Главные вкладки

    "Речевое сопровождение детей младшей группы в сюжетно - ролевых играх"
    консультация (младшая группа)

    Рудакова Ольга Николаевна

    Влияние сюжетно - ролевых игр на развитие речи ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл консультация для воспитателей20.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Новоживотинновский детский сад.

    Консультация для воспитателей.

    «Речевое сопровождение детей младшей группы в сюжетно-ролевых играх»

                                                                                         Составил воспитатель 1 КК

                                                                                          Рудакова О.Н.

                                                                 

                                                        2020   г.

    Консультация для воспитателей.

    «Речевое сопровождение детей младшей группы в сюжетно-ролевых играх»

    Сюжетно – ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т.д.
    В процессе игры воспитатель ведет диалог с детьми, в результате чего у плохо говорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем - либо, сообщить ему что – то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно – ролевой игре развивается речевая активность детей.
    В сюжетно – ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношение между ними. При этом они комментируют свои действия: « Мама наливает чай»; «Шофер едет на машине». Действующие лица в игре появляются путем ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребенка, игрушки или окружающих детей и взрослых. «Я буду мама, а ты моя дочка, - говорит девочка, определяя свою роль и роль подруги. «Это у нас шофер», - решает ребенок, усаживая куклу в автомобиль.


    Обучение детей сюжетно – ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия: «Уложим куклу спать»; «Напоим куклу чаем». Усвоив их, ребенок в состоянии играть самостоятельно.

    Педагог сопровождает показ рассказом о содержании действий: «Эта кукла Катя. Катя хочет спать. Куда положим Катю?». Необходимо следить за тем, насколько ребенок понимает речь взрослого.
    Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование ими самими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая воспитателя, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу передать предмет ребенку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а воспитатель сопровождал бы словом не только свои действия, но и действия ребенка: «Я качаю Катю. Оля качает Катю. Юля качает Катеньку».


    Руководя сюжетно – ролевыми играми, воспитатель дает качественную оценку действию «Я легко глажу волосы», «Кукла прыгает высоко», обращает внимание детей на порядок выполнения «Развязываю пояс на платье, расстегиваю пуговицы на платье, снимаю платье с Кати». Когда ребенок наблюдает разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка.
    Игровой опыт ребенка слишком мал, чтобы он мог сразу же выполнять действия в правильной последовательности. Наблюдая за игрой ребенка, можно заметить, что он часто укладывает куклу спать, не сняв с нее платье и даже пальто. Поэтому сначала необходимо показать порядок игровых действий и только потом давать задания типа: «Уложи куклу спать».


    Взрослому следует давать ребенку образец диалога с игрушкой: «Я глажу Катю. Вот так: по головке глажу Катю. Не плачь, Катя. Жалею Катю. Обнимаю Катю. Катя не плачет. Смеется Катя!». Если игра проводится впервые, то необходимо «проиграть» весь речевой сюжет на глазах у детей. Играя, нельзя отвлекаться от сюжета: например, делать замечания детям или привлекать их к участию в игре, так как в этом случае теряется целостность восприятия сюжета.
    Когда речевой сюжет или его фрагмент «проигран» полностью, его можно повторить уже с участием детей, побуждая их к выполнению игровых действий: «Погладь Катю! Вот так погладь Катю!.. Пожалей … Скажи: не плачь Катя!». Таким образом, воспитатель одновременно демонстрирует образцы и речевого, и игрового поведения.
    В ходе игры воспитатель должен искренне перевоплощаться в то или иное лицо, чтобы затронуть эмоции ребенка, заставить его сопереживать. Взрослый, взяв на себя игровую роль, способствует переводу неорганизованных действий в собственно игровые, показывает необходимость участия в игре речи.


    Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно – ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т.д. Однако наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшенном виде реальные предметы, дети используют в игре предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т.д.). По мере овладения детьми сюжетно – ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
    Принимая во внимание характер игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте им нужно давать такое количество игрушек, которое могло бы удовлетворять их индивидуальные запросы, так как первоначально коллективное использование игрушек таким детям недоступно.
    Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы.

    Примерами таких игр могут быть: «День рождения куклы», где все дети танцуют и поют; «Поезд», где все дети – пассажиры и на остановках они что – то рассматривают, собирают. В игре «Магазин игрушек» дети, «купив» игрушку, затем играют с ней; причем получит игрушку тот, кто правильно попросит ее и «продавца». В указанные игры дети вовлекаются постепенно.
    Сюжетно-ролевые игры являются хорошей базой для активизации словаря детей и развития связной речи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста (сюжетно-ролевые игры)

    Рекомендации и методические приемы при организации сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада....

    Конспект по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе в сюжетно-ролевой игре "Доктор".

    Данный материал  направлен на актуализацию и обогащение представлений дошкольников о профессии врача, её значении, особенностях. Педагог продолжает учить детей играть вместе, распределять ...

    развитие речи детей младшего возраста через сюжетно-ролевые игры

    Методика развития речи детей младшей группы через сюжетно-ролевые игры...

    Вертикальное взаимодействие детей старшей группы с детьми второй младшей группы в сюжетно -ролевой игре "Путешествие".

    Ребята старшей группы пригласили поиграть в сюжетно-ролевую игру  детей  второй  младшей группы....

    Конспект открытого занятия Во 2-ой младшей группе Тема: Сюжетно-ролевая игра «Больница»

    В рамках детского сада, мною было проведено открытое занятие по сюжетно-ролевой игре "Больница". Я с детьми, закрепила  ранее полученные знания о труде врача, обучила их новым игровым д...

    Статья «Социализация детей средней группы через сюжетно-ролевую игру»

    quot;Социализация детей средней группы через сюжетно-ролевую игру"...

    Перспективный план по поддержке детской инициативы и развитию самостоятельности у детей средней группы в сюжетно-ролевой игре.

    Условия развития самостоятельности и инициативы дошкольника:повышение педагогической компетентности педагогов по реализации совместной деятельности с детьми;включение родителей в процесс развития само...