Самообразование по теме: "Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности с применением ИКТ."
материал (младшая группа)

Лекарева Галина Алексанровна

Для большей заинтересованности детей я сочетаю традиционные методы и применение ИКТ, что позволяет мне преподносить материал более ярким и эмоциональным. Все это может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Так требование  ФГОС ДО определяют потребность педагога в овладении и использовании ИКТ в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_lekareva_20-21.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию.

Тема: развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности с применением ИКТ.

Лекарева Г.А.

2020г

Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности с применением ИКТ.

Если двое разговаривают,

 а третий слушает их разговор,

 – это уже театр.

Развитие речи ребёнка в первые годы жизни играет первостепенную роль. Овладение ею перестраивает процессы мышления, памяти, восприятия, совершенствуя все виды детской деятельности и «социализацию» ребёнка.

Одним из эффективных средств формирования творческой сущности личности А.Л.Гайжутис, Э.В.Ильенков, В.А.Панпурин, В.Н.Силаков и др. называют искусство, влияние которого особо значимо на этапе, адаптивного жизнетворчества /дошкольный и младший школьный

возраст/. Данный возрастной период сензитивен, прежде всего, к изобразительному и театральному видам искусства /Л.С.Выготский/.

Уникальность самостоятельного сценического творчества заключается, в свою очередь, в возможности многоуровневого раскрытия сущности, психофизической природы человека, выступающих одновременно объектом и инструментом творчества /Л.С.Выготский; А.А.Брян-

цев, Н.И.Евреинов, К.С.Станиславский,  Е.К.Чухман и др..

Процесс развития творческого потенциала у каждого ребенка

имеет индивидуальный темп и особенности. Совокупность личностных

проявлений и реакций на каждом из выделенных этапов цикла развития творческого потенциала под влиянием использования средств

театрального искусства находится в прямой зависимости от типа индивидуально-психической ориентированности и особенностей само-

отношения /самооценки/ индивида. 

Одним из самых распространенных видов творчества является театральная деятельность. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество. Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности. Театрализованную деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста рассматривали такие ученые как Л.В. Артемова, Н.Ф. Сорокина, Э.Г Чурилова, Е. А. Флерина и др. Следует признать, что не всегда знания, умения и навыки, приобретённые детьми, способны сформировать компетенции, необходимые в самостоятельной деятельности. Возникает проблема создания творческой среды, творческого процесса, в котором «проживают» будущие успешные дети. Главной педагогической целью становится свободное самовыражение ребёнка, формирование лидерских качеств, формирование творческого мышления при помощи художественно-выразительных средств. Реальная театрализованная активность дает богатейшее поле для креативного проявления деток. Занятия по театрализованной деятельности имеют свою специфику. Они должны быть эмоциональными, яркими. Помочь в этом может сочетание традиционных методов и применение информационно - коммуникационных технологий (ИКТ). Требования Федерального государственного образовательного стандарта Дошкольного образования (далее ФГОС ДО) определяют потребность педагога в овладении и использовании ИКТ в практической деятельности. При этом компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его. Использование ИКТ в театрализованной деятельности развивает у детей дошкольного возраста воображение, фантазию, внимание, самостоятельность, вызывает желание заниматься данной деятельностью не только во время организованных занятий, но и в повседневной деятельности.

Я обратила внимание на то, что большая часть детей скованны, мало эмоциональны. Есть дети, которые вообще не принимают участия в играх. В соответствии с ФГОС ДО одной из задач дошкольного образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

Работа по развитию творческих способностей дошкольников в

театрализованной деятельности с применением ИТК будет эффективнее при комплексном использовании приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности, что является актуальным не только для психологической науки, но и для педагогической практики.

Моя цель работы - это развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности с применением ИКТ.

Перед собой я ставлю такие задачи:

  • Интеграция театральной деятельности в повседневную жизнь детей.
  • Совершенствование артистических навыков детей: умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, умение пользоваться разнообразными жестами, речевое дыхание, артикуляцию, дикцию.
  • Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
  • Воспитывать культуру поведения в театре, уважение к сценическому искусству, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Для современного человека очень важно уметь пользоваться цифровыми технологиями. Это дает невероятные возможности для хранения, передачи и поиска информации. Компьютер входит в жизнь ребёнка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Использование информационно-компьютерных технологий в педагогической практике открывает новые возможности для развития детей.

В содержание театрализованной деятельности с использованием ИКТ включаю:

• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

• игры-драматизации;

• упражнения для социально-эмоционального развития детей;

• упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

• упражнения на развитие детской пластики;

• пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;

• упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

• театральные этюды;

• подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок

Для каждого возраста используют различные виды театров.

Младшие группы.

1) Настольный театр (резиновых игрушек, дымковской игрушки, конусной игрушки, крупной и мелкой игрушки, кукол, вязаной игрушки).

2) Драматизация в шапочках.

3) Драматизация в костюмах

Практическая часть.

Пантомима.

1. Показать как падает снег;

2. Как ходит тишина;

3. Наездник на лошади;

4. Поросёнок в луже.

Мимика.

1. Я ем лимон;

2. Лампочка потухла, лампочка зажглась;

3. Встретили хорошего знакомого;

4. Показать как кошка выпрашивает колбасу.

Театральные этюды.

1. Берём снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.

2. Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо предупредить (рычание).

3. Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.

4. Корова, тщательно пережёвывающая первую весеннюю травку. Спокойно и с наслаждением.

Игра «Пантомима»

(одна команда показывает, другая – отгадывает)

1 команда – арбуз, телевизор, жук;

2 команда – книга, ворона, плеер.

Интерактивная игра «Кукольный театр»

Кукловод и кукла (люди). Кукловод делает движения руками куклы – человека, кукла должна угадать, что делает кукловод, и рассказать о своих впечатлениях.

ВЫВОД

Именно педагоги являются посредниками между ребёнком и миром, вольно или невольно воспроизводя в субъектах образовательного процесса тот или иной тип позиции человека в мире. Не трудно представить, что современный педагог должен быть духовно богатой личностью, творческой индивидуальностью, обладать профессиональной компетентностью, владеть всем арсеналом традиционной и инновационной психолого-педагогической и специальной технологией. Педагог является всегда примером для подражания, его мимика, голос, взгляд и жест ребёнок считывает и понимает без лишних объяснений и указаний. Формирование лидерских качеств в театрализованной деятельности проявляется в передаче персонажа или героя сказки и в этом нам незаменимо помогает ИКТ.  Педагог при этом должен во время поддержать, похвалить ребёнка, быть проницательным. Лидерские качества самого педагога проявляются в поисках нового, в проявлении инициативы и поддержки инициативы детей. В процессе театрализованной деятельности с использованием ИКТ  предоставляются большие возможности для раскрытия творческого потенциала ребенка, его самовыражения, создаются условия для развития творческой направленности и раскрытия творческого потенциала личности.

Перспективный план работы на 2020-2021 учебный год.

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

Формы работы

Практические выходы

I.Диагностический

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3.Изучение и анализ  методической литературы, методик и технологий педагогов в Интернете по проблеме и имеющегося опыта.

Август- сентябрь

Работа в интернете.

Изучение литературы.

II.Прогностический

1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

4. Разработка  проекта «Здравствуй, театр!» определение целей и задач проекта, прогнозирование результатов.

Сентябрь -октябрь

Анкетирование, опрос родителей.

Планирование деятельности с детьми, родителями по теме.

Составление  проекта «Здравствуй, театр!»

Анализ анкет.

III.Практический

1. Внедрение передового практического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.

2. Формирование методического комплекса.

3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

4. Корректировка работы.

5. Обсуждение с родителями реализации проекта «Здравствуй, театр!»

6. Реализация проекта «Здравствуй, театр!».

Ноябрь-март

Осуществление запланированных мероприятий:

  1. Родительские собрания-студии, консультации.
  2. Участие родителей в реализации проекта «Здравствуй, театр!»,
  3. Педагогические беседы с родителями.
  4. Информационные листовки.
  5. Пополнение ППРС группы

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

IV.Обобщающий

1.Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме.

3. Представление материалов.

Апрель- май

Анализ проведенной работы.

Динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей.

День открытых дверей для родителей

V.Внедренческий

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение опыта.

В течении года

Представление опыта для педагогического сообщества (ДОУ, города, сайт группы.)

Информация на сайте группы.

Выступление на ГПС.

Видео на сайте «ютуб» с выступлениями детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

План профессионального самообразования воспитателя старшей группы.Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».Цель:повышение ...

План работы по самообразованию « Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность».

План работы по самообразованию « Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»....

Выступление по теме: Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связан...

Самообразование«Творческие способности детей через театрализованную деятельность».

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮТЕМА: «Творческие способности детей через театрализованную деятельность».                          ...

Презентация на тему: " Развитие художественно - творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности"

материал выполнен для зачётной работы в период курсов повышения квалификации музыкальных руководителей ДОУ....

Программа по самообразованию «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Театрализованная деятельность – один из распространённых видов детского творчества. Именно способность ребёнка к подражанию оказывает позитивное влияние на...