Презентация проекта "Народная педагогика (сказки)"
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая группа)

Генералова Евгения Владимировна

С раннего возраста ребенок откликается на потешки, поговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, двигается в такт произносимому слову. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. И, мы, педагоги, особенно младших групп, должны держать в памяти большой запас песенок, попевок, потешек, и тактично, с учетом меры, с учетом доступности восприятия включать их в повседневный разговор с детьми.

Чтение народных песенок, потешек мы сопровождаем показом наглядного материала, т. к. с помощью наглядного материала более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. Одну и ту же потешку мы обыгрываем разными способами: сопровождаем чтение действием игрушки, куклы би – ба – бо, используем пальчиковый театр, шапочки разных персонажей.

Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ. И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы. 
Исследователи народной педагогике Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга.
Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью. Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества. Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружение жилища и т.д. Эти первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребенок овладевал знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им. Новое поколение, восприняв опыт предков, использовало его, добавляя при этом в него что-то новое, более совершенное. Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура. Народная педагогика всегда была тем источником, из которого с древних времен люди черпали идеи, способствовавшие формированию личности, подготовке подрастающего поколения к жизни. Ни одно поколение не обходилось и не обходится без опоры на материальные и духовные достижения предшествующих поколений.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Информационный проект на тему: Народная педагогика как основной источник дошкольной педагогики Выполнил: Воспитатель 1старшей группы Генералова Е.В.

Слайд 2

Миссия проекта: Проект предназначен для педагогов и родителей, психологов и логопедов Актуальность проекта: Проблема формирования гармонически развитой личности приобретает сегодня особую остроту в связи с тем, что кризисные периоды уходящего века практически предали забвению одну из наиболее действенных, проверенных поколениями педагогических систем, а именно - народную педагогику, аккумулирующую многовековую мудрость и опыт воспитания подрастающего поколения. Цель проекта: Изучение народной педагогики, как основного источника воспитания детей дошкольного возраста

Слайд 3

Что такое народная педагогика Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках. Народная педагогика отражает особенности воздействия природной и социальной среды на становление и развитие человека. ( В.М. Бызова )

Слайд 4

Связь народной педагогики с дошкольной Опирается Дошкольная педагогика Народные традиции усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, народу формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества формирование безопасного, дружелюбного, осознанно- правильного поведения в быту, социуме, природе развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Слайд 5

Жанры народной педагогики Сказка Героический эпос Афоризмы, пословицы, поговорки Загадка Народная музыка ( музыкальный фольклор) Народный театр Народный танец

Слайд 6

Детский фольклор Детский фольклор – область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребенка. В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой высоте. Соответственно, конечно, и словесные средства обучения и воспитания. Возьмите для примера частушки, прибаутки, скороговорки, песенки, загадки, пословицы, скороговорки, приговорки, басни, притчи. И особенно сказки…

Слайд 7

Сказка Сказка - один из основных жанров устного поэтического творчества. Сказка - преимущественно прозаический художественный устный рассказ фантастического, авантюристического или бытового характера с установкой на вымысел ( И.П . Подласый ) Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил (Игнатьева Т.В)

Слайд 8

Великие люди о сказке Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок (А.С.Пушкин) Кашу кушай, а сказку слушай: умом — разумом смекай да на ус мотай (поговорка) Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа (А.Н.Толстой) В каждой детской сказке живет еще одна, которую в полной мере может понять лишь взрослый ( М. М. Пришвин )

Слайд 9

Сказка в народной педагогике Константин Дмитриевич Ушинский (19 февраля (3 марта) 1823, Тула — 22 декабря 1870 (3 января 1871), Одесса) — русский педагог, основоположник научной педагогики в России.

Слайд 10

История возникновения сказки на Руси Ярким собирателем был Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871) - фольклорист, собиратель русских народных сказок, автор огромного труда "Поэтические воззрения славян на природу". В трехтомном издании «русских народных сказок» более 2000 сказок.

Слайд 11

Сказка в образовательных видах деятельности Двигательная деятельность Познавательная деятельность Художественно-эстетическая деятельность Продуктивная деятельность

Слайд 12

Типы сказок По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно исследователи выделяют три: Сказки о животных Волшебные сказки Бытовые (сатирические)

Слайд 13

Волшебные сказки Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи. В ней происходят чудесные, фантастические события. Волшебная дудочка Гуси- лебеди Золотой петушок Крошечка – Хаврошечка Маша и медведь Сказки по программе в ДОУ:

Слайд 14

Сказки о животных Козлятки и волк Теремок Курочка ряба Зайкина избушка Кот, петух и лиса Сказки о животных — своеобразная разновидность сказочного жанра. Возникнув в глубокой древности, они отразили наблюдения над животными человека первобытного общества — охотника и зверолова, а затем и скотовода.

Слайд 15

Бытовые сказки Бытовые сказки - в отличие от волшебной, действие бытовой сказки разворачивается в привычной реальности, близкой к повседневной жизни. Это уже не " тридевятое царство", а обычный город или деревня. Иногда в бытовой сказке появляются даже реальные географические названия. Сказки по программе в ДОУ: Заяц Горшочек Каша из топора Чего на свете не бывает. Дочь-семилетка .

Слайд 16

Чему нас учат сказки?

Слайд 17

Значение сказки : Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на ее основе у детей развивается мышление и воображение. В процессе чтения сказки перед ребенком раскрывается все великолепие и богатство русского языка. Дети приучаются замечать красоту родного языка, постепенно осваивая его, обогащают свою речь образными выражениями и литературными оборотами.

Слайд 18

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Музейная педагогика в детском саду "

Материал из опыта работы музея старинных вещей в дошкольном учреждении....

слайд-презентация "Музейная педагогика в ДОУ"

.    Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.2. Обогащение воспитательно-образовательного про­странства новыми формами.3.    Формирование у дошкольников представ...

Презентация "Музейная педагогика в системе дошкольного образования"

В презентации представлен опыт работы по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс...

Презентация "Музейная педагогика в детском саду"

Презентация "Музейная педагогика в детском саду"...

Презентация "Лечебная педагогика на хореографии в детском саду"

Хореография – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом психического развития детей. Занятия танцем не только учат ...

презентация "Музейная педагогика"

Музей - научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры- первоисточников знаний о раз...