самообразование
проект (подготовительная группа)

Никитина Марина Николаевна

самообразование 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл самообразование 38.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Баргузинский детский сад «Березка»»

Папка по самообразованию

Воспитатель

(должность)

Никитина Марина Николаевна

(ФИО)

«Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

(тема)

1.09.2020 года

(начало изучения темы)

27.05.2021 года

(окончание изучения темы)

С.Баргузин, 2020  г.

Личный лист

Ф.И.О. педагога

Никитина Марина Николаевна

Дата рождения

20.10.1974 года

Стаж работы в должности

26 лет

Образование (название учебного заведения и год окончания)

У-Удэнское ДПУ №2,14.05.1995

Институт государственного администрирования г. Москва , 17.08.2001 г.

Квалификационная категория, год присвоения

Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему)

«Проектирование системы оценки качества ДО в условиях реализации ФГОС», 02.04.2016 г.

Награждения (указать год, характер награды)

Актуальность проблемы:

Очень часто приходится слышать от учителей: «Что интеллект первоклассников развит хорошо. Разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем мире. Вот только не развита рука». Встаёт вопрос в достаточной ли мере развита рука первоклассника ? можно ли её готовить к школе лучше и основательнее? Письмо  -это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом.

 Что же такое графомоторные навыки? Графомоторика сложное слово, состоит из двух частей: графо… (от греческого grafo пишу) часть сложных слов, означающая: «относящийся к письму, почерку, начертанию» моторика в данном случае, имеется в виду тонкая моторика: это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы пальцев рук. Таким образом, развитие графомоторных навыков это развитие мелких мышц пальцев рук для обучения  ребёнка письму.

Развитие движений руки, повышение её чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть или фломастер свободно, легко делать ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их. Например, для формирования навыка равномерного движения руки под контролем зрения полезно упражняться в штриховке.

Декоративная деятельность развивает глазомер, точность в передаче формы, величины, пространственного расположения элементов, что очень важно в дальнейшем при освоении навыков письма. При рисовании орнаментов дети практически познают приёмы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, слева, справа, между, над. под. посередине, с краю и т.д.) учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклон), знакомятся с протяжённостями (длина, ширина, высота), овладевают умением измерять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные).

 Подготовка детей к обучению в школе путём формирования графомоторного навыка, к успешному  выполнению их будущей социальной функции воспитанников-одна из важных задач моей деятельности. Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска детских способностей, когда формирование личности ребёнка происходит наиболее быстро.

 Изучив педагогическую литературу и проведя глубокий анализ прочитанного, ч пришла к выводу, что работу подготовки руки к письму необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Именно это обстоятельство в значительной степени и определяет актуальность моей работы по теме: «Развитие графомоторных навыков детей подготовительной группы дошкольного возраста»

Цель: изучение эффективности занятий с ребёнком для развития мелкой моторики пальцев рук, подготовки руки дошкольника к письму.

Задача:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития графоморных качеств у детей дошкольного возраста.
  3. Изучить и подобрать различные методики для развития графомоторных навыков
  4. Апробировать возможности использования данных методик.

В соответствии с поставленными задачами мною были определены направления  работы по развитию графомоторных навыков у дошкольников, формы взаимодействия с детьми и родителями, разработан перспективно-тематический план, который включает в себя образовательную  и совместную деятельность с детьми.

Этапы реализации плана деятельности по теме самообразования

Формы работы

сроки

Литература

Практические выходы

Проанализировать психолого – педагогическую литературу на тему: «Развитие графомоторных навыков в педагогическом процессе»

В течении года

Федосова Н.А. Готовим ребёнка к письму.

Дошкольное воспитание, 1996-№4.-с.80-84.

Федосова Н.А.

«Читаю и пишу: от рисунка к букве.ч. 1 «Псков. 1995.

Повышение знаний, сбор материала, анализ изученной литературы по данной теме.

Составление  плана по самообразованию по данной теме. Совместная работа детей и родителей изготовление поделок к осени.

Сентябрь-октябрь

Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста».

Новотворцева Н.В. «Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду».2005.

Мастрюк Г. Детская рука: о развитии навыков письма. Дошкольное воспитаение, 1976-№11-с. 77-78.

План по самообразованию

Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков детей подготовительной группы на начало учебного года.

Выступление на родительском собрании «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые иргы» «Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры».

Октябрь-ноябрь

Материалы  Т.А. Павловой, М. Озьясь,  М.М.Безруких.

Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.-СПб: Корона-Век, 2007».

Обработка данных.

Диагностическая карта.

Познакомить родителей с упражнениями для развития мелкой моторики кистей рук с целью повышения графомоторных навыков.

Продолжаем знакомство с «клеткой»

Ноябрь

Безруких М.М.

Ступеньки к школе:

Книга для педагогов и родителей.- М., 2001.

Развиваем руки-чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов , Гаврина  С.Е.

Крупенко О.И. готовим руку к письму; Рисуем по клеточкам.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Научить ориентироваться в тетради в клетке.

Включение пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность детей. Массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок.

В течении года.

Цвынтарный В.В. играем пальчиками и развиваем речь. Нижний Новгород. 1995 №11.

Матвеева Н.А. Развиваем пальчики играя. (Дошкльное воспитание, 2005. №3).

Бардышева Т.Ю.Разгаворчивые пальчики. Журнал «Для самых – самых маленьких».

Пополнение картотеки с пальчиковыми упражнениями в сочетании с массажем кистей рук с мягким мячом, шишками, орехами, карандашами, разнообразным материалом и игрушками. Развитие мелкой моторики руки, координации движений, внимания, речи и творческой деятельности детей. Мышка мылом мыла лапку. «Лучик солнышка», «Зайчик в норке»., «Этот пальчик», «Повстречал ежонка ёж…».

Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей подготовительной группы через использование разнообразных форм, методики и приёмов.

В течении года

Большакова С.Е.

Формирование мелкой моторики рук, Игры и упражнения.-М. ТЦ Сфера, 2006. Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки. Начальная школа. 1996. №8 с. 12-13. Толбанова  А. Пальцы помогают говорить. Дошкольное воспитание 1988, №9. С.81-82, 1989 №10.с. 94-95

  1. Штриховка
  2. Рисование по трафаретам
  3. Дорисовка (по принципу симметрии).
  4. Дорисовка геометрических фигур
  5. Дорисовка недостающих деталей
  6. Упражнение оживи рисунок
  7. Рисование по шаблонам
  8. Обведи и раскрась
  9. Обведи фигуры по точкам не отрывая карандаш
  10. Работа в рабочей тетради
  11. Вырезывание ножницами различных фигурок из журналов
  12. Лабиринты
  13. Раскраски, рисование по замыслу
  14. Применение нетрадиционных способов аппликации
  15. Применение нетрадиционных
  16.  Способов рисования.
  17. Геосконт
  18. Конструирование

 

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики

В течении года

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб.

Детство- ПРЕСС, 2013.

Бардышева Т.Ю.здравтвуй пальчик. Пальчиковые игры-М. «Карапуз», 2007.

Пальчиковый театр, пазлы. Мозаика, конструктор, теневой театр, настольный театр.

Дидактические игры,

  1. Выкладывание шерстяной нити по контору какого-либо изображения.
  2. «Кто скорее свернёт ленту»(две ленты, закреплённые одним концом на палочках, длина 50 см, одинаковой ширины и одного цвета) надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту,
  3. «Путешествие пальцев» (лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах. «островки для передвижения пальцев»).
  4. Составь узор из спичек и палочек. (набор геометричексих фигур).
  5. Выкладывание узора из круп.
  6. Разные лепбуки, настольные бебигоны.

Познакомить детей с понятием «строка».

Декабрь

Алексеева Е.Н. рука волшебница. Псков. 2005.

Нищеева Н.В.  комплекты рабочих тетрадий.

Предложить детям дорисовать узоры (рисование орнаментов, разных росписей; Гжель, Городецкая роспись, Хохлома, Бурятский орнамент, роспись глиняных изделий).

Выставка «Работы выходного дня». (выставка семейных работ).

Изготовление поделок «Зима»

Декабрь

Совместная выставка творческих работ детей и родителей. Использование разных методов изобразительной деятельности с целью развития моторики рук у детей.

Консультация для родителей «Комплекс мер, спосбствующих развитию движений рук и ручной умелости».

Декабрь-

Январь

Кутявина Н.Л.,

Топоркова И.Г.,

Щербина С.В.-

Ярославль: «Академия развития», 1997.

Рахманова Е.М. графические диктанты для дошкольников, метод пособие для педагогов и родителей- М.: гумманитарное издательство Центр ВЛАДОС, 2008.

Консультация.

Выставка работ для родителей «Волшебные пальчики»

Январь-

Февраль

Выставка детских творческих работ.

Беседа с родителями на тему «Развитие мелкой моторики детей посредством пальчиковых игр, мелко моторных пособий, художественно-творческой деятельности».

Январь

Максакова А.И.

Развитие правильной речи ребёнка в семье.

Пособие для родителей и воспитателей. М. Мозаика-Синтез, 2008.

Расширять знания родителей о том, как надо развивать графомоторные навыки у детей.

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук у детей .

Февраль

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб,

Детство – ПРЕСС-2013

Выставка дидактических игр, буклетов, памятки по развитию мелкой моторики.

Профилактика нарушений письма

В течении года

Брехунова Г.Н., послушные буквы,

М.Л. Лукашенко,

Н.Г. Свободина Дисграфия. Исправление ошибок при письме.

В. Романова  М.ИЗД.-ВО. Эксмо, 2004-128с.

Правильно держать карандаш, правильная посадка.

Расширять знания родителей о том, как надо развивать навыки у детей.

Март-Апрель.

Федосова Н.А.

Готовим ребёнка к письму,  дошкольное воспитание, 1996 №4. С. 80-84.

Федосова Н.А.

Читаю и пишу от рисунка к букве.

Т.Ю. Бардышева.-М.2001.

Сделать консультацию для родителей «Развитие графомоторных навыков».

Итоговое родительское собрание о проделанной работе по развитию графомоторных навыков в течение учебного года

Массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок.

В течении года

Бардышева, Т.Ю.

Разговорчивые пальчики. Журнал «Для самых маленьких».

Развитие мелкой моторики руки, координация движений, внимания, речи и творческой деятельности детей.

выявить уровень развития графомоторных навыков детей подготовительной группы на конец учебного года.

Апрель- Май

Матералы: Т.А. Павловой, М.

Озьяс,, М.М. Безруких.

Предложить детям выполнить те же задания, что и в начале года.

Анализ результатов исследования.

Отчёт по теме по самообразованию.

Май

Итоговый отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

Ожидаемые результаты

1.повышение теоретического научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя.

2. улучшение уровня развития графомоторных навыков воспитанников.

3.разработка консультаций, памяток направленных на обогащение знаний воспитателей, родителей по вопросам воспитанников.

4. обобщение опыта работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...