Программа дополнительного образования "Музыкальная капель"
рабочая программа (младшая группа)

Калиничева Виктория Александровна

Программа дополнительного образования "Музыкальная капель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz_kap.docx80.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

C:\Users\555\Desktop\d9917512762e90fda34da19277f9472a.jpeg

Рассмотрена

на педсовете, протокол

от ___  ____20 __   г.  №__

                              Утверждена

               приказом  заведующей

              МБДОУ № 1 г. Починка

              от ___ ____20 __   г. №__

                                  Чижова Е. М.

             

              ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

                (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

    «Музыкальная капель»

Возраст детей: 2-3 года                                                  Автор программы:  Калиничева В.А.                  

Срок реализации: 1 год

 

                                                                   Починок, 2020 г.

 

  ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа «Музыкальная капель» (далее - Программа)

Руководитель программы

воспитатель Калиничева Виктория Александровна

Организация-исполнитель

МБДОУ д/с № 1 г. Починка

Адрес организации исполнителя

г. Починок переулок Октябрьский д.4

Цель программы

формирование эстетической культуры дошкольника, гармоничное музыкально-эстетическое развитие личности каждого ребенка.

 

Направленность программы

художественно - эстетическая

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

дополнительная.

дошкольное образование.

Пояснительная записка

Образовательная программа «Музыкальная капель» - это дополнительная образовательная программа музыкально-эстетической направленности. Она способствует музыкальному развитию дошкольников, решению проблем их социальной адаптации, предоставляет детям новые возможности взаимодействия в пространстве детского сада как одной из моделей социума, где они учатся жить в мире ценностей, познают окружающую действительность и развиваются.

Программа предусматривает возрастной подход, учитывает диапазон интересов и потребностей детей, ориентирована на приобщение их к ценностям гуманитарной и духовной культуры, искусства; предполагает включение детей в творческую активность и диалоговое общение.

Программа направлена  на поэтапное формирование интереса дошкольников к музыкальной культуре и обеспечивает их эстетическое, физическое, нравственное, интеллектуальное развитие. В течение занятий дети активно вовлекаются в разнообразную игровую деятельность, которая выступает в качестве инструмента, с помощью которого осуществляется переход от простейшего желания детей участвовать в совместных игровых действиях  к серьезной творческой музыкальной деятельности.

Ценностное содержание знаний, умений и навыков, заложенное в программе, способствует сознанию и пониманию каждым ребенком себя и своего места в общем культурном пространстве.

 Методические рекомендации к реализации программы: 

Данная программа рекомендована воспитателям и  музыкальным руководителям детских садов, а также, педагогам дополнительного образования, работающим с дошкольниками по эстетическому воспитанию.

Актуальность данной программы по музыкально-эстетическому образованию детей заключается в том, что она направлена на удовлетворение социального заказа родителей и потребностей детей в этом виде деятельности.

Новизна дополнительной образовательной программы «Музыкальная капель» заключается в привитии детям навыков сольного и ансамблевого исполнительства как в пении, так и при танце.

Цель данной программы – формирование эстетической культуры дошкольника, гармоничное музыкально-эстетическое развитие личности каждого ребенка.

Задачи программы:

 - развивать навыки сольного и ансамблевого исполнительства.

- помогать в преодолении страха сцены, развитие сценической культуры;

- создание условий для формирования и развития певческого голоса, музыкального слуха и ритмически правильных движений;

-формирование творческих проявлений при импровизации несложных пьес и песен.

  Программа рассчитана: на  36 ч.  (1 академический час 20 минут).                     

Возраст детей: 2-3 года.  Срок реализации: 1 год. Занятия проводится 1 раз  в неделю: пятница - 16.00 -16.20ч.            

Программа предполагает комплексное изучение следующих разделов:

Раздел 1. «Пение».                                                                                                                                                                                                              Раздел 2. «Музыкально-ритмические движения».                                                                                                                                                                                      Раздел 3. «Слушание музыки».                                                                                                                                                                                                    Раздел 4. « Детские музыкальные инструменты».                                                                                                                                                                                               Раздел 5. «Инсценировка». 

Содержание дополнительной программы

Содержание программы «Музыкальная капель» строится на основе принципа креативности, предполагающего духовное становление личности ребенка и формирование его творческого потенциала.

Отбор содержания программы проводится по принципу наглядности и доступности, с учетом познавательных и коммуникативных потребностей дошкольников, психологических особенностей данной возрастной категории (острота восприятия, любознательность, пытливость ума, способность анализировать и обобщать), с учетом ведущей игровой деятельности.

Реализация программы «Музыкальная капель» предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром на базе деятельностного подхода и эмоционального восприятия. Отбор содержания программы основывается на следующих принципах:

  • целостности – в программе соблюдены единство обучения, воспитания и развития с одной стороны и системность, с другой;
  • гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
  • деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребенком в процессе активной деятельности;
  • интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной программе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, слово, движение, игра;
  • возрастного и индивидуального подходов, предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным оптом и возрастом детей.

Активное освоение мира культуры, общения, игры способствует формированию нравственных ценностей ребенка. Содержание программы ориентировано на развитие личностно-смысловой сферы детей (отношение к действительности, переживание, взаимопомощь, взаимодействие).

Все разделы программы включают материал, близкий и доступный детям, обуславливают естественное развитие дошкольника в учреждении дополнительного образования.

Дополнительная образовательная программа «Музыкальная капель» включает два основных вида музыкальной деятельности  –  игра на музыкальных инструментах и пение. Они реализуются как в коллективной, так и в индивидуальной работе. Поэтому программа построена таким образом, что одно занятие в неделю проводится с группой детей, а второе – индивидуально.

Содержание групповых занятий:

  • игра на детских музыкальных инструментах;
  • игры на развитие умения работать в команде;
  • дидактические игры на освоение элементов музыкальной грамоты;
  • слушание музыки;
  • просмотр видео презентаций с целью расширения кругозора, ознакомления с многообразием музыкального мира;
  • пение детских песен с сопровождением танцевальных движений.

При переходе с одного вида деятельности на другой предусмотрены активные физкультминутки либо пальчиковые игры. В завершение занятия проводится своеобразное подведение итогов занятия и релаксация.

Содержание индивидуальных занятий:

  • углубленная работа по развитию навыков вокального и танцевального исполнительства;
  • упражнения для постановки голоса;
  • упражнения для постановки игрового аппарата;
  • игры на развитие чувства ритма;
  • разучивание песен соответственно возрасту;
  • работа с микрофоном, привитие сценической культуры.

Каждый из видов искусства способен воздействовать на определенную сторону духовного состояния человека. Музыка является искусством, которое обладает удивительной силой эмоционального воздействия и тем самым служит одним из важных средств формирования личности.

Знакомство детей с музыкальной культурой способствует воспитанию любви к прекрасному, обогащению их духовного мира, развитию воображения, чувств.

Восприятие музыки является одним из ведущих видов деятельности, так как и исполнительство и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке даются в опоре на «живое» ее звучание.

Неотъемлемой частью детского музыкального воспитания является пение. Для детей песня – неиссякаемый источник представлений о жизни, истории страны, нравственно-эстетических идеалах.

Детское хоровое пение справедливо считается основой музыкально-эстетического воспитания. Никакой другой вид искусства не обладает такой доступностью, массовостью и активностью творческого и исполнительского процесса, как хоровое пение, так как оно активно вовлекает ребенка в процесс исполнения музыки, развивает умение слушать и слышать других. Разучивание песен обогащает лексический запас ребенка, помогает закрепить его.

Большое место на музыкальных занятиях занимают музыкально-дидактические игры, упражнения. Они заставляют детей думать, решать, ставят в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми. Игровое действие помогает ребенку выполнить задание и способствует развитию музыкального слуха

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности музыкального развития детей каждого периода дошкольного детства, предусматривается отбор методов, используемых в процессе музыкальной деятельности детей: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный,; художественно-практический.

В музыкальном воспитании наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий). Наглядно-слуховой – важнейший метод музыкального воспитания.

Для более глубокого восприятия музыкального произведения велико значение словесного метода. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог не только прививает детям любовь к музыке, но и расширяет их представления о некоторых явлениях действительности, обогащает их внутренний мир, чувства.

В качестве основного метода, определяющего особый, инициативный, деятельно-творческий характер программы, выступает игра, которая требует целостного психолого-педагогического подхода и помогает сформировать внутренний ценностный мир ребенка.

Среди средств обучения немаловажную роль играют:

  • специально подобранный литературный материал;
  • игрушки, иллюстрации;
  • работа над дикцией, ролевая игра, коллективно-творческая игра;
  • разучивание считалок, потешек, прибауток, песен, хороводов, хоровое и сольное пение;
  • инсценирование песен, хороводов;
  • индивидуальная работа по развитию исполнительских навыков.

В процессе овладения некоторыми знаниями, умениями и навыками на музыкальных занятиях используются и другие методы, позволяющие влиять на содержание и характер деятельности детей: метод прямого воздействия, метод опосредованного воздействия, метод проблемного воспитания и обучения.

Основная форма организации музыкального воспитания – это занятие, которое включает в себя различные виды музыкальной деятельности: пение, музыкально-ритмические движения, слушание музыки, игру на детских музыкальных инструментах. Для разучивания песни, танца, игры или слушания музыкального произведения требуется несколько занятий, поэтому на одном и том же занятии происходит знакомство с новыми произведениями, продолжение разучивания частично усвоенных ранее, повторение пройденного.

Для музыкальных занятий характерна особая эмоциональная атмосфера, так как музыка – «язык чувств»: она волнует, вызывает у ребят определенные настроения и переживания. Полученные впечатления усиливаются под воздействием педагога, который передает свои чувства не только в выразительном исполнении произведения, но и в слове, мимике, жестах. Концентрируя внимание детей на звучании музыки, и развивая их воображение, педагог помогает им войти в мир музыкальных образов, ярко ощущать их выразительность.

Несмотря на общие черты, каждое занятие отличают своеобразие и неповторимость, которые заложены уже в замысле.

В содержание занятия входят произведения, различные по характеру, настроению, поэтому для достижения его целостности важно определить структуру: последовательность различных видов музыкальной деятельности. При построении занятия, структура которого гибкая и вариативная, учитываются степень умственной и эмоциональной нагрузки детей. Из-за непродолжительного сосредоточенного внимания дошкольников своевременно меняются виды их деятельности, что способствует их постоянному интересу и увлеченности

Занятия строятся на индивидуальном и личностно-ориентированном подходах. Дифференцированные задания пробуждают интерес, а их успешное выполнение способствуют музыкальному развитию ребенка. Оценивая результаты, помогая чище спеть или правильно исполнить ритмическое сопровождение, педагог развивает у ребенка самоконтроль.

Для проведения музыкальных занятий необходимо специальное оборудование:

  • детские музыкальные инструменты (бубен, погремушки, маракасы, бубенцы, колокольца, трещетка, барабан, металлофоны, кастаньеты, ложки, треугольник);
  • дидактические музыкальные игры, наглядные пособия, игрушки;
  • видео- и звуковоспроизводящая аппаратура.

Использование на занятии разнообразных наглядных средств: портретов композиторов, иллюстраций, репродукций картин, созвучных теме занятия, образному содержанию музыкальных произведений способствуют созданию определенного настроения, пробуждению у детей эмоциональной отзывчивости, необходимых для восприятия музыки.

В процессе занятий сочетаются фронтальная, групповая и индивидуальная работа.

Средства, необходимые для реализации программы:

  • технические средства: фортепиано, музыкальный центр, аудио- и видеодиски, видеопроектор (ноутбук).
  • информационные средства: книги, аудио- и видеозаписи, нотный материал, дидактический материал.
  • музыкальные инструменты (фортепиано, марокассо, трещотки, погремушки, ксилофоны, металлофоны, триолы и т.д.).
  • вспомогательные средства: игрушки, сенсорные дорожки и другие предметы для проведения физкультминуток.

Формы и методы реализации программы:

  • коллективная работа;
  • индивидуальная работа;
  • беседа;
  • распевание;
  • упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
  • упражнения, формирующие верную постановку игрового аппарата;
  • дыхательная звуковая гимнастика;
  • артикуляционные упражнения;
  • игра на детских музыкальных инструментах;
  • музыкально-дидактические игры и упражнения.

Прогнозируемые результаты  

Ребенок может:

  1. петь без напряжения, естественным светлым звуком, во время пения сохранять правильную позу;
  2. петь с педагогом без музыкального сопровождения и самостоятельно в сопровождении музыкального инструмента;
  3. различать на слух правильное и неправильное пение, различать звуки по высоте и длительности;
  4. различать на слух звучание различных музыкальных  инструментов;
  5. музицировать в ансамбле с педагогом, исполняя простейшие ритмические аккомпанементы на ДМИ.

Формы подведения итогов.

Отчетный концерт перед воспитанниками и родителями других групп, в конце года, а также участие в мероприятиях детского сада.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

Содержание программы

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

Раздел 1.

«Пение».                                                                                                                                                                                                              

1

8

9

диагностика

Раздел 2.

«Музыкально-ритмические движения».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

1

8

9

диагностика

Раздел 3.

«Слушание музыки».

1

2

3

диагностика

Раздел 4.

« Детские музыкальные инструменты».                                                                                                                                                                                              

2

6

8

диагностика

Раздел 5.

«Инсценировка».

1

6

7

диагностика

Итого:

6

30

36

диагностика

 

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

месяц

тема

форма

кол-во часов

форма контроля

1.

сентябрь

 1 -я неделя
«Здравствуй, детский сад!»

 Познакомиться с детьми. Заинтересовать их в занятиях, дать детям представление о кружке, его названии. Познакомить детей: - голосовым аппаратом, через  игру: Где живёт мой голос?

1

диагностика

2 -4-я недели
«Осень»

«Осень, осень в гости просим!»

Разучивание песен об осени. Формировать умение петь естественным звуком, выразительно, отчѐтливо пропевать гласные и согласные в словах.  Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

3

развлечение

2.

октябрь

1-я неделя
«Неделя музыки»

 «Мульти – пелки».

Вспомнить песни из мультфильмов. Работать над текстом, дыханием, дикцией.

1

2-я неделя
«Лесные жители»

 Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями.

1

3-я неделя
«Перелетные птицы»

Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями.

1

4-я неделя
«Безопасность и здоровье»

Работа над эмоциями. Пение с движениями.

1

3.

ноябрь

 1-2-я недели
«Мой дом, мой город»

  Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

2

3-я-4-я неделя
«Я и моя семья»

Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

2

4.

декабрь

1-я неделя
«Зимушка-зима»

 Разучивание песен  с движениями к новогодним праздникам. Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

1

2-я -3-я недели
«Мастерская Деда Мороза»

Изготовление  музыкальных  инструментов.

2

4-я неделя «Новый год»

Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

1

развлечение

5.

январь

1-я -4-я недели
«Зимние забавы»

 Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями.

4

6.

февраль

1-2-я неделя
«Народная культура и
традиции»

«Детский фольклор»

Познакомить с русскими народными песнями, прибаутками, потешками. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

2

3-4-я неделя  «Папа может»

«Лучше папы друга нет».

Разучивание песен о папе.

2

развлечение

7.

март

1-2-я неделя
«Моя мамочка»

Разучивание песен о маме и бабушке.

2

развлечение

3- 4-я неделя                       «Весна  (признаки)»

«Мы весну встречаем»

Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

2

8.

апрель

1-2-я неделя
«Чистая планета»

«Есть у солнышка друзья».

Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

2

3-я неделя
«Неделя здоровья»

Работа над эмоциями. Пение с движениями.

1

4-я неделя
«Неделя театра»                              

«Мы – артисты»

Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

1

9.

май

1-2-я недели
«Домашние животные и
их детѐныши»

 Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями.

2

 3-я неделя «Насекомые»

Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями.

1

4-я неделя
«Здравствуй, Лето!»

Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

1

развлечение

Методическое обеспечение программы

Тема занятия

Форма занятия

Приемы и методы

Дидактические материалы

Техническое оснащение материалы и инструменты

Формы подведения итогов

1

«Здравствуй, детский сад!»

Беседа, подвижная игра с подпеванием.    

ДМИ знакомство.

Наглядные, словесные,

игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный, метод контроля.

Разработки  игр, бесед.

Аудио и видео техника.

Презентации, видеоролики.

Диагностика , тестирование.

2

«Осень»

Беседа, игры.  Пение.                                                                                                                                                                                                                Музыкально-ритмические движения.                                                                                                                                                                                        Слушание музыки.                                                                                                                                                                                                      Детские музыкальные инструменты.                                                                                                                                                                                                 Инсценировка, праздник.  

Наглядные, словесные,

игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля.

Разработки сценарий праздника,  игр, бесед.

Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. Костюмы.

Защита творческих работ. Развлечение.

3

«Неделя музыки»

Беседа, игры.  Пение.                                                                                                                                                                                                                Музыкально-ритмические движения.                                                                                                                                                                                        Слушание музыки.                                                                                                                                                                                                      Детские музыкальные инструменты.                                                                                                                                                                                                

Наглядные, словесные,

игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля.

Разработки  игр, бесед. Подбор репертуара.

Аудио и видео техника.

Тестирование, собеседование.

4

«Лесные жители»

Беседа, игры.  Пение.                                                                                                                                                                                                                Музыкально-ритмические движения.                                                                                                                                                                                        Слушание музыки.                                                                                                                                                                                                      Детские музыкальные инструменты.                                                                                                                                                                                                 Инсценировка.

Наглядные, словесные,

игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля.

Разработки  игр, бесед.

Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. Костюмы.

 Защита творческих работ

5

«Перелетные птицы»

Беседа, игры.  Пение.                                                                                                                                                                                                                Музыкально-ритмические движения.                                                                                                                                                                                        Слушание музыки.                                                                                                                                                                                                      Детские музыкальные инструменты.                                                                                                                                                                                                 Инсценировка.

Наглядные, словесные,

игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля.

Разработки  игр, бесед.

Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. Костюмы.

 Защита творческих работ

6

«Безопасность и здоровье»

Беседа, игры.  Пение.                                                                                                                                                                                                                Музыкально-ритмические движения.                                                                                                                                                                                        Слушание музыки.                                                                                                                                                                                                      Детские музыкальные инструменты.                                                                                                                                                                                                

Наглядные, словесные,

игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля.

Разработки  игр, бесед.

Аудио и видео техника. Атрибуты для игр.

Защита творческих работ

7

«Мой дом, мой город»

Беседа, игры.  Пение.                                                                                                                                                                                                                Музыкально-ритмические движения.                                                                                                                                                                                        Слушание музыки.                                                                                                                                                                                                      Детские музыкальные инструменты.                                                                                                                                                                                                

Наглядные, словесные,

игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля.

Разработки  игр, бесед.  

Аудио и видео техника. Атрибуты для игр.

Защита творческих работ

8

«Я и моя семья»

Беседа, игры.  Пение.                                                                                                                                                                                                                Музыкально-ритмические движения.                                                                                                                                                                                        Слушание музыки.                                                                                                                                                                                                      Детские музыкальные инструменты.                                                                                                                                                                                                

Наглядные, словесные,

игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля.

Разработки  игр, бесед.  

Аудио и видео техника. Атрибуты для игр.

Защита творческих работ

9

«Зимушка-зима»

Беседа, игры.  Пение.                                                                                                                                                                                                                Музыкально-ритмические движения.                                                                                                                                                                                        Слушание музыки.                                                                                                                                                                                                      Детские музыкальные инструменты.                                                                                                                                                                                                

Наглядные, словесные,

игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля.

Разработки  игр, бесед, походов.  

Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. Костюмы.

 Защита творческих работ

10

«Мастерская Деда Мороза»

Изготовление муз. инструментов.      

Наглядные, словесные,

игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля.

Разработки  конспекта.        

Аудио и видео техника.  

Продуктивное занятие.

11

«Новый год»

Беседа, игры.  Пение.                                                                                                                                                                                                                Музыкально-ритмические движения.                                                                                                                                                                                        Слушание музыки.                                                                                                                                                                                                      Детские музыкальные инструменты.                                                                                                                                                                                                 Инсценировка.

Наглядные, словесные,

игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля.

Разработки  игр, бесед.      

Аудио и видео техника. Атрибуты для игр.

Развлечение

12

«Зимние забавы»

Беседа, игры.  Пение.                                                                                                                                                                                                                Музыкально-ритмические движения.                                                                                                                                                                                        Слушание музыки.                                                                                                                                                                                                      Детские музыкальные инструменты.                                                                                                                                                                                                

Наглядные, словесные,

игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля.

Разработки  игр, бесед.  

Аудио и видео техника. Атрибуты для игр.  Р.Н. музыкальные инструменты. Костюмы.

 Защита творческих работ

13

«Народная культура и
традиции»

Беседа, игры.                                                                                                                                                                                                                  Музыкально-ритмические движения.                                                                                                                                                                                        Слушание музыки.                                                                                                                                                                                                      Детские музыкальные инструменты.                                                                                                                                                                                                

Наглядные, словесные,

игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля.

Разработки  игр, бесед.  

Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. Костюмы. Деревянные игрушки.

Тестирование.

14

«Папа может»

 Беседа, игры.  Пение.                                                                                                                                                                                                                Музыкально-ритмические движения.                                                                                                                                                                                        Слушание музыки.                                                                                                                                                                                                      Детские музыкальные инструменты.                                                                                                                                                                                                 Инсценировка.

Наглядные, словесные,

игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля.

Разработки  игр, бесед.  

Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. Костюмы.

Праздничный концерт.

15

«Моя мамочка»

Беседа, игры.  Пение.                                                                                                                                                                                                                Музыкально-ритмические движения.                                                                                                                                                                                        Слушание музыки.                                                                                                                                                                                                      Детские музыкальные инструменты.                                                                                                                                                                                                 Инсценировка.

Наглядные, словесные,

игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля.

Разработки  игр, бесед.

Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. Костюмы.

 Праздничный концерт

16

«Весна»

Беседа, игры.  Пение.                                                                                                                                                                                                                Музыкально-ритмические движения.                                                                                                                                                                                        Слушание музыки.                                                                                                                                                                                                      Детские музыкальные инструменты.                                                                                                                                                                                                

Наглядные, словесные,

игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля.

Разработки  игр, бесед.  

Аудио и видео техника. Атрибуты для игр.  

Защита творческих работ

17

«Чистая планета»

Беседа, игры.  Пение.                                                                                                                                                                                                                Музыкально-ритмические движения.                                                                                                                                                                                        Слушание музыки.                                                                                                                                                                                                      Детские музыкальные инструменты.                                                                                                                                                                                                

Наглядные, словесные,

игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля.

Разработки  игр, бесед, сценарий праздника «Масленица».

Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. Костюмы.

   Защита творческих работ

18

«Неделя здоровья»

Беседа, игры.  Пение.                                                                                                                                                                                                                Музыкально-ритмические движения.                                                                                                                                                                                        Слушание музыки.                                                                                                                                                                                                      Детские музыкальные инструменты.                                                                                                                                                                                                

Наглядные, словесные,

игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля.

Разработки  игр, бесед,  

Аудио и видео техника. Атрибуты для игр.

 Защита творческих работ

19

«Неделя театра»

Беседа, игры.  Пение.                                                                                                                                                                                                                Музыкально-ритмические движения.                                                                                                                                                                                        Слушание музыки.                                                                                                                                                                                                      Детские музыкальные инструменты.                                                                                                                                                                                                

Наглядные, словесные,

игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля.

Разработки  игр, бесед.

Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. Костюмы.

Защита творческих работ

20

«Домашние животные и
их детѐныши»

Беседа, игры.  Пение.                                                                                                                                                                                                                Музыкально-ритмические движения.                                                                                                                                                                                        Слушание музыки.                                                                                                                                                                                                      Детские музыкальные инструменты.                                                                                                                                                                                                 Инсценировка.

Наглядные, словесные,

игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля.

Разработки  игр, бесед.  

Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. Костюмы.

 Защита творческих работ

21

«Насекомые»

Беседа, игры.  Пение.                                                                                                                                                                                                                Музыкально-ритмические движения.                                                                                                                                                                                        Слушание музыки.                                                                                                                                                                                                      Детские музыкальные инструменты.                                                                                                                                                                                                

Наглядные, словесные,

игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля.

Разработки  игр, бесед.    

Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. Костюмы.

 Защита творческих работ

22

«Здравствуй, Лето!»

Беседа, игры.  Пение.                                                                                                                                                                                                                Музыкально-ритмические движения.                                                                                                                                                                                        Слушание музыки.                                                                                                                                                                                                      Детские музыкальные инструменты.                                                                                                                                                                                                 Инсценировка. Праздник.

Наглядные, словесные,

игровые, поисковый, объяснительно – иллюстративный практический, метод контроля.

Разработки  игр, бесед.      

Аудио и видео техника. Атрибуты для игр. Костюмы.

Участие в праздничном концерте. Выпуск-2021.

Методическое обеспечение по видам музыкальной деятельности.


1. Восприятие:

     1. Дидактические игры.
    2. Портреты русских и зарубежных композиторов
    3. Наглядно - иллюстративный материал: сюжетные картины;  пейзажи (времена года);  комплект «Мир в картинках.  

2. Пение:

 1.музыкально- слуховые представления  «Птица и птенчики»; «Два петушка», «Чудесный мешочек» ; «Узнай и спой песенку по картинке»; «Петушок большой и маленький»; «Угадай-ка»; «Кто как идет?».

2.ладовое чувство «Колпачки»; «Солнышко и тучка»; «Грустно - весело», «Выполни задание»; «Собери букет»; «Солнышко и тучка».
3.чувство ритма «Три медведя», «Сыграй, как я», «Научим матрѐшек танцевать», «Весѐлые матрѐшки»; «Определи песенку по
ритмическому рисунку»; «Букеты»; «Определи по ритму».
 3. Музыкально-ритмические движения:
1.СувороваТ. И комплект книг «Танцевальная ритмика для детей» и дисков.
2. И.Каплунова, И.Новоскольцева, И.Алексеева «Топ – топ , каблучок» и 2 - диска
3. Разноцветные шарфы ,султанчики, листья, искусственные цветы, ветки деревьев,
флажки, снежинки, венки, фуражки для русского костюма и.т.д.
4. Разноцветны платочки, косынки.
5. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр,
шапочки птиц,красная шапочка, божья коровка
6. Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка, мышка, заяц, собака, медведь,
белка, петух.
7. Костюмы для взрослых и детей.

4. Игра на детских музыкальных инструментах:
1. Неозвученные музыкальные инструменты (шумовой оркестр);
2. Ударные инструменты: бубен; барабан ; деревянные ложки ;трещѐтка ; треугольник ; колотушка ; коробочка; музыкальные молоточки ; колокольчики ; металлофон (хроматический) ; маракас ; металлофон (диатонический) ; ксилофон .

 

 

СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

Диагностика музыкально-эстетического развития ребенка дошкольного возраста является сложной комплексной процедурой. Основная цель диагностики — выявление в различных видах музыкальной деятельности уровня развития:

1) музыкально-эстетического сознания (музыкально-эстетические эмоции и чувства, интерес к музыке, потребности, основы вкуса, представления об идеале и др.);

2) музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, творческие способности);

3) знаний о музыке, умений и навыков.

Диагностические занятия рекомендуется проводить в сентябре и мае (2 раза в год) (детей, которые длительное время посещают детский сад, рекомендуется диагностировать 1 раз в год (в конце учебного года), используя для сравнения данные предыдущего тестирования).

По форме и содержанию диагностические занятия соответствуют типовым музыкальным занятиям, организуемым с подгруппой детей в количестве 7-9 человек

(с целью уточнения показателей уровня развития отдельного ребёнка возможна организация индивидуальных как типовых, так и доминантных занятий).

Музыкальный материал, используемый для диагностики, должен соответствовать требованиям художественности и доступности детям обследуемой возрастной группы (примерный музыкальный материал прилагается, замена возможна только соответствующим по сложности материалом). Оценка музыкальных проявлений детей производится по каждому показателю и осуществляется по трех- бальной системе

(высокий уровень — 3 балла, средний — 2, низкий — 1 балл). Результаты заносятся в таблицу (см. ниже) и суммируются. В зависимости от общего количества баллов (по всем видам музыкальной деятельности) определяется уровень музыкального развития каждого ребенка.

Высокий уровень:

Средний уровень:

Низкий уровень:

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

Ф.И. ребенка

Вокальный навык

Слуховое восприятие музыки

    Ритм

Игра  на инструментах

итог

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ (для педагога)

  1. Алпарова А. Музыкально-игровой материал для дошкольников: На  лугу. М.: ВЛАДОС, 2000 г.
  2. Алпарова А. Музыкально-игровой материал для дошкольников: Осень золотая. В 2 ч.М.: ВЛАДОС, 2000 г.
  3. Боромыкова О.С. Музыкально-ритмические движения с пением.
  4. Бекина С.И. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. М.: «Просвещение», 1994 г.
  5. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыки. С.-П.: «Каро», 2004г.
  6. Ветлугина Н. Теория и методика музыкального воспитания дошкольников. М.: «Просвещение», 1998 г.
  7. Воронова А.Е. Логоритмика для детей 4-7 лет.
  8. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей творчества в танце.
  9. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. – М,: Издательство «Гном и Д», 2004 г.
    Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО,2006 г.
  10. «Дошкольное воспитание» / Журналы 1998 – 2006 г.
  11. Дубровская Е.В. Теория и методика музыкального воспитания детей. М.: «Просвещение», 1991 г.
  12. Зацепина М.Б. Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
  13. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (старшая и подготовительная группы).- С.-П.: «Композитор», 2007г.
  14. Музыка в детском саду. //Сост. Н.Ветлугина. М.: «Музыка», 1998 г.
  15. М.Ю.Картушина. Вокально-хоровая работа в детском саду,2003г.
  16. Олиферова Л. «Солнышко смеется». М.: «Воспитание дошкольников», 2004 г.
  17. Олиферова Л. «В стране веселых песен». М.: «Воспитание дошкольников», 2004 г.
  18. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: «Просвещение», 2000 г.
  19. Радынова О.П. Музыкальные инструменты и игрушки. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001 г.
  20. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 3 лет.//Сост. Г.М.Орлова, С.И. Бекина. М.: «Просвещение» 1994 г.
  21. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Програм.-метод. пособие / Под ред. С.И.Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 г.
  22. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. В.3 М.: «Издательство ГНОМ и Д»

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ (для детей)

1. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Ярославль: Академия развития, 2007 г.

2. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М.: Советский композитор», 1988 г.

3. Железновы Сергей и Екатерина. Абсолютный слух от 1 до 5/ Серия аудиодисков «Развивалочки от 1до 5». – М.,2013г.     4. Королькова И.С. Крохе-музыканту: нотная азбука для самых маленьких: часть1, 2. – Ростов на Дону: Феникс, 2011г.

5. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей . Сост. Г.М.Орлова, С.И. Бекина. М.: «Просвещение» 1993 г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Музыкальная капель" в дошкольном учреждении

Дополнительная общеразвивающая программа музыкально-эстетической направленности "Музыкальная капель" для проведения занятий с детьми дошкольного возраста. Подходит для детских садов, развивающих центр...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительного образования по художественному направлению «Танцевальная капель»

1.2. Цель и задачи реализации программыЦель программы – развитие творческих способностей дошкольников посредством танцевального искусства.Задачи.Обучающие:- обучить простейшим эле...