Статья проектная деятельность
статья (младшая группа)

Варнашева Татьяна Владимировна

Информация для педогогов об использования методов проектной деятельности в работе с детьми раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья проектная деятельность20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

        Подготовила воспитатель Варнашева Татьяна Владимировна        

СТАТЬЯ

Проектная деятельность

с детьми раннего возраста в ДОУ

     Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. В раннем возрасте состояние ребенка неустойчиво, зависит от настроения других детей, самочувствия малыша. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, развит, деятелен и жизнерадостен (а это – главные задачи воспитания детей в ДОУ), необходимы условия, продиктованные особенностями и тенденциями развития маленьких детей в современных условиях.

     Современные требования, предъявляемые к образовательному процессу в дошкольном учреждении, определяют необходимость выработки новых подходов к педагогической деятельности. Эффективным средством организации современного образовательного процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности. В педагогической литературе он представлен как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению поставленной цели. Именно проектная деятельность играет огромную роль в развитии партнерских отношений, овладении коллективной деятельностью, направлена на социально- коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей, родителей и педагогов с целью реализации проекта.

     Для детей раннего возраста доступен подражательно-исполнительский уровень проектной деятельности, который характеризуется тем, что дети младшего дошкольного возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей. Поэтому активная роль в проекте принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую» детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым.

     Особое внимание в группах раннего возраста следует уделить формированию простейших навыков опрятности и самообслуживания, закладывать фундаменты гигиенической культуры, формированию доступных правил поведения.

Предлагаю вариант одного из первых проектов для первой младшей группы «Чистые ладошки»

Паспорт проекта

Тип проекта-познавательный, краткосрочный

Участники проекта-дети первой младшей группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации- первые недели ноября

Актуальность проекта- с раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения.

Цели и задачи проекта

Цели: охрана здоровья детей и формирование у детей 2-3 лет культурно-гигиенических навыков и основ культурного поведения.

Задачи:

-Сохранять и укреплять физическое и психологическое здоровье детей.

-Формировать простейшие навыки во время умывания: умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки и лицо, насухо вытираться после умывания своим полотенцем, вешать полотенце на место.

Ожидаемый результат

  • Дети должны проявлять самостоятельность при мытье рук.
  • Дети должны стараться использовать только свое полотенце, вешать его на место.

Мотивация проекта

  • Внесение персонажа- новая кукла Катя, которая будет учиться с ребятами выполнять необходимые действия.

Реализация проекта

  • Подготовительный этап
  • Знакомство с куклой
  • Наблюдение за куклой
  • Учимся мыть руки, вытирать и вешать полотенце на место
  • Чистые ладошки
  • Рекомендации родителям

Подготовительный этап

  • Подбираем для детей различные образцы детского мыла.
  • Рассматриваем мыло вместе с детьми, обращаем внимание на разнообразие упаковок.
  • Проводим беседу для чего нам нужно мыло.

Знакомство детей с куклой Катей

  • Воспитатель обыгрывает появление в группе куклы Кати и объясняет, что кукла Катя пришла к ребятам научится мыть руки.
  • Дети проговаривают для куклы Кати как важно мыть руки.

Наблюдение за куклой

  • Дети наблюдают как кукла Катя «моет» руки.
  • По просьбе воспитателя комментируют выполняемые действия.
  • Процесс умывания сопровождается чтением потешек по теме.

Учимся мыть и вытирать руки

  • Дети пробуют самостоятельно мыть руки, перед этим закатав рукава.

          Каждый раз с ребятами проговариваем, как моем руки.

  • Приучаем вытирать руки только своим полотенцем, пользоваться им правильно (разворачивая).
  • Учим детей находить своё полотенце ориентируясь на картинку, аккуратно снимать и вешать его на место за петельку.
  • Сопровождаем процесс умывания потешками.

Чистые ладошки

  • Выполнение совместной работы по изодеятельности «Чудо-дерево» -рисование ладошками.
  • Ребята отмывают ладошки от краски и показывают друг дружке чистые ладошки.
  • Кукла Катя тоже «показывает» ребятам чистые ладошки.

Итоги проекта

В результате работы почти все дети:

  • Умеют закатывать рукава с небольшой помощью взрослого.
  • Умеют самостоятельно мыть руки с мылом, не разбрызгивая воду.
  • Находят своё полотенце, опираясь на картинку.
  • Научились правильно вытирать руки, разворачивая полотенце и вешать его на место.

Презентация проекта

  • Разработаны и представлены рекомендации для родителей о воспитании самостоятельности детей при умывании дома.
  • Обновлена картотека стишков и потешек, сопровождающих процесс умывания и выставлена для общего доступа.
  • Организована выставка совместной, детской, творческой работы «Чудо дерево» - рисование ладошками (сначала пачкаем ладошки, потом отмываем).
  • Организована фотовыставка или фотоальбом «Как мы моем ручки в садике и дома».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья «Проектная деятельность ДОУ для развития связной речи дошкольников»

презентация работы ГБДОУ №18 в области проектной деятельности, направленной на развитие связной речи дошкольников...

статья - "Проектная деятельность в детском саду"

Опыт работы нашего детского сада...

Статья «Проектная деятельность в нравственном воспитании дошкольников»

Взаимодействие родителей и педагогического коллектива в процессе нравственного воспитания дошкольников...

Статья "Проектная деятельность как метод самореализации детей в детском саду"

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Статья "Проектная деятельность, как один из видов исследовательской деятельности в ДОУ".

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Ребенок – дошкольник усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает что &ndash...