Статья на тему: Сказкотерапия как средство профилактики и негативных проявлений в поведении детей дошкольного возраста
статья
Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции негативных проявлений в поведении детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО: Никифорова Оксана Алексеевна
Должность: Учитель-логопед
Место работы: МКДОУ Венгеровский детский сад №4
Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции негативных проявлений в поведении детей старшего дошкольного возраста.
Само слово Сказкотерапия, в психологии обозначает метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. Инструментом терапии выступает сказка, позволяющая через анализ действий героев проследить особенности поведения и поступков, разобрать конкретную жизненную ситуацию.
Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции негативных проявлений в поведении детей дошкольного возраста позволяет:
- Установить контакт с ребёнком и создать комфортную среду, соответствующую возрастным особенностям.
- Соотнести себя с героями литературного произведения и сопереживая их приключениям, ребёнок получает возможность испытать чувства: страха, радости, обиды и т. д.
- Помочь ребёнку преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, раскрыть способности и внутренний мир.
- Способствовать эмоциональному развитию.
- Помочь ребенку анализировать и принимать решения самостоятельно.
- Получить образец поведения в различных ситуациях.
Детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя, используя ситуации и образы в сказке.
На сегодняшний день сказкотерапия является одним их основных средств воздействия, применяемого с целью коррекции и профилактики негативных проявлений в поведении детей старшего дошкольного возраста. Данный метод работы можно использовать, начиная с раннего детства. Возможности сказкотерапии заключаются в том, что она позволяет выявить внутренние и внешние состояния ребенка. Главная особенность сказки состоит в том, что сказка — это выдуманная волшебная история со счастливым завершением. Она позволяет передавать опыт, умения, навыки, помогает ребёнку понять, где добро, а где зло. Главное достоинство сказкотерапии как метода заключается еще и в том, что ядром любой сказки является метафора. Именно она является средством психологического воздействия. Точность и глубина метафоры определяет эффективность коррекционных методов в работе с детьми. Данный метод психокоррекции основывается на том, что выдуманная история несёт в себе скрытый смысл решения сложных проблем. Чтение сказок помогает ребёнку преодолеть жизненные трудности, найти выход из сложных ситуаций;
Сказкотерапия эффективна как помощь при различных нарушениях поведения ребёнка дошкольного возраста, которые заключаются в желании ребенка привлечь к себе внимание различными способами; когда ребёнок хочет взять всё под свой контроль; при желании ребенка отомстить; как средство снижения страхов, желание избежать неудачи.
В своей практике использую не только чтение сказок и анализ ситуаций, но и инсценировку.
Чтение сказки развивает умение слушать и представлять яркие образы. Ребенок мысленно примеряет роль и манеру поведения героя. Под руководством взрослого он делает вывод о том, что все трудности делают людей мудрее и сильнее. Постепенно ребенок начинает понимать и осознавать то, что вознаграждается тот герой, который проявил свои лучшие качества и прошёл через все испытания, а персонаж, который совершал плохие поступки, осуждается окружающими. На занятии дети обсуждают это и делают свои выводы.
Метод инсценировки позволяет перевоплотиться в героя и пройти его путь, тем самым делая вывод о его поступках. Это позволяет развивать не только коммуникативные навыки, но и эмоциональную сторону ребенка. Ребенок учится контролировать свои негативные эмоции и находить контакт со сверстниками.
С введением сказкотерапии в образовательный процесс детей старшего дошкольного возраста, изменилось их отношение к сверстникам, во время игр дети стали уступать друг другу и проявлять заботу, общение между детьми стало спокойнее без истерик и агрессии. Появилось умение совместно играть в сюжетные ролевые игры и помогать друг другу. Сказкотерапия способствует развитию коммуникативных и интелектуальных способностей ребенка, а так же развитию речи, воображения, памяти, эмоциональной сферы.
На занятии дети учатся описывать героев сказок, предметы, явления природы и т.д. используя слова из произведения, что активизирует и увеличивает словарный запас ребенка
Анализ сказки позволяет выделить те качества характера, которые присуще положительным героям. Каждый ребенок обращает внимание на свои поступки и невольно задумывается о правильности своих действий.
Многочисленные исследования сказкотерапии как метода психокоррекционной работы позволяют сделать вывод о том, что в процессе знакомства со сказками и проигрывания сюжетов ребёнок начинает понимать, что даже в трудной ситуации можно найти выход, только его нужно поискать. Во-вторых, ребёнок усваивает правило: чтобы преодолеть трудности нужно искать пути решения и обращаться за помощью. Мы обратили внимание на то, что большое значение при осуществлении психолого-педагогической коррекции поведения у детей дошкольного возраста, имеет сказкотерапия, которая предполагает проигрывание детьми эпизодов сказок. А именно позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей. Таким образом, сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми с нарушением поведения является весьма эффективным. Сказки развивают в ребёнке доброту, отзывчивость, контролирует эмоционально-нравственное развитие ребёнка. Для ребёнка сказка является особой реальностью. Сказочная форма изображения этих явлений доступна для понимания ребёнка, но при этом сохраняет подлинный нравственный смысл. Сказка формирует фундамент нравственности, которые остаются с нами на всю жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста"
Статья на тему "Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста"Выполнила: воспитатель старшей группы № 11 Фалина Ирина Сергеевна.Цель статьи : познакомить педагогов...
Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста
О пользе занятий по плаванию для позвоночника. Какие упражнения принменяются на занятие....

Консультация для воспитателей и родителей «Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»
Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста. Агрессия - это мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в общес...

«Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»
консультация для воспитателейАгрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели....

Статья на тему ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАКУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной статье рассматриваются особенности влияния медиакультуры на формирование негативных черт личности детей в дошкольном возрасте....

Нейрофитнес как средство профилактики нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста
Одним из эффективных способов коррекции нарушений, способствующих правильному формированию осанки и стопы у детей дошкольного возраста является нейрофитнес. То есть, комплекс специальных игр и упражне...

Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста
Сказкотерапия - это современное направление прикладной психологии, направленное на решение различных проблем с помощью сказки. Сказку можно подобрать под любую сложную ситуацию, в игровой форме ...