Этапы профилактики агрессивных проявлений в поведении детей в условиях ДОУ.
статья

Каширина Дарья Владимировна

Теоретические аспекты проблемы агрессивных проявлений в поведении дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы профилактики агрессивных проявлений в поведении детей в условиях ДОУ.

 В дошкольном возрасте проявления агрессивности отражают слабую социализированность, отсутствие принятых коммуникативных навыков. В условиях ДОУ воспитатель и педагог-психолог является центральной фигурой в осуществлении профилактики агрессивных проявлений в поведении детей.

В теоретических аспектах проблемы агрессивных проявлений в поведении дошкольников существует достаточно большое количество различных концепций, объясняющих феномены этих явлений. К формам агрессивного поведения детей относят: физическую, вербальную, прямую, косвенную, инструментальную, враждебную.

Основными факторами, влияющими на проявление агрессивного поведения у дошкольников, являются особенности семейного воспитания; структура семьи; уровень эмоционального напряжения и фрустрации; соматические заболевания или заболевания головного мозга. Основные причины проявлений агрессивности в детском возрасте лежат в стремлении привлечь к себе внимание сверстников, получить желанный результат, быть главным, желание ущемить достоинство другого, чтобы подчеркнуть свое превосходство и защита, месть. Также были выделены психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение у детей. Среди них: сниженная самооценка, недостаточное развитие интеллекта, низкий уровень самоконтроля, неразвитость коммуникативных навыков.

Среди агрессивных детей выделяют три группы, которые различаются по частоте и жесткости агрессивных действий; по своим психологическим характеристикам, по своему статусу в группе сверстников: импульсивно-демонстративная, нормативно-инструментальная и целенаправленно-враждебная.

Профилактика является превентивной мерой в предупреждении нежелательных тенденций в поведении детей. Основные формы профилактики агрессивности заключаются в обучении агрессивных детей способам саморегуляции, умении владеть собой, обучении дошкольников приемлемым способам выражения гнева, в отработке навыков общения в конфликтных ситуациях, а также в формировании таких качеств как эмпатия и доверие. К методам профилактики и преодолении агрессивного поведения детей   относят игротерапию, сказкотерапию, арттерапию, психогимнастику, подвижные игры. Основной задачей в работе с агрессивными дошкольниками  является формирование чувств общности с другими, желание видеть и понимать сверстников. Профилактика проводиться в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На первом этапе работа с помощью диагностических методик «Структурализированное наблюдение» Романова А.А., анкеты для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М, а также бесед с родителями и педагогом-психологом, выявляться дети с уровнем агрессивности.

На втором этапе разрабатывается комплекс профилактических мероприятий с использованием игр, упражнений, разработанных Е.К Лютовой, Г.Б.Мониной, Н.Л.Кряжевой. Также взаимодействие с родителями, которое проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме. Консультации, родительские собрания в традиционной и не традиционной форме, памятки.

По завершении проведения всех профилактических мероприятий проводится повторное диагностирование, которое показывает динамику уровня агрессивности детей и показывает эффективность подобранных методик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика агрессивных проявлений в поведении старших дошкольников в условиях ДОУ

Цель работы - выявление форм и методов работы по профилактике агрессивных проявлений в поведении старших дошкольников в условиях ДОУ....

«Методы и приемы управления поведением детей в условиях пребывания в детском саду».

«Методы и приемы управления поведением детей в условиях пребывания в детском саду»....

консультация для педагогов и родителей "Использование нестандартного физкультурного оборудования из предметов домашнего обихода для профилактики нарушения функций ОДА у детей в условиях детского сада и семьи"

в статье рассказано о способах профилактики нарушения функций опорно-двигательного аппарата у детей в условиях детского сада и семьи средсвами нестандартного физкультурного оборудования, которое можно...

Консультация для педагогов" Профилактика и коррекция неконструктивного поведения детей дошкольного возраста".

В материале указываются причины и типы неконструктивного поведения детей дошкольного возраста. Даны игровые технологии коррекции неконструктивного поведения  детей....

Воспитание основ культуры поведения детей в условиях предшколы посредством сюжетно – ролевых игр

Наше государство делает сегодня одно из самых ценных вложений капитала – вложение в образование молодого подрастающего поколения. В связи с этим наметилось немало положительных тенденций в систе...

Игровые технологии профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста

В данном документе представлена консультация для родителей-дошкольников. Как предотвратить и  скорректировать отклоняющее поведение....

Коррекция и профилактика агрессивных проявлений в поведении у детей младшего дошкольного возраста

Данная программа направлена на оказание помощи детям, имеющим нарушения в эмоционально-волевой сфере, а именно – повышенный уровень агрессивности. Поведение этих детей характеризуется драчливост...