Формирование представлений о Великой Отечественной войне у детей дошкольного возраста
консультация

Будина Елена Николаевна

В статье представлены рекомендации о том, как доступно детям объяснить, что такое День Победы, почему мы так свято к нему относимся, почему нам нельзя его забывать. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения – г. Семилуки Воронежской области

Формирование представлений о Великой Отечественной войне

у детей дошкольного возраста

Будина Е. Н.,

                                                                                             воспитатель      

2020 год

Формирование представлений о Великой Отечественной войне

у детей дошкольного возраста

Пусть громы войн уступят песням  лир,
И на Земле утихнут злые битвы,
И будут в каждом доме - Хлеб и Мир,
А в каждом сердце – тихая молитва...
 (И. Бирулин)

 День Победы является одним из самых почитаемых праздников в нашей стране.            

 Мы помним историю и чтим память погибших за мир, в котором мы живем и благодарны им за светлое мирное небо. Ни в коем случае нельзя забывать, какой ценой был завоеван мир и возможность спокойно растить своих детей. Ради памяти воинов, ради тех, кто пережил в свои детские годы лихолетье военной поры и послевоенные годы, ради тех малышей, которые только родились и начинают свою жизнь, мы обязаны знать историю тех великих лет. Знать и передавать из поколения в поколение.                                              

А что знают наши дети о событии, которое изменило судьбу всего мира? Понятия «мир» и «война» постигаются и формируются всю жизнь человека, постепенно наполняясь различными содержательными и эмоциональными гранями. А первые представления и чувства закладываются в дошкольном возрасте, закладывается фундамент личности. Поэтому, задача педагогов и родителей не только развивать у детей познавательные способности, умение мыслить и анализировать, но и донести до них важные исторические моменты нашей истории.

Как же доступно детям объяснить, что такое День Победы? Почему мы так свято к нему относимся? Почему нам нельзя его забывать? Почему это радостный праздник «со слезами на глазах»? Как глубоко и точно слова из известной песни передают всю глубину и противоречивость этого дня: искренняя радость праздника и ощущение счастья! И горечь слез, которые разрывают душу, подступают к горлу и наворачиваются на глаза помимо нашего желания. Почему это происходит?

Ощущение радости и счастья дарит нам мир, который принесла великая Победа. Мир – это счастье, веселье, покой, радость, это великая ценность, которую необходимо оберегать и сохранять. Мир – это жизнь!

Горечь слез вызывает война, которая обрушилась на народ. Война – это тревога, страх, слезы, горе, отчаяние, голод, постоянный душевный надрыв и смерть. Война – это страшная беда, которая не совместима с жизнью!

Ознакомление ребенка с этим праздником нельзя начинать с простых исторических фактов и назидания, что это нужно знать, помнить и ценить. Это маленькие дети, их нельзя заставить любить и чувствовать. Тут необходимо выйти на уровень чувств. Ребенку интереснее узнать историю, если она начнется с истории его прабабушек, прадедушек, которые принимали участие в войне или были свидетелями. Легче воспринимается то, что ближе и роднее. Сложные, интенсивные процессы формирования детской психики, формирование их мировоззрения и образа мира показывают, что в этом возрасте важно не перегрузить ребенка сложной, эмоционально тяжелой информацией, связанной с понятием «война».

Поводом для начала такой беседы может как раз стать праздник Дня Победы. Очень хорошо, если ребенку заранее рассказать историю этого праздника, рассмотреть фотографии в семейном альбоме, а потом, как закрепление сказанного, вместе пойти на праздничное мероприятие, возложить цветы к памятнику павшим воинам, постоять у Вечного огня, вручить цветы ветеранам, пришедшим на этот праздник. Яркие события останутся в памяти ребенка.

Конечно, за один раз, два и три невозможно рассказать о войне, чтобы ребенок понял значимость победы. Это нужно рассказывать ребенку не один год. И не только перед праздником. История семьи, рассматривание семейного архива, чтение художественной литературы, прослушивание песен о мире и войне – это то, о чем не следует забывать.

Понятие «победа» для ребенка должно состоять в том, что люди победили войну, потому что защищали свою страну и хотели жить в мире. За мир часто приходится воевать. Часто мир приходит благодаря тем, кто не жалеет своей жизни ради своих близких, детей и мы всегда в долгу перед ними.

К сожалению, взрослые не всегда сами искренни в своих эмоциях и чувствах, связанных с Великой Отечественной войной. А передать другому то, что сам не чувствуешь, невозможно. Педагоги, работающие в ДОО, к счастью не знают, что такое война. Но это не означает, что мы не можем прочувствовать горечь и боль этого понятия. Мы обязаны это чувствовать! Это мы, взрослые, в первую очередь должны содрогаться при слове «война»! Войны развязываются не детьми, а взрослыми людьми. Поэтому формирование у маленьких детей сложных понятий «мир» и «война» идет опосредованным путем: через душу взрослого в душу ребенка.

В дошкольных учреждениях педагоги уделяют много внимания беседам с детьми о войне, читают стихи, рассказы о военной поре, проводятся торжественные мероприятия.

Я хотела бы поделиться с коллегами некоторыми формами работы  по формированию и развитию представлений о Великой Отечественной войне у дошкольников. В разных возрастных группах формы работы отличаются.

Вторая младшая группа: краткосрочный проект «Великая Отечественная война глазами детей», коллективная работа «Тюльпаны для ветеранов», итоговое мероприятие проекта праздник «День победы». Главное,  на что обращала внимание, День Победы – это праздник, цветы, салют, все люди радуются. В мероприятии участвовали родители.

В средней группе я заметила интерес родителей и детей к этой теме. Тема сложная, не хочется повторений – поэтому я решила опять же большее внимание уделить празднованию Дня Победы, расширяя и обогащая знания детей. Так пришла идея проведения парада. Большую помощь оказали родители воспитанников (изготовили флаги, разучили с детьми стихотворения). Майор Боев Е. А. (папа воспитанника) согласился выполнить роль командующего парадом. Использовала слайды и фрагмент видео «Священная война» для поддержания интереса и расширения знаний.

В старшей и подготовительной к школе группах дети участвовали в литературно-музыкальных композициях. Совместно с родителями и воспитателями дети изготавливали поделки, посвященные празднику Победы. Мы посещали музей воинской и трудовой славы Семилукского района. Директор музея Аксеев Г.Н. провел для нас экскурсии, рассказал о подвиге нашей землячки Щеголевой П.И., о «Девицких орлятах», что оставило неизгладимое впечатление у детей. Накануне 9 мая мы с детьми и родителями ходили на возложение цветов к «Братской могиле». Очень запомнились детям «Письма ветеранам» (несовершеннолетним узникам Кульневой М.В. и Ушковой В.М.). Вместе с детьми мы продумывали текст писем и оформляли поздравительные открытки. Дети с удовольствием участвовали в конкурсах рисунков, посвященнных Великой Отечественной войне «Они сражались за Родину», «Мы этой памяти верны». Светличная Валерия заняла 3 место и награждена Почетной грамотой Воронежской областной общественной организации ветеранов боевых действий «Патриот».  

Такие моменты остаются в памяти, а их осознание и понимание обязательно придет.

Все мы понимаем, как сложно рассказывать детям о войне. Но это важно и значимо! Без знания, понимания и переживания этих страниц нашей истории невозможно воспитать настоящего патриота и гражданина России!

 Это наше общее дело - воспитать граждан страны, которые помнят свою историю и вырастут достойной сменой! 

Использованные материалы:

http://www.d19116.edu35.ru/70-let-velikoj-pobedy/193-radi-zhizni-na-zemle 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предме...

«Формирование представлений о пространственных отношениях у детей дошкольного возраста с использованием дидактических, развивающих игр и игровых упражнений»

Задачи ведущего направления:Закреплять умение отличать и называть правую и левую рукуРаскладывать предметы, игрушки правой рукой слева направоУчить детей ориентироваться «на себе», от «себя»Учить дете...

Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста

Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста...

Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста

Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста...

«Особенности формирования представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность».

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувст...

Обобщенный опыт работы по теме: "Формирования представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста"

Представлен обобщенный опыт работы по "Формирования представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста" в младшем, среднем, старшем дошкольном возрасте....

Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическте игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей. В играх с предметами дети учатся ср...