Самообразование на тему:"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"2020-2021 год
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_na_2020.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия  воспитателя и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора. Развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

1.Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.

2.Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

3.Обогащать чувства детей, воображение.

4.Развивать и обогащать речь детей.

5.Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству

Актуальность выбранной темы:

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

 Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).

  Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. 

  Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

  Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

План работы на 2019-2020 учебный год.

Месяц

Самореализация

Работа с детьми

сентябрь

*Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»

*Создание картотеки потешек  для работы с детьми.

  *Показ кукольного театра по сказке «Колобок».

  *Разучивание и проговаривание потешек.

  *Применение потешек в режимных моментах.

октябрь

  *Создание картотеки  загадок.

  *Консультация  « Использование устного народного  творчества  как средство развития речи детей».

Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц.

  *Досуг «Вечер загадок».

ноябрь

  *Изучение темы: «Настольно – печатные игры по русским народным сказкам»

  *Обустройство уголка ряженья 

  *Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.

Театрализованная постановка русской народной сказки «Теремок», 

  *Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?»,

  *Настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы)

декабрь

  *Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми».

  *Хороводы, народные подвижные игры.  *Просмотр  мультфильмов  по русским  народным сказкам 

январь

  *Изучение темы: « Народные игры».

  *Пальчиковые игры на основе русских народных потешек «Поиграем  с пальчиками».  *Разучивание колядок: «Пришла Коляда»  *Колядование.

февраль

  *Изучение темы:

« Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

  * Разучивание песен и стихов  про Масленицу.

  *Знакомство с пословицами и поговорками.

март

  *Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

  *Создание театрального уголка в группе (настольный (конусный, пальчиковый театры)

  *Знакомство с закличками, потешками о солнце.

  *Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

апрель

  *Приобретение в группу раскрасок по русским народным сказкам и потешкам.

  *Разучивание потешек, песенок, скороговорок, 

*Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

май

  *Выступление на педсовете: «Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. Самоанализ плана самообразования»

*Открытый показ НОД  во второй младшей группе

  *Игры-драматизации по знакомым сказкам.


Изучение методической литературы (сентябрь-май):

1. , Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

4. , Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»...

Самообразование на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"

Самообразование на тему "Влияние устного народного творчества на раазвитие детей"...

Отчет по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста».

В очете по самообразования раскрывается тема устного народного творчества и огромное влияние на развитие речи младших дошкольников"...

Самообразование на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»

Самообразование воспитателя на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет» ...

Самообразование на тему:"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"2019-2020 год

Самообразовательная деятельностьНа тему: «Влияние устного народного творчествана развитие речи детей 3-4 лет.2019-2020 год     Цель работы: объединить усилия педагогов и...