Стадии развития ребенка по Эриксону
консультация

Чистякова Татьяна Владимировна

Стадии развития ребенка по Эриксону

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Стадии развития личности по Эрику Эриксону

Стадия развития

Нормальная линия развития

Аномальная линия развития

1. Раннее младенчество (от рождения до 1 года)

Доверие к людям. Взаимная любовь, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей.

Недостаток внимания, частые ссоры в семье, общий негативный фон. Ребёнку уделяют недостаточно эмоционального внимания (даже если уход за ним подобающий), он редко видит лица родителей, часто остаётся в одиночестве. В результате происходит формирование подозрительного отношения к миру, повышается тревожность, мнительность.

2. Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет)

Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека

Совсем иначе обстоит вопрос в случаях, если самостоятельность ребёнка активно угнетается. пресекается всякая инициативность. В дальнейшем ребёнок будет избегать всякой ответственности, и пред всяким действием оглядываться взрослого.

3. Раннее детство (около 3-5 лет)

Любознательность и активность.

Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение

Если же  инициатива ребёнка подавляется, то он начинает чувствовать вину, и его поведение становится довольно неадекватным, ввиду того, что малыш даже не может понять, за что именно эту вину испытывает.

Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения.

4. Среднее детство (от 5 до 10 лет)

Трудолюбие. 

Выраженное чувство долга стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач. Активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу.

Игры ребёнка выходят на новый уровень, усложняются. Теперь он учится соблюдать очерёдность действий, может играть в шашки, например. У него просыпается тяга к конструированию. Если его поделки поощряются, родители подбадривают его в случае неудачи, ребёнок становится более умелым, развивается его интеллект.

Если  ребёнка воспитывают бездельником, его желание заниматься чем-то называют бесполезным, а его попытки что-то смастерить высмеиваются, это воспитывает в нём чувство неполноценности, он теряет инициативу.

Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми. Острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, что бы всю жизнь оставаться  посредственностью. Ощущение «затишья перед бурей», или периодом половой зрелости, Комформность, рабское поведение. Чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.

5. Половое созревание, подростковый возраст и юность (от 11 до 20 лет)

Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы – планов на будущее. Самоопределение в вопросах: каким быть? И кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости.

Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящим, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношений с внешним миром и людьми. Полоролевая фиксация. Потеря трудовой активности, Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках.

6. Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет)

Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей, любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью.

Изоляция от людей. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и  непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в  мире угрожающих сил.

7. Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет)

Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения.

Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе

8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет)

Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, как она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примирится с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна.

Отчаяние, ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит  слишком быстро, Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от неё больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумного начала, Боязнь приближающейся смерти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стадии развития личности ребенка в рамках психоаналитической теории З.Фрейда

Стадии развития(оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная) по З.Фрейду...

Стадии развития психики по Эриксону

Этапы развития психики по Эриксону   ВозрастЗадачи этапа.Описание стадии.     I стадия. Орально-сенсорная  первый год жизнибазисное доверие против базисног...

Стадии развития речи ребенка дошкольного возраста

В материалах для родителей рассматриваются возрастные нормы появления звуков в речи ребенка....

Стадии развития речи ребенка

Удивительно, как быстро младенец приобретает новые речевые навыки. Как много стадий проходит развитие речи от первого крика до первого «мама». А действительно, какие стадии проходит соверш...

Стадии развития личности по Эрику Эриксону

Согласно теории развития личности Эрика Эриксона, развитие личности продолжается всю жизнь, где один этап в случае благополучного разрешения внутренних противоречий приходит на смену другому....

Стадии интеллектуального развития ребенка по Ж. Пиаже

Стадии интеллектуального развития ребенка по Ж. Пиаже...