Экскурсия: «Любимый край - родной Ямал».
план-конспект занятия

Васякина Лидия Семёновна

Воспитание чувств патриотизма, гордости за свою малую Родину

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_lyubimyy_kray-rodnoy_yamal.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «БЕЛЫЙ МЕДВЕЖОНОК»

Экскурсия: «Любимый край - родной Ямал».

                                                                    Автор: Васякина Лидия Семёновна

с. Газ-Сале

Цель: Воспитание чувств патриотизма, гордости за свою малую Родину.

            Воспитание любви к родному краю, уважение к традициям коренных

            народов Севера.

Материал: Карта ЯНАО, Тазовского района, музейные экспонаты, столик

           ненецкий, чашки, чайник.

ТСО: Проектор, музыкальный центр, диски.

Ход: Звучит песня «Северный край» на фоне видео – сюжета идёт рассказ.

1-ый рассказчик:

          (Ани торова!) Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады видеть вас в  нашем музее.

            Без музея как прожить?

            И про всё всем доложить?

            Собран материал богатый.

            Всё про тундру для ребяток.

Я приглашаю вас в путешествие по нашему северному краю, по ямальской тундре. Пройдём по оленьим тропам и приоткроем дверь в волшебный мир северной природы.

             Вы на карту посмотрите

             И Ямал на ней найдите,

             Это тундра, здесь наш дом,

             Мы на Севере живём!

2-ой рассказчик:

            Наш округ находится на полуострове Ямал. Ямал красив и гостеприимен, здесь живут люди со всех уголков нашей Родины. Мы любим Ямал за его северное сияние, за снежные вихри и бураны. Особенно красив Ямал в спокойную, морозную погоду, когда белый снег искрится на свету.

1-ый рассказчик:

            Рассматриваю карту ЯНАО

            Семь районов (показывает)

                                    включены в него,

            Тазовский район

                                          свой нахожу

             И о нём немного расскажу.

             За Полярным кругом

                                                расположен он,

             Здесь полно болот,

                                            речных долин,

                                                                     озёр.

             Много рыбы в реках Таз,

                                                     Танама,

                                                               Юрибей, (показывает)

             Выпасается большое

                                               стадо  оленей.

              Наш район по площади

                                                  из всех семи большой,

              Залежами нефти он

                                                прославлен на весь шар земной.

              Численность народа

                                                хоть и невелика,

              Но для России делаем

                                                   мы важные дела

              Если пять посёлков – Тазовский,

              Газ-Сале, Антипаюта, Находка,

               Гыда – линией соединим, (соединяет)  

               То звездой Полярной

                                                   район весь озарим.

3-ий рассказчик:

           Жить на Севере трудно, здесь очень суровый климат: длинная и холодная зима, полярная ночь, летом комары, мошка, кругом непроходимые болота. Жить здесь могут очень сильные, выносливые люди, которые не бояться трудностей. Это ненцы – одна из северных народностей. Самые древние жители края – загадочный народ сихиртя. Ненец – это значит, настоящий человек.

2-ой рассказчик:

           В своих летописях древние путешественники писали: «Живут здесь, люди невелики возрастом, круглолицы, носы малы, сами неповоротливы, но стрельцы скоры и горазды, а ездят на оленях и собаках. А платья носят собольи и оленьи».

3-ий рассказчик:

           Самыми надёжными друзьями человека в тундре являются собаки – лайки и олени. Олень – это основа жизни в тундре. Из оленьего меха шьют обувь, одежду, шапки и рукавицы, и всё это шьётся не нитками, а оленьими жилами, которые не бояться сырости и не рвутся.  Олень даёт вкусное мясо, чум покрыт оленьими шкурами, постели в чуме тоже из оленьего меха, он используется как транспортное средство. Ненцы уважают и любят своих верных друзей – оленей.

 4-ой рассказчик:

             Чтоб выжил человек в снегах и стуже,

             Чтоб был здоров и счастлив каждый день,

             Ему веками беззаветно служит

             Неприхотливый северный олень.

             Он мох копытит под метровым снегом,

             Любой мороз его не проберёт.

             Красив рогач в неутомимом беге –

             Бескрайней тундры вечный вездеход.

2-ой рассказчик:

            Тундра – это наш общий дом – наша Родина. Но у каждого из нас есть уголок, в котором мы можем погреться у семейного очага, получить совет. Это наш дом. У ненцев он особенный, это чум. Чум – одно из древних жилищ человека на земле. Зимой чум покрыт шкурами, летом – берестой. Его легко и быстро можно собрать и разобрать. Его легко перевозят на нартах. Ни один ветер не повалит чум, а дождь и снег будет скатываться с крутых стенок чума. Поэтому, даже зимой в чуме тепло и сухо.

            На шалаш чум похож,

            Только ростом выше,

            Не беда если дождь,

            Не промокнет крыша.

            Он стоит за бугром.

            Дверь, порог и стены

            Сделаны не топором,

            А из шкур оленьих.

4-ой рассказчик:

           Нарты у ненцев стоят возле каждого чума, это легковые, но прочные сани для оленьих упряжек. Нарты постоянно трудятся, на них перевозят различные грузы. Они тоже устают, вот почему иногда кажется, что они как живые уснули возле чума и видят сны.

            Нарты крепко спят у чума

            И. Наверно видят сны,

            Что они опять кочуют

            Тропкой тундровой весны.

 3-ой рассказчик:

            На нартах ненцы ездят и зимой и летом. Летом нарты скользят по траве, и часто бывает, что полозья у нарт бывают красными от ягод.

            А ягоды в тундре растут самые разные и очень вкусные – голубика, брусника, красная и чёрная смородина.

            Морошка, морошка.

            Тоненькая ножка.

            Ягода фонарик

            Сладостью одарит.

4-ой рассказчик:

           В нашем родном крае много озёр, маленьких речек, а самая большая и красивая река – Таз. В ней водится: муксун, щёкур, ряпушка, щука и царь-рыба осётр.

            Вот осётр по лодке  стукнул.

            Как корягой сучковатой,

            Нельму нежную – на кухню!

            Будет ужин пребогатый!    

Хорошо в чуме, тепло. А занимается чумом женщина, хранительница семейного очага. Все тундровички мастерицы шить красивую одежду и обувь, своё мастерство они передают своим девочкам. В орнаменте, который украшают отражение всей тундры с её реками и озёрами, животный и растительный мир. Посмотрите, вот «Заячьи ушки», «Медвежьи ушки», «Локоть лисы», «След медведя», «Крылья гуся».

            Ненецкие орнаменты красивы,

            В них все предметы Родины моей.

            Ты больше не найдёшь во всей России

            Таких цветков и сказочных зверей.

1 – рассказчик:

      Я люблю и горжусь нашим Ямалом. Здесь моя родина, здесь я родился и живу. Куда б ни уезжала всё равно возвращаюсь сюда. Тут мой отчий край! На всей земле нет такого простора, как в нашей тундре. Нет прекраснее нашего края.

А теперь давайте послушаем песню о Газ-Сале.

         Оглянитесь вокруг, вон оленята веселятся, вон птицы нас окликают, вон цветы всякие цветут, черника, брусника, морошка – ягоды поспевают, к нам на стол просятся. До чего же хорош пирог с северной рыбой! А солнце, у нас какое – полгода в глаза смотрит! А звёзды, у нас какие – словно из самого прозрачного льда ножом вырезали! А как небо зимой горит, всяким цветом переливается! Да я могу целый день о красоте тундры рассказывать! Но вы сами всё это должны разглядеть, и сердцем понять. В этой земле наши корни, здесь наша родина. И нет для нас дороже этой земли, прекраснее нашего Заполярного края.

            Всем спасибо, лакамбой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой край родной - Ямал"

Интегрированное занятие для детей 6-7 лет с учетом регионального компонента.Проводится в I полугодии учебного года....

эколого-краеведческая программа "Любимый край-родной Ямал"

Программа "Любимый край-родной Ямал"-результат творческого поиска педагогического коллектива МДОУ № 8 "Теремок"г. Салехарда и создана с целью ознакомления дошкольников  с природными богатствами Я...

Проект «Мой край родной Ямал» ( Профессии Ямала)

Тип проекта: Познавательно -творческийдолгосрочныйУчастники проекта: дети, родители воспитанников, педагоги.Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май)Интеграция образовательных област...

НОД "Мой край родной - Ямал"

Конспект НОД «Мой родной край — Ямал» «Одежда ненца»...

Мероприятие в рамках природоохранного социально – образовательного проекта «Эколята – дошколята» Проект «Любимый край – родной ЯМАЛ» Тема: «Растения северного края, под нашей защитой»

Лес, тундра, тайга, болота, реки и озёра – картины природы родного северного края.Но природа – это не только красота,  без которой не может обойтись человек, это дом для коренных жите...

Календарный план и конспекты занятий к программе «ЛЮБИМЫЙ КРАЙ – РОДНОЙ ЯМАЛ»

План включения в содержание образовательной работы регионального компонента. Занятия составлены для практической работы с детьми, в соответствии с целями и задачами календарного планирования...