Конспект занятия «Путешествие по сказкам»
план-конспект занятия (средняя группа)

Гришанова Мария Николаевна

Знакомство детей с истоками русской народной культуры – фольклором, традициями, народно-прикладным творчеством, искусством, народной музыкой, театром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_skazkam.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

г.о. Клин

Развлечение

«Путешествие по сказкам»

Воспитатель: Гришанова М.Н.

2019 год

Цель: Знакомство детей с истоками русской народной культуры – фольклором, традициями, народно-прикладным творчеством, искусством, народной музыкой, театром.

Задачи:

  • развивать творческие способности и речь детей средствами фольклора;  
  • совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи;
    развивать способность анализировать положительные и отрицательные поступки героев;
  • развивать память, внимание, мышление, воображение;
  • воспитывать культуру общения и речевой этикет, формировать опыт социальных навыков через театрализованную деятельность;
  • через сказку воспитывать в детях лучшие качества человека: честность, верность, доброту, чувство товарищества, взаимопомощи.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, разгадывание загадок, настольная игра «Сложи сказку», пазлы по сказкам, дидактическая игра по сказкам «Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности».


Демонстрационный материал.

Волшебный клубочек; корзинка, иллюстрации к русским народным сказкам,
выставка рисунков по русским народным сказкам, телеграммы, яблоня с яблочками-загадками,  разрезные картинки к игре «Собери сказку»,
предметы к игре «Бюро находок»: пирожок, рыбка, скалочка, ложки, яйцо, яблоко, репка, козлят»,  иллюстрация к сказке, шапочки: мышка, синичка, белочка, волк, медведь, лиса, заяц.

Ход развлечения:

Звучит музыка «В гостях у сказки». Сказочница – в русском народном костюме встречает детей.

Сказочница: Здравствуйте, здравствуйте, детушки! В гости ко мне пришли? Заходите, заходите в мой дом, я гостям всегда рада. Зовут меня Сказочница. Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте, гости дорогие!

Сказочница: Дети, а какое у нас настроение? Как без слов, подарить свое хорошее настроение другим людям? 

Дети: Нужно улыбнуться.

Сказочница:         Собрались все дети в круг

Ты мой друг, и я твой друг

Крепче за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Сказочница: Дети, а вы любите сказки? Вот послушайте. В давние, давние времена не умели люди ни писать, ни читать. И чтобы повеселить своих деток малых, взрослые стали для них придумывать сказки, потешки, прибаутки. Детки подрастали, своим детям их рассказывали, передавали «из уст в уста». А эти детки – своим детям.

А знаете, почему сказки волшебные?

Дети: сказки волшебные, потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои: Баба-Яга, леший, лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят.

Сказочница: Скажите, а кто сочинил русские народные сказки? Дети, а с каких слов начинаются сказки? 

Дети: Жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве.

Сказочница: Молодцы!

Сказочница: Дети, я предлагаю вам, отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, людей посмотреть, встретиться с русскими народными сказками. Дороженька нам предстоит дальняя. А поможет нам волшебный клубочек, он и покажет дорогу к русским народным сказкам. 
Сказочница: А, теперь в путь! В страну сказок, чудес и волшебства!

В сказке может все случится,

Наша сказка впереди

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем гостю: «Заходи»! 

Дети, клубок привел нас с вами к яблоньке. А вы знаете, в какой сказке встречается яблонька? Посмотрите, а яблочки на ней не простые, а с загадками.

«Загадки по сказкам».

Летела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожею,

Сделался милой, красивой, пригожей. «Царевна-лягушка»


Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода,

В ямке от копытца. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»


Отворили дверь козлята,

И пропали все куда-то. «Волк и козлята»

На окошке он студился,

Взял потом и укатился,

На съедение лисе. «Колобок»


Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла хорошая, голубая речка,

Все нам помогали, все нас укрывали,

К матушке и батюшке мы домой попали.

Кто унес братишку? Назовите книжку? «Гуси-лебеди»

Сидит в корзинке девочка,

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несет ее домой. «Маша и медведь»


Сказочница: Молодцы, все загадки отгадали!

Клубок привел нас с вами к странной избушке. Стоит она на курьих ножках, вокруг себя поворачивается. Как в нее попасть? Какие слова нужно сказать?

Дети: Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом.

(Звучит музыка. Появляется Баба Яга, танцует.)

Баба Яга: Какие дорогие гости ко мне сегодня пожаловали! Как я вам рада, а то совсем меня старую позабыли-позабросили. До чего дошло – стороной обходят, боятся, злыдней считают. А, я вовсе не такая. Я даже очень хорошая! Вот на досуге сказочки почитываю. Хотите, расскажу?

А нет, лучше я проверю, хорошо ли Вы знаете сказки.


Игра «Назови – ка»

По иллюстрациям участники называют сказки: Колобок, Курочка Ряба, Гуси-лебеди, Царевна-лягушка, Теремок, Волк и козлята, Лиса и волк.

Баба Яга: Молодцы! Хорошо сказки знаете.

Сказочница: Ну что ж, Баба Яга и совсем уж не злая. Дети, а давайте вместе с ней поиграем в игру «Бабушка Маланья».


Игра «Бабушка Маланья».

Дети становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий Бабушку Маланью, на него можно надеть платочек или фартучек. Дети в кругу поют смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

У Маланьи, у старушки, дети движутся по кругу, держась за руки.
Жили в маленькой избушке, семь сыновей.

Все без бровей, закрывают руками брови.

Вот с такими ушами, показывают «большие» уши.

Вот с такими носами, показывают «большой» нос.

Вот с такими усами, показывают усы.

С такой головой, показывают «большую» голову.

С такой бородой, показывают «длинную» бороду.

Ничего не ели, присаживаются на корточки. 

Целый день сидели, на нее глядели,

Делали вот так. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

Сказочница: Давайте присядем на пенечки (стульчики) и отдохнем.

Баба Яга: Дети, я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай-ка». 

«Угадай-ка»

Какую песенку пел Колобок?

Что пела коза своим козлятам?

Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?

Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?

Что спрашивали звери в сказке «Теремок» прежде чем войти туда?

Баба Яга: Молодцы, дети! Смотрите, мои помощники летят, гуси-лебеди. Что-то нам они несут.

«Письма от гусей-лебедей»

Баба Яга: Интересно, от кого пришли письма, не могу понять. Пожалуйста, помогите мне.

Сказочница: Дети, поможем Бабе Яге?
Дети: Да!

Баба Яга:

«Спасите, нас съел серый волк» (козлята)

«Очень расстроена, нечаянно разбила яичко» (мышка)

«Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби» (волк)

«Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома» (Маша)

«Помогите, мой брат превратился в козленочка» (Алёнушка)

«Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул» (медвежонок)

Баба Яга: Спасибо вам, дети!

Сказочница: Баба Яга, а вот сейчас мы с ребятами хотим посмотреть- угадаешь ты сказку или нет! 

«Физкультминутки на каждый день»

Из пальцев, дружок, сложи уголок (соединяют ладошки над головой)

Вот это - ворота, вот это - замок (ладоши ставят перед собой, делают «замок», сцепив пальцы)

Вот серенький зайчик, (показывают «ушки» - прикладывают ладони к голове)

Вот мышка-норушка, (ладони выставляют перед собой, собрав их вместе)

Лисичка-сестричка, (плавные движения руками)

Лягушка-квакушка (выставляют руки в стороны, показывая ладошки)

Но вот в домик медведь забрался (округлые руки держат перед собой, притопывают ногами)

Домик сломался (руки опускают вниз, хлопая себя по коленкам)

Народ разбежался (приседают)

Медведь косолапый бродит, (Кружатся, вперевалочку, изображая медведя)

Место себе не находит, (разводят руки в стороны, выражая досаду)

Домик я построю большой («строят башню» - ударяют кулачками друг о друга поднимая руки вверх)

И будут там жить со мной: (Руки делают полочкой перед грудью)

Серенький зайчик, (показывают «ушки» - прикладывают ладони к голове)

Мышка-норушка, (ладони выставляют перед собой, собрав их вместе)

Лисичка-сестричка, (плавные движения руками)

Лягушка-квакушка (выставляют руки в стороны, показывая ладошки)

Сказочница. Ну, что, угадала?

Баба Яга. Конечно! Еще спрашиваешь! Это «Теремок» - моя любимая сказка!

Был Кощей вчера в гостях.

Что наделал, просто ах!

Все картинки перепутал,

Сказки все мои он спутал.

Картинки вы должны собрать,

Сказку русскую назвать.

Игра «Собери сказку».

(Дети собирают из разрезных картинок изображения и называют сказку)

Сказочница: Молодцы!

Баба Яга: Дети, помогите мне, пожалуйста. 

Сказочница: Что у тебя случилось Баба Яга?

Баба Яга: В своем лесу я нашла предметы, но не знаю, чьи они. Лежат они вот в этой корзинке. 

Сказочница: Ну, что, дети, поможем бабе Яге найти хозяев этих предметов? 

Дети: Да! 

«Волшебная корзинка».


(Дети по очереди достают предметы из «Волшебной корзинки», и говорят: из какой сказки потерянные вещи)

Пирожок – «Маша и медведь», «Гуси-лебеди».

Репка – «Репка».

Яблоко – «Гуси-лебеди».

Три ложки – «Три медведя».

Яйцо – «Курочка Ряба».

Рыба – «Лисичка-сестричка и серый волк», «По щучьему веленью».

Рукавичка – «Рукавичка»

Сказочница: Сказка, сказка прибаутка, рассказать ее не шутка.

Открывайте ушки, открывайте глазки,

Чтобы оказаться в интересной сказке.

Эта сказка - невеличка,

Про зверей и рукавичку.

Давайте посмотрим сказку «Рукавичка»        

Кто-то по лесу шагал, рукавичку потерял, 

Мышка по лесу бежала, рукавичку увидала! 

Мышка: Рукавичка хороша, тёплая такая,


Буду жить в ней, поживать, я - мышка полевая.

Сказочница: Мышка в домике живёт, слышит: кто-то к ней идёт!

Вот по тропочке лесной зайчик шёл к себе домой, 

Рукавичку увидал, в дверь тихонько постучал.


Зайчик: Тук, тук, тук. Есть кто в этой рукавичке? 

Мышка: Я здесь, мышка! 

Сказочница: В тёплом домике вдвоём им и холод нипочём! Им не тесно в рукавичке, тут к друзьям летят синички. 

Синичка: Это мы – лесные птички! В тёплом домике втроём очень дружно заживём! 

Сказочница: А мы сказку продолжаем, посмотреть вас приглашаем!

Ловко скачет по деревьям белочка лесная, 

Хвостик пышный, в шубке рыжей, славная такая! 

Белочка: Тук – тук – тук.

Звери: Кто там?

Белочка: Рыжей белочкой зовусь, к вам я в гости тороплюсь! 

Все: Заходи

Сказочница: Недалёко лиса бежала, рукавичку увидала. 

Лиса: Тук – тук – тук. Пожалейте вы, лисичку, и пустите в рукавичку! 

Сказочница: Заходи, погрейся здесь, никого смотри не съешь! 

Тут по лесу волк ходил, по тропиночке бродил. 

Волк: Вы меня пустите жить, вас я буду сторожить! 

Сказочница: Заходи, погрейся тоже! 

Медведь: Мёрзнет мишка косолапый, мёрзнет нос и мёрзнут лапы. 

Все: А что ты умеешь делать?

Медведь: Я Мишка-медведь, научу вас реветь! Р-р-р!

Сказочница: Что ж, мишутка, заходи, с нами пляску заводи!

Мишка (потягиваясь): 

Я мохнатый, косолапый.

Сладко спал зимой в лесу,

Но услышал я веселье,

И поднялся поскорей.

Надоело спать в берлоге,

Прогулять хочу я ноги!

Мишка хочет поплясать,

Мишка хочет поиграть.

«Игра с медведем»

Сказочница: Кто уснул под дубком

И накрылся кожушком? Т-с-с- с-с!

Ой, тише не шуметь!

Может, это спит медведь! Т-с-с-с-с!

Этот гость в один присест,

Как проснётся, всех поест!

Ой! Медведь! Разбегаются

Сказочница: Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец! 

Порадовали вы меня, спасибо вам! Поблагодарить вас хочу. 

В мире много сказок, 

Добрых и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок,

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки,

Побеждает зло!


Сказочница: Где же наш волшебный клубок?

Катись, Волшебный клубок, прямо к дому, на порог!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в сказку"

КОНСПЕКТ комплексного занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Путешествие в сказку»   ЦЕЛЬ: Стимулировать  познавательную активность детей, их инициативу и само...

Конспект занятия "Путешествие в сказку"

В данном материале представлен конспект занятия по развитию логического мышления, внимания, зрительной памяти в подготовительной группе....

Конспект занятия. Путешествие в сказку

Конспект занятия.Для средней логопедической группы.«Путешествие в сказочный лес» Цель:Закрепить знания детей о русских народных сказках (их своеобразие, зачин, концовка, персоонажи), потемк...

Конспект занятия "Путешествие в сказку "Как щенок узнал, кто важнее".

Комплексное занятие по развитию речи по теме "Домашние животные" с элеметами театрализации....

Конспект занятия "Путешествие в сказку "Как сорока клеста судила".

Логопедическое занятие по развитию речи по теме "Зимующие птицы" по Нищевой....