ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИ
статья на тему

Кодинцева Любовь Ивановна

В статье говорится об обеспечении эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста средствами игротерапии и приводится пример игр для детей разного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИ».

В нашей отечественной педагогике и психологии стало общепринятым, что игра является ведущей деятельностью ребёнка в дошкольном возрасте и имеет  незаменимое значение для психического развития ребёнка.                          Игра является универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению советского психолога Д.Б.Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребёнка-дошкольника; игра определяет  отношение дошкольника к окружающим людям, готовит его к переходу на следующий возрастной этап, к другим видам деятельности и является ведущим средством психотерапии данного возраста.

На современном этапе в условиях изменения образовательной политики  и введения Федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе, детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребёнка.                    Именно в дошкольном возрасте у ребёнка формируются многие основные свойства  и личностные качества, и  от того, как они будут заложены,  зависит всё его последующее развитие. Исходя, из собственного опыта работы в дошкольном учреждении можно отметить, что в настоящее время в детских садах увеличилось количество тревожных детей, детей отличающихся неуверенностью, повышенным беспокойством, и эмоциональной неустойчивостью.  Дошкольники не могут в игре на сенсомоторном уровне демонстрировать с помощью конкретных предметов являющимися символами чего-то другого, то, что они когда-либо прямым или косвенным образом испытывали. Иногда такая связь прослеживается чётко, а иногда она может быть не слишком заметна. В любом случае, игра предоставляет для малыша  попытку организовать свой опыт и с игрой связаны те редкие моменты жизни детей, когда они чувствуют себя в безопасности и могут контролировать свою жизнь.                                

Именно поэтому всё большее значение приобретает игровая терапия - способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, основой которого является игра.                                                             

В современной психологии игровая терапия является относительно молодой отраслью и ориентирует своё направление на работу с детьми.

Цель игровой терапии - не менять,  не переделывать ребёнка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а предоставить  возможность малышу «пережить» в игре волнующие его моменты при полном внимании и сопереживании взрослого.

Игротерапия - выполняет функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую.  Функции связаны между собой и реализуются как на начальном этапе (в спонтанной игре),  так и в направленной игре и обычно представляют собой импровизацию какого-либо сюжета…                                      

 В своей работе по данной теме, я  использую с детьми  различные игровые ситуации, которые помогают определить причины и проблемы поведенческих нарушений, помогают  найти пути их решения. Использую игровую терапию с малообщительными, тревожными детьми, при неразвитости общения, низкой успеваемости на занятиях, при конфликтных ситуациях между старшими дошкольниками.                                                                                                                                                    

На прогулках играю  с детьми в подвижные игры «Гуси-лебеди», «Лохматый пёс», «Казаки-разбойники», «Догонялки» и другие. Они помогают детям избавиться от внутренних страхов, а также позволяют снять у ребят эмоциональное напряжение.

Очень полезны в дошкольном возрасте игры с песком. Положительный эффект песочницы до конца не изучен, но известно, что пересыпание песка успокаивает нервную систему ребёнка, а лепка фигурок из этого материала  развивает мелкую моторику рук, способствует развитию речи, развитию фантазии. Игры с песком позволяют  детям узнать, что значит созидать или разрушать, они чувствует себя в безопасности, не стесняются выражать свои скрытые чувства и эмоции.  

Можно предложить несколько игровых ситуаций, которые помогут педагогам выяснить, что тревожит их воспитанников, что нравится, что нет. С помощью игровой терапии можно направить поведение играющих в правильное русло, помочь ребятам объяснить определённую ситуацию или даже вылечить зарождающуюся психотравму.

1.Игра «Волшебный мешок».

Перед проведением игры попросить рассказать детей, как они себя чувствуют, какое у них сегодня настроение. Затем показать мешочек и объяснить, что он волшебный и в него можно сложить все свои ненужные чувства, например гнев, обиду, страх, злость, и т.д. Детям предлагается сделать это, имитируя движения складывания. В конце игры мешок завязывается и выставляется одним ребёнком за дверь. ( Педагог может проделать со своими чувствами тоже).

2.Игра «Подарок».

Все играющие сидят в кругу. Предлагается каждому ребёнку подарить своему другу подарок, но не настоящий. Для этого ребёнку нужно руками изобразить, что он дарит, преподнести подарок другу и сказать что-то приятное. Когда игра будет закончена спросить у детей, что им подарили, и сопоставить, насколько верно они это поняли.

Вариантом игры может быть использование в качестве описания подарка не конкретное название предмета, а название его свойства. Например: «Мне подарили что-то большое и пушистое».

3.Игра «Ладошки».

Для проведения этой игры подготавливаются фломастеры и  листы бумаги. Ребята сидят за столами. Нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть широко пальцы и аккуратно обвести ладонь по контуру. Далее педагог просит на каждом, нарисованном на бумаге пальце нарисовать (написать) что-нибудь  хорошее о себе.

После педагог  собирает «ладошки», показывает (читает) их детям. Ребята угадывают, где чья «ладошка».

Таким образом: Игра для ребёнка – тоже что, для взрослого речь: она позволяет ребёнку заменить игровые действия символами, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт малыша в игре гораздо больше того, что он может высказать словами. Вследствие этого ребёнок и использует игру, чтобы выразить, показать, донести до партнёра по игре то, что он переживает. В относительно безопасной игровой ситуации дошкольник  использует различные способы поведения.  Дети воспринимают игру далеко не легкомысленным, не увеселительным время провождением, каким её считают взрослые.                                                                                                

С этого момента и берёт своё начало такое направление психотерапии, как  игротерапия. Независимо от того, на каких теоретических основах  базируется игротерапия, она успешно развивается благодаря тому, что она открывает естественный путь для установления контакта ребёнка с педагогом.

Литература:

1.Выгодский Л.С. « Психология развития человека». М.:ЭКСМО, 2003г.

2.Малахова А.Н. «Небесное путешествие. Программа Игротерапии для дошкольников изд-во «Сфера».2008.90с.

3.Захарова А.И. «Игра как способ преодоления неврозов у детей»- СПб,:КАРО,2006.-416с.

4.Эльконин Д.Б. «Психология игры». Москва 1999г.

                          Aвтор: Кодинцева Любовь Ивановна

                                       воспитатель МБДОУ «Детский сад№1 «Сказка»

                                       г. Короча, Белгородской области, Россия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Семья как важнейшее условие обеспечения эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста"

Статья будет полезна для родителей, стремящихся воспитать гармонично-развитую личность. Поможет выстроить систему поведения в отношении своего ребенка....

Картотека игр на обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста

Картотека содержит набор подвижных и пальчиковых игр, которые рекомендуются проводить в период адаптации....

Обновление развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ для обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста

С вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  впервые на законодательном уровне обозначена очень важная задача «охрана и укрепление физиче...

"Подвижная игра как средство обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста"

В методической разработке игра представлена как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Прописано значение игры. Создание условий  для эмоционального благополучия ребенка и его позит...

ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19742891","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19742893","...

Педагогическая программа по направлению "Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр" уникативных игр

   Так как в современное время педагоги и родители все чаще с тревогой замечают, что многие дети испытывают серьезные затруднения в общении со сверстниками. Нашему обществу нужны люди...

Консультация для родителей. «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр»

В возрасте 2-3 лет для детей общение со сверстниками становится потребностью и приобретает огромное значение в формировании личности.Поэтому так важно с двух лет начинать учить детей общатья друг с др...