Консультация для родителей "Своевременно развивайте речь детей"
консультация

Семенюк Людмила Петровна

Консультация для родителей "Своевременно развивайте речь детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для родителей286 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления речевого развития дошкольников:

  • Развитие словаря;
  • Грамматический строй речи.

Развитие словаря.   

Расширение и активизация словарного запаса происходит на основе углубления представлений дошкольников об окружающей действительности. Именно поэтому необходимо много рассказывать и показывать детям, водить их на экскурсии, проводить наблюдения, рассматривать отдельные объекты и предметы. В семейном кругу желательно рассказывать ребёнку (просматривая фотоальбомы) о его родственниках: где живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они ему приходятся. Очень любят дети рассказы близких об их работе или учёбе; о тех людях, которые их окружают; об их детстве и играх, в которые они играли.

Для активизации в речи детей слов, обозначающих качества и свойства предметов, следует дома в различных видах детской деятельности (трудовые поручения, самообслуживание, изобразительная деятельность, художественный труд, наблюдения и т.д.) рассказывать и показывать ребёнку различные качества (лёгкий, тяжёлый), признаки (пластмассовый, металлический) и свойства (тонет, плавает) предметов рукотворного и природного мира.

В повседневной жизни (например, при посещении разнообразных магазинов, во время прогулок) или через игровые упражнения можно закреплять и расширять обобщённое значение понятий: овощи, фрукты, посуда, одежда и пр. Например, игровое упражнение  «Путешествие»: «Мы собираемся на Север. Там очень

холодно. Нам понадобятся меховые шубы, шапки,

вязаные шарфы, толстые брюки. Как это называется

 (Одежда.) Какая это одежда? (Тёплая или зимняя.)

  Собираясь в путешествие, мы должны с вами подумать о продуктах питания. Это крупы, консервы. А ещё яблоки, бананы, апельсины, груши. Как это можно назвать одним словом? (Фрукты.) Обязательно захватим картофель, свёклу, морковь. Как называются эти продукты? (Овощи.)».

       После просмотра фильмов, прослушивания сказок следует предложить ребёнку подобрать глаголы, раскрывающие действия понравившегося ему персонажа. Можно проводить специальные игровые упражнения для подбора глаголов действий, осуществляемых одним действующим лицом или персонажем («Кто что будет делать?»: мама – готовить ужин, накрывать на стол, мыть посуду, пить чай, смотреть телевизор; папа – помогать маме, читать книгу, разговаривать по телефону; брат – делать уроки, слушать музыку, играть в шашки; я – помогать маме, и папе, играть, рисовать, кушать, умываться, ложиться спать. «Что делает зайчик?» (действия с игрушкой): зайка прыгает, бегает, резвится, прячется и т.п.).

        Через простые игры типа «Мальчик (девочка) Наоборот» легко и весело вводятся в словарный запас ребёнка и закрепляются простые антонимы (слова с противоположным значением). Причём в старшем дошкольном возрасте детей необходимо упражнять в умении подбирать антонимы к словам относящимся к разным частям речи (существительным: день – ночь, зима – лето, мороз – жара, встреча – расставание и т.п.; прилагательным: весёлый – грустный, сладкий – горький, мокрый – сухой, высокий – низкий, и т . п.; глаголам: бежать – стоять, класть – брать, строить – ломать, говорить – молчать, печалиться – радоваться и т.п.; наречиям: далеко – близко, жарко – холодно, светло – темно и т.п.).

Грамматический строй речи. 

Развивая грамматический строй речи ребёнка, родителям следует    обратить   внимание   на   правильное  употребление

предлогов, выражающих пространственные отношения. Правильное владение пространственными предлогами не только способствует закреплению

  умений ребёнка ориентироваться в пространстве, но и упражняет его в умении распространять простые   предложения,      пользоваться      более       сложными

       конструкциями предложений. К тому же умелое владение

пространственными предлогами является необходимым условием в процессе подготовки к обучению грамоте, т.к. навыки чтения и письма тесно связаны с пространственно-временной ориентировкой. Для этого в повседневной жизни создаются специальные житейские и игровые ситуации, позволяющие упражнять детей в правильном употреблении предлогов; в умении действовать в соответствии со словесной инструкцией, содержащей изучаемые предлоги. Приведём пример.

Житейская ситуация. Во время уборки игрушек обратить внимание детей на то, куда «разбежались» игрушки (что где находится): кубики лежат на полу; зайчик спрятался за шкаф; машина заехала под стол и т.д. Предложите детям расставить по местам (кубики сложить в коробку; зайчика посадить между куклой и медведем; машинку поставить на полку и т.д.) или предложите убрать игрушки, а затем спросите: «Что ты убрал? Куда поставил (положил)?».

Игровая ситуация. «Собираем пирамидку»: взрослый прячет кольца от пирамидки в разные места по комнате и предлагает найти их по подсказке («Синее кольцо (или самое большое кольцо) лежит в шкафу под тарелкой. Красное кольцо лежит на полке между книгами» и т.д.).

Для закрепления умений ребёнка употреблять имена существительные во множественном числе желательно систематически предлагать ему игровые упражнения типа «Волшебник».

Прикосновением волшебной палочки (карандаша, который даётся ребёнку) всё увеличивается в количестве: был один стул – стало много стульев; была одна тарелка – стало много   тарелок; был один конь – стало много коней; было одно окно –

 стало много окон и т.д. С помощью волшебной палочки всё

 может исчезать: были кони, и нет коней; были шторы, и нет

 штор; были яблоки, и нет яблок (тарелка без яблок,

    окна без штор и т.п.). В одном случае ребёнок

упражняется в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?). 

Детям очень нравится играть с близкими в следующие игры: «Командир» (ребёнок отдаёт приказы, а взрослый их выполняет); «Великий Нехочуха» (взрослый предлагает ребёнку и его друзьям-игрушкам что-либо сделать, а ребёнок от своего имени и от имени игрушек отказывается, употребляя глагол «хотеть»: не хочу спать, мишка не хочет прыгать, машины не хотят ехать, мы не хотим смотреть телевизор и пр.); «Спор с Нехочухой» (взрослый: «Я не хочу есть». Ребёнок: «А я хочу есть». Взрослый: «Зайчик не хочет петь». Ребёнок: «Зайчик очень хочет петь». И т. п.). так незаметно для себя ребёнок учится пользоваться глаголами в повелительном наклонении и спрягать глагол «хотеть».

При закреплении умения образовывать глаголы с помощью приставок желательно использовать наблюдения за действиями игрушечных персонажей, других людей (шёл – зашёл – вышел – перешёл – ушёл; лез – залез – вылез -  перелез – подлез; прыгает – подпрыгивает – перепрыгивает – запрыгивает и т. п.).  

В семье заложены уникальные возможности для развития связной речи ребёнка. Родители и другие члены семьи – самые желанные собеседники. Это люди, чья речь и речевое поведение оставляют неизгладимый след в развитии малыша. Поэтому следует ввести в семье традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, вопросы задаёт не только взрослый ребёнку, но и ребёнок взрослому. Во время таких бесед необходимо демонстрировать культуру ведения диалога (внимательно слушать собеседника; не перебивать; задавать вопросы; отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т.п.   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развиваем речь детей"

Развивающие игры для детей трёх, четырёх лет, направленные на развитие правильной и грамотной речи у детей. Игры обогащают словарный запас ребёнка, активизируют его речь, формируют наглядно-образное и...

Консультация для родителей "Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ- игр".

Методы ТРИЗ  позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития....

Консультация для родителей "Развиваем речь детей"

Рекомендации по развитию речи детей дома....

Консультация для родителей «Развиваем речь детей дома»

Неповторима прелесть первых детских слов!Проходят годы, ребёнок подрастает, но не забываются первые произнесённые им слова, такие дорогие родительскому сердцу. Долго ещё будут вспоминаться в семье стр...

консультация для родителей "Развиваем речь детей"

Развитие речи ребёнка в игре: игротека....


 

Комментарии

Стрелкова Елена Петровна

Очень полезная информация!

ТУЛИНОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Возьму на заметку.