индивидуальный образовательный маршрут
учебно-методический материал

Шерафетдинова Любовь Викторовна

индивидуальный образовательный маршрут (театральный)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_teatralnyy.docx45.06 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)

одаренного ребенка

Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, по нашему мнению, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, например, в первой младшей группе на все 6 лет дошкольного образования, поскольку сущность его построения, на наш взгляд, состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса. 

Индивидуальный образовательный маршрут, предложенный нами, включает основные направления:

• развитие общей и мелкой моторики;

• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной, к которой относятся - лепка, аппликация, рисование) и другие виды продуктивной деятельности.

• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;

• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;

• формирование представлений о пространстве, времени

Методы, используемые в работе:

• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)

• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;

• Приемы арттерапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;

• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:

- принцип опоры на обучаемость ребенка,

- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

- принцип соблюдения интересов ребенка. По-другому его называют "на стороне ребенка". Т.е. воспитатели должны объективно относиться к ребенку и его проблемам. Быть всегда на стороне ребенка.

- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;

- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.

- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.

- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута:

1. Этап наблюдения.

2. Диагностический этап.

3. Этап конструирования маршрута.

4. Этап реализации

5. Этап итоговой диагностики.

         

Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка в творческой  деятельности.

Координатор – старший воспитатель Зверева Т.А.

Организация работы:

1.Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.

2. Выявить детей с предпосылками одаренности.

4. Составить индивидуальные маршруты  одаренных детей.

3. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

Получение образования (программа обучения) - Основная образовательная программа дошкольного  образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Тополек» с.Чапаево»,  с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией В.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.

План педагогического сопровождения одаренного в театральной деятельности ребенка

Содержание работы

Форма

работы

Сроки

Ответственные

Индивидуальная педагогическая диагностика

Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность)

Наблюдения

Тесты

Диагностики

Соответствие тестовых методик возрастным нормам;

Доброжелательная атмосфера во время тестирования;

Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования

Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка

Сентябрь

Декабрь

Май

Педагоги (педагог-психолог в штате отсутствует)

Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)

Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками)

Диагностика театрально артистического развития

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов

 Сентябрь

Декабрь

Май

Воспитатель

Взаимодействие с педагогами

Информирование о результатах диагностических исследований

Беседы о понимании сущности проблемы, задачи, ситуации.

Индивидуальные беседы

Определение педагогических задач сопровождения с учетом индивидуальных особенностей одаренных детей и потребностей семьи. Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ развития одаренного ребенка.

Координация деятельности помощника воспитателя, музыкального руководителя и других педагогов в рамках программы сопровождения одаренного ребенка.

1 раз в квартал

Педагоги

Консультирование педагогов на тему «Театральная деятельность в детском саду» Консультация «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4 - 5 лет»

«Создание творческих проектов»

1 раз в квартал

Воспитатель

 

 

 

Создание условий для развития творческих способностей:

-наполнение центра творчества художественными материалами

-организация проведения театрализованных представлений

Октябрь-ноябрь

Педагоги

Воспитатель

 

 

Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей

Педагогическое просвещение родителей:

«Как развивать уверенность»

«Словесные формы позитивной оценки действий ребёнка»

Беседы

Консультации с целью распространения информации об особенностях одаренного ребенка.

По мере необходимости

воспитатель

Педагоги

Поддержание интереса ребёнка, поощрение.

Родители

Создание дома индивидуальных условий для театрализованной деятельности. Например, театр из подручных средств(коробки, ткани,

занавески)

Родители

Родители

Помощь в создании атрибутов (маски, костюмов)

Выставка

Родители

Воспитатель

Создание творческих проектов

«Сказка всегда с нами»

Участие в круглом столе со специалистами МАДОУ по проблемам ОД. Участие активных родителей в педагогическом процессе.

Совместная

деятельность

Декабрь

Апрель

Воспитатель

Родители

Педагоги

Работа с ребенком

Развитие понятийного аппарата, показ актерской работы

Занятие - путешествие

Беседы

Просмотр видеофильмов

Презентации

Октябрь

Ноябрь

Февраль

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

Изготовление масок, различных атрибутов, оформление к праздникам

«Новый год», «Золотая осень», «Масленица»,

«Международный женский день», «День Победы»

Творческое

задание

Декабрь

Февраль

Апрель

Участие в творческих конкурсах

Театрализованная деятельность

По мере желания ребёнка

Участие во всех праздничных мероприятиях

Литературная

викторина

1 раз в квартал

Взаимодействие с социальными партнёрами

Посещение выставок, открытых мероприятий сельской библиотеки

Экскурсии

Беседы

1 раз в квартал

Воспитатель

Оценка промежуточных  и итоговых результатов

Содержание работы

Критерии оценки

Результат

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

-Результаты диагностики

Корректировка

дальнейших

целей и задач

Взаимодействие с педагогами

-Психолого-педагогическая компетентность педагогов

-Создание предметно-пространственной среды для развития творческих способностей ребёнка

-Пополнение портфолио педагога

Корректировка

дальнейших

целей и задач

Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей

-Психолого-педагогическая компетентность родителей

-Создание портфолио ребенка

Корректировка

дальнейших

целей и задач

Художественно-изобразительная деятельность

-Индивидуальные выставки художественного творчества

-Участие в конкурсах

Индивидуальная работа психолого-педагогического сопровождения

-Положительное эмоциональное состояние ребёнка

-Развитие саморегуляции

-Формирование предпосылок коммуникативных действий

Корректировка

дальнейших

целей и задач

Взаимодействие с социальными партнёрами

-Посещение выставок и открытых мероприятий

Корректировка

дальнейших

целей и задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...