Семинар. Тема: Руководство самостоятельной деятельностью дошкольников.
консультация

Лопатина Юлия

Семинар.

Тема: Руководство самостоятельной деятельностью дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_2.docx39.38 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар.

Тема: Руководство самостоятельной деятельностью дошкольников.

Воспитатель

Лопатина Ю.В.

2016г.

Цель:  Способствовать активизации имеющихся у воспитателей детского сада теоретических знаний, практических умений и навыков по организации самостоятельной деятельности дошкольников. Привлечь внимание педагогов  к рассматриваемому вопросу, повысить их активность, побудить размышлять, анализировать. Содействовать творческому поиску, а также созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов.

Ход:

В современном образовании одной из главных задач является подготовка духовно богатого поколения, способного к полноценной, творческой самореализации в разных видах деятельности. Всё возрастающее значение придаётся досуговой деятельности как форме и средству разноплановой организации жизнедеятельности. Сегодня досуговая деятельность понимается не правильно. Реальностью современной жизни стало потребительское отношение к свободному времени. Предпочтение часто отдаётся танцевально – развлекательным и зрелищным формам организации досуга. Современные дети предпочитают проводить свободное время за компьютером, пассивно воспринимать телевизионные передачи, зачастую адресованные взрослым. Из жизни детей вытесняются реальные жизненные впечатления и практический опыт, желание творить, моделировать, создавать своими руками. Всё чаще возникают вопросы о том, как помочь детям интересно проводить свой досуг, научить заниматься самостоятельно, с пользой для себя и окружающих. Анализируя ваши анкеты, можно сделать вывод: организация самостоятельной деятельности детей – вопрос важный, но не всегда мы сами правильно понимаем, какие формы  и методы работы использовать.

Досуговая деятельность, несмотря на то, что она связана с проявлением собственной инициативы, личностной активности человека, относится к управляемой, социально регламентированной. ФГОС ДО нацелен на то, чтобы педагоги меняли формы организации работы с детьми. В Стандарте в разделе III отмечается, что условия, необходимые для создания ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают «поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности» (с.18). Поэтому педагоги ДОО должны перестраиваться, чтобы жить в контексте современного стандарта. Мы с вами живем в современном обществе очень динамично, поэтому мы должны к такой динамичной жизни приобщать и наших детей. Общество, стандарт хочет видеть детей деятельностных. В стандарте красной строкой прописан деятельностный подход в развитии и обучении детей.

Поэтому, мы с вами должны организовать среду таким образом, чтобы приобщить детей к разным видам деятельности и через эту деятельность развивать их.  Среда должна быть доступная, насыщенная, разнообразная.

 Воспитатель должен создать такую среду, в которой ребенок, читая какие-то знаки, которые он придумал желательно вместе с взрослым, развивался самостоятельно и включался в эту деятельность самостоятельно. Для этого педагог должен проявить свою выдумку, фантазию.

Педагогу так же не следует забывать про личностно-ориентированную модель, те есть включение ребенка в деятельность на равных. Поэтому мы с вами должны «подняться» до уровня ребенка. Именно «подняться», что бы общаться с ребенком, как с равным и тогда дети больше раскрываются, больше дают новых идей, чем мы с вами можем предложить. Это происходит тогда, когда мы начинаем уважать ребенка. Личностно-ориентированная модель взаимодействия так же прописана в ФГОС ДО.

Самостоятельная деятельность детей требует постоянного внимания и педагогической поддержки со стороны взрослых. Хотя по своей сути она как бы исключает вмешательство извне, необходимо подчеркнуть, что её успешное осуществление возможно только при целенаправленном руководстве, обеспечивающем достаточный уровень подготовленности ребёнка к свободному времяпрепровождению. Удачные рисунки, поделки, интересные игры, увлекательные рассказы дошкольников – результат серьёзной работы педагогов. В руководстве свободной самостоятельной деятельностью детей важно все: создание предметно-развивающей среды, атмосферы эмоционального комфорта, направленность интересов детей, особенности межличностных отношений, сформированность ценностных представлений о свободном времени.

      Современные подходы к дошкольному образованию ориентируют практиков на необходимость предоставления достаточно большого количества времени для реализации потребностей детей, их самовыражения в разных видах деятельности. Попадая в ситуацию свободного выбора, ребёнок сталкивается с необходимостью осуществить целый ряд действий для реализации задуманного. Да и сам выбор игры, занимательного дела уже предполагает определённый уровень подготовленности детей: наличие интересов, практических умений, творческих способностей, нравственно – волевых качеств (самостоятельность, настойчивость, уверенность, доброжелательность, справедливость при разрешении конфликтных ситуаций и т.д.).

      Несомненно, каждый период дошкольного детства имеет своё непреходящее значение в приобщении ребёнка к полезной занятости. На ранних этапах (2-3 года) взрослые принимают активное участие в играх и других формах занятости детей. Педагоги, родители обогащают детей впечатлениями об окружающем мире, объясняют функциональное назначение предметов, участвуют в игровых, предметных, орудийных действиях (кормление куклы создание постройки), берут на себя различные роли (мамы, шофёра, врача), создают положительный эмоциональный фон первых самостоятельных игр и занимательных дел.

     В среднем дошкольном возрасте роль взрослых начинает носить направляющий и поддерживающий характер. Она состоит в побуждении детей к выбору полезной занятости, участие в качестве партнёра по игре, помощника в организации продуктивной деятельности, дальнейшем обогащения опыта детей новыми способами индивидуальных и совместных действий, в поощрении целесообразных личностных проявлений и др.

      В полной мере говорить о процессе организации самостоятельной деятельности можно только применительно к старшим дошкольникам (5 – 7 лет). Именно с этого периода жизни, согласно исследованиям психологов, ребёнку доступно самостоятельное придумывание и осуществление всех компонентов деятельности и, соответственно, полноправное применение к ним самого понятия «свободная самостоятельная деятельность». Старшие дошкольники обладают достаточно большим личным опытом, могут произвольно направлять свою активность на достижение поставленной цели, продумывать способы действий, контролировать свои действия и действия сверстников и т.д. Им доступно выполнение всех компонентов деятельности: постановка цели, планирование, осуществление задуманного, реализация контрольно – корректировочных действий.

    Формирование умения организовывать самостоятельную деятельность у старших дошкольников включает три основных направления:

  • Предварительная подготовка детей к свободной самостоятельной деятельности.
  • Педагогическая поддержка полезной занятости детей в свободное время.
  • Формирование ценностных представлений о свободном времени и ценностного отношения к свободному времени, полезной занятости жизни.

  Деление весьма условное, поскольку в каждом конкретном случае педагогическая работа строится с учётом своеобразия группы детей в целом, индивидуальных особенностей каждого ребёнка, регулируется доминирующей направленностью работы ДОУ.

    Раскроем подробно каждое направление:

Предварительная подготовка детей к свободной самостоятельной деятельности.

  1. Расширение представлений детей об организационной стороне деятельности, последовательности осуществления действий, обеспечивающих успешность организации любой деятельности.
  2. Обогащение и последующая актуализация личного опыта детей – базисных знаний, умений и навыков в области изобразительной, художественно-творческой, двигательной, театрализованной и других видов деятельности с учетом программных требований и индивидуальных особенностей детей.
  3. Поддержка и развитие интереса к разным видам деятельности.
  4. Привлечение внимания к содержанию предметно-пространственной среды, систематическое пополнение ее новыми предметами, игрушками и т п.

           Предварительная подготовка должна реализовываться в специальной образовательной деятельности, осуществляемой под руководством педагога, во время, отведённое на освоение детьми образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО.

    Педагогам предлагается рассмотреть примеры специально организованного общения, направленного на подготовку дошкольников к самостоятельной деятельности (Приложение 1).  Воспитатели знакомятся с одним из вариантов общения и обыгрывают с коллегами.

   Такие комплексы педагогической работы вы сами вполне можете разрабатывать, учитывая условия жизни, уровень развития способностей, творческих возможностей детей, желаний родителей и т.д.

    Специально остановимся на вопросе расширения представлений детей о процессе организации самостоятельной деятельности последовательности. К практико-значимым методическим материалам в этом направлении можно отнести серии картинок, дидактические игры и игры - инсценировки.

   Серии картинок представляют собой разновидность предметно-схематической модели, в основе которой лежит принцип замещения: последовательность изображений на картинках соответствует последовательности организационных действий (постановка цели, планирование, практическое осуществление, самоконтроль и самооценка). Такая модель помогает детям усвоить существенные связи внутри выполняемой деятельности и сформировать обобщенное представление о структуре умения ее организовывать. Серии картинок оформляются на широкой полосе бумаги. Для каждого вида самостоятельной деятельности – своя серия картинок.

   Серии картинок можно использовать в процессе проведения специальной образовательной деятельности, бесед, личностно ориентированного общения, во время свободной самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку картинки являются обобщенными, схематичными моделями процесса организации разных видов деятельности, то их показ следует сопровождать подробным объяснением взрослого, чтением стихотворного текста, отражающего основные моменты организации той или иной деятельности. Так, детям в игровой, занимательно-непринужденной форме необходимо раскрыть смысл каждого изображения, порядок следования организационных действий, особо стоит остановиться на действиях: планировании, самоконтроле и самооценке.

   Варианты использования серии картинок, как дидактические игры и упражнения: хаотичную последовательность действий выложить по порядку, заполнить недостающие пустые квадраты в цепочке действий. Ребенок (дети) поясняют порядок выкладывания карточек на полосе. Первоначально педагог берёт на себя ведущую роль, осуществляет руководство играми: заинтересовывает детей, задаёт игровую задачу, объясняет правила, возможные игровые действия, побуждает к рассуждениям, оценке игровых действий. Затем детям предоставляется полная самостоятельность в использовании данного игрового материала, в осуществлении контроля над правильностью выполнения игровых действий, их оценке и др.

  Такие игры можно предложить организовывать родителям в домашних условиях, особенно если ребёнок часто не посещает детскиё сад или у него прослеживаются трудности, порой и ошибки в организации какого-то дела или сюжетно – ролевой игры.

   Игры – инсценировки желательно организовывать с подгруппами детей (5- 8 человек). Игры – инсценировки расширяют представления дошкольников о практической значимости каждого организационного действия (постановки цели, планирования, необходимости выполнить задуманное, осуществить самоконтроль и т.д.) и необходимости соблюдения определённой последовательности их осуществления. Перед детьми разыгрываются небольшие сценки  со сказочными персонажами, куклами, в заключение задаётся вопрос, побуждающий «зрителей» к поиску ответа, высказыванию своих предположений, оценке действий героев. Например: «Почему у Маши не получился красивый рисунок?», «Какое действие пропустил Незнайка во время строительства моста?», «Что бы вы посоветовали Петрушке, если бы играли с ним?». Тексты для инсценировок можно придумывать самим, а также воспользоваться отрывками из художественных произведений.  

Педагогическая поддержка полезной занятости детей в свободное время.

При реализации этого направления основное место занимает работа, направленная на овладение практическим опытом организации разных видов деятельности, поддержку инициативных действий, творческих проявлений детей и т.д. Поэтому основное место занимают:

  • Создание атмосферы, побуждающей детей к организационным действиям. Отношение педагога к организации досуговой деятельности: проявлять интерес к тому, как воспитанники собираются проводить свободное время, и, соответственно одобрять интересные замыслы, ненавязчиво давать советы, рекомендации. Следить  за состоянием предметно-развивающей среды: периодически насыщать ее новыми атрибутами, пособиями, изменять расположение игрового материала. Желательно иметь полочку, шкафчик для размещения игрушек, предметов, принесенных из дома.
  • Индивидуальная работа. Для её эффективной организации необходимо изучить  особенности поведения, действий каждого ребёнка в свободное время. Воспитатель должен быть готов к самым разнообразным контактам с детьми: в качестве равноправного партнёра, соучастника, справедливого арбитра, собеседника, наблюдателя со стороны, ценителя  результатов работы.
  • Важное место следует отвести вопросам. Виды вопросов: 1) Вопросы, побуждающие ребенка к активным действиям, выбору игры: «Что ты хочешь сделать? Чем заняться? Как вы собираетесь провести свободное время?» 2) Вопросы-побуждения к планированию: «Как ты будешь создавать эту поделку? Вы подумали, как будете играть?» 3) Вопросы осуществления самоконтроля, самооценки: «У тебя все получилось, как было задумано? тебе ничего не нужно исправить? Тебе нравится твоя работа? Почему?»
  • Педагогическая оценка самостоятельной деятельности детей, т.е. оценивать занятость детей в свободное время необходимо систематически. При этом следует соблюдать следующие требования: 1) Объяснять, что оценивается и почему так  оценивается. 2) Делать акцент на положительное, поддерживая успешность в деятельности. 3) Осуществлять дифференцированный подход к детям, без сравнения с другими детьми, поддерживать личные интересы к организации определённых видов деятельности. 4) Оценивать характер взаимоотношений со сверстниками.
  • «Экран интересных дел» - это отметка результатов, подведение итогов проведенного досуга. Специальными поощрительными знаками отмечаются дети, самостоятельная деятельность которых отличалась оригинальностью, богатством содержания, достаточной устойчивостью и результативностью.
  • Выставка детских работ, выполненных в свободное время в условиях дошкольных организаций и семьи.
  • Фольклор – пословицы и поговорки («Не сиди сложа руки, так и не будет скуки». «Скучен день до вечера, коли делать нечего». «Делано наспех – сделано на смех»  и пр.) пословицы и поговорки должны использоваться с целью: 1. Побуждения к деятельности. 2. Поддержки во время выполнения работы, игры. 3. Образной оценки конечного результата. 4. Для поддержки и оценки волевых усилий. 5. Для показа значимости полезного времяпрепровождения и трудолюбия.

Формирование ценностных представлений о свободном времени и ценностного отношения к свободному времени, полезной занятости жизни.

Назначение педагогической работы состоит в раскрытии детям нравственно-этической и практической значимости целесообразного проведения свободного времени. Для этого следует обогащать дошкольников ценностными представлениями о количестве и продолжительности свободного времени, необходимости полезной занятости жизни, созидательной роли труда. В образовательном процессе ДО детям предоставляются различные по продолжительности промежутки времени, отведённые для самостоятельной деятельности. Это  относительно длительные – 1-2,5 часа (на прогулках, после полдника) и  короткие – 20-30 минут (между специально организованной ОД, до и после обеда и т.д.). Для этого можно использовать:

  • Стенд для знакомства детей с продолжительностью игр, занимательных дел по интересам. С помощью художественных средств поделить его на две части и каждую окрасить в определенный цвет, например красный и синий. На красной стороне размещаются изображения игр и занимательных дел, которые требуют относительно много времени на процесс их организации. К ним относятся сюжетно-ролевые игры, игры – драматизации, настольно-печатные, спортивные игры, поделки из природного и бросового материалов, рисование, аппликация, лепка, конструирование, вышивание и др. На синей стороне стенда размещаются изображения тех видов деятельности, которые легко «свернуть», закончить в короткое время. Это игры с мячом, обручем, скакалками, рассматривание альбома, книги, уборка игрушек, общение детей друг с другом и др. изображения могут быть выполнены в виде сюжетных рисунков или схематично, например занятие аппликацией изображается в виде ножниц и кисточки с клеем, игру на детских музыкальных инструментах символизирует металлофон и т п.
  • Эмоционально-смысловое общение воспитателя с детьми на тему: «Свободное время и как его провести».
  • Художественная литература, произведения живописи для обогащения детей ценностными представлениями о необходимости полезной занятости жизни, созидательной роли труда: Е Благинина «Уморились», Л Воронкова «Танины дела», Н Калинина «Вот так дежурные», р н сказка «Морозко», В Осеева «Добрая хозяюшка» и др.
  • Развивающие игры, позволяющие обогащать представления детей о свободном времени в игровом контексте: «Весёлые и грустные часы», «Помоги мальчику (девочке) интересно провести свободное время».

Досуговая деятельность дошкольников в условиях семьи.

Достаточно много свободного времени дети проводят дома. Контроль за организацией досуга детей в условиях семьи, поддержка их интересов, увлечений, желания заниматься определенным делом со стороны родителей являются необходимым условием, обеспечивающим успешность развития умения организовывать самостоятельную деятельность, а в дальнейшем – полезную занятость жизни в целом.

Педагогам дошкольных организаций важно:

  • Познакомить родителей с тем, как в домашних условиях создать для ребенка необходимую предметно-развивающую среду, какие занимательные дела и игры целесообразно организовывать.
  • Показать значение умения организовывать самостоятельную деятельность для полноценного развития личности ребенка и подготовки к обучению в школе.
  • Раскрыть нравственно-этическую и практико-значимую стороны организационного опыта детей.
  • Обогатить представления родителей о количестве предоставляемого детям свободного времени.

Педагогическое просвещение может осуществляться в различных формах:

  • В массовых или фронтальных: проведение родительских собраний, лекториев, семинаров, «круглых столов», дискуссий, школ для родителей и др. Примерные темы для совместного обсуждения: «Помогите ребенку целесообразно провести свой досуг», «Как развить самостоятельность детей в организации разных видов деятельности» и др.
  • В индивидуальных: проведение консультаций, бесед и т п. в условиях дошкольных организаций и семьи. Предметом совместного обсуждения могут быть: круг интересов ребенка, организация предметно-развивающего жизненного пространства, своеобразное проявление самостоятельности в реализации замыслов и пр.

При проведении фронтальных и индивидуальных форм работы целесообразно использовать иллюстративный материал – видеофильмы, серии картинок, фотографии и т п, организовывать выставки детских работ, наглядно показывающие различные варианты занятости детей в свободное время, обсудить список художественной литературы для домашнего чтения и варианты вопросов для последующего общения по прочитанному.

  • В форме наглядной, стендовой печати: оформление стендов, книжек-передвижек, показывающих разные варианты руководства самостоятельной деятельностью детей в условиях семьи и др.
  • Можно подготовить «Памятки-ориентиры по руководству самостоятельной деятельностью ребенка в домашних условиях, обсудить с родителями содержание этого методического материала».

Игра “Ты мне – я тебе».

Воспитатели делятся на команды, обсуждают и продумывают  педагогические ситуации и предлагают варианты их решения.                                                                       Педагогические ситуации:                                                                                                                        1. В  старшей группе дети  не организуют самостоятельно трудовую деятельность. Объясните, почему?                                                                                                                              2. Дети подготовительной группы самостоятельно не играют в дидактические игры по речевому и математическому развитию, почему?                                                                              3. Приведите примеры вопросов, противоречивых суждений, направленных на формулирование детьми самостоятельных суждений и выводов способствующих организации самостоятельной деятельности детей.                                                                        4. Приведите примеры проблемно-игровых вопросов к детям, способствующих организации ими самостоятельной деятельности.                                                                          5. Воспитатель создала для детей развивающую среду, учитывая возрастные особенности и требования реализуемой образовательной программы, однако, дети сидят на стульчиках и не осуществляют самостоятельную деятельность, почему?

- Как воспитателю можно разнообразить игровые уголки? (ответы педагогов)

«Магазин» - в рамках темы недели разнообразить монеты, купюры. Что можно считать? Тема недели «Зима» - маленькие и большие снежинки. «Транспорт» - маленькие и большие колеса, рули. «Африка» - бананы (единица валюты).

         Сюжетно-ролевая игра «Врач - окулист». Таблица для обследования зрения – менять знаки в зависимости от темы недели совместно с детьми. Тема «Бытовая техника» – наклеены или нарисованы приборы. Тема «Африка» – наклеены или нарисованы животные жарких стран. Но давать следует задания, адекватные возрасту ребенка, что бы дети справились с заданием. Таким образом, воспитателю нужно ежедневно продумывать, как еще разнообразить среду и детскую деятельность.

Так же следует воспитателям менять атрибуты в рамках темы в центрах активности. Нужно размещать по темам недели материал в центры активности, который бы провоцировал детей на организацию какой-либо деятельности. В этом также будет проявляться деятельностный подход.

Когда дети изготавливают атрибуты для детских игр, это их развивает? А если они эти атрибуты выполняют самостоятельно по алгоритмам и схемам? Это еще больше их развивает. Поэтому в группах должно появиться много разнообразной атрибутики.

Такие схемы, алгоритмы помогут детям осуществить выбор того, что они хотят сделать и какие действия нужно для этого выполнить. Например, разнообразные алгоритмы по изготовлению атрибутов для игровой деятельности из соленого теста.  

Пооперационные карты вызывают интерес и желание действовать и, когда воспитатель создает не одну модель, а несколько, то у ребенка возникает желание действовать по-разному (пошаговые карты).

В какие еще центры активности можно располагать алгоритмы действий?                                 - Экологический центр (уход за растениями, посадка лука, посадка семян и пр.), центр экспериментирования (пошаговое проведение эксперимента, опыта), центр художественного творчества, книжный уголок (ремонт книги) и пр. Постепенно такие пооперационные карты будут накапливаться, у воспитателя в группе будут формироваться тематические коробки. Главное, что бы у воспитателя было желание, и воспитатель не боялся меняться, пробовать.

Когда воспитатель говорит о том, что понял суть ФГОС ДО и реализовывает его, но после изо деятельности на выставке детских работ висят 30 одинаковых снеговиков, с одинаковыми ведрами, одинаковыми морковками, то это в корне не верно!

Как можно внести изменения, варианты, что бы избежать 30ти одинаковых снеговиков? (индивидуализация образовательного процесса).

  • Снеговик побольше, поменьше.
  • На голове разные головные уборы, разного цвета.
  • Из чего может быть нос у снеговика? (морковка, уголь, пуговица и пр.).
  • Разные фоны, разные форматы.

У ребенка всегда должен быть выбор!

Приложение 1.

Общение, направленное на подготовку детей к организации рисования в свободное время.

Материалы: принадлежности для рисования, белые и тонированные листы бумаги, серии картинок с изображением процесса организации рисования.

Ход общения: Воспитатель проводит рисование по замыслу. По окончании собирает рисунки детей и вывешивает на стенде.

Воспитатель: Дети, обратите внимание, какие разные рисунки у вас получились. Каждый сегодня нарисовал то, что сам задумал, что больше всего хотел изобразить, поэтому один рисунок не похож на другой. Я хочу напомнить вам, что этим делом можно заниматься не только в часы, отведённые для рисования, но и в свободное время. У нас в группе есть место, где лежит всё необходимое для рисования. Кто покажет это место? Вы можете каждый день пользоваться находящимися здесь предметами, материалами. Расскажите о предметах, расположенных в уголке рисования.

Воспитатель должен обратить особое внимание детей на то, в каких случаях брать белый лист, а когда – использовать тонированный; в каких случаях лучше пользоваться красками, а в каких – карандашами и т.п.

Воспитатель: Сколько разных предметов находится на полке для рисования: карандаши, краски, пастель, баночки для воды, кисточки, ластики, бумага. Но прежде чем расставлять предметы на столе, нужно подумать, что именно необходимо вам для выполнения рисунка. Например, я хочу нарисовать новогодний праздник в лесу. Как вы думаете, что может понадобиться для выполнения этого рисунка?

Воспитатель должен поощрять ответы детей, дополнять ,требовать уточнения некоторых из них: «Как можно ещё подготовиться к выполнению этого рисунка?», «Что бы использовал ты?» и т.п.

Воспитатель: Дети! Когда сядете за стол, где расположены предметы для рисования, о чём ещё нужно подумать, как вы считаете?

В случае затруднения воспитатель оказывает помощь, напоминает о необходимости продумать то, как расположить предметы на листе бумаги, как использовать всё пространство листа и т.п.

Воспитатель: Для того чтобы вы всегда правильно готовились к рисованию и у вас получались красивые рисунки, я принесла вам картинки, на которых изображено, как девочка Маша рисует в свободное время. (Серия картинок).

Воспитатель: Посмотрите: Маша решила заняться рисованием в свободное время. Она подошла к полке, где расположены предметы для этого занятия (картинка 1). «Нужно подготовить всё, что необходимо мне для выполнения рисунка», - размышляла девочка. И стала расставлять на полке карандаши, краски с кисточкой, ластик, баночку с водой (картинка 2) и, конечно, положила листок бумаги. Вот всё подготовлено, можно садиться за стол. Но прежде чем приступить к выполнению рисунка, стоит подумать, что изобразить, как расположить задуманное на листе бумаги (картинка 3). Не случайно на этой картинке изображен знак вопроса. Этот знак обозначает, что следует задуматься, поразмыслить. «Нарисую цирковое представление, - решила девочка, - двух клоунов-фокусников, большую арену и маленькую собачку, помогающую клоунам показывать фокусы». И она приступила к рисованию (картинка 4). «А теперь, когда рисунок готов, посмотрю, всё ли получилось, как хотелось, - может быть, стоит что-то исправить в рисунке или дополнить его», - размышляла Маша (картинка 5). Да, действительно, пока все средства под руками, стоит внимательно посмотреть на выполненную работу и, если необходимо, исправить, дополнить, изменить её. Вот рисунок готов! Теперь можно убрать предметы для рисования на место. Посмотрите: Маша так и поступила (картинка 6). Рисунок получился весьма удачным, девочка довольна своей работой, время потрачено не напрасно! Такой рисунок можно вполне показать друзьям, маме, папе, бабушке… (картинка7).

Воспитатель прикрепляет серию картинок с последовательностью выполнения действий в уголке для рисования и желает детям удачных красивых рисунков. 

Общение, направленное на подготовку детей к организации художественно-речевой деятельности в свободное время.

Такое общение можно провести после прочтения художественного произведения или включить как составляющую часть в вечер – развлечение.

Материал: кукла Сказочница, коробка с масками – шапочками сказочных персонажей (лисичка, волк, медведь, заяц, ёж, ворона, собачка, кошка и др.) и шляпой Незнайки; кукольный театр, новые книги, наборы открыток, альбомы, серия картинок с изображениями вариантов организации художественно-речевой деятельности.

Ход общения: Воспитатель обращает внимание детей на книжную полку, где сидит кукла Сказочница.

Воспитатель: Дети, сегодня в гости к нам пришла Сказочница.

Сказочница: (роль исполняет воспитатель). Здравствуйте, дети! Я Сказочница, зовут меня так потому, что знаю много самых разных сказок, рассказов. Пока сидела на книжной полке, заметила, как много у вас интересных книг, есть альбомы, наборы открыток. Хорошо, что все это находится в одном месте! Хочу вам сказать, что книги могут храниться очень долго, если ими правильно пользоваться. Вот послушайте. Брать книги нужно только чистыми руками. Когда выберете книгу, сядьте на стол и положите книгу перед собой. Страницы перелистывайте аккуратно. Посмотрев книгу, не забудьте поставить её на место. У вас есть любимые книги? Назовите их.

 Воспитатель вызывает детей по желанию.

Сказочница: Как много вы знаете рассказов, сказок! А хотите, чтобы сейчас герои этих книг пришла к вам?

Сказочница: Я принесла вам в подарок эту коробку. (Открывает коробку и достаёт шапочки сказочных перс

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. "Руководство самостоятельной деятельностью детей в уголке занимательной математики".

Руководство самостоятельной деятельностью детей в уголке занимательной математики....

Методические основы руководства самостоятельной деятельностью дошкольников.

Цель: рассмотреть с педагогами вопросы в части формирования у дошкольников умения организовывать самостоятельную деятельность, педагогической поддержки полезной занятости детей в свободное время. Сод...

Презентация по теме " Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников "

Презентация посвящена самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников и  роли в ней педагога. Представлены источники и виды самостоятельной музыкальной деятельности, а также её структура, ф...

Консультация для педагогов на тему: «Организация самостоятельной деятельности детей и планирование воспитательной работы по руководству игрой»

Консультация для педагогов на тему: «Организация самостоятельной деятельности детей и планирование  воспитательной работы  по руководству игрой»...

Семинар – практикум для педагогов Тема: «Дидактические игры в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников»

Коспект семинара на тему «Дидактические игры  в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников»...