Программа по дополнительному образованию
рабочая программа (младшая группа)

Лонгортова Ольга Валерьевна

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop.obrazovanie.docx61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательная  организация

«Детский сад «Теремок»

629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15, тел (факс) 8 (34994) 67-2-13


РАССМОТРЕННО И ПРИНЯТО                                            УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                     МБДОУ

     

                                                                                                                                                                                                                       на педагогическом совете                                              «Детский  сад «Теремок»

от                         2020г.                                                                        Н.А.Попова

                                                                                                                                     

Дополнительная образовательная программа

«Веселые пальчики»

для детей раннего возраста от 1,5 до 2 лет

Срок реализации 1 год


Автор программы

Воспитатель  I категории

Лонгортова О.В

Овгорт, 2020 г

Содержание программы

1.Пояснительная записка ……………………….......………………………..3-4

2. Нормативно – правовая база ………………………………………………..5-6

3. Принципы педагогической деятельности в работе с детьми ……….…….7-8

4. Направленность кружковой работы……………………………………...9-10

5. Развернутое комплексно-тематическое планирование …………….....11-17

6. Критерии оценки формы оценки качество занятий………………..…..18-19

7. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей програмы………............................................................................................…20

8. Учебно - тематический план ……………………………………….…….21-26

9. Список литературы………………………………………………………....27

10. Приложения …………................................

Пояснительная записка

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Актуальность, цель и задачи.

Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Работа по развитию мелкой моторики проводится с детьми группы раннего возраста. В группу поступают дети, у которых не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.
  2. Развивать тактильную чувствительность рук детей.
  3. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Нормативно правовая база

Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые пальчики» разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012г. №278-ФЗ «Об образовании в РФ»
  • Конвенция о правах ребенка
  • Законом Российской Федерации «Об основных гарантиях ребенка» от 24.07.1998г. №124 ФЗ Законом Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» ( с изменениями от 18.07.2011г.)
  • Постановление Министерства образования Российской Федерации от 16.06.1989г. № 7/1 «Концепция дошкольного воспитания»
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 «К устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  • Уставом МБДОУ «Детский сад «Теремок»

Программа реализуется посредством кружковой работы и направлена на развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек. Развитие тактильной чувствительности детей.

Особенности мелкой моторики у детей 1,5 -2 лет

Мелкой моторикой называется способность выполнять точные и мелкие движения пальцами рук и ног, кистями в результате координации действий таких основных систем организма, как мышечная, костная, нервная. Нередко относительно развития пальцев УК используется термин «ловкость».

К области мелкой моторики детей относятся самые разнообразные движения, от самых простых жестов вроде захвата игрушки, до сложнейших движений – рисования, письма. Поэтому развитие мелкой моторики исключительно важно для каждого ребенка с периода рождения. Изначально малыши просто изучают свои руки и только после этого обучаются науке управления ими.

Основная и важнейшая особенность мелкой моторики непосредственно связана с нервной системой, памятью, вниманием и восприятием ребенка. При этом она тесно взаимосвязана с развитием речи малышей. Объясняется эта связь близким расположением в головном мозге центров речевого и моторного. Поэтому активация речевого центра происходит при стимуляции пальцев рук. Помимо речи мелкая моторика оказывает огромное влияние на формирование почерка, скорость реакции и ловкость рук ребенка.

Принципы педагогической деятельности в работе с детьми принцип оптимизации и гуманизации образовательного процесса; принцип развивающего характера мелкой моторики рук; принцип индивидуализации и дифференциации.

Особенности данной программы Программа предназначена для детей раннего возраста 1,5-2 года.

Кадровое обеспечение по Программе осуществляет воспитатель МБДОУ «Детский сад «Теремок»

Лонгортова Ольга Валерьевна - (первая квалификационная категория, высшее образование)

Объем занятий (неделя/месяц)

Возраст

Максимально допустимый объем занятий в неделю, месяц, год

1,5-2 года

10 минут раз в неделю

280 минут

28 занятий

Объем нагрузки занятия

Части занятий

Цель

Формы работы

Продолжительность

1мотивация детей

Постановка цели индивидуально или подгруппе детей;

Вовлечение совместную деятельность.

Сказочное повествование;

Игровые ситуации;

Дидактические игры.

2 минуты

2. пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой моторики;

Развитие суставов кисти.

Проведение пальчиковой гимнастики с использованием художественных текстов

3 минуты

3. занятие

Развитие мелкой моторики рук

Занятия способствующие развитию мелкой моторике рук

5 минут

Направленность кружковой работы:
Работа кружка включает в себя следующие 
разделы

  • пальчиковая гимнастика
  • рисуночные задания
  • работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозайки)
  • работа с бумагой ( аппликация, конструирование из бумаги,)
  • работа со шнурками
  • моделирование (счетные палочки, трубочки)
  • лепка

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровожение художественным словом, гимнастику с учебными предметами. Также проводятся комплексы пальчиковой гимнастики с учебными предметами, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш, кисточку, задания на удержание позы кистей рук. Упражнение по удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В разделе «
Рисуночные задания» задания помогут улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать кисть и карандаш, что очень важно в процессе деятельности. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложнокоординированные движения руки, тренирует произвольное внимание, развивает память, логическое мышление.
В разделе 
«Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся подвижными и гибкими.
В разделе 
«Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.
Раздел 
«Работа со шнурками» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности,
В разделе 
«Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.
В разделе 
«Лепка»  Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто), а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала

Развернутое комплексно-тематическое планирование кружковой работы.

Сентябрь

1 неделя

1.  «Елочка» пальчиковая гимнастика

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, цветового восприятия

2 неделя

2.«Цветочки», «Пряничек»

пальчиковая гимнастика

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

3 неделя

3. «Киска», «Елочка» работа со шнурками

Цель: учить подражать движениям взрослого.

4 неделя

4.«Кот на печи», «Пирог» работа с бумагой ( аппликация, конструирование из бумаги,)

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Октябрь

1 неделя

1.«Девочки и мальчики», «Стул, «Киска» моделирование (счетные палочки, трубочки)

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

2 неделя

2.«Ямка», «Бочка» рисуночные задания

Цель: развивать силу рук, и речевых навыков

3 неделя

3. «Спрячь шарик», «Рано утром я встаю» пальчиковая гимнастика

Цель: развивать силу рук, обозначить точные двигательные способности рук

4 неделя

4. «Пирог», «Цветочки» работа с бумагой

( аппликация, конструирование из бумаги)

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Ноябрь

1 неделя

1. «Спрячь руки!»,  «Птичка в гнезде» работа с бумагой (аппликация, конструирование из бумаги)

Цель: развивать хватательные движения, осязание, формировать познавательные навыки.

2 неделя

2. «Найди игрушку!», «Птенцы в гнезде» работа со шнурками

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, навыков классифицирования

3 неделя

3. «Горка из песка», «Крыша, башня, дом» работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах,)

Цель: развивать мелкую моторику, обучать счету

4 неделя

4. «Пересыпать крупу», «Магазин с прилавком» работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)

Цель: учить детей пересыпать сыпучие вещества из одной емкости в другую.

Декабрь

1 неделя

1. «Где шарики», «Покупатель и продавец» работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)

Цель: развивать силу рук ,знакомить с предметами разной величины. Развивать речевой аппарат

2 неделя

2. «Озорные пальчики», «Цветочки» работа со шнурками

Цель: развивать силу руку  укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

3 неделя

3. «Рано утром я встаю», «Замочек» пальчиковая гимнастика

Цель:  способствовать развитию мелкой моторики, координации движении

4 неделя

4.«Бумажные снежки», «Елка» работа с бумагой ( аппликация, конструирование из бумаги,)

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, навыков самостоятельности

Январь

1 неделя

1. «Игрушечный зайчик в лесу», «Солнечные лучи» работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)

Цель:  способствовать развитию моторики рук, стимуляции тактильной чувствительности детских пальчиков

2 неделя

2. «Погремушка», «На лесной лужайке» моделирование (счетные палочки, трубочки)

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движения, навыки аудирования.

3 неделя

3. «Покажи пальчики!» «Здравствуйте!» пальчиковая гимнастика

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук, развивать речевой аппарат.

4 неделя

4. «Непослушные колечки», «Ворота» моделирование (счетные палочки, трубочки)

Цель:  развивать математическое мышление, укреплять мышцы пальцев и кистей рук, развивать речевой аппарат.

Февраль

1неделя

1. «Киска», «Цветочек» пальчиковая гимнастика

Цель: развивать мелкую моторику, навыки классификацирования,

2 неделя

2. «Разборные картинки», «Шарик» пальчиковая гимнастика

Цель: развивать моторику рук,

изучить форму предметов, совершенствовать цветовое восприятие,

3 неделя

3. «Мозаика» выкладывание мозаики

Развивать умения захватывать мелкие предметы двумя пальцами (большим и указательным).

4 неделя

4. «Курочка», «Девочки и мальчики» пальчиковая гимнастика

Цель: развивать силу рук, развивать мелкую моторику, навыки классификацирования,

Март

1 неделя

1. «Сорока – белобока», «Зайчик» пальчиковая гимнастика

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, навыков классифицирования

3 неделя

2.«Пластилиновые  узоры», «Зайчик и барабан» лепка

Цель:  развивать мелкую моторику; закреплять знание названий цветов

 знакомить со свойствами предметов.

3 неделя

3. «Пластилиновая мозаика», «Собачка, лошадь» лепка

Цель: развивать мелкую моторику; закреплять знание названий цветов

 знакомить со свойствами предметов.

4 неделя

4. «Длинная дорожка» лепка

Цель: знакомить с приемами лепки, развивать мелкую моторику рук.

Апрель

1 неделя

1. «Заборчик», «Собака лает» пальчиковая гимнастика

Цель: развивать соотносящие хватательные движения рук, дифференцированные  движения пальцев рук.

2 неделя

2. «Фигурки», «Гусь» рисуночные задания

Цель: развивать пространственное ориентирование, способствовать усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;

3 неделя

3. «Домик», «Курочка» работа с бумагой ( аппликация, конструирование из бумаги,)

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, навыков классифицирования

4 неделя

4. «Ладушки», «Прянички» пальчиковая гимнастика

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, навыков классифицирования

Май

1 неделя

1. «Девочки и мальчики», «Пирог» пальчиковая гимнастика

Цель: развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

2 неделя

2. «Узоры», «Домик улитки» моделирование (счетные палочки, трубочки)

Цель: развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

3 неделя

3. «Весёлые шнурки», «Киска» работа со шнурками

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

4 неделя

4. «Развяжи бантик», «Мышка» пальчиковая гимнастика

Цель: развивать движения пальцев рук.

Критерии оценки формы оценки качество занятий

В начале работы проводится диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявления уровня развития мелкой моторики рук по следующим критериям:

1. упражнение «Фонарики» - сжимание и разжимание кулачков.

2. упражнение «Зернышко» - покатать  фасолевые зернышки между лодошек.

3. упражнение «Потирание кулачков» - сминание бумаги в кулаке.

4. упражнение «Золушка» - сортировка зёрен по размеру.

Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень - точное воспроизведение движения.

Средний уровень - основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

Низкий уровень - отсутствие основных элементов в структуре движения.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики проводится с детьми углубленная работа в данном направлении.

п/п

Ф.И. воспитанников

Уровни освоения программы

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Планируемый результат: К концу года дети умеют управлять своими действиями и концентрировать внимание, согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.

Ожидаемый результаты реализации общеразвивающей программы

1. Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка;

2.Усовершенствована предметно развивающая среда.

3.. Развитие речевого аппарата

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы

Итогом учебного года служат:

1. Контрольные занятия.

2. Открытые занятия для родителей.

3. Итоговые занятия.

4. Отчетные мероприятия по итогам года.

Во всех этих мероприятиях демонстрируются умения, навыки, полученные в процессе обучения.

Учебно-тематический план

Содержание раздела

Объем времени (кол-во/минут)

1.

Педагогическая диагностика

2/20

2.

Участие в тематических праздниках

4/40

3.

Итоговые мероприятия

4/40

4.

Занятия

28/280

п/п

Наименование занятия

Автор, название, год издания учебно-методического издания

Вид образовательного и информацион ного ресурса (печатный/ электронный)

1.

«Веселые пальчики»

Пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений.Автор: Лазоренко О.И. 2015 г.

печатный

2.

«Елочка»

Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. Под редакцией Л. А. Парамоновой.

печатный

3.

Цветочки», «Пряничек»

Ярушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3) Москва 2009г.

печатный

4.

«Киска», «Елочка»

О.Б. Сорокина «Использование дидактических игр в совместной деятельности воспитателей и детей раннего возраста» (ГОУ ЦРР д/с №1777)

печатный

http://maminovse.ru/

5.

«Кот на печи», «Пирог»

Е.М.Косинова «Гимнастика для пальчиков»

М; «Олма-Пресс», 2009г.

печатный

6.

«Девочки и мальчики», «Стул», «Киска»

Пальчиковая гимнастика . Комплекс упражнений Лазорева О.И. 2015г.

печатный

7.

«Ямка», «Бочка»

Колдина Д.Н. Лепка Москва «Синтез «009г.»

Примерная основная общеразвивающая программа дошкольного образования « От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Москва «Мозаика-синтез2012г.»

печатный

http://ped-kopilka.ru/

8.

«Спрячь шарик», «Рано утром я встаю»

Зебзеева М. ТЦ Сфера 2006г. «Организация режимных процессов в ДОУ методическое пособие

печатный

9.

«Пирог», «Цветочки»

Якушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1_3) Методическое пособие для воспитателей и родителей

печатный

10.

«Спрячь руки!»,  «Птичка в гнезде»

Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М., «Олма-Пресс», 2009г

печатный

11.

«Найди игрушку!», «Птенцы в гнезде»

О.Б. Сорокина « Использование дидактических игр в совместной деятельности раннего возраста.(ГОУ ЦРР д/с №1777)

печатный

12.

«Горка из песка», «Крыша, башня, дом»

Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. Под редакцией Л. А. Парамоновой

печатный

http://razvivash-ka.ru/

13.

«Пересыпать крупу», «Магазин с прилавком»

Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. Под редакцией Л. А. Парамоновой

печатный

14.

«Где шарики», «Покупатель и продавец»

Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. Под редакцией Л. А. Парамоновой

печатный

15.

«Озорные пальчики», «Цветочки»

Забавы для малышей М. Ю. Картушина., Москва «Творческий центр» 2007 г.

печатный

16.

«Рано утром я встаю», «Замочек»

Забавы для малышей М. Ю. Картушина., Москва «Творческий центр» 2007 г.

печатный

17.

«Бумажные снежки», «Елка»

АвдеваИ.С. Помоги мне сделать самому Москва 2001г.

печатный

http://www.maam.ru/

18.

«Игрушечный зайчик в лесу», «Солнечные лучи»

О.Б. Сорокина « Использование дидактических игр в совместной деятельности раннего возраста.(ГОУ ЦРР д/с №1777)

печатный

19.

«Погремушка», «На лесной лужайке»

Пальчиковая гимнастика Комплекс упражнений. Автор: Лазоренко О.И. 2015 г.

печатный

20.

«Покажи пальчики!» «Здравствуйте!»

Пальчиковая гимнастика Комплекс упражнений. Автор: Лазоренко О.И. 2015 г.

печатный

21.

«Непослушные колечки», «Ворота»

Якушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1_3) Методическое пособие для воспитателей и родителей

печатный

22.

«Киска», «Цветочек»

Пальчиковая гимнастика Комплекс упражнений. Автор: Лазоренко О.И. 2015 г.

печатный

23.

«Разборные картинки», «Шарик»

Пальчиковая гимнастика Комплекс упражнений. Автор: Лазоренко О.И. 2015 г.

печатный

http://el-lady.ru/

24.

«Мозаика»

Якушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1_3) Методическое пособие для воспитателей и родителей

печатный

25.

«Курочка», «Девочки и мальчики»

Пальчиковая гимнастика Комплекс упражнений.Автор: Лазоренко О.И. 2015 г.

печатный

26.

«Сорока – белобока», «Зайчик»

Зебзеева М.ТЦ Сфера2006 г. Организация режимных процессов в ДОУ методическое пособие.

печатный

27.

«Пластилиновые  узоры», «Зайчик и барабан»

Колдина Д.Н. Лепка Москва «Синтез «009г.»

печатный

http://kladraz.ru/

28.

«Пластилиновая мозаика», «Собачка, лошадь»

Колдина Д.Н. Лепка Москва «Синтез «009г.»

печатный

29.

«Длинная дорожка»

Якушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3) Методическое пособие для воспитателей и родителей

печатный

30.

«Заборчик», «Собака лает»

Якушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3) Методическое пособие для воспитателей и родителей

печатный

31.

«Фигурки», «Гусь»

Якушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1_3) Методическое пособие для воспитателей и родителей

печатный

32.

«Домик», «Курочка»

Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. Под редакцией Л. А. Парамоновой.

печатный

33.

«Ладушки», «Прянички»

Колдина Д.Н. Лепка Москва «Синтез «009г.»

печатный

34.

«Девочки и мальчики»,

Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. Под редакцией Л. А. Парамоновой.

печатный

35.

«Мозаика»

Якушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3) Методическое пособие для воспитателей и родителей

печатный

36.

«Узоры»

Якушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3) Методическое пособие для воспитателей и родителей

печатный

37.

«Домик улитки»

Колдина Д.Н. Лепка Москва «Синтез «009г.»

печатный

38.

«Весёлые шнурки», «Киска»

Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. Под редакцией Л. А. Парамоновой.

печатный

39.

«Развяжи бантик»,

«Мышка»

Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. Под редакцией Л. А. Парамоновой.

печатный

http://www.baby.ru/

Список литературы

  1. Авдева И.С. Помоги мне сделать самому Москва 2001г.
  2. Борисенко И.В. Наши пальчики играют. Развитие мелкой моторики. Екатеринбург: Паритет , 2003.
  3. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Тренируем пальчики. М.: Дрофа,  2000.
  4. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. М.: Гном, 2005.
  5. Зебзеева М. ТЦ Сфера 2006г. «Организация режимных процессов в ДОУ методическое пособие
  6. Картушина М. Ю.., Забавы для малышей Москва «Творческий центр» 2007 г..
  7. Колдина Д.Н. Лепка Москва «Синтез «009г.»
  1. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
  2. .Лазорева О.И. Пальчиковая гимнастика . Комплекс упражнений 2015г.
  3. Мальцева И. В. Упражнения для пальчиков. М: Карапуз, 2000.
  1. Примерная основная общеразвивающая программа дошкольного образования « От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Москва «Мозаика-синтез2012г.»
  2. Сорокина О.Б. « Использование дидактических игр в совместной деятельности раннего возраста.(ГОУ ЦРР д/с №1777)
  3. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. М.: АСТ, 2007.
  4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. Для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
  1. Ткаченко Т.А.  Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: Эксмо, 2006.
  2. Под редакцией Л. А. Парамоновой Развивающие занятия с детьми 2-3 лет.
  3. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика-Синтез,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет

Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы -  педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....

Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...

Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД  блоков Дьенеша....