,

Серенький, вей венок!

Вот так, этак вей венок,

Вот так, этак вей венок!

Заинька, надевай,

Серенький, надевай!

Вот так, этак надевай,

Вот так, этак надевай!

Заинька, походи,

Серенький, походи!

Вот так, этак походи,

Вот так, этак походи!

«Ворон»

Ой, ребята, тара-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок,

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах.

Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Труба точеная, позолоченная,

Труба ладная, песня складная.

«Как у наших у ворот»

Как у наших у ворот, у ворот,

Ай, люли, у ворот, у ворот,

Муха песенки поет,

Ай, люли, вот поет!

Комар музыку ведет,

Ай, люли, вот ведет!

Стрекоза плясать пошла,

Ай, люли, вот пошла!

Муравейка, милый мой,

Попляши-ка ты со мной,

Ай, люли, вот со мной!

Уж я рад бы – поплясать,

Да уж очень я устал,

Ай, люли, да устал!

«На горе-то калина»

На горе-то калина,

Под горою малина.

Ну что ж, кому дело, калина,

Ну кому какое дело, малина!

Там девушки гуляли,

Там красные гуляли.

Ну что ж, кому дело, гуляли,

Ну кому какое дело, гуляли!

Калинушку ломали, ломали,

Ну что ж, кому дело, ломали,

Ну кому какое дело, ломали!

Во пучочки вязали, вязали,

Ну что ж, кому дело, вязали,

Ну кому какое дело, вязали!

На дорожку бросали, бросали,

Ну что ж, кому дело, бросали,

Ну кому какое дело, бросали!

«Земелюшка-чернозем»

Земелюшка-чернозем, (2 раза)

Чернозем, чернозем,

Земелюшка-чернозем.

Тут березка выросла, (2 раза)

Выросла, выросла,

Тут березка выросла.

На березке листочки, (2 раза)

Листочки, листочки,

На березе листочки.

Под березкой травонька, (2 раза)

Травонька, травонька,

Под березкой травонька.

На травоньке цветики, (2 раза)

Цветики, цветики,

На травоньке цветики.

Рвали цветы со травы, (2 раза)

Со травы, со травы.

Рвали цветы со травы.

«Козел»

Как у нас-то козел

То-то умный был.

Сам и по воду ходил,

Сам и кашу варил.

Как у нас-то козел

То-то умный был.

Сам и кашу варил,

Деда с бабой кормил.

Как пошел наш козел

Да во темный лес,

А навстречу ему семеро,

Ровно семеро волков.

Как один-то волк,

Он голодный был,

Он три года ходил,

Все козлятинки просил.

Уж давай-ка козел,

Мы поборемся,

Мы поборемся, пободаемся.

«Огородная-хороводная»

Есть у нас огород

Там своя морковь растет

Вот такой ширины, вот такой вышины!

Ты морковь, сюда спеши,

А потом не зевай

И в корзину полезай!

Есть у нас огород

Там зеленый лук растет,

Вот такой ширины, вот такой вышины!

Ты зеленый лук, сюда спеши.

А потом не зевай

И в корзину полезай!

Есть у нас огород

И капуста там растет

Вот такой ширины, вот такой вышины!

Ты капуста, сюда спеши.

А потом не зевай

И в корзину полезай!

Есть у нас грузовик

Он ни мал, не велик,

Вот такой ширины, вот такой вышины!

Ты сюда шофер спеши

Ты немножко поспеши

А потом не зевай

Увози наш урожай!

«Калинушка»

Осень золотистая

Листья разукрасила

Мы вокруг калинушки

В хороводе ходим

Песенку осеннюю

Нежную заводим

        

Солнышко осеннее

Слабо пригревает

Птицы перелетные

К югу улетают

Мы вокруг калинушки

В хороводе ходим

Песенку осеннюю

Нежную заводим

Из листочков золотых

Мы венки сплетали

И калины ягодой

Ярко украшаем.

Мы вокруг калинушки

В хороводе ходим

Песенку осеннюю

Нежную заводим.

«Жили у бабуси»

Жили у бабуси два веселых гуся,

Один серый, другой белый,

Два веселых гуся.                 (2 раза)        

Мыли гуси лапки в луже у канавки,

Один серый, другой белый,

Спрятались в канавке.                 (2 раза)        

Ой, кричит бабуся, ой пропали гуси,

Один серый, другой белый,

Гуси мои гуси.                 (2 раза)        

Выходили гуси, кланялись бабуси,

Один серый, другой белый,

Кланялись бабусе.                 (2 раза)        

«Гуси и волк»

Дети: Гуси, вы гуси!

           Серые гуси!

Гуси: Га-га-га, га-га-га!

Дети: Где вы бывали?

           Кого вы видали?

Гуси: Мы видели волка,

           Нес волк гусенка.

Дети: Щиплите волка,

           Спасайте гусенка!

Гуси: Га-га-га, га-га-га!

«Ай да березка»

Мы вокруг березки

Станем хоровод.

Радостно и звонко

Каждый запоет.

Ай да березка

Белый ствол.

Зеленей, зеленей

Ты листвой.

Яркие платочки

В руки мы возьмем.

У березки стройной

Пляску заведем.

Ай да березка

Белый ствол.

Зеленей, зеленей

Ты листвой.

К вечеру мы дружно

Скажем ей: «Прощай».

«Ты без нас березка

В поле не скучай».

«Хоровод цветов»

Хорошо и весело

Утром спозаранку,

Через лес березовый

Выйти на полянку.

Хоровод, хоровод

Самый разноцветный,

Потому что солнышко,

Потому что лето!

Нарядились лютики

В желтые рубахи,

В белоснежных платьицах

Скромные ромашки.

Хоровод, хоровод

Самый разноцветный,

Потому что солнышко,

Потому что лето!

Маки носят шелковый,

Красный сарафанчик

И в пушистой шапочке

Пляшет одуванчик.

Хоровод, хоровод

Самый разноцветный,

Потому что солнышко,

Потому что лето!

Васильки красуются

В синеньких панамках.

Яркая, зеленая

Летняя полянка.

«Что нам нравится зимой?»

Что нам нравится зимой?

Белые полянки,

И на горке снеговой

Лыжи или санки.

Что нам нравится зимой?

Мягкие сугробы,

Чтоб копаться день-деньской,

Крепость делать чтобы.

Что нам нравится зимой?

Потеплей оденься,

В шубе теплой, меховой

На морозе греться.

Что нам нравиться зимой?

Вся в игрушках разных,

Елка в комнате большой,

В новогодний праздник.

 

«К нам приходит новый год»

Хорошо, что каждый год

К нам приходит новый год,

Зажигает нашу елку

И заводит хоровод.

Если танца будет мало,

Есть у танца поворот,

Мы станцуем все с начала,

А потом наоборот.

Ну-ка шире, шире круг,

Выходи смелее друг,

Веселей в ладоши хлопай

Не жалей сегодня рук.

Если танца будет мало,

Есть у танца поворот,

Мы станцуем все с начала,

А потом наоборот.

Мы под елочкой плясать,

Можем целых три часа

И нисколько не устанем,

Вот такие чудеса.

Если танца будет мало,

Есть у танца поворот,

Мы станцуем все с начала,

А потом наоборот.

«Как на тоненький ледок»

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Эх! Зимушка, зима,

Зима снежная была. (2 раза)

Выпал беленький снежок.

Ехал Ванечка-дружок.

Эх! Зимушка, зима,

Зима снежная была. (2 раза)

Ехал Ваня поспешал,

Со добра коня упал.

Эх! Зимушка, зима,

Зима снежная была. (2 раза)

Две подружки увидали,

Прямо к Ване подбежали.

Эх! Зимушка, зима,

Зима снежная была. (2 раза)

За белые руки брали,

На коня Ваня сажали.

Эх! Зимушка, зима,

Зима снежная была. (2 раза)

Путь-дорогу показали,

Да наказывали.

Эх! Зимушка, зима,

Зима снежная была. (2 раза)

«Как поедешь, ты Иван,

Не зевай по сторонам».

«На зеленом лугу»

На зеленом лугу! Их! Вох!

Раз нашел я дуду. Их! Вох!

То не дудка была. Их! Вох!

Веселуха была. Их! Вох!

Стал я в дуду играть! Их! Вох!

Стали все подпевать! Их! Вох!

Стали все подпевать! Их! Вох!

Да под дудку плясать! Их! Вох!

«К нам гости пришли»

К нам гости пришли,

Дорогие пришли,

Мы не зря кисель варили,

Пироги пекли.

С малинкой пирог,

И с капустой пирог,

А который без начинки –

Самый вкусный пирог.

А сейчас вдвоем

Мы для вас споем.

Вы похлопайте в ладоши –

Мы плясать пойдем.

Ты топни ногой

Ты притопни другой,

Я волчком кружиться стану,

А ты так постой.

«Тень-тень»

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

«Всему свету я краса!»

Похвалялся зайка:

«Пойди, догоняй-ка!»

Похвалялися ежи:

«У нас шубки хороши!»

Похвалялись блохи:

«И у нас не плохи!»

Похвалялся медведь:

«Могу песни я петь!»

Похвалялася коза:

«Я вам выколю глаза!»

«Сидит дрёма»

Сидит дрема, сидит дрёма,

Сидит дрема, сама дремлет,

Сидит дрема, сама дрема…

Взгляни, дрема, взгляни дрема,

Взгляни, дрема, на народ,

Взгляни, дрема, на народ.

Бери, дрема, бери, дрема,

Бери, дрема, кого хошь,

Бери, дрема, кого хошь.

«Ждем весну».

Надоела нам зима,

Холода и стужа.

Ждем тебя, весна-красна.

Нам мороз не нужен.

Солнце, солнце, покажись,

Обогрей и улыбнись,

Растопи снега и лед,

Пусть скорей весна придет.

Побежит вода ручьем

Прямо по дорожке.

На березке под окном

Зазвенят сережки.

Солнце, солнце, покажись,

Обогрей и улыбнись,

Растопи снега и лед,

Пусть скорей весна придет

«Мы посадим яблоньку»

Мы посадим яблоньку –

На горе, на горе.

Наша яблонька расцветет

На заре, на заре.

Вырастай, яблонька,

Вот такой вышины.

Распускайся, яблонька,

Вот такой ширины.

Расти, расти, яблонька,

В добрый час.

Попляши, Машенька,

Поскачи для нас.

Ой, как наша яблонька

Да распустилась.

Ой, как наша Машенька

Да закружилась.

А мы нашу яблоньку

Все трясти будем.

А мы сладки яблочки

Собирать будем.

А мы нашу яблоньку

Всю пощиплем

Да от нашей Машеньки

Убежим вихрем.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обеспечению эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста.

«Вводное. Повторение основных эмоций: радость, грусть, страх, удивление, обида, злость».Задачи:1. Актуализация знаний о базовых эмоциях.2. Развитие мимических и пантомимических умений.Ход занятия:1....

Занятие по обеспечению эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста.

«Вводное. Повторение основных эмоций: радость, грусть, страх, удивление, обида, злость».Задачи:1. Актуализация знаний о базовых эмоциях.2. Развитие мимических и пантомимических умений.Ход занятия:1....

"Подвижная игра как средство обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста"

В методической разработке игра представлена как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Прописано значение игры. Создание условий  для эмоционального благополучия ребенка и его позит...

Подвижная игра как средство обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста.

В методической разработке игра представлена как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Прописано значение игры. Создание условий  для эмоционального благополучия ребенка и его позит...

Хороводная игра как средство обеспечение эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство - период становления личности ребёнка, и в связи с этим главной задачей педагога становится развитие разносторонне развитого человека....

Хороводная игра как средство обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста

Хороводная игра как средство обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Проект « Хороводное лукошко»Актуальность: 1 СЛАЙД Хороводная игра являетс...