проект программы театральной студии "Аистенок"
рабочая программа

Балмуш Олеся Олеговна

программа театральной студии для работы с детми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_teatralnoy_studii.doc134.5 КБ
Microsoft Office document icon teatralnye_igry.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая предметная среда театральной студии.

Развивающая  предметная среда  - это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащённая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка.

Как же организовать и оформить предметно - развивающую среду театральной студии?

Занятия театральной деятельностью должны предоставлять детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразной деятельности, успешного выполнения заданий. Визуальная характеристика театральной студии, то есть то, что дети увидят вокруг себя на занятии,- важное условие эмоционального восприятия. Здесь всё имеет значение: цвет стен и потолка, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек, масок, наличие места для самостоятельных игр детей.

Всё, что окружает ребёнка, во многом определяет его настроение, формирует  то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе.

Известно, что ребёнок знакомится с окружающим его миром с помощью зрения, слуха и движения. Всё, что его окружает, должно развивать эти органы чувств и обеспечивать ему необходимый психологический комфорт.

При организации и оформлении развивающей среды театральной студии следует опираться на следующие принципы:

1. Принцип зонирования - позволяет детям, в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу.

2.  Принцип активности - стимулирующий активность и познавательную деятельность ребёнка.

3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяет самостоятельно выбирать то, что ему по душе.

4. Принцип новизны - позволяет преодолеть стереотипность и однообразие среды.

5. Принцип иллюзии жизненной правды - позволяет детям попасть в "сказку. Работа педагога в театральной студии направлена, прежде всего, не на подготовку "шоу", а на развитие и восприятие каждого ребёнка, раскрытие его творческого потенциала, индивидуальности, формирования позитивных черт характера, восприятие духовно богатой творческой личности

Театральная педагогика предполагает личностно - ориентированный подход к восприятию детей и создаёт условия, в котором естественным образом в процессе творческого общения со взрослым обеспечивается субъектная позиция ребёнка. В дошкольном возрасте ребёнка очень важно окружить вниманием, заботой и любовью со стороны взрослых. Атмосфера добра и любви вызывает ответные чувства и в детях, воспитания у них доверия к миру и потребность самим дарить людям добро и любовь. А это - самый главный талант, который нужно раскрыть и сохранить в каждом человеке.

Важно с самых ранних лет поддержать в маленьких артистах интерес к творчеству,  играм, к театральной деятельности. Безусловно, воспитание у детей интереса (мотивации) к театру возможно только в том случае, если сами взрослые увлечены этой деятельностью. Потому что одно из главных условий достижения успеха в данной технологии - это увлечённость и профессионализм педагогов, их готовность к творческому взаимодействию со своими воспитанниками.

В основе содержания педагогической работы с детьми можно определить несколько направлений:

 -развитие сенсорики, основы чувственного познания окружающего мира;

- развитие базовых психических процессов: внимания, мышления, памяти;

-развитие эмоциональной сферы;

-речи, голоса;

-выразительности движений, мимики, пластики;

-воображения, фантазии, творческих способностей.

В театральной студии желательно иметь специальный стенд, где размещается информация, например: "Театры нашего города", "Выставка театральных кукол" (изготовленных детьми , совместно с родителями), "Его величество - цирк"- фото артистов цирка, рисунки детей, изображающие различные цирковые номера.

Важным помещением является костюмерная - гримёрная, где происходит таинство преображения маленького артиста. Здесь необходимо иметь зеркала.

Общие методологические принципы программы "Театральная деятельность дошкольников"

Театральные занятия проводятся со всеми детьми каждой группы, от 3-х до 7 лет.

Занятия желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом зале. Необходимо наличие музыкального инструмента и аудиотехники.

Занятия проводятся раз в неделю (вторая младшая и средняя группы) и  два раза в неделю (старшая и подготовительная группы) в утреннее или вечернее время, продолжительностью от 13 до 30 минут (в зависимости от возраста детей). Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся один раз в неделю не более сорока минут.

Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Если игра для ребёнка - это способ  существования , способ познания окружающего мира, то театральная игра - это шаг к искусству, начало художественной деятельности.

Театральные игры рассчитаны на  активное участие ребёнка, который является не только пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.

Основным принципом развивающей деятельности педагога является расширение возможностей ребёнка, работа в "зоне его ближайшего развития" (Л.Выготский), а не тактика его доступности.

В основу реализации  нашей программы положен индивидуальный подход , уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение в творческой задаче, педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.

Занятия могут быть построены по самым разным сценариям, например, начинаться с музыкальных пластических игр или упражнений, или с занимательных игр и т.д.

Театрализованные занятия включаются  в общую стратегию воспитательной работы.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ С.Л.Рубинштейн писал: "Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в нём выступает говорящий, его лицо, он сам".

Выразительность, он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека.

Выразительность речи развивается в течении всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационно - речевой у детей средней группы и к языковой выразительности у детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции чувства, желания и взгляды, причём, не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить ещё в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, теряются в присутствии незнакомых лиц.

привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке путём привлечения его с малолетства к выступлению перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театральные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.

Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвующие в ней дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. У ребёнка улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Можно утверждать, что театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Также развивает эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. "В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог Б.М.Теплов, - создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваеваемые". Таким образом, театральная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам в различных ситуациях.

Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Театральная деятельность даёт возможность ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно, от лица какого - либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Содержание театральной деятельности включает в себя знакомство с основами театрального искусства, когда педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре, в соответствии с их возрастными особенностями. Так, в этом разделе  большую роль занимает освоение детьми различных видов кукольного театра, что способствует раскрытию творческого потенциала не только у раскрепощённых детей, которые не боятся сцены, но и у детей стеснительных, «зажатых».

Таким образом, театральные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.

Педагог обязан:

-создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности (поощрять, побуждать детей к импровизации);

-приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, различными видами театров);

-обеспечить взаимосвязь театральной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

создать условия для совместной театральной деятельности детей и взрослых.

Методы и приёмы:

Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения составляет такая организация театральной деятельности детей, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой - то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приёмы:

-выбор детьми роли по желанию;

-назначение на главную роль наиболее робких, застенчивых детей;

-распределение ролей по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой изображён персонаж);

-проигрывание ролей в парах.

Во время занятий необходимо:

-внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

-если не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действию с персонажем;

-при знакомстве детей с героями произведений, выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ним;

-в заключении различными способами вызывать у детей радость.

Цель и задачи.

Цель:

Формировать думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Задачи:

1. Развивать эстетические и творческие способностей.

2. Развивать сферы чувств, соучастия, сопереживания.

3. Активизировать мыслительные процессы и познавательный  интерес.

4. Учить детей овладевать навыками общения и коллективного творчества.

5. Овладевать  навыками выразительной речи (артикуляция, дикция, дыхание) и основами театрального искусства.

6. Научить детей работать с театральными куклам.

Содержание программы по театральной деятельности.

Первый раздел.

"Театральная игра" – направлен не столько на приобщение ребёнком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Все игры этого раздела условно делятся на два вида:

-общеразвивающие игры;

-специальные театральные игры.

Второй раздел.

"Ритмопластика".

Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Третий раздел.

"Культура и техника речи".

Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Три вида упражнений:

1. Дыхательные и артикуляционные упражнения.

2. Дикционные и интонационные упражнения.

3. Творческие игры со словом.

Четвёртый раздел.

"Основы театральной культуры".

Этот раздел призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:

1. Особенности театрального искусства.

2. Виды театрального искусства.

4. Театр снаружи и изнутри.

5. Культура зрителя.

Пятый раздел.

"Работа над спектаклем".

Является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:

-знакомство с пьесой;

-от этюдов к спектаклю.

Театральная игра.

Задачи:

1. Формировать в ребёнке готовность к творчеству.

2. Развивать внимание и наблюдательность.

3. Развивать воображение и фантазию.

4. Учить ребёнка ориентироваться в окружающей обстановке.

5. Развивать производственную память, реакцию.

6. Воспитывать смелость и находчивость.

7. Активизировать мыслительный процесс.

Общеразвивающие игры.

Решая все эти задачи, общеразвивающие игры готовят ребёнка к художественной деятельности. Почти во всех играх детей желательно делить на несколько команд или на исполнителей и зрителей, чтобы дать детям возможность оценить действия других и сравнить их со своими собственными. Причём, роль ведущего во многих играх может выполняться ребёнком.

Специальные игры.

Для того, чтобы перейти от театральных игр к работе над этюдами и спектаклями, необходимы "специальные театральные игры", развивающие, главным образом, воображение и фантазию.

Они готовят детей к действию в сценических условиях, где всё является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел - главная отличительная черта сценического творчества. Поставленные стулья могут превратиться в салон автобуса, комната становится то сказочным лесом, то королевским дворцом. Перед педагогом стоит сложная задача - сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются в игре при выступлении на сцене перед зрителями. Для этого необходимо, прежде всего, опираться на личный опыт ребёнка  и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизирую на основе хорошо знакомых небольших сказок. Прежде всего, это игры, упражнения и этюды, направленные на подлинность и целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах, т.е. в придуманной ситуации.

Ритмопластика.

Развитие ребёнка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому, вполне естественно, что детям легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроению музыкальные произведения стимулируют фантазии ребёнка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребёнку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью ритмопластических упражнений и игр.

 Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:

-развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);

-развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координацию движения);

-развитие воображения (способность к пластической импровизации).

Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом. Поэтому, наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела, лёжа на полу. Только добившись определённых результатов в этом направлении, можно переходить к созданию пластических образов.

Ритмопластические образы не дублируют раздел МРД в системе музыкальных занятий. Они развивают , прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие "художественно - смысловой образ" затрагивающий эмоциональный мир ребёнка. Пластические образы создаются на музыкальном материале раздела по слушанию и восприятию в системе музыкальных занятий.

Культура и техника речи.

Этот раздел предполагает решение следующих задач:

-формировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию);

-научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу звучания голоса, темп речи);

-развивать воображение (умение представлять то, о чём говориться);

-расширять словарный запас (сделать их речь ярче и образнее);

- учить детей расслабляться.

Для многих детей характерны зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Работая над раскрепощением ребёнка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих чёткую дикцию и подвижность голоса. Речевые игры и упражнения желательно включать в каждое занятие, объединяя с ритмопластикой и театральными играми.

Прежде всего, детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и лавный, ровный, без напряжения и толчков, выдох ("мыльные пузыри"). В дальнейшем, в каждом задании тренируется не только дыхание, но и другие компоненты речи в комплексе. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата, т.е. использовать упражнения для развития мышц губ, челюсти и языка. Свобода звучания голоса непосредственно связана с мягкой атакой, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха. Для достижения этого полезны упражнения по типу "стона" - "Больной зуб", "Капризуля". Сочетание мягкой атаки с опорой звука тренируется в игре "Дрессированные собачки", "Птичий двор". После решения этих задач больше внимания можно уделить работе над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса, темпом речи и т.д. Все эти компоненты прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актёрских тренингов. Дети должны понять, что голос похож на музыкальный инструмент и может звучать то низко, то высоко, то постепенно повышается, то понижается. С разной силой голоса можно читать стихи от имени различных сказочных героев. Для того, чтобы добиться результатов в художественном  воспитании дошкольников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребёнка, на его познавательный интерес. В связи с этим, велика роль стихов в театральных играх и упражнениях. Образные, интересные стихи находят эмоциональный отзыв в душе ребёнка, делают увлекательными различные  игры и задания. Особенно полезно использовать на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определённого действующего  лица, ребёнок легче раскрепощается, общается с партнёром.

Разучивание стихов развивает память и интеллект.

С точки зрения исполнительской деятельности дошкольников очень важно научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивлённо. тревожно, таинственно, восхищённо, презрительно, жалобно, осуждающе. Предлагая детям игру "Фраза по кругу", надо стремиться , чтобы каждый ребёнок мог объяснить где, кому, при  каких обстоятельствах он произносит данную фразу с определённой интонацией.

Говоря с детьми с логическим ударением, надо отметить, что под ним мы подразумеваем выделение отдельных слов во фразе, Определяемых её смысл и выразительность. Когда дети поймут, что такое логическое ударение, работая над стихотворным текстом или сценарием будущего спектакля, надо обращать внимание на ключевые слова в отдельных фразах и предложениях, выделяя их.

В раздел "Культура и техника речи" включены творческие игры со словами, которые развивают воображение и фантазию детей, пополняя словарный запас, учат вести диалог с партнёром, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми.

 Также в этот раздел включены релаксационные упражнения, которые помогают детям расслабить все группы мышц.

Основы театральной культуры.

Знакомит детей с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства. Знакомство с этим материалом должен носить практический характер, то есть происходить во время игр, работы над пьесой, просмотра спектаклей. Не имеет смысла строго требовать усвоения всего материала каждым ребёнком.

На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре, в соответствии с их возрастом.

Данным разделом включает рассмотрение пяти основных тем:

  1. Особенности театрального искусства:

-синтетический характер;

-коллективное творчество;

-Искусство, творящее каждый раз заново.

2. Виды театрального искусства:

-драматический театр;

-музыкальный театр;

-кукольный театр.

3. Рождение спектакля:

-творцы сценического чуда;

-спектакль и актёр;

-спектакль и зритель.

4. Театр снаружи и изнутри:

-театральное здание;

-зрительный зал;

-мир кулис.

5. Культура поведения в театре:

-театр начинается с вешалки;

-зрительская культура.

  1. Особенности театрального искусства.

На практике дети познают, что театр искусство коллективное, оно творится каждый раз

по - новому.

Все вопросы  этого подраздела могут быть рассмотрены во время обсуждения спектакля, в работе над пьесой.

Главное в театре - это игра актёров. Не обязательно пользоваться словом "синтез", достаточно выяснить с детьми, что театр использует  и объединяет другие виды искусства - литературу, живопись, музыку, хореографию.

  1. Виды театрального искусства.

Говорить о них можно лишь после того, как дети посмотрели эти виды спектаклей. Затем можно предложить поставить хорошо им знакомую сказку, например, "Теремок", используя такие виды театра, как кукольный, драматический, музыкальный.

В разделе «кукольный театр»  с детьми старшего дошкольного возраста осваиваются методики управления  театральными куклами :

- марионетки и полумарионетки;

- варежковые куклы (говорунчики);

- штоковые куклы;

- платковые куклы;

- куклы – прыгунки;

-перчаточные куклы.

Со второй младшей группы  дети осваивают настольный, пальчиковый театры, а со средней  - театр теней.

  1. Рождение спектакля.

Этот подраздел предполагает формирование представлений о театральных профессиях, а также о театральном спектакле глазами актёров и глазами зрителей.

Здесь встречается много понятий и слов, которые легче усваиваются в процессе игр и этюдов. Знакомство с такими понятиями можно начать , предложив игру "Идём в театр" или "О чём рассказывает театральная программка". Закрепить знания театральной терминологии по теме "Спектакль и актёр", можно, используя игру "Волшебная корзинка"  и др.

  1. Театр снаружи и изнутри.

Лучше всего организовать с детьми экскурсию по городу и показать театральные здания, а также рассмотреть фото известных театров.

Говоря об устройстве зрительного зала, можно предложить детям построить из стульчиков партер, амфитеатр, обозначить ярусы балконов. Можно показать на иллюстрациях, каким бил театр  в  Древней Греции, и современное устройство театра.

Что такое кулисы, дети должны почувствовать на практике, походить по сцене, постоять за кулисами.

  1. Культура поведения в театре.

Эту тему желательно рассмотреть в практической деятельности детей, исполняя театральные игры и этюды: "ПОкупка театрального билета", "О чём расск4азывает театральная программка?", "Сегодня мы идём в театр", и т.п.

Работа над спектаклем.

Создание спектакля с детьми - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю нужно соблюдать несколько основных правил:

-не перегружать детей;

-не навязывать своего мнения;

-не позволять одним детям вмешиваться в действия других.

Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщена, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе.

Выбирая материал для инсценировки нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждая интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.

В этом разделе можно выделить десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем:

1 этап  - Выбор пьесы и обсуждение её с детьми.

педагог может провести беседу о жизни и быте людей в эпоху создания пьесы.

Очень полезно для развития воображения, умения фантазировать , предлагать детям сочинять жизнь героев до начала пьесы, помогая разнообразными вопросами.

2 этап - Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

Дети пересказывают эпизоды, дополняют друг друга и придумывают их названия.

3 этап - Работа над эпизодами в форме этюдов с импровизационным текстом.

Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, но постепенно надо стремиться, не принуждая, вовлекать этот процесс всех членов коллектива. Можно с куклами импровизировать диалоги и поступки героев. Детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет свободное ведение диалога. Но постепенно, чувствуя поддержку педагога, они действуют более естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее.

4 этап - Поиск музыкально - пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев, создание декораций и костюмов.

Яркие музыкальные образы помогают найти соответствующие пластические решения. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку, самостоятельно отмечают наиболее удачные находки. Затем они двигаются, превращаясь в какой - либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.

5 этап - Переход к тексту пьесы.

То есть уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. На репетиции один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, это позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли.

Педагог, учитывая речевые, пластические, актёрские возможности детей намечает по два - три исполнителя, способных справиться с конкретной ролью.

6 этап - Работа над выразительностью речи. Закрепление отдельных мизансцен.

Ребёнок, в силу возрастных психологических особенностей всегда играет самого себя, он ещё не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Ни в коем случае не нужно навязывать юным исполнителям логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения. Можно подсказать, помочь ребёнку вспомнить какой - либо жизненный эпизод, когда ребёнок переживал те или иные чувства. Только в таком случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно добиваться взаимодействия с партнёрами, умение слышать и слушать друг друга и соответственно менять своё поведение.

Добиваясь чёткости и выразительности речи, надо выявлять речевые характеристики героев. Кто - то говорит плавно, растягивая слова, другой очень быстро, эмоционально, третий медленно, уверенно и т.д.

7 этап - Репетиция отдельных картин в разных составах, с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.

Нужно следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга, не вставать спиной к зрителям.

8 этап - Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита, декораций. Назначение ответственных за смену декораций и реквизита.

Репетиция идёт с музыкальным сопровождением, происходит уточнение темпоритма спектакля. Затянутость отдельных сцен, или наоборот, излишняя торопливость, делают спектакль неинтересным для зрителей. На этом этапе закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций. Количество общих репетиций всего спектакля может быть от 1 до 3-х.

9 этап - Премьера спектакля. Обсуждение показа с детьми.

Премьера - это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства. Обсуждение  не имеет смысла проводить сразу же после выступления. Ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на следующий день можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре.

Педагог. направляя беседу в нужное русло своими беседами, старается указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

10 этап - Повторные показы спектакля. Стенды с фотографиями выступления.

Одноразовый показ интересен скорее зрителям, чем исполнителям.

Если ребята понимают, что они должны делать на сцене, но пытаются действовать каждый раз по - новому, то это уже элемент творческой импровизации.

Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать (видеозапись фото) Это также один из стимулов для ребёнка, чтобы раскрыть свой внутренний потенциал.

Программные задачи по театральной деятельности

Вторая младшая группа

-Знакомить детей с видами театров;  

 

-Пробуждать интерес у детей к театрально-игровой деятельности;

-Учить детей передавать эмоциональное состояние (мимикой, позой, жестом, движением);

-Развивать диалогическую и монологическую речь, разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию детей;

-Воспитывать культуру поведения в театре;

-Снимать зажатость и скованность;

-развивать творческие способности.

Средняя группа

-Активизировать познавательный интерес детей.

-Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, воображение, образное мышление.

-Снимать зажатость и скованность.

-Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.

-Учить согласовывать свои действия с другими детьми.

-Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

-Учить импровизировать игры - драматизации на темы знакомых сказок.

-Развивать чувство ритма и координацию движений.

-Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

-развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом.

-Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

-развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.

-Тренировать чёткое произношение согласных в конце слова.

-Пополнять словарный запас.

-Учить подбирать слова, соответствующие заданным существенным признакам.

-Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

-Знакомить с создателем спектакля.

-Знакомить с театральной терминологией.

-Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.

-Воспитывать культуру поведения в театре.

Предполагаемые умения и навыки.

-Умеют действовать согласованно.

-Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

-Запоминают заданные позы.

-Запоминают и описывают внешний вид любого ребёнка.

-Знают 5-8 артикуляционных упражнений.

-Умеют делать длинный выдох, при незаметном коротком вздохе.

-Умеют произносить скороговорку с разными интонациями и в разных темпах.

-Умеют строить простейший диалог.

-Умеют составлять предложения с заданными словами.

Программные задачи для старшей группы.

-Активизировать познавательный интерес.

фантазию, воображение, образное мышление.

-Снимать зажатость и скованность.

-Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.

-Учить согласовывать свои действия с другими детьми.

-Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

-Учить импровизировать игры - драматизации на темы знакомых сказок.

-Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

-Развивать умение общаться с людьми в различных ситуациях.

-Развивать интерес к сценическому искусству.

-Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).

-Развивать навыки действия с воображаемым предметом.

-Сочинять этюды по сказкам.

Учить импровизировать игры - драматизации на темы знакомых сказок.

-Развивать чувство ритма и координацию движений.

-Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

-Развивать двигательные способности детей, ловкость и подвижность.

-Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц.

-Развивать умение равномерно размещаться  и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом.

-Развивать умение создавать образы живых существ, с помощью выразительных пластических движений.

-Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.

-Развивать умение передавать в свободных пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений.

-Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

-развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.

-Тренировать чёткое произношение согласных в конце слова.

-Пополнять словарный запас.

-Составлять предложения с заданными словами.

-Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнёра.

-Учить подбирать определения к заданным словам.

--Учить подбирать слова, соответствующие заданным существенным признакам.

-Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

-Знакомить с создателем спектакля.

-Знакомить с театральной терминологией.

-Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.

-Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.

-Воспитывать культуру поведения в театре.

Предполагаемые умения и навыки.

-Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.

-Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

-Запоминают заданные позы.

-Запоминают и описывают внешний вид любого ребёнка.

-Знают 5-8 артикуляционных упражнений.

-Умеют делать длинный выдох, при незаметном коротком вздохе.

-Умеют произносить скороговорку с разными интонациями и в разных темпах, шёпотом и беззвучно.

-Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

-Умеют выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.

-Умеют составить предложения с заданными словами.

-Умеют строить простейший диалог, умеют сочинять этюды по сказкам.

Программные задачи для подготовительной группы.

-Развивать чуткость к сценическому искусству.

-Воспитывать в ребёнке готовность к творчеству.

Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнёрами.

-Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес.

-Закреплять умение реагировать на команду или музыкальный сигнал.

-Прививать навыки вежливого поведения.

-Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

-Оценивать действия других детей и сравнивать их со своими собственными.

-Развивать коммуникативность и умение общаться со взрослыми людьми в различных ситуациях.

-Активизировать ассоциативное и образное мышление.

-Развивать умение менять отношение к предметам, месту действия и партнёрам по игре.

-Учить действовать на сценической площадке естественно.

-Развивать способность оправдывать свои действия нафантазированными причинами.

-Совершенствовать навыки действия с воображаемыми предметами.

-Развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и

ситуациях по - разному.

-Импровизировать игры - драматизации на темы знакомых сказок, как драму, балет, оперу.

-Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными сюжетами, предлагаемыми обстоятельствами, эмоциями.

-Учить адекватно реагировать на поведение партнёров, в том числе на не запланированные.

-Развивать умение владеть своим телом.

-Совершенствовать двигательные способности детей, развивать гибкость и выносливость.

--Развивать умение равномерно размещаться  и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом в разных темпах.

-Развивать умение создавать образы живых существ, с помощью выразительных пластических движений, жестов и мимики.

-Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.

-Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации, в соответствии с характером и настроением музыкального произведения.

-Развивать речевой аппарат, посредством артикуляционной  гимнастики.

-Развивать правильное речевое дыхание.

-Тренировать опору дыхания и свободу звучания с мягкой атакой.

-Улучшать дикцию и тренировать произношение согласных и гласных звуков.

-Расширять диапазон и силу звучания голоса.

-Учит пользоваться интонациями, выражающими разнообразное эмоциональное состояние (грустно, жалобно, радостно, презрительно и т.п.).

-Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом.

-Формировать чёткую грамотную речь.

-Пополнять словарный запас, образный строй речи.

-Строить диалог между различными героями сказок.

-Подбирать рифмы к заданным словам.

-Уметь представить себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени.

-Развивать умение сочинять коллективную сказку по - очереди.

-Развивать умение рассказывать сказку от имени различных героев.

-Знакомит детей с терминологией театрального искусства.

-Познакомить с театральными профессиями: гримёр, костюмер, осветитель, звукорежиссёр.

-Разъяснить особенности театрального искусства и отличие от других видов искусства.

-Познакомить с устройством театра изнутри и снаружи.

-Воспитать зрительскую культуру.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

-Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

-Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

-Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четвёрки.

-Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.

-Уметь создавать пластические импровизации под музыку различного характера.

-Уметь запоминать заданные режиссёром мизансцены.

-Находить оправдание заданной позе.

-На сцене выполнять свободно и естественно простые физические действия.

-Уметь сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

-Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

-Уметь менять по заданию педагога высоту или силу звучания голоса.

-Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишье.

-Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст, в движении и разных позах.

-Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с различными интонациями, в разных темпах.

-Уметь произносить стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

-Уметь строить диалог с партнёром на заданную тему.

-Уметь составлять предложение из 3-4 заданных слов.

-Уметь подбирать рифму к заданному слову.

-Уметь сочинять рассказ от имени героя.

-Уметь составлять диалог между сказочными героями.

-Знать наизусть несколько стихотворений русских и зарубежных авторов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Алябьева Е.А. развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М., 2005
  2. Генов Г.В. Театр для малышей. – М., 1968
  3. Ефимова А.В. Игрушки-самоделки. –Л., 1965
  4. Изгаршева В.М. игрушки и пособия для детского сада. – М., 1982
  5. Картушина Ю.М. Театрализованные представления для детей и взрослых. Сценарии для ДОУ. – М., 2005
  6. Киселева О.И. развитие творческих способностей детей средствами театрально-игровой деятельности. Методическое пособие. – Т., 2003
  7. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М., 2004
  8. Прокопенко Е.Л.., Терешкович Т.А. Я игрушку смастерю. – Мн., 2001
  9. Родина М.И. Буренина А.И. «Кукляндия» учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности.- С.-Петербург 2008
  10. Ситкина И.Г., Румянцева Н.В. Исследование влияния театральной деятельности на развитие личности ребенка: Исследовательская работа. – Я., 2005Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2004
  11. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1990
  12. Щёткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» (М., Мозаика-синтез-2008г.)



Предварительный просмотр:

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ  ИГРЫ:

  1. «ПЕРЕДАЙ ПОЗУ».

Цель:

 Развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.

Ход игры:

Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по – турецки с закрытыми глазами. Водящий ребёнок придумывает и фиксирует позу, показывая её первому ребёнку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего с позой водящего. Детей нужно поделить на исполнителей и зрителей.

2.»КТО ВО ЧТО ОДЕТ?»

Цель:

Развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.

Ход игры:

Водящий ребёнок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют.

 Мелодия «Как у наших у ворот»:

В центр круга ты вставай

И глаза не открывай.

Поскорее дай ответ:

Ваня наш во что одет?

Дети останавливаются, а водящий описывает детали одежды Вани.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИГРЫ:

  1. «УГАДАЙ, ЧТО Я ДЕЛАЮ?»

Цель:

Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Ход игры:

Педагог предлагает детям принять заданную позу и оправдать её.

  1. Наклониться вперёд. (завязываю шнурок, поднимаю платок…)

  1. Сидеть на корточках. (смотрю на разбитую чашку…)

  1. Стоять с поднятой рукой. (Достаю конфету со шкафа…)

  1. Стоять на коленях и устремлён вперёд. (кормлю котёнка, мою пол…).

2. «КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Цель:

Развивать умение оправдывать своё поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

Ход игры:

Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, куда они отправятся – по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле – и соответственно изменять своё поведение.

Младший и средний дошкольный возраст.

  1. «ХОДИМ КРУГОМ»

Цель:

Учить детей согласовывать свои действия с другими ребятами.

Ход игры:

Дети становятся в круг и выбирают водящего, медленно идут по кругу, повторяя слова:

Ходим кругом,

Друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Всё, что Ваня нам покажет,

Будем дружно повторять!

  1. «ИЗОБРАЗИ ЭМОЦИЮ»

Цель:

Учить детей распознать эмоциональное состояние по мимике и интонации.

Ход игры:

Дети изображают эмоции, которые называет педагог.

Эмоция – это душевное переживание, чувство человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет

Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...

План работы с родителями по теме: «Использование театрально-игровых ситуаций по программе Театральные дорожки в подготовительной группе»

План работы с родителями  по теме: «Использование театрально-игровых ситуаций  по программе Театральные дорожки в  подготовительной группе»...

ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ Примерная программа театральной студии для детей старшего дошкольного возраста

Театральные ступеньки (примерная программа театральной студии для детей старшего дошкольного возраста). - Анжеро-Судженский городской округ: 2014 .- 60с.Материалы адресованы для воспитателей ДОУ, педа...

Рабочая программа театрального кружка «Театральный калейдоскоп»

Рабочая программа театрального кружка«Театральный калейдоскоп»...

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6  лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год...

Рабочая программа театрального кружка «Театральный сундучок» в старшей группе

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эм...