Опыт работы «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
материал

Кузина Людмила Ивановна

Актуальность данной темы обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, в природе, ухудшением состояния здоровья дошкольников, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ. Вот почему меня заинтересовал этот вопрос. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_obzh_dou.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Актуальность данной темы обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, в природе, ухудшением состояния здоровья дошкольников, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ. Вот почему меня заинтересовал этот вопрос. Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять беспрекословно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. А чтобы детям было интересно воспринимать данные правила педагог должен быть сам с ними знаком, уметь преподнести материал доходчиво, соответственно возрасту, эмоционально, постепенно вовлекая детей в мир азбуки безопасности.

Определив тему, я наметила главную цель работы: обучение ребенка правильному поведению дома, на улице, на дороге, в транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми, колюще-режущими предметами, животными и ядовитыми растениями; становление у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни.

Исходя из этого мною были поставлены задачи:

1. Изучить и проанализировать имеющуюся литературу по данной теме.

2. Ознакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях.

3.  Обогащать представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.

4. Развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.

5. Формировать у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни, знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Изучив литературу, я пришла к выводу, что формирование сознательного поведения - это процесс длительный. Работа по обучению основам безопасности должна быть систематичной. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия. Дети должны получить систематизированные знания, ощутить себя частью окружающего мира.

Работу с детьми по ознакомлению с правилами безопасности я начала с обеспечения материально-технической базы, которая соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования. В группе создан, оснащен и пополняется центр «Уголок безопасности», в котором в достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры и др. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.  

 Все виды деятельности с детьми подразделены на разделы:

• «Один дома»;

• «Будем здоровы»;

• «Другие люди – кто они»;

• «Мы и природа».

 • «Азбука дорожного движения»;

В разделе «Один дома» знакомила детей с предметами домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для них. Используя тематические беседы, рассматривание иллюстраций, изготовление макетов, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций. Большое значение уделяла ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности. Благодаря дидактической игре «Опасная ситуация» у детей сформировались представления о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещается. Закрепили номера служб спасения 01, 02, 03, 04. Каждый ребёнок выступал в роли оставленного дома ребёнка.

Проводила беседы: «Наши помощники-электроприборы!», «Острые, колючие!», «Запомните детки, таблетки - не конфетки!». Практические занятия «Учимся правильно вырезать», «Заправляем иголку ниткой».

Одним из направлений работы «Будем здоровы» является валеологической культуре и привитие стойких культурно — гигиенических навыков. Разобрались в игровой форме, в том, что происходит в организме человека. В ходе занятий: «Чтобы глаза видели, а уши слышали», «Чтобы здоровой была кожа» дети поняли биологический смысл основных гигиенических процедур. В работе по данному блоку совместно с детьми выявляли значимость движения для здоровья, пользу подвижных игр и занятий спортом.

Раскрывая направление «Другие люди – кто они?» старалась дать детям понятие о незнакомых людях, какие опасности их подстерегают при контакте с незнакомцами, выработать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях. Благодаря инсценированной ситуации у дошкольников сформировалось представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. А инсценировка «Приключения колобка» помогла детям понять, что приятная внешность незнакомого человека может быть обманчива и не всегда означает его добрые намерения. Вместе с детьми рассматривали иллюстрации и учились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность и правильно реагировать в таких случаях.

Очень интересно проходили мероприятия по блоку «Мы и природа», на занятии «Путешествие в природу», мы отправились в сказочное путешествие, в котором учились ответственному и бережливому отношению к природе, придумали и изготовили запрещающие знаки. Все эти правила, мы разучили в стихотворной форме, способствовало быстрому их запоминанию. В ходе этих занятий закрепили знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, ядовитых растениях уточнили, что можно употреблять в пищу, а что нельзя. В ходе занятий «Зимние забавы» закрепили знания детей о поведении о правилах безопасности  зимой на улице. На занятии «Кошки и собаки – наши друзья» у детей сформировалось представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными.

В блоке «Азбука дорожного движения» мало изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов важно научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является экскурсии и игры-занятия. Интересной формой закрепления знаний о правилах дорожного движения являются вечера-развлечения: «Волшебная страна Светофория», «Красный, желтый, зеленый», «Юный регулировщик». Играя и одновременно практикуясь, дети прочно усваивают правила дорожного движения. После того, как были усвоены правила для пешехода, начали использовать игры с использованием напольного макета с детскими велосипедами, самокатами, машинками. Здесь с помощью игровых транспортных средств во время игр, досугов дети узнают, что означают некоторые дорожные знаки, и знакомятся с правилами движения и безопасного поведения в окружающей обстановке. Работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников. С их помощью были изготовлены атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр: нагрудные знаки, жезл, шапочки.

Итог проведенной мною работы я считаю хорошим. Главная цель достигнута - первоначальные знания у детей сформированы, имеются знания дорожной азбуки и культуры поведения на дороге и в транспорте, развиты представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, сформированы навыки жизнесберегающего поведения. Самым главным результатом в работе с детьми стало то, что они осознали, что главным для человека является его жизнь и здоровье, поэтому их нужно беречь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...

Материал к методическому объединению для воспитателей средних групп Тема: Опыт работы «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».

Материал к методическому объединению для воспитателей средних группТема: Опыт работы «Формированиеоснов безопасности  жизнедеятельностиу детей дошкольного возраста»....

Организация системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется как одна из главных проблем человечества.  Каждый человек, и взрослый, и ребёнок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуаци...

"Презентация опыта работы" «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

Пояснительная записка«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью.Б...

Обобщение опыта педагогической работы "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастаю...

Опыт работы на тему «Формирование основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».

Безопасность жизнедеятельгости в совпременном мире является одной из центральных проблем человечества....

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста и ИКТ» (из опыта работы)

Использование информационно-коммуникационных технологий несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей, дает преимущество для формирования теоре...