Моя педагогическая находка
статья

Манченко Евгения Владимировна

Моя педагогическая находка
Квест- технология в духовно- нравственном воспитании дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_ped_nahodka.docx38.64 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1Слайд 2

В современном мире, на фоне активного воздействия на сознание ребёнка через СМИ пропаганды агрессии, зла, насилия, культа силы,  наиактуальнейшей проблемой дошкольной педагогики является духовное воспитание детей, развитие их эмоциональности, душевной отзывчивости. Духовно-нравственное воспитание, на сегодняшний день, одна из  сложнейших проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. В центре  духовно-нравственного формирования личности маленького человека становится та среда, в которой он живет, обучается и проводит свободное время, и это, как правило, семья и детский сад. Именно здесь происходит становление личности. Та духовная пища, которой живут родители и педагоги, становится определяющим фактором формирования внутреннего мира ребёнка.                                                                                     Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении имеет цель - формирование у детей гуманного отношения к окружающему миру. Требованию ФГОС подчинена вся система обучения и воспитания в детском саду: учебная и трудовая деятельность, игры, досуги и праздники, выездные мероприятия, самостоятельные занятия дошкольников в условиях специально организованной предметно-пространственной среды.    Целью моей работы является духовное и нравственное воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление их с окружающим миром. При организации этой работы мною решаются следующие задачи:  формирование у ребенка правильного представления о том, кто такой нормальный, хороший человек, какими он наделён качествами; развитие у ребёнка правильной жизненной ориентации, то есть того к чему прежде всего должен стремиться человек, что является главными жизненными ценностями; развитие способности видеть в себе свои недостатки и бороться с ними; формирование способности различать добро и зло и противостоять последнему; воспитывать у детей способность  видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к окружающим и на  основе этого сформировать духовно развитого, духовно богатого человека.

Мой опыт показал, что  в вопросах духовно-нравственного воспитания детей, требуется современный подход, поиск и применение новых интересных и эффективных форм деятельности. Одной из таких форм   стала квест- игра.

                                           Слайд 3

Использование данной технологий в системе духовно - нравственного воспитания, наиболее приемлема, так как она позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: дети занимаются разнообразной деятельностью в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями; родители активно участвуют в значимом для них процессе духовно - нравственного воспитания детей; педагоги имеют возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем; задачи всех пяти образовательных областей решаются в интеграции.

Квест - игра одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развивает общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, формирует готовность к совместной деятельности.

Моя задача как педагога   из огромного количества впечатлений, который получает ребенок,  отобрать, наиболее доступные ему. Эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес и развивающими  нравственные качества путем коллективного решения общих задач.

Слайд 4

 Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:

  •  образовательные - участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;
  • развивающие- в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;
  •  воспитательные- формируют навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь, сотрудничество и другие;

Интересный сюжет, нестандартный подход к проведению заставляют ребенка думать, искать выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность, учит детей общаться, договариваться с другими участниками.

                                 

                                       

                                            Слайд 5

Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста я следую таким принципам:

1. Доступность заданий. Квест игры в своей педагогической деятельности я использую начиная с младшей группы, поэтому на каждом этапе задания подготовлены согласно их возрастным особенностям.

2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом, н-р, занятие «В поисках кота Леопольда»  нацелено на поиск и спасение кота, чтобы найти кладовку в которой спрятан кот необходимо навести порядок на даче у Леопольда, найти нужные инструменты, подобрать код для замка.

3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи обязательно прячу за игровыми формами и приёмами.

 4. Разумность по времени.  рассчитываю время на выполнение заданий таким образом, чтобы дети не устали и сохранили интерес.

 5. Использую разные виды детской деятельности во время прохождения квеста.

 6. Очень важную роль в проведении квестов играет антураж, костюмы героев и всех участников, атрибутика.

7. Моя роль в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.

8. Наличие видимого конечного результата и обратной связи. А самое важное, это завершение квеста, результат совместных усилий. Это не только нахождение клада, потерянной вещи, награждение вкусными призами, но и то самое главное и ценное, что нельзя потрогать или попробовать на вкус! Это приобретение неоценимого опыта взаимоотношений воспитанников и педагога, осмысление таких понятий как отзывчивость, забота о тех кто нас окружает,  взаимопомощь. Это и есть  клад,  ценности, на которых базируется  духовно развитая личность, чуткость, любовь, уважение,  миролюбие.

Слайд 6

В своей педагогической деятельности я использую следующие виды квест - технологий. При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет, и то образовательное пространство, где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы.

  • линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
  • штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);
  • кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).

                                           

                                   

                                          Слайд 7

В своей педагогической деятельности я использую такие виды  квестов:

1. Поиск по запискам. Вариант квеста – поиск по запискам – мероприятие, требующее минимальной подготовки и практически не нуждающееся в ведущем. В самом простом варианте ребенок получает записку, указывающую на тайник, в тайнике другая записка с адресом следующего тайника. Переходя от одного тайника к другому, ребенок достигает финальной сокровищницы. Аттракцион несложный, но, тем не менее, неизменно пользующийся успехом. Идеально подходит для организации прогулок по территории детского сада, для проведения дней рождения, отличный вариант для частого использования.

2. Поиск по карте.

3. Поиск по подсказкам (картинкам, указателям).

Слайд 8

Темы квестов я выбираю самые различные:

1. Поиск сокровищ

2. Помощь героям или герою (сказки, мультфильма, фильма). Например, «Поможем приготовить лекарство для Деда Мороза »,  «Поможем Винни - Пуху добыть мёд».

3. Познавательные (по временам года, изучаем и закрепляем животных, растения, ). Например, «Квест в гости к бабушке Федоре», «Ищем клад Джека Воробья», Путешествие к Лесовичку», «Город Мастеров».

4. С многообразием опытов и экспериментов «Лаборатория профессора Чудакова».

 5. По художественным произведениям (литературные квесты )— книгам, фильмам, мультфильмам. Это может быть сценарий с сохранением сюжета произведения, или с другим сюжетом, использующим мир произведения, а также новая история с теми же героями. Некоторые произведения просто созданы для превращения их в квесты.

6. Физкультурные праздники.

7. По любому поводу проведения(окончание детского сада/день рождения, приход весны, и т.д.).

 Квест игра – это последовательное выполнение заданий с известной целью:

-       Спасти героя

-       Найти клад/сокровища/мешок с подарками

-       Найти слова заклинания для спасения кого-то

-       Собрать из кусочков карту

-       Найти ключи от замка и т.п.…

Альберт Эйнштейн сказал: «Самое глубокое, что может пережить человек, это чувство таинственного».

С самого начала квеста, участникам предлагают окунуться в тайну. Поиск ответа настолько захватывает детей, что откладывает сильные впечатления на их дальнейшую жизнь.

Любой квест требует тщательной подготовки педагога.

Слайд 9

К проведению квеста я готовлюсь таким образом

1. Разрабатываю сценарий с учетом целей и задач игры.  Выбираю сюжет

2. Создаю антураж для каждой зоны проведения действий.

3. Подготавливаю музыкальное сопровождение.

4. Разрабатываю презентацию для вступ. части.

5. Оформляю наглядные материалы («карты»).

6.Продумываю методику и организацию проведения игровых заданий.

7.Подготавливаю необходимый реквизит для прохождения каждого испытания. 

8.Разрабатываю маршруты и карты, сценария квеста.

9. Подготавливаю детей (знакомство с темой, погружение в тему, обучение, игра).

Квест игру  провожу в несколько этапов

1этап создание игровой ситуации – замотивировать участников

2 этап  задание – постановка цели

3этап  процесс – логически и последовательно построенная цепочка заданий

4 этап завершение – подведение итогов.

Слайд 10

Задания в детских  квестах  использую  самые  разнообразные:• загадки;• ребусы; игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;

• пазлы;• творческие задания;• игры с песком; с водой;• опыты, эксперименты;• лабиринты;• спортивные эстафеты.

Главное — чувство меры: не перестараться и соизмерить количество заданий с возрастом детей.

до3 лет — 3-4 крупных активности, 2-3простых действия;

от 3до5 лет —5активностей, несколько простых действий;

от 5до7 лет — 7-10 активностей разной сложности;

старше7 лет— около 12 активностей разной сложности.

У каждой истории есть начало и конец. В квестах начало и конец наиболее яркие.

 Слайд 11

И конечно же в подготовке любой  игры есть свои правила,  правила которым я следую при подготовке квестов это:

Чередую  активные и пассивные задания  легкие и трудные; творческие и интеллектуальные; быстрые и затянутые;

Слайд 12

Во многих квестах принимают участие не только дети, но и родители.

Родители наших деток также являются участниками образовательного процесса. Для них проведение такого рода мероприятий сначала казалось непривычным. Они с опаской отнеслись к подобной рода форме. Не понимали своей роли и действий во время квестов, чувствовали стеснение и неловкость. Но приняв участие однажды, стараются не упустить возможность еще раз стать непосредственным участником квеста. И это не напрасно, т.к. ни один взрослый не остается равнодушным и полностью вовлекается в интересное путешествие. И с каждым разом число родителей принявших участие в наших квестах, только увеличивается. А некоторые даже огорчались, если у них не было возможности прийти на праздник. Это свидетельствует о том, что действительно такая форма работы является очень интересной, необычной, а самое главное продуктивной. О чем свидетельствую улыбки и восторг на лицах детей и их родителей, их добрые и отзывчивые слова благодарности за подготовку и проведение квестов, за великолепную возможность почувствовать и понять важность семейного благополучия и доверительного взаимоотношения детей и их родителей.

Учитывая уникальность, вариативность и разносторонность квест – игр, для меня стало интересно использовать данную инновационную технологию при взаимодействии с воспитанникамиВ педагогической практике я применяю различные формы квест – игр, это спортивные, экологические, познавательно – исследовательские, в ближайшее время планирую освоить интерактивные квесты. Мною были разработаны и реализованы следующие квесты:

Слайд 13- 19

  1. Квест – игра познавательной направленности в подготовительной группе «Путешествие по фиолетовому лесу» (квест построен на использовании образовательной среды Фиолетовый лес по методике В.В. Воскобовича)
  2. Квест по запискам «Шоколадный бум»
  3. Эко – квест на основе русских народных сказок для младшей группы. На тему: «В гостях у бабушки Федоры!» (птицы  родного края).
  4. Новогодняя приключенческая квест игра «приключения с Машей и Медведем»
  5. Квест –приключение «В поисках сокровищ Джека Воробья»
  6. Квест – игра познавательной направленности. На тему: «В поисках кота Леопольда!» (квест игра построена на основе сюжета мультфильма «Приключения кота Леопольда)

  1. Квест – игра спортивно- оздоровительной  направленности для детей старшего  дошкольного возраста. На тему: «В поисках ключа к здоровью!».

Слайд 20

В результате проведения данных квест - игр, получив большой эмоциональный заряд, я сделала вывод, что эта форма педагогической деятельности, не только способствует расширению образовательного пространства, но и как показывает моя личная практика, позволяет участникам проявить свои способности, знания, творчество, повысить познавательно – речевую, двигательную активность  воспитывает художественно-эстетический вкус и развивает положительные, доброжелательные отношения между детьми.

 Квест- технология оказалась одной из  эффективных  технологий в формировании основ гуманного отношения к окружающему миру, а так же помогает объединить игроков между собой, сплотить коллектив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...