мастер- класс
методическая разработка

Манченко Евгения Владимировна

Квест – технология-  современная игровая технология обучения и воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_mk_1.docx45.69 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР - КЛАСС

Квест – технология-  современная игровая технология обучения и воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО

Подготовила:

Воспитатель МК ДОУ Павловский детский сад № 8:

Манченко Евгения Владимировна

Квест – технология современная игровая технология обучения и воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО

ЦЕЛЬ мастер-класса: поделиться с педагогами имеющимся опытом использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста. 

ЗАДАЧИ мастер-класса:

  1. Сформировать у участников мастер-класса представления о квест- технологии и ее использовании в дошкольном образовательном учреждении. Обусловить необходимость практического освоения навыков проектирования образовательной деятельности с применением представленной игровой технологии.
  2. Определить преимущества и особенности использования квеста в работе с детьми дошкольного возраста. Поделиться практическими наработками по особенностям планирования работы с детьми дошкольного возраста, используя данную игровую технологию.

         3. Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.

План проведения мастер-класса:

  1. Теоретическая часть.
  2. Практическая часть (просмотр занятия).
  3. Рефлексия

                                                        Ход мастер-класса:

1 часть.

Актуальность.

Слайд1

- Здравствуйте уважаемые коллеги, члены жюри, гости! Представляю вашему вниманию мастер класс по теме Квест – современная игровая технология обучения и воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО

ЦЕЛЬ мастер-класса: поделиться с педагогами имеющимся опытом использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Слайд 2

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Интерес к игровым видам образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства.

В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Среди широко используемых в практике воспитания и развития детей  дошкольного  возраста  игровых  технологий  можно  выделить квест -технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами.

                                                     Слайд 3

 Квест-технология – это педагогическая технология, основанная на системно-деятельностном и личностном подходах, сочетающая технологии проблемного, проектного и игрового обучения, с целью достижения определенных учебных целей и ориентированная на формирование познавательной активности и мотивации учащихся, развитие их, как активны участников педагогического процесса.

 Квест - это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал и в другие помещения детского сада), так и на улице. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команда или команды, выполняя различные задания (интеллектуального, спортивного харрактера), перемещаются из одного места в другое, а на этапе завершения игры получают ответ на основную загадку. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Слайд 4

Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.

                                                  Слайд 5

Ко всем сценариям для квестов в реальности предъявляются общие требования:

  • первая задача не должна быть сложной, ее цель – вовлечь игрока в процесс, показать, что у него все получается;
  • используемые артефакты и предметы должны строго соответствовать тематике игры и ее сюжету;
  • задачи по сценарию для квеста должны быть понятными, не вызывать ощущение скуки и утомления;
  • также необходимо продумать все риски, устранить повторы, позаботиться о безопасности игроков, учесть, что все ДЕТИ разные.

Теперь перейдем к тому, что принято называть мотивацией в достижении поставленной цели. Все просто. На финише должен быть приз! Нужно организовать некое соревнование по поиску «сладкого клада» на территории детского садика.

Слайд 6

В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности.

В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Преимущество данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Роль педагога-наставника в квест-игре организационная.

Слайд 7

Виды квестов

При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет и то образовательное пространство где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить группы.

Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

                                                          Слайд 8

Алгоритм создания игры:

  • Определите, для какой целевой аудитории будет предназначена игра.
  • Сформулируйте цель игры - ради чего вы планируете ее провести и чего достичь в результате.
  • Продумайте инструкцию к игре, сначала приблизительно, в общих чертах, отвечая себе на вопрос: «Что необходимо делать участникам,  чтобы цель игры оказалась достигнута?», а потом пропишите инструкцию дословно.
  • Подумайте, на что похоже предполагаемое инструкцией действие, какие образы у вас возникают, также учтите возраст и другие особенности целевой аудитории и основную идею программы. Обобщив эти данные, придумайте игровую метафору, интригу игры.
  • Исходя из получившейся метафоры, придумайте вашей игре красивое на-звание.
  • Мысленно проиграйте полностью всю игру и пропишите методические особенности ее проведения (продолжительность, особенности организации игрового пространства, время и место проведения, необходимые материалы).
  • Еще раз представьте себе игру и оцените, каковы ее ресурсы как для самих участников, так и для ведущего, помимо очевидных (исходя из самой цели игры).
  • Понимая возможности игры, ее потенциал, продумайте вопросы для обсуждения, содержательного анализа после игры.
  • Подумайте над вариантами модификации игры.

                   Слайд 9

Как и любая технология квест имеет свою структуру, которая представлена на слайде.

В каждом квесте обязательно должна быть цель, ведь без неё не будет мотивации, и соответственно не будет достигнута сама цель игры. Лучше всего озвучить ее в начале игры. Кроме того, необходима награда. Наградой может служить как медалька из картона, так и ручка, магнит, игрушка и т. п. Можно намекнуть, что у победителей есть возможность получить ценный подарок. 

                                                  Слайд 10

Используя квест технологию ребёнок:

  • добывает знания, выстраивает работу по алгоритму;
  • приобретает навыки, используя различные виды деятельности, такие как поиск и  систематизация информации по теме, проведение исследования в образовательной среде;
  • делает собственный выбор; пользуется разнообразными источниками информации.

Квест обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это , прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт.

                                         2 часть. Слайд 11

Квест по правилам дорожного движения для детей старшей группы   «В поисках волшебного ключа».

                                                Ход квеста

Слайд 12

1 этап Вступление, предназначенное для привлечения интереса

Во время игры детей .
Раздаётся стук в двери. «Почтальон» приносит посылку, на посылке надпись: «Детский сад №8. Детям группы звездочки».
Открывают, осматривают. В ней коробка конверт  и флэшка. Пробуют открыть коробку, не получается, закрыто на замок.


Я: Обращаю внимание на флешку. Как правило дети уже знакомы с данными носителями информации.

(Смотрят запись, на которой рассказ Незнайки.)
«Здравствуйте, ребята! Я приготовил для вас подарок  и хотел приехать к вам в гости. Но случилось непредвиденное! Мне срочно пришлось улететь на луну. Ключ от посылки вы найдете в группе. Я его положил в конверт.  Найти нужный вам конверт помогут загадки – подсказки. До встречи. Желаю удачи»

Комментарий При постановке проблемы, для того, чтобы заинтересовать детей, я использовала мотивационный прием (посылку и видеообращение от Незнайки.)


2 этап постановка цели

Спрашиваю детей что же нам нужно сделать? Как поступим? (нам нужно найти конверт с ключом)
Комментарий: При помощи проблемных вопросов подвожу детей к постановке цели – найти ключ. Общая постановка цели способствует формированию у детей высокой мотивации и заинтересованности при выполнении заданий по ходу всей игры).


Только я хотела проверить вашу готовность. Ведь нужно будет действовать слаженно и дружно. Слушать друг друга и помогать друг другу. Сейчас для вас устоим небольшую проверку

Вступительное слово ведущего с целью повышение интереса, создание соответствующего эмоционального настроя. 

И проводится детская игра из цикла «Это я, это я это все мои друзья»
«Что бы было всё в порядке, поиграем мы в загадки. 
Если с нами вы согласны, громко крикнете в ответ:
«Это я, это я, это все мои друзья».
И похлопайте в ладоши дружно - для веселья это нужно!
Если нет, тогда молчите и ногами не стучите!»

Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход? (Это я, это я, это все мои друзья)
Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место? (Это я, это я, это все мои друзья)
Чтоб проветриться в автобусе немножко,
Кто и голову, и туловище высунул в окошко? (Дети молчат)
Кто бежит вперёд так скоро,
3 этап логически выстроенные задания
Воспитатель: Молодцы! Я убедилась, что вы готовы к настоящим соревнованиям и уже знакомы с правилами дорожного движения!

читаем 1 загадку – подсказку.
У него четыре ножки.
На него разложим ложки.
Ставим вазы, чашки, кружки.
Стулья у него подружки. (Стол)


Воспитатель: Правильно, стол.
(Дети находят конверт, который спрятан (наклеен) на один из столов.
Для указания тайников использовала словесный  игровой прием загадывание и отгадывание загадок;

                                                 

Слайд 13

Задание №1
Достаем из конверта пазлы «Дорожные знаки»:
«Пешеходный переход»; «Дети»; « Велосипедная дорожка»; «Остановка автобуса или троллейбуса».

Похоже, какие-то хулиганы разрезали картинки! Что же это за картинки? Как узнать?  (нужно собрать картинки из кусочков)
Коментарий : с помощью вопросов  проблемно поискового характера, направляю детей на решение методических задач

Воспитатель: Ой, как интересно! Что получилось? (Знаки ДД)
А как называются эти знаки и что они обозначают? (Дети отвечают.)

Комментарий: Для этого задания  я использовала практический метод, такой как – моделирование (плоскостное). 


Воспитатель: Молодцы! Знаете знаки  ДД, посмотрите  внимательно, где же ключ? (нет ключа)

 Достают из конверта загадку

С помощью вопросов поддерживаю  детскую инициативу к выполнению дальнейших действий  

Достаём 2 загадку

А вот и 2 загадка– подсказка.
У него четыре ножки,
Он не ходит по дорожке,
Он не прыгает, не скачет,
Не смеётся и не плачет.
Тихо у стены стоит –
Кто устал – присесть велит. (Стул)
Воспитатель: Правильно, стул. Дети рассматривают все  стулья находят, где прикреплён конверт.
(Конверт прикреплен к спинке на одном из стульев)

Слайд 14
Задание №2 достаём из конверта картинки

«Посмотреть на картинки с ситуациями на дороге и рассказать, кто правильно ведет себя на дороге, а кто нет».
(Проводиться дидактическая игра «Рассуждаем – обучаем»)

Комментарий: (Спектр заданий очень широк. Их содержание зависит от поставленной педагогом образовательной задачи. Это - развитие творческих способностей, логического мышления, речевого творчества и т.д.) задача в этом задании развитие связной речи и закрепление ПДД

Дети  рассказывают перекладывают сюжетные картинки к одной из них приклеена следующая подсказкам

Воспитатель: Молодцы! Читаем следующую посказку

Меня за ручку ты возьмёшь, 
Услышишь, как водичка льётся, 
И сразу ручки мыть пойдёшь 
или возьмёшь расчёску расчесаться. (Дверь, которая ведет в умывальную комнату)
Воспитатель: Правильно, ребята.
( Находят конверт на двери, ведущей в комнату для умывания.)

                                             

                                             Слайд 15


Задание №4.
Отгадать загадку.
Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело двухглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути,
Помогает улицу людям перейти.
Дети: Это светофор.

                                          Слайд 16
Воспитатель:  Правильно. У нас в группе тоже есть светофор! Где он находится? ( дети отправляются к макету улицы) (использую РППС)

Для чего нужен светофор?  (Светофор нужен для того, чтобы регулировать дорожное движение. Своими сигналами он разрешает или запрещает движение в одном направлении.) 
На какой сигнал светофора можно переходить улицу, на какой нельзя? (ответы детей)

Как правильно переходить улицу? (ответы детей)

А знаете ли вы как называются части улицы? А кто их сможет показать? Рассматриваем макет находим конверт посказку следующую тайнику

Комментарий: Для того, чтобы дети нашли следующую  подсказку я использовала словесный метод – беседу (прием – вопросы к детям). 


Воспитатель: Молодцы ребята, отлично знаете правила ДД

Ключа в конверте нет но есть ещё подсказка
Они ходят, но стоят,
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять… (Часы)
Воспитатель: И это правильный ответ. (Дети находят конверт, прикрепленный на часах в группе).

Слайд 17

Задание №5. Нам нужно стать  «Внимательными водителями».  Эстафета.

 - Ребята перед вами извилистая дорога. Вам необходимо провести  машину между конусами не задев их, вернуться обратно по внешней стороне, и передать эстафету следующему участнику. На одной из машин дети находят конверт. (дети сразу не заметили конверт на  машине предлагаю после эстафеты провести  техосмотр транспорта)


Слайд 18

4 этап  Заключение


Воспитатель: Ура, ребята, мы нашли ключ! Наконец-то мы открыли шкатулку. А вот и подарок, который для вас приготовил Незнайка (настольные игры по ПДД и сладости).

Комментарий: (В конце всех испытаний участников должна ждать заслуженная награда, приз должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не было обидно). 


- Ребята, что вам запомнилось больше всего? Какие задания показались вам трудными? (краткий опрос
А сейчас мы можем поиграть в новые настольные игры, чтобы закрепить свои знания.

Слайд 19

Одним из направлений духовно нравственного воспитания является формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому безопасному  образу жизни, а также  навыков межличностного общения детей с позиции равенства, уважения, взаимопонимания все эти задачи решаются в ходе данной ООД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...