План работы по самообразованию
методическая разработка (младшая, средняя группа)

Фролова Валентина Павловна

«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx107.29 КБ

Предварительный просмотр:

https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/frame/ramki5.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №5" г. Сорочинска

План работы по самообразованию

на 2020 - 2021 учебный год

«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»

Воспитатель:

Фролова В.П.

г. Сорочинск

Актуальность выбранной темы:

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка.

Таким образом, актуальность темы заключается в необходимости ее всестороннего изучения, потому что развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Она создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений.

Выдающиеся зарубежные представители в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, Ф. Н. Блехер, Е.И. Тихеева.Л.А. Венгер, Н.А.Ветлугина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Цель: Повысить собственный уровень знаний, профессиональное мастерство по теме самообразования.

Задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу по данной теме;

3. Создать современную предметно - развивающую среду в группе, обогащать среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей);

4. Создать картотеки дидактических игр по развитию сенсорных эталлонов;

5. Выступление с докладом об опыте работы по самообразованию на педсовете;

6. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

7. Обобщение опыта работы по теме самообразования.

Предполагаемый результат:

- повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества.

- сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 1,5 – 3 лет.

- развитие у детей восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

- в группе создан уголок сенсорики, картотека по развитию сенсорных эталлонов.

Форма самообразования:

индивидуальная

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь 2020-май 2021

1. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;                                               2. «Развивающие игры с детьми 3-4 лет» -Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
3. Л.А. Венгер, В.С. Мухина «Сенсорное воспитание дошкольников»//дошкольное воспитание,2004,№ 13
4.Выгодский Л.С. «Педагогическая психология» под ред. В. Давыдова,1999г
5.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников под ред. Л.А. Венгер,2008г
6. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников» 1996г
7.Л.С. Усова «Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду» М.,2005г
           

Повышение уровня знаний

Работа с детьми

Сентябрь- октябрь  2020

Введение понятия- "цвет". Дидактические игры на определение понятия "цвет". Накопление представлений о цвете.

Подгрупповые занятия (дидактические игры на усвоение понятия "цвета")  "Игры с мозаикой"  "Сделаем кукле бусы"  "Рыбалка",Разложи чашки к блюдцам", "Спрячь мышку", "Разноцветное лото"                                             

Ноябрь- 2020

Продолжение изучения цветов. Определение цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировка одного и того же цвета).

Подгрупповые занятия                                       Выбор однородных предметов по цвету из  четырёх предложенных"                          "Собери гирлянду" (собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)    

     "Воздушные шары" (завязать шар соответствующей по цвету верёвочкой)

Дидактические  игры "Почини машину", "Банки с краской",

Игры с прищепками "Разноцветные ежи"  

Декабрь  2020

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

 «Чудесный мешочек»

 «Определи на ощупь»

"Найди пару"

Январь 2021

Изучения плоскостных фигур. Определение формы различных предметов и элементарного обобщения предметов по форме (ассоциативная группировка предметов по форме).

Подгрупповые занятия                                        "Найди такую же"
"Геометрическое домино"                                         "Назови геометрическую фигуру" ""Геометрическое лото"

Февраль 2021

Закрепить ранее полученные знания об основных плоскостных геометрических фигурах. Сравнение предметов по форме. Подбор предметов по геометрическим образцам.

Подгрупповые занятия "Украсим платочек"  "Игры со счётными палочками" Выкладывание орнамента" "Игры с рамками-вкладышами"

Март 2021

Введение понятия "величина", "большой-маленький", "длинный-короткий". Определение понятия "высота" как признак предмета. Определение понятия "высота" как признак предмета: "высокий-низкий".  

 "Сравни предметы по высоте»

- «Самая длинная, самая короткая»

- «Разноцветные кружки»

- «Большой- маленький»

- «Дальше – ближе»

     "Построй по росту"  

"Собери пирамидку"

                                                                                                   

Апрель 2021

Определение понятия "ширина" как признак объёма предмета. Введение понятия "широкий-узкий", "тонкий-толстый".

Подгрупповые занятия "Широкая и узкая дорожка"

"Стань к дереву с самым толстым стволом"  "Домики и дорожки"

Май 2021

Закрепление изученного материала по сенсорным эталонам (цвет, форма, величина). Мониторинг усвоенного материала на конец года.

Подгрупповые занятия направленные на закрепление изученного материала
"Сравни предметы"

"Разложи фигуры по форме, величине, цвету"                                          Итоговое занятие                                                                                                                          

Работа в группе

сентябрь 2020-май 20 21г.

Создание предметно-развивающей среды

Работа с семьей

сентябрь 2020-май 2021

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Помощь родителей в изготовлении и приобретении дидактических игр.

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями:

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет»


Консультация для родителей «Сенсорные и моторные игры для детей 3-4 лет»


Консультация для родителей «Развитие сенсорного восприятия»

Консультация для родителей «Значение конструирования в сенсорном развитии детей»

Повышение уровня знаний у родителей по сенсорному развитию детей.

 

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

 

Анкетирование родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

Выяснить уровень знаний по вопросам сенсорного развития

Самореализация

Май 2021

Подведение итогов сенсорного развития детей

Открытый показ ООД

Июнь 2021

Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете

Список литературы:

1.Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

2.Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

Изучить книгу

3. Н.Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

5. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .

6.«Развивающие игры с малышами до 3-4 х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

7. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

8. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.

9. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.

10.Посещение городских  методических объединений

11.Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования  ns portal.ru , инфоурок и т


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

План работы по самообразованию на тему " Развитие детского творчества с использованием в работе дошкольников природного материала"

В материале описывается актуальность данной темы, определена цель, поставлены задачи, а также разработан перспективный план работы с родителями и детьми....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...