12.02.19 Консультация для педагогв на тему "Театрализованная деятельность в детском саду"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Татьяна Константиновна Корчак

Развитие детей к театрализованной деятельности

 

Театр один из наиболее демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12.02.19.teatralizovannaya_deyatelnost.docx49.88 КБ

Предварительный просмотр:

12.02.19. Консультация «Театрализованная деятельность в детском саду»

Развитие детей к театрализованной деятельности

Театр один из наиболее демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, речи (диалога и монолога):

• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Игра – наиболее доступный ребёнку и интересный способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Театрализованная игра даёт возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка (воспитание творческой направленности личности). Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, создавать свой художественный образ персонажа.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на:

- целостное воздействие на личность ребёнка (его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности);

- самостоятельное творчество;

- развитие всех ведущих психических процессов;

- самопознание, самовыражение личности при достаточно высокой степени свободы;

- создание условий для социализации ребёнка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения;

- помогает осознанию, чувству удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.

Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными

возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчиво-

сти на произведения искусства которые заставляют волноваться, со-

переживать персонажам и событиям.

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источни-

ком развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка,

приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством

развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной

деятельности детей.

Создает условия для развития и совершенствова-

ния эмоциональной сферы и творчества детей. Однако в реальной жизни

оно, как правило, нарушается (Е.А.Дубровская).

Это проявляется в следующем:

• у дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искус-

ства. Приобщение к театру не носит массового характера и значительная

часть детей остается вне этого вида искусства по объективным (отсутствие

театров в данной местности) и субъективным причинам (недооценка взрос-

лыми необходимости ознакомления с этим видом искусства);

• наблюдается бессистемность и поверхностность ознакомления с

театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о

доступности восприятия сценически оформленного произведения без спе-

циальных знаний, что ведет к последующему отторжению видов искусст-

ва, восприятие которых требует владения их специфическим языком;

• театрализованные игры детей характеризует примитивность и

«свернутость» импровизации, бедность используемых для создания образа

средств выразительности и др.;

• отсутствует готовность педагогов к руководству процессом вос-

приятия театрального искусства и развития детской театрализованной дея-

тельности.

На разных этапах ознакомления детей с театром и воспитания поло-

жительно-эмоционального отношения к нему решаются задачи:

•Формирование представлений о театре,эмоционально-

положительного отношения к нему с помощью наблюдений, экскурсий;

необходимо выделить особенности театра как культурного учреждения со

спецификой труда, социальным значением, самим зданием и интерьером;

• подведение к пониманию специфики актерского искусства. На ос-

нове просмотров спектаклей формировать понимание детьми средств об-

разной выразительности, с помощью которых артисты передают образ;

• формирование представлений о театральных профессиях (основных

и вспомогательных) по наблюдениям за работой гримера, декоратора, кос-

тюмера и др., что активизирует интерес к театральному искусству, способ-

ствует расширению словарного запаса (гример, парик, осветитель и др.).

Дети узнают чем заняты непосредственные участники театрального дейст-

вия (актеры, музыканты, дирижер), кто готовит пьесу к постановке (режис-

сер, художник, балетмейстер), кто обеспечивает условия для ее осуществ-

ления (гример, костюмер, гардеробщик). Свои впечатления отражаются в

рисунках. Выставка художественных работ поможет обобщить увиденное;

• ознакомление с правилами поведения в учреждении культуры.

Система бесед, игровых диалогов, формирующих нравственную сторону

взаимодействия с учреждением искусства. Зрительский опыт посещения

театров, музеев способствует расширению и систематизации знаний, укре-

пляет культуру поведения в театре. Этот аспект должен пронизывать всю

работу: предшествовать непосредственному знакомству с театром, сопут-

ствовать беседам, играм, изобразительной деятельности и т.д. Необходимо

неоднократно обсуждать с детьми следующие проблемы: «Какие сущест-

вуют правила поведения в театре?»; «Кто их должен соблюдать и поче-

му?»; «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят?»;

«Можно ли разговаривать во время действия, есть, шуршать конфетными

обертками?»; «Для чего нужен антракт?».

Таким образом, занятия театрализованной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребёнка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству. К тому же для ребёнка театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

Разнообразие театрализованных игр представлено в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» этой программы.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки;

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «режиссер и сценарист», управляет «артистами». «Озвучивая» героев, комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный (плоскостной и объемный, кукольный.

Система работы по развитию театрализованной деятельностиделится на три этапа:

- художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

- освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

- самостоятельная творческая деятельность.

Театрализованная деятельностьпроявляются в трех аспектах:

- в создании драматического содержания, т. е. переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета;

- в исполнении собственного замысла, т. е.в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, движения, напева;

- в оформлении спектакля – в создании декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

У детей развиваются специальные умения.

Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя «умного, доброго советчика».

Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.

Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссер-сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т. е. способностью обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготавливать атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения.

Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

- в процессе театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

- развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;

- происходит развитие различных анализаторов;

- активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;

- совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

- развивается эмоционально-волевая сфера;

- происходит коррекция поведения;

- развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

- стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

Поэтому представляется возможным обращение к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка-логопата, ребенка с задержкой психического развития, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах. Можно использовать следующие виды театральной деятельности:

- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;

- художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);

- театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).

Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.

В каждой группе должен быть отдельный уголок для детской театрализованной деятельности. В нем должны находиться разные виды театров: настольный, пальчиковый, плоскостной, теневой, кукольный.

Младшая группа. Занятия организовываются так, чтобы детям са-

мим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют опреде-

ленное действие. Текст читает педагог, лучше 2—3 раза, это способствует

повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возник-

новению самостоятельности.

Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в

знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их

важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. Обра-

зец показывает воспитатель. О.С.Лапутина рекомендует с этой целью про-

водить игры «Наседка и цыплята», разыгрывать сценки по литературным

произведениям «Игрушки» А.Барто, «Котик и козлик» В.Жуковского, ис-

пользовать потешки: «Кошкин дом», «Расти коса до пояса» и др. Чтобы

создать повод для возникновения самостоятельной игры, можно раздать

детям игрушки, предметы. Образец показывает воспитатель.

Формирование интереса к театрализованным играм складывается в

процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспита-

тель, стимулирующий желания ребенка включиться в спектакль, дополняя

отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концов-

ки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кла-

няются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Театрализованные

куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица

взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

Педагог постепенно расширяет игровой опыт за счет освоения раз-

новидностей игры драматизации, что достигается последовательным ус-

ложнением игровых заданий, в которые включается ребенок. Ступени:

• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и

имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадо-

вались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с

передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали

танцевать).

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей

(неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»).

• Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам

стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши...»).

• Игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и сти-

хов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка).

• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»).

• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»).

• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказ-

кам («Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»).

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской

театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного пло-

скостного театра, плоскостного театра на фланелографе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и

авторских стихов, сказок («Этот пальчик-дедушка...», «Тили-бом»).

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития

специальных игровых умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (уме-

ние быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца,

похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции

«артист» (умение использовать некоторые средства выразительности (ми-

мики, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи об-

раза героя, его эмоций и переживаний, правильно держать и «вести» куклу

или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре).

Третья группа - умение взаимодействовать с другими участниками

игры; играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по

очереди и т.д.

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирова-

ние интереса к творчеству и импровизации. Постепенно они включаются

и процесс игрового общения с театральными куклами, затем в совместные

с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Раз-

говор животного со своим детенышем» и пр. У детей развивается желание

участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы.

К концу года дети первой младшей группы, накопив определённый опыт, пытаются самостоятельно участвовать в кукольном спектакле. Это стремление необходимо поддерживать, развивать и укреплять. Для этой цели подойдёт пальчиковый театр.

Средняя группа. Происходит постепенный переход ребенка от игры

«для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное

- сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой

группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к

игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых раз-

личны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-

драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного об-

раза, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализо-

ванным играм, его дифференциация, заключающаяся в предпочтении оп-

ределенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении

мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Дети учатся сочетать в роли движение и текст, развивать чувство

партнерства, сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму

двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих уп-

ражнений типа «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».

В работе с детьми используются:

•многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»);

• игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Труд взрослых»;

• постановка спектакля по произведению.

Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репро-

дуктивного и импровизационного характера, например: «Угадай, что я де-

лаю», «Угадай, что со мной только что было.

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет ос-

воения театрализованной игры. В возрасте 5 лет ребенок осваивает разные

виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр,

театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием ста-

новятся действия с куклами на гапите. Доступен детям театр верховых ку-

кол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой), театр ложек и пр.

Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности,

когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, со-

провождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси).

Усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции

«зритель» (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять

элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спек-

такля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на об-

ращение «артистов, благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно

оценивать игру сверстников-артистов»).

Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «ар-

тист». Главным образом это подразумевает умение использовать средства

невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной вырази-

тельности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены, для

передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его харак-

тера. Развивается и умение «управлять» куклой: держать се незаметно для

зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской те-

атрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения,

символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.

Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции

«режиссер» в режиссерской театрализованной игpe, т.е. умение создаватьигровое пространство на плоскости стола, наполнить его игрушками и фи-

гурками по своему усмотрению.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями

оформителя спектакля, определять место для игры, подбирать атрибуты,

вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в

процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.

Пятая группа, направленная на позитивное взаимодействие с други-

ми участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ро-

левые отношения, владеть элементарными способами разрешения кон-

фликтных ситуаций в процессе игры.

Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к твор-

честву импровизации в процессе придумывания содержания игры и во-

площения задуманного образа с помощью разных средств выразительно-

сти.  Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения

способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов теат-

рализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же ге-

роя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять

желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать в

зависимости от своего понимания содержания текста.

В средней группе переходим к более сложному театру. Знакомим детей с театральной ширмой и с верховыми куклами, основу которых составляет деревянный стержень – гапит. Но прежде чем малыши начнут работать на новой сцене, надо дать им возможность поиграть с игрушками, основу которых составляет деревянная ложка. Театр ложек, являясь упрощённым вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приёмы кукловождения.

Старшая группа. Дети продолжают совершенствовать свои испол-

нительские умения. Педагог учит самостоятельно находить способы об-

разной выразительности, развивает чувство партнерства.

Для развития воображения детям предлагаются задания типа: «Представьте море,

песчаный берег. Мы все лежим на теплом песке, загораем. У нас хорошее

настроение. Поболтали ногами, опустили их. Разгребли теплый песок ру-

ками» и т.д. Используются мимические этюды, этюды на память физиче-

ских действий, пантомимические этюды. Дети подключаются к придумы-

ванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности.

Постепенный переход ребенка от игры по одному литературному

или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей сво-

бодное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа соче-

тается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются не-

сколько произведений;

 Игра-фантазирование становится основой театрализованной

игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют

друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжени-

ем». Они осваивают игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и

театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью

людей, участвующих в постановке спектакля.

Развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение ком-

плекса игровых позиций.

Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрите-

ля как «умного, доброго советчика».

Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие

способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовы-

ражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и

языковой выразительности.

Третья группа обеспечивает становление позиции

сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не

только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умения-

ми оформителя-костюмера (способность обозначать место «сцены» и «зри-

тельного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заместители и

самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготав-

ливать афиши, приглашения и пр.).

Пятая группа умений предполагает использовать позитивных прие-

мов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу

(переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе ре-

зультатов театрализованной постановки.

Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и

субъективную позицию в театрализованной игре средствами стимулиро-

вания их интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания

содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью средств

выразительности. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку

понять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена». Подготовка дос-

тигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать

содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем

освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Решение данной

задачи требует предоставления детям права выбора средств для импрови-

зации и самовыражения.

Подготовительная группа. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зри-

телей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи –

куклы, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от не-

го умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова.

Учитывая недостаточный уровень сформированности театральных

умений дошкольников, рекомендуется использовать три типа подготови-

тельных упражнений, активизирующих воображение и творчество детей,

подготавливающих к осознанию сущности театрального спектакля, фор-

мирующих умение играть любую роль, направленных на развитие понима-

ния образа, обеспечивающих постепенное усложнение заданий; их разно-

образие, меру трудности и возможность возвращения к любому типу уп-

ражнений на качественно новом уровне.

Первый тип упражнений используется с целью развития внима-

ния и воображения. Это упражнения, которые учат детей контролироватьвнимание, сосредоточиваться на том объекте, который в данный момент

важнее других (например, «Звуки природы»), развивают умение на основе

ассоциаций создавать образы.

Второй тип упражнений формирует умения: понимать и эмоцио-

нально выражать различные состояния с помощью интонации, определять

состояние человека по схематическим рисункам, выражению лица сверст-

ника или взрослого; находить средства выразительности для адекватного

выражения своего настроения с помощью мимики; определять особенно-

сти внешнего проявления эмоциональных состояний по различным позам

и принимать позы в соответствии с настроением и характером изобра-

жаемого героя; определять особенности внешнего проявления эмоцио-

нальных состояний с помощью жестов и пантомимических сценок, подби-

рать собственные выразительные жесты и самостоятельно строить панто-

мимику.

Тре тий тип упражнений представляет собой вариант детского ау-

тотренинга и формирует умения психологически настроиться на выполне-

ние предстоящего действия, быстро переключаться с одного действия на

другое, контролировать мимику, позу, жесты; тренирует способность из-

менять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответ-

ствии с эмоциональным состоянием. Дети упражняются в самовнушении

чувства тяжести, легкости, холода, тепла и др.

При обучении детей средствам выразительности речи рекомендуется

использовать знакомые и любимые сказки, которые богаты диалогами, ди-

намикой реплик и предоставляют ребенку возможность непосредственно

ознакомиться с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрыва-

ние сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными вырази-

тельными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима,

движения).

Работа строится по четырехчастной структуре: чтение, беседа, ис-

полнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.

Классификация театрализованных игр.

Существует множественность точек зрения на классификацию игр,

составляющих театрально-игровую деятельность.

Предметные и непредметные игры в классификации Л.С.Фурминой.

Дифференциация театрализованных игр по замыслу, по литературным-

Предложенным взрослым обстоятельствам.

В ряде исследований театрализованные игры классифицируются по

средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональ-

ной выразительности сюжета (Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова).

Театрализованную игру Л.В.Артемова делит на две группы: драма-

тизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает об-

раз с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика,

пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого

заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в

пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касать-

ся не только текста, но и сценического действия.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить ха-

рактер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной теат-

ральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме

массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, ли-

тературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки

произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произве-

дениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предваритель-

ной подготовки.

Драматизации основываются на действиях исполнителя, который

может использовать куклы.

Л.В.Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошко-

льников.

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на

пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на

руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими

пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за

ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки

надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой сто-

ит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя

старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной под-

готовки.

В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творче-

ским, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, дей-

ствует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и ре-

жиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятель-

ность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего

формирования игры и воображения (Е.Е.Кравцова). «Озвучивая» героев и

комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной вырази-

тельности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являют-

ся интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок дейст-

вует с неподвижной фигурой или игрушкой.

Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного

объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том,

что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.

В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше

частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова, является основной

особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.

Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки

в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концер-

та, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замы-

слов и сюжетных действий.

Л.В.Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соот-

ветствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо,

пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.).

Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, ко-

торые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки.

Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается

интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что соз-

дает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают

при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы

стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображаю-

щие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран.

Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона кар-

тинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархат-

ной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из ста-

рых книг, журналов или создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бума-

ги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благо-

даря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно

получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответст-

вующим звучанием.

Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр

как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой

игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как вооб-

ражаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирова-

ние реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогене-

тически более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее ор-

ганизации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходи-

мого для сюжетно-ролевой игры (С.А.Козлова, Е.Е.Кравцова).

Роль педагога в организации театрализованной деятельности

в детском саду. 

Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказы-

вать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому пре-

вращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками ре-

жиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого

ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интона-

ция голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.

Воспитатель должен быть предельно тактичен. Например, фиксация

эмоциональных состояний ребенка должна проходить естественно, при

максимальной доброжелательности со стороны педагога и не превращать-

ся в уроки мимики.

В примерных требованиях к содержанию и методам работы в доу:

- создавать условия для развития творческой активности детей в те-

атрализованной деятельности (свободно и раскрепощенно держаться при

выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление

главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с рече-

выми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в

спектаклях); побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы,

выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особен-

ностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний; выбор

сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров);

- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством

театра, с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым,

пальчиковым и др.), театральными жанрами и пр.);

- обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с други-

ми видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию

речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художествен-

ной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);

- создавать условия для совместной театрализованной деятельности

детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников;

организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).

Правильная организация театрализованной деятельности способст-

вует выбору основных направлений, форм и методов работы с детьми, ра-

циональному использованию кадрового потенциала.

Методические рекомендации к организации театральных занятий.

Во время занятий необходимо:

- внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

- если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к дей-

ствиям с персонажем;

- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на

то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

- спросить, у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше;

- в заключении различными способами вызывать у детей радость. Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду (И.Зимина):

1 Содержание и разнообразие тематики.

2 Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр вовсе

формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми

для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

3 Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведе-

ния игр.

4 Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех эта-

пах организации театрализованной игры.

1 В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с раз-

витием творческих способностей формируются все стороны личности ре-

бенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через

стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.

2 Механизм воображения в театрализованной деятельности активно

влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, воспри-

ятие создаваемых образов.

3 При систематических занятиях театрализованной деятельностью у

детей развивается способность активно использовать различные виды зна-

ково-символической функции, способность к созданию образов и эффек-

тивные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого

воображения.

4 Театрализованные игры должны быть разной функциональной на-

правленности, содержать образовательные воспитательные задачи, высту-

пать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нрав-

ственных понятий, познания окружающего мира.

5 Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с

учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нере-

шительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – уме-

ние считаться с мнением коллектива.

6 Театрализованные игры должны быть различны по своему содер-

жанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим

специальный отбор художественных произведений, на основе которых

строятся сюжеты.

Таким образом, комплексный подход к организации театрализован-

ной деятельности обуславливает ее эффективность в развитии творческого

воображения у детей. М.В.Ермолаевой представлен комплекс занятий по

развитию познавательного и аффективного воображения ребенка средст-

вами театрализованной деятельности. Специальные занятия не должны проводиться в изоляции от воспитательно-образовательной работы, которую осуществляют педагоги групп,

музыкальный руководитель, преподаватель по изобразительной деятельно-

сти (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова).

На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмо-

циональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой,

слушают музыку к спектаклю, отмечая разнохарактерное содержание и т.д.

На речевых занятиях у детей развивается четкая дикция, ведется ра-

бота над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек;

дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля.

На занятиях по изобразительной деятельности знакомятся с репро-

дукциями картин, с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета,

учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдель-

ных ее персонажей.

Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая

деятельность детей в свободное от занятий время в самостоятельной дет-

ской деятельности. Дети могут выступать в роли актеров, зрителей, кон-

тролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов. Они рисуют афи-

ши, пригласительные билеты к спектаклям, готовят выставку своих работ.

В театральной студии разыгрываются этюды для передачи чувств, эмоцио-

нальных состояний, речевые упражнения, проводится репетиционная ра-

Регламентация занятий.

Театральные занятия проводятся со всеми детьми старшей и подго-

товительной групп без специального отбора. Оптимальное количество де-

тей – 12-16 человек, в подгруппе должно быть не менее 10 человек. Заня-

тия проводятся 2 раза в неделю в утреннее или вечернее время. Продолжи-

тельность каждого занятия: 15-20 минут в младшей группе, 20-25 минут —

в средней и 25-30 минут — в старшей. Индивидуальная работа и общие

репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 минут (Э.Г.Чурилова).

Занятия желательно проводить в просторном, регулярно проветри-

ваемом помещении с использованием мягких, объемных модулей различ-

ной конструкции с наличием музыкального инструмента, аудиотехники.

Форма одежды облегченная, предпочтительно спортивная, обязательна

мягкая обувь или чешки.

Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая

в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и иг-

ры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку

проявить инициативу в се организации, и только лишь в старших группах

педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к само-

стоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании. Н.Ф.Сорокина рекомендует проводить занятия ежедневно: два раза в

неделю по три занятия (два утром, одно вечером), в остальные дни недели

– одно утром и одно вечером продолжительностью 15 минут, начиная со

второй младшей группы.

Театрализованная деятельность детей по программе «Москвичок»

осуществляется в утренние и вечерние часы в нерегламентированное вре-

мя; представлена частью занятий по разным видам деятельности (музы-

кальному воспитанию, изодеятельности и т.д.) и как специальное занятие в

рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром.

Работа идет в подгруппах, участники которых могут меняться в зависимо-

сти от содержания деятельности.

Занимаясь с детьми театром, мы сделаем жизнь своих воспитанников интересной, содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные  техники рисования в детском саду....

Мастер - класс для воспитателей детского сада "Организация театральной деятельности в детском саду"

Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. ...

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...

Семинар-практикум для воспитателей детского сада "Использование возможностей конструирования в начальной образовательной деятельности в детском саду"

Семинар-практикум был организован в рамках проекта "Будущие инженеры". В начале занятия педагогам был предложен доклад по  теме, а затем организовано практическое занятие, в ходе которо...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...