Конспект НОД "Казаки от казаков ведутся»
план-конспект занятия (старшая группа)

Светлана Яковлевна Ермолова
Цель: формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую Родину. • Задачи: познакомить детей с понятием «Казачество» с казачьими костюмами, песнями, играми; дать представление о жизни казаков; воспитывать уважение, бережное отношение к истории, традициям своего народа, к родному краю. Участники: педагоги, воспитанники 5-8 лет и их родители. Место проведения: группа, музыкальный зал, площадка на улице. Совместно с родителями ведется работа по знакомству детей с Родным краем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ermolova_s_ya-1.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Казаки от казаков ведутся»

Воспитатель: Ермолова Светлана Яковлевна

Цель: формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую Родину.

Задачи: познакомить детей с понятием «Казачество» с казачьими костюмами, песнями, играми; дать представление о жизни казаков; воспитывать уважение, бережное отношение к истории, традициям своего народа, к родному краю.

Участники: педагоги, воспитанники 5-8 лет и их родители.

Место проведения: группа, музыкальный зал, площадка на улице.

Совместно с родителями ведется работа по знакомству детей с Родным краем.

Материалы и оборудование: электронная презентация «Казаки от казаков ведутся»; ноутбук, проектор, экран, музыкальное сопровождение – казачьи песни, атрибуты для игр, казачьи сказки, демонстрационный материал: игра «Одень казака и казачку»

Сценарный ход:

Звучит казачья песня «Как за Доном за рекой казаки гуляют»

Гости и дети заходят в зал, рассаживаются.

Ведущий: Здравствуйте, ребята и гости!

1 слайд

Ведущий: Сегодня мы встретились с вами, чтобы узнать о том, кто такие донские казаки, как они жили, чем занимались, какие песни пели, как детей воспитывали, какие игры да забавы устраивали.

Мы живем в ростовской области, на Донской земле. Вы родились и живете здесь. Кто то приехал из других уголков нашей Родины. У каждого своя судьба и своя история. Своя история и у казаков.

2-5 слайд

Ведущий: В далекие – далекие времена на месте Ростовской области простирались покрытые высокими травами степи. Степь – это ровное место, иногда встречается небольшие холмы, редкие деревья.

6-10 слайд

Ведущий: В то время степь называли «дикое поле». Известно, что впервые в диком поле стали поселяться люди еще в 15 веке, некоторые ученые утверждают, что еще раньше. Мы с вами живем в 21 веке, значит почти 600 лет назад в эти земли пришли люди, которые стали зваться казаками. Казак – свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга.

11 слайд

Ведущий: У казаков были атрибуты – необходимые, важные  предметы.

Ведущий с детьми обсуждают и рассматривают иллюстративный материал «Атрибуты казака»

12-16 слайды

Ведущий: Ну и как же казак без коня!

Обсуждают с детьми и родителями пословицы про коня.

Папа мальчика: Большое значение  в семье уделялось воспитанию детей, особенно мальчиков.

Один из родителей знакомит с особенностями воспитания мальчиков у казаков и сравнивает с воспитанием своего сына.

Ведущий: В современной России государство поддерживает стремление казачества к участию в защите границ, в воспитании молодежи, в возрождении лучших традиций.

Знакомство с флагом казаков и значением его цветов.

Ведущий: Давайте мы узнаем какие песни исполняют казаки, и какие игры играют. Предлагаю разделится на 3 команды. Каждая команда получит фишки соответствующие цветам казачьего флага (синий, желтый, красный).

Ведущий: каждая команда по очереди сможет узнать и о сказках и о костюме и поиграть в казачьи игры.

Дети расходятся с педагогами и родителями на 15-20 минут по каждому направлению, затем меняются. Таким образом, все команды проходят три направления.

Команда «Синих»- «Ловкие казачата» отправляется на улицу на площадку с папой мальчика и частью родителей.

«Ловкие казачата» знакомятся с играми и забавами казачат.

Дети играют в игру «Заря».

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:

Заря – зарница, красная девица.

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые – за водой пошла!

С последними словами «Заря» осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится «Зарей». (Условие: игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.)

В игру играют 2-3 раза.

Дети играют в игру «Иголка, нитка и узелок».

 О единстве идеи, пути её осуществления.

Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».

Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали,

вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.

Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.

Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

Команда «Желтых»- «Казаки в сказках» отправляется в музыкальный зал с частью родителей.

Мама воспитанника знакомит со сказками казаков.

Рассказывание сказок «Добрыня Никитич – Дончак» и «Доброе сердце дороже красоты»

Команда «Красных»- «Казачий костюм» остается с частью родителей и ведущим в группе.

Мама и папа воспитанников  знакомят детей с казачьим костюмом.

Все участники собираются в зале. Звучит казачья песня «Эх казачата!»

Ведущий: Рада видеть вас всех! Интересно было, казачата? Что узнали, что увидели, что запомнили?

Ответы детей.

Ведущий: Очень мелодичные песни донских казаков прозвучали сегодня. Есть веселые, задорные. Все они прославляют донскую землю, смелость казаков, верность родной земле. А какие красивые костюмы носили наши прабабушки и прадедушки – казаки и казачки! Ну а игры на ловкость, быстроту и смекалку! Расскажите своим друзьям, родным о том, что сегодня вы узнали. Спасибо! До новых встреч!

Результаты: дети и родители познакомились с историей донских казаков, историей места - где живут. Познакомились с традициями семьи казаков и сравнили с традициями современной семьи. Смена деятельности и деление по группам вызвало интерес как у детей, так и у взрослых. Так как в нашем городе проживает много разных национальностей – совместно с родителями и детьми было решено провести подобные мероприятия с другими национальностями «Казахами», «Армянами», «Дагестанцами».

Родители пришли в национальных костюмах, что очень понравилось детям.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Донские казаки"

Формирование представлений детей об истории возникновения донского казачества, знакомство с творчеством, символикой, традициями, обычаями и бытом; закрепление знания о других народностях....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиционные костюмы кубанских казаков. Рисование «Одежда казаков»»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательн...

Конспект НОД "Конь казаку лучший друг"

Приобщение детей к историческому прошлому родного края, формирование представлений о  жизни, традициях и законах донских казаков....

Конспект занятия для старших дошкольников "Внешний вид и быт казаков. Собери казака в дорогу"

Данный конспект занятия предназначен для старших дошкольников и включает в себя такие формы работы, как рассматривание и примерка на детей фрагментов казачьей одежды. а также раскраски и пазлы по теме...

Конспект развлечения типа«Следствие ведут знатоки» Подготовительная группа

Формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о космическом пространстве,  о Солнечной системе и ее планетах.              Уточнить и системат...

Конспект ОД " От казаков до воинов Российской Армии"

Цели и задачи: Закреплять знания об историческом прошлом родного края, сформировать представление о  жизни и быте казаков от младшего до старшего поколения защитников. Дать представления о в...

Конспект НОД «Донские казаки» в подготовительной группе «Радость».

Этот конспект занятия поможет воспитателю сформировать   у детей любовь к Родине, развить патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность в процессе ознакомле...