Самообразование
методическая разработка (средняя группа)

Тема: Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет

с помощью речевых игр и упражнений 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2020.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ»

План по самообразованию

Тема: Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет

с помощью речевых игр и упражнений

Дата начала работы над темой – 01.09.2020г

Предполагаемая дата окончания работы – 30.05.2021г

Воспитатель:

Живоглазова Марина Владимировна

2020

Тема: Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью речевых игр и упражнений.

Цель: Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования речевых игр и упражнений по речевому развитию  в соответствии с ФГОС ДОУ.

Задачи:

1.  Изучить и обобщить методическую литературу по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте.

2.    Изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.

3. Разработать и подобрать речевые игры и упражнения, способствующие речевому развитию.  

Актуальность:

Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие  речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.

Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «речевых игры и упражнений» я и решила развивать речь у детей: пополнять и активизировать словарь, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь, умение правильно выражать свои мысли.  

Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи.    

Предполагаемый результат:

  • Самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картине.
  • Отгадывать загадки.
  • Подбирать к существительному прилагательное.
  • Подбирать слова-антонимы.
  • Самостоятельно объяснять правила игры.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

Месяц

Формы работы

дети

самообразование

родители

Сентябрь

Мониторинг по образовательной области.

•Изучение нормативных документов

•Выбор и определение темы самообразования

•Планирование работы по теме самообразования

Октябрь

Уровень сформированности звуковой культуры речи:

•«Повтори правильно»

•«Скажи чистоговорку»

•«Выдели первый звук в слове»

Уровень сформированности грамматической стороны речи:

•«Закончи предложение»

•«Прятки»

•«Сервируем стол»

•Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по речевому развитию  среднего дошкольного возраста.

Формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, стихов, потешек и т.д.)

Консультация:  «Ребенок 4-5 лет» (особенности развития детей)

Ноябрь

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

•«Послушай и скажи»

•«Угадай, кто меня позвал»

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):

•«Что бывает осенью?»

•«Один-много»

• «Назови ласково»

Игры для грамматического строя речи:

•«Подумай и назови»

•«Чего много»

•Мой-моя-моё-мои»

Игры для развития связной речи:

•«Дай определение словам»

•«Дай действия словам»

•«Наоборот»

•Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию

•Создание картотеки речевых игр

Декабрь

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

•«Чей голос»

•«Придумай своё слово»

•«Найди ошибку»

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):

•Магазин «Фрукты»

• «Кто во что одет?»

Игры для грамматического строя речи:

•«Наоборот»

•«Кто больше»

•«Какой предмет»

Игры для развития связной речи:

•«Четвертый лишний»

•«Кто у кого?»

•Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию

•Создание картотеки речевых игр

•Открытый показ ООД с использованием схем для составление рассказа

Консультация «Учимся играть правильно» (картотека игр для развития речи)

Январь

Упражнение на речевое дыхание: «Ветерок»

Игры для грамматического строя речи:

•«Узнай игрушку»

•«Давай познакомимся»

Игры для развития связной речи:

•«Угадай звук»

•«Используй каждое мгновение»

•«Вкус и запах»

•«Измени предложение»

«Кто это, что это?»

Февраль

Упражнение на речевое дыхание: «Эхо», «Моторчики»

Игры для грамматического строя речи:

•«Закончи фразу»

•«Какое это бывает»

•«Кто что делает»

Игры для развития связной речи:

•«Когда это бывает?»

•«Разноцветный сундучок»

•Драматизация сказки «Волк и семеро козлят»

•Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию

•Создание картотеки речевых игр и упражнений

•Разработка конспектов ООД с использованием речевых игр

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей 4-5 лет»

Март

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

•«Чей голос»

•«Кто как кричит»

Игры для грамматического строя речи:

•«Назови одним словом»

•«Скажи наоборот»

•«Закончи фразу»

Игры для развития связной речи:

•«Чего не стало, кого не стало?»

•«Подбери разные слова»

•«Смысл слова»

•«Закончи предложение»

•Оформить карточки- схемы (мнемотаблицы) для разучивания стихотворений.  

•Консультация для педагогов «Как выполнять артикуляционную гимнастику»

Консультация для родителей «Как можно легко выучить стихотворение по опорным картинка?»

Апрель

Игры для развития связной речи:

•«На чем дети катаются?»

•«Доскажи словечко»

•«Что за предмет?»

•Разучивание стихотворения по опорным картинкам

Оформить карточки схемы и картинки для пересказывания рассказа.

Консультация для родителей «Как можно легко научить ребенка пересказывать по опорным схемам?»

Май

Итоговый мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»

Оформление работы в полном варианте

Родительское собрание

«Что изменилось в речевом развитии у ребенка?»

Формы представления результатов самообразования:

  • Доклад на педсовете, сообщение на педсовете.
  • Консультации.
  • Творческий отчет.
  • Наглядно-иллюстративный материал.

Литература

  1. Арсентьева В. П. Игра–ведущий вид деятельности в дошкольном детстве/ В. П. Арсентьева – М.: ФОРУМ, 2009
  2. Губанова  Н.Ф.  Развитие  игровой  деятельности:  Средняя группа/  Н.  Ф. Губанова – М.: Мозаика-Синтез, 2016
  3. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2010
  4. Карабанова О. А. Развитие игровой деятельности детей 2—7 лет: метод. пособие  для  воспитателей  /  О.  А.  Карабанова, Т.  Н.  Доронова,  Е.В.Соловьёва. —М.: Просвещение, 2010
  5. Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» М:Школьная Пресса, 2010
  6. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. –М.: Мозаика-синтез, 2014
  7. Ткаченко И. В.  Играю -значит интересно живу/ И. В.  Ткаченко, Н. А. Богачкина.–М.: Дрофа, 2008
  8. Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд.

Вентана-Граф-2012

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155

  1. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.:

      Просвещение, 1989

     11. htt:|\\detsad-kitty.ru

     12.http://www.maam.ru/detskijsad  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...