Программа дополнительного образования "Музыкальная капель" в дошкольном учреждении
методическая разработка на тему

Никифорова Тамара Васильевна

Дополнительная общеразвивающая программа музыкально-эстетической направленности "Музыкальная капель" для проведения занятий с детьми дошкольного возраста. Подходит для детских садов, развивающих центров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_muzykalnaya_kapel.docx36.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Аленушка» общеобразовательного вида»

            Принято

 на педагогическом совете

__________________________________

(название д/с)

Протокол ________________________

Утверждено

Заведующим __________________________

______________________________________

______________________________________

Дополнительная общеразвивающая

программа

«Музыкальная капель»

Разработала: педагог дополнительного образования Никифорова Т.В.

Мужи, 2016 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание дополнительной образовательной программы  
  3. Календарно-тематический план
  4. Список литературы
  5. Приложение

Пояснительная записка

Образовательная программа «Музыкальная капель» - это дополнительная образовательная программа музыкально-эстетической направленности. Она способствует музыкальному развитию дошкольников, решению проблем их социальной адаптации, предоставляет детям новые возможности взаимодействия в пространстве детского сада как одной из моделей социума, где они учатся жить в мире ценностей, познают окружающую действительность и развиваются.

Программа предусматривает возрастной подход, учитывает диапазон интересов и потребностей детей, ориентирована на приобщение их к ценностям гуманитарной и духовной культуры, искусства; предполагает включение детей в творческую активность и диалоговое общение.

Программа направлена  на поэтапное формирование интереса дошкольников к музыкальной культуре и обеспечивает их эстетическое, физическое, нравственное, интеллектуальное развитие. В течение занятий дети активно вовлекаются в разнообразную игровую деятельность, которая выступает в качестве инструмента, с помощью которого осуществляется переход от простейшего желания детей участвовать в совместных игровых действиях  к серьезной творческой музыкальной деятельности.

Ценностное содержание знаний, умений и навыков, заложенное в программе, способствует сознанию и пониманию каждым ребенком себя и своего места в общем культурном пространстве.

Актуальность данной программы по музыкально-эстетическому образованию детей заключается в том, что она направлена на удовлетворение социального заказа родителей и потребностей детей в этом виде деятельности.

Новизна дополнительной образовательной программы «Музыкальная капель» заключается в ведении активного музицирования на различных видах музыкальных инструментов, привитии детям навыков сольного и ансамблевого исполнительства как в пении, так и при игре на инструменте.

Цель данной программы –  гармоничное музыкально-эстетическое развитие личности каждого ребенка, формирование эстрадных навыков, привитие интереса к занятиям музыкальным искусством.

Задачи программы:

- формирование навыков игры на музыкальных инструментах (в том числе, фортепиано);

 - развитие навыков сольного и ансамблевого исполнительства (как на инструменте, так и при пении);

- помощь в преодолении страха сцены, развитие сценической культуры;

- создание условий для формирования и развития певческого голоса, музыкального слуха;

-формирование творческих проявлений при импровизации несложных пьес и песен.

В соответствии с СаН ПиН  занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью  25-30  мин. Первое занятие в неделю – групповое, второе – индивидуальное. Программой предусмотрено 70 занятий в год. Занятия проводятся во вторую половину дня, после основных видов деятельности и режимных моментов. В конце года  предусмотрен отчетный концерт для родителей.

Содержание дополнительной программы

Содержание программы «Музыкальная капель» строится на основе принципа креативности, предполагающего духовное становление личности ребенка и формирование его творческого потенциала.

Отбор содержания программы проводится по принципу наглядности и доступности, с учетом познавательных и коммуникативных потребностей дошкольников, психологических особенностей данной возрастной категории (острота восприятия, любознательность, пытливость ума, способность анализировать и обобщать), с учетом ведущей игровой деятельности.

Реализация программы «Музыкальная капель» предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром на базе деятельностного подхода и эмоционального восприятия. Отбор содержания программы основывается на следующих принципах:

  • целостности – в программе соблюдены единство обучения, воспитания и развития с одной стороны и системность, с другой;
  • гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
  • деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребенком в процессе активной деятельности;
  • интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной программе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, слово, движение, игра;
  • возрастного и индивидуального подходов, предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным оптом и возрастом детей.

Активное освоение мира культуры, общения, игры способствует формированию нравственных ценностей ребенка. Содержание программы ориентировано на развитие личностно-смысловой сферы детей (отношение к действительности, переживание, взаимопомощь, взаимодействие).

Все разделы программы включают материал, близкий и доступный детям, обуславливают естественное развитие дошкольника в учреждении дополнительного образования.

Дополнительная образовательная программа «Музыкальная капель» включает два основных вида музыкальной деятельности  –  игра на музыкальных инструментах и пение. Они реализуются как в коллективной, так и в индивидуальной работе. Поэтому программа построена таким образом, что одно занятие в неделю проводится с группой детей, а второе – индивидуально.

Содержание групповых занятий:

  • привитие навыков ансамблевого музицирования;
  • метро-ритмичексая организация (развитие ритмического слуха);
  • игра на детских музыкальных инструментах;
  • игры на развитие умения работать в команде;
  • дидактические игры на освоение элементов музыкальной грамоты;
  • слушание музыки;
  • просмотр видеопрезентаций с целью расширения кругозора, ознакомления с многообразием музыкального мира;
  • пение детских песен.

При переходе с одного вида деятельности на другой предусмотрены активные физкультминутки либо пальчиковые игры. В завершение занятия проводится своеобразное подведение итогов занятия и релаксация.

Содержание индивидуальных занятий:

  • углубленная работа по развитию навыков вокального и инструментального исполнительства;
  • упражнения для постановки голоса;
  • упражнения для постановки игрового аппарата;
  • игры на развитие чувства ритма за фортепиано и вне его;
  • разучивание пьес за фортепиано соответственно возрасту;
  • разучивание песен соответственно возрасту;
  • игра на фортепиано в ансамбле с педагогом;
  • работа с микрофоном, привитие сценической культуры.

Каждый из видов искусства способен воздействовать на определенную сторону духовного состояния человека. Музыка является искусством, которое обладает удивительной силой эмоционального воздействия и тем самым служит одним из важных средств формирования личности.

Знакомство детей с музыкальной культурой способствует воспитанию любви к прекрасному, обогащению их духовного мира, развитию воображения, чувств.

Восприятие музыки является одним из ведущих видов деятельности, так как и исполнительство и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке даются в опоре на «живое» ее звучание.

Неотъемлемой частью детского музыкального воспитания является пение. Для детей песня – неиссякаемый источник представлений о жизни, истории страны, нравственно-эстетических идеалах.

Детское хоровое пение справедливо считается основой музыкально-эстетического воспитания. Никакой другой вид искусства не обладает такой доступностью, массовостью и активностью творческого и исполнительского процесса, как хоровое пение, так как оно активно вовлекает ребенка в процесс исполнения музыки, развивает умение слушать и слышать других. Разучивание песен обогащает лексический запас ребенка, помогает закрепить его.

Большое место на музыкальных занятиях занимают музыкально-дидактические игры, упражнения. Они заставляют детей думать, решать, ставят в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми. Игровое действие помогает ребенку выполнить задание и способствует развитию музыкального слуха

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности музыкального развития детей каждого периода дошкольного детства, предусматривается отбор методов, используемых в процессе музыкальной деятельности детей: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный,; художественно-практический.

В музыкальном воспитании наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий). Наглядно-слуховой – важнейший метод музыкального воспитания.

Для более глубокого восприятия музыкального произведения велико значение словесного метода. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог не только прививает детям любовь к музыке, но и расширяет их представления о некоторых явлениях действительности, обогащает их внутренний мир, чувства.

В качестве основного метода, определяющего особый, инициативный, деятельно-творческий характер программы, выступает игра, которая требует целостного психолого-педагогического подхода и помогает сформировать внутренний ценностный мир ребенка.

Среди средств обучения немаловажную роль играют:

  • специально подобранный литературный материал;
  • игрушки, иллюстрации;
  • работа над дикцией, ролевая игра, коллективно-творческая игра;
  • разучивание считалок, потешек, прибауток, песен, хороводов, хоровое и сольное пение;
  • инсценирование песен, хороводов;
  • индивидуальная работа по развитию исполнительских навыков.

В процессе овладения некоторыми знаниями, умениями и навыками на музыкальных занятиях используются и другие методы, позволяющие влиять на содержание и характер деятельности детей: метод прямого воздействия, метод опосредованного воздействия, метод проблемного воспитания и обучения.

Основная форма организации музыкального воспитания – это занятие, которое включает в себя различные виды музыкальной деятельности: пение, музыкально-ритмические движения, слушание музыки, игру на детских музыкальных инструментах. Для разучивания песни, танца, игры или слушания музыкального произведения требуется несколько занятий, поэтому на одном и том же занятии происходит знакомство с новыми произведениями, продолжение разучивания частично усвоенных ранее, повторение пройденного.

Для музыкальных занятий характерна особая эмоциональная атмосфера, так как музыка – «язык чувств»: она волнует, вызывает у ребят определенные настроения и переживания. Полученные впечатления усиливаются под воздействием педагога, который передает свои чувства не только в выразительном исполнении произведения, но и в слове, мимике, жестах. Концентрируя внимание детей на звучании музыки, и развивая их воображение, педагог помогает им войти в мир музыкальных образов, ярко ощущать их выразительность.

Несмотря на общие черты, каждое занятие отличают своеобразие и неповторимость, которые заложены уже в замысле.

В содержание занятия входят произведения, различные по характеру, настроению, поэтому для достижения его целостности важно определить структуру: последовательность различных видов музыкальной деятельности. При построении занятия, структура которого гибкая и вариативная, учитываются степень умственной и эмоциональной нагрузки детей. Из-за непродолжительного сосредоточенного внимания дошкольников своевременно меняются виды их деятельности, что способствует их постоянному интересу и увлеченности

Занятия строятся на индивидуальном и личностно-ориентированном подходах. Дифференцированные задания пробуждают интерес, а их успешное выполнение способствуют музыкальному развитию ребенка. Оценивая результаты, помогая чище спеть или правильно исполнить ритмическое сопровождение, педагог развивает у ребенка самоконтроль.

Для проведения музыкальных занятий необходимо специальное оборудование:

  • фортепиано;
  • детские музыкальные инструменты (бубен, погремушки, маракасы, бубенцы, колокольца, трещетка, барабан, металлофоны, кастаньеты, ложки, треугольник);
  • дидактические музыкальные игры, наглядные пособия, игрушки;
  • видео- и звуковоспроизводящая аппаратура;
  • аудиокассеты и диски.

Использование на занятии разнообразных наглядных средств: портретов композиторов, иллюстраций, репродукций картин, созвучных теме занятия, образному содержанию музыкальных произведений способствуют созданию определенного настроения, пробуждению у детей эмоциональной отзывчивости, необходимых для восприятия музыки.

В процессе занятий сочетаются фронтальная, групповая и индивидуальная работа.

Средства, необходимые для реализации программы:

  • технические средства: фортепиано, музыкальный центр, аудио- и видеодиски, видеопроектор (ноутбук).
  • информационные средства: книги, аудио- и видеозаписи, нотный материал, дидактический материал.
  • музыкальные инструменты (фортепиано, марокассо, трещотки, погремушки, ксилофоны, металлофоны, триолы и т.д.).
  • вспомогательные средства: игрушки, сенсорные дорожки и другие предметы для проведения физкультминуток.

Формы и методы реализации программы:

  • коллективная работа;
  • индивидуальная работа;
  • беседа;
  • распевание;
  • упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
  • упражнения, формирующие верную постановку игрового аппарата;
  • дыхательная звуковая гимнастика;
  • артикуляционные упражнения;
  • игра на детских музыкальных инструментах, фортепиано в ансамбле с педагогом и сольно;
  • музыкально-дидактические игры и упражнения.

Прогнозируемые результаты музыкальных занятий по программе

 клуба  «Музыкальная капель» у детей 5- 7 лет

Ребенок может:

  1. петь без напряжения, естественным светлым звуком, во время пения сохранять правильную позу;
  2. петь с педагогом без музыкального сопровождения и самостоятельно в сопровождении музыкального инструмента;
  3. различать на слух правильное и неправильное пение, различать звуки по высоте и длительности;
  4. различать на слух звучание различных музыкальных  инструментов;
  5. музицировать в ансамбле с педагогом, исполняя простейшие ритмические аккомпанементы на ДМИ.

Формы подведения итогов.

Отчетный концерт перед родителями в конце года, участие в мероприятиях детского сада.

Календарный план работы клуба «Музыкальная капель»

9

10

11

12

1

2

3

4

5

8

8

8

8

6

8

8

8

8

Всего: 70 занятий в год.

Календарно-тематический план работы клуба  «Музыкальная капель»

     

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь - Октябрь

- Развивать эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера;

-  упражнять детей в различении звуков по высоте;

- закреплять у детей умение точно передавать простой ритмический рисунок;

- брать правильно певческое дыхание;

- брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами;

- учить детей своевременно начинать и заканчивать песню;

- учить исполнять песни легким звуком;

- закреплять умение у детей петь естественным звуком, выразительно;

- формировать правильную певческую установку;

- отчетливо произносить гласные в словах; согласные в конце слов;

-различать звучание детских музыкальных инструментов – металлофона и ксилофона;

-поощрять творческие проявления при игре на ДМИ;

- вырабатывать ощущение «пульса» в музыке.

Диагностика музыкальных способностей детей

1. круговой массаж;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка»;

3. Разминка «Осень по дорожке», «Маятник»;

4. Дыхательная гимнастика:«Цветочек», «Ладошка»; «Поездка на поезде», «Лес»; «Кулачки», «Дверца»;

5. Осенние распевки «Листики», «Дождик»,

6. распевание по голосам: «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», «Имя», «Два кота»;

7. Игра «Ритмическое эхо»;

8. Логопед. распевки «Это я», «Умывалочка»;

9. Песни А.Кудряшов «Гав-гав»(повтор), Е.Тиличеева «Кукушка», П.И.Ермолаев «Осень золотая».

10. Игра на ДМИ «Капельки», «Осень пришла»

11. Введение понятий  «нота», «матрица», «тутти», «соло»

12. Знакомство с инструментами детского оркестра

Ноябрь-Декабрь

- Развивать эмоциональную отзывчивость на песни различного характера;

- отличать на слух правильное и неправильное пение товарищей;

- закреплять у детей умение чисто интонировать мелодию, удерживать интонацию на одном звуке;

- точно интонировать большую и малую терцию, секунду, скачки на кварту;

- упражнять в точной передаче ритмического рисунка;

- учить детей петь легким звуком;

- добиваться слаженного пения; учить вместе начинать и заканчивать песню;

- правильно и отчетливо произносить гласные в словах;

- развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух;

- формировать навык игры в ритмическом ансамбле на ударных детских инструментах;

- формировать умение работать в ансамбле, прислушиваясь к звучанию инструментов другого ребенка;

 -развивать творческую инициативу.

1.  Круговой массаж;

2. Упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;

3. Дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на поезде», «Луг», «Белочка», «Часы», «Клоун», «Петушок»;

4. Ритмическое упражнение «Кто я?»;

5. распевание по голосам «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», методом «Эхо»-«На птичьем дворе»;

6. Попевки «Паровоз», «Дождик», «Два кота»;

7. Артикуляционная гимнастика;

8. Игры «Насос и надувная кукла», «Ежик», «Змеи»;

9. Песни: А.Кудряшов «Гав-гав», «О маме»,

П.И.Ермолаев «Дед Мороз-красный нос», «В зоопарке»

10. Игра на ДМИ «Сосулька», «Саночки»

Январь-Февраль

- Способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на песни различного характера;

- учить различать, называть отдельные части музыкального произведения: вступление, заключение, припев;

- совершенствовать у детей умение чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии;

-  закреплять умение самостоятельно начинать пение после вступления;

-  уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии;

 - уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком;

- правильно произносить гласные и согласные в конце слов;

- формировать звуковысотный слух при игре на ксилофоне, металлофоне.

1. Круговой массаж под песню «От улыбки!»;

2. Упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; «Стихотворения».

3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Насос», «Резиновый мяч», «Лягушки на болоте», «Змейки», «Прилетел комарик», «Звоночек»;

4. Распевание методом Эхо, на одном звуке, «Имя», «Баю, бай», «Ку-ку».

5. Игры со словом «Андрей-воробей», «Мостик», «Курицы»;

6. Логопедические распевки «Гуси», «Пароход», «Овечка», «Цыплятки»  и др.

7. Песни: «Маме в день 8 Марта» Е.Тиличеевой, «Как прекрасен мир поющий», Л.Абелян «Я красиво петь могу»,  С.Крупа-Шушарина  «Влюбленный слон», «Про папу».

8. Игра на ДМИ «Первый лучик», «Привет, Масленица!»

Март-Апрель

- Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;

- уметь дослушать песню до конца, не отвлекаясь;

- упражнять детей в чистом интонировании секунды, кварты;

- учить воспринимать звуки, чувствуя их различие по протяженности;

-  уметь точно воспроизводить простой ритмический рисунок;

- продолжать работать над навыком чистого интонирования мелодии;

- уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии;

 - уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком;

- правильно произносить гласные и согласные в конце слов;

- следить за правильной певческой осанкой детей;

- развивать ансамблевые навыки;

- способствовать развитию музыкального вкуса.

1.   Круговой массаж;

2. Упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;

3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на болото», «Собачка», «Лыжник», «Горнолыжник», «Греемя» и др.;

4. звуковая гимнастика «Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок»;

5. Ритмические упражнения «Гуси, гуси», «Баба сеяла горох», «Эхо»;

6. Распевание «Звукоряд 5 нот», «Ду-ду», закрытый рот, «А-о-у»;

7. Артикуляционная гимнастика;

8. Ритмические речевые игры по Т.Тютюнниковой  «Белки и ежиха», «Веселые инструменты», «Лиса» и др.

9. Песни «Песенка о весне» Г.Фрида,  «Солнечная капель», С.Крупа-Шушарина «Мечта цапли», П.Ермолаев «Лесной хоровод»;

10. Игра на ДМИ «Весенняя капель»

Май

 - Обогащать музыкальные впечатления детей, развивая их эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;

- упражнять детей в чистом пропевании секунд, терций, кварты и квинты;

- закреплять умение детей различать звуки по высоте, слышать движение мелодий вверх-вниз, поступенное и скачкообразное;

- точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок хлопками или игрой на детских музыкальных инструментах;

- проверять умение детей контролировать слухом качество пения товарищей;

-  закреплять умение детей самостоятельно начинать и заканчивать песни;

- уметь петь естественным голосом, без напряжения;

-  брать дыхание между музыкальными фразами;

-продолжать петь выразительно, передавая разнообразный характер песен;

- закреплять у детей умение сохранять правильную певческую осанку;

- разнообразить творческие проявления детей при пении попевок;

- закрепить навык игры на ДМИ.

1.   Круговой массаж;

2. Упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;

3. Дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на болото», «Собачка», «Ныряльщик», «Мяч», «Цветочек»;

4. Звуковая гимнастика «Машина», «Магазин»,«Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок», «Зоопарк»;

5. Скороговорки;

6. Распевание методом эхо, закрытым ртом, «Я пою, хорошо пою», «Ку-ку», на одном звуке, «Птички»;

7. Ритмические упражнения «Бояре», «Плетень»;

8. Игры со словом «Радуга», «Дуйте ветры», «Шалтай-болтай»;

9. Звуковая гимнастика по Т.Тютюнниковой «Тарарам-шурум-бурум», «Терпение-кипение», «Тишина» и др.

10. Логоритмические распевки «Песок», «Коза», «Овечки»;

11. Песни «Лучик солнца», «Детский сад», «Про лето!»;

12. Игра на ДМИ «С солнышком друзья!»

Отчетный концерт

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алпарова А. Музыкально-игровой материал для дошкольников: На  лугу. М.: ВЛАДОС, 2000 г.
  2. Алпарова А. Музыкально-игровой материал для дошкольников: Осень золотая. В 2 ч.М.: ВЛАДОС, 2000 г.
  3. Альбом ученика-пианиста: Учебно-методическое пособие/ Подготовительный класс. Автор-состовитель Г.Г. Цыганова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005г.
  4. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Ярославль: Академия развития, 2007 г.
  5. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М.: Советский композитор», 1988 г.
  6. Боромыкова О.С. Музыкально-ритмические движения с пением.
  7. Бекина С.И. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. М.: «Просвещение», 1994 г.
  8. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыки. С.-П.: «Каро», 2004г.
  9. Ветлугина Н. Теория и методика музыкального воспитания дошкольников. М.: «Просвещение», 1998 г.
  10. Воронова А.Е. Логоритмика для детей 4-7 лет.
  11. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей творчества в танце.
  12. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. – М,: Издательство «Гном и Д», 2004 г.
    Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО,2006 г.
  13. «Дошкольное воспитание» / Журналы 1998 – 2006 г.
  14. Дубровская Е.В. Теория и методика музыкального воспитания детей. М.: «Просвещение», 1991 г.
  15. Железновы Сергей и Екатерина. Абсолютный слух от 1 до 5/ Серия аудиодисков «Развивалочки от 1до 5». – М.,2013г.
  16. Зацепина М.Б. Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
  17. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (старшая и подготовительная группы).- С.-П.: «Композитор», 2007г.
  18. Королькова И.С. Крохе-музыканту: нотная азбука для самых маленьких: часть1, 2. – Ростов на Дону: Феникс, 2011г.
  19. Музыка для детей. Фортепианные пьесы. В.- 2 М.: «Советский композитор», 1988 г.
  20. Музыкальный руководитель»/ Журналы 2005-2008 гг.
  21. Музыка в детском саду. //Сост. Н.Ветлугина. М.: «Музыка», 1998 г.
  22. М.Ю.Картушина. Вокально-хоровая работа в детском саду,2003г.
  23. Олиферова Л. «Солнышко смеется». М.: «Воспитание дошкольников», 2004 г.
  24. Олиферова Л. «В стране веселых песен». М.: «Воспитание дошкольников», 2004 г.
  25. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: «Просвещение», 2000 г.
  26. Радынова О.П. Музыкальные инструменты и игрушки. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001 г.
  27. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет.//Сост. Г.М.Орлова, С.И. Бекина. М.: «Просвещение» 1993 г.
  28. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет.//Сост. Г.М.Орлова, С.И. Бекина. М.: «Просвещение» 1994 г.
  29. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Програм.-метод. пособие / Под ред. С.И.Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 г.
  30. Школа игры на фортепиано/ Под общей ред. А.Николаева/ сост. А.Николаев, В.Натансон, Л.Рощина. – М.: Музыка, 2004г.
  31. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. В.3 М.: «Издательство ГНОМ иД»

Приложение 1

Диагностика

Диагностика музыкально-эстетического развития ребенка дошкольного возраста является сложной комплексной процедурой. Основная цель диагностики — выявление в различных видах музыкальной деятельности уровня развития:

1) музыкально-эстетического сознания (музыкально-эстетические эмоции и чувства, интерес к музыке, потребности, основы вкуса, представления об идеале и др.);

2) музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, творческие способности);

3) знаний о музыке, умений и навыков.

Диагностические занятия рекомендуется проводить в сентябре и мае (2 раза в год) (детей, которые длительное время посещают детский сад, рекомендуется диагностировать 1 раз в год (в конце учебного года), используя для сравнения данные предыдущего тестирования).

По форме и содержанию диагностические занятия соответствуют типовым музыкальным занятиям, организуемым с подгруппой детей в количестве 7-9 человек

(с целью уточнения показателей уровня развития отдельного ребёнка возможна организация индивидуальных как типовых, так и доминантных занятий).

Музыкальный материал, используемый для диагностики, должен соответствовать требованиям художественности и доступности детям обследуемой возрастной группы (примерный музыкальный материал прилагается, замена возможна только соответствующим по сложности материалом). Оценка музыкальных проявлений детей производится по каждому показателю и осуществляется по трех- бальной системе

(высокий уровень — 3 балла, средний — 2, низкий — 1 балл). Результаты заносятся в таблицу (см. ниже) и суммируются. В зависимости от общего количества баллов (по всем видам музыкальной деятельности) определяется уровень музыкального развития каждого ребенка.

Высокий уровень:

Средний уровень:

Низкий уровень:

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

Ф.И. ребенка

Вокальный навык

Слуховое восприятие музыки

Ритм

Игра  на инструментах

итог

   

Приложение 2

Примерный конспект занятия

 по программе «Музыкальная капель»

 для смешанной группы детей

5-7 лет

Занятие 1

Цель занятия: знакомство, диагностика музыкальных данных детей, создание положительного эмоционального настроя при занятии музыкой.

Время (мин.)

Вид деятельности

Задачи

Оборудование/ дидактический материал

5

Знакомство, приветствие.

Игра-импровизация «Спой свое имя», «Здравствуй, Саша, как дела?»

  • задать эмоциональный тон занятию;
  • поощрять детей вокализировать свое имя;
  • диагностировать вокальные возможности детей.

Фортепиано

2

Командная игра «Ладошки»

  • воспитывать умение чутко относиться к другому человеку;
  • диагностировать чувство ритма у детей.

Стульчики

7

Ансамблевое пение:

распевки «Андрей-воробей», «Жук»

песня «Наш любимый детский сад» муз и сл. Т. Ротмистровой

  • формировать умение петь на одном звуке;
  • диагностировать звуковыстоный слух детей;
  • знакомство с песней

Видео-презентация «Жук-жук, где твой дом» на одноименную песню Е.Железновой,

аудиозапись и ноты песни «Наш любимый детский сад» сл. и муз. Ротмистровой

4

Физкультминутка:

«Марш» Кабалевского

  • дать детям «прочувствовать» и «прошагать» пульсацию в музыке;
  • диагностика ритмического слуха детей

«Марш» Д. Кабалевского

6

Игра на детских музыкальных инструментах (ДМИ):

упражнение «Дирижер»

  • познакомить с основными дирижерскими жестами

Нотная матрица, дирижерская палочка.

1

Релаксация, прощание

Упражнение «Я запомнил …»

  • подытожить занятие;
  • сбросить напряжение и зажатость детей;
  • помочь закрепить в памяти элементы занятия.

Ковер, массажный мячик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломк...

Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении

В работе представлена разработка  и реализация программы дополнительного образования по художественному направлению в детском саду....

ДНЕВНИК ПРАКТИКИ По дополнительной квалификации «Воспитатель дошкольного учреждения для детей с недостатками речевого развития»

Формирование у студентов профессиональных умений и навыков целеполагания, планирования, организации, проведения и анализа осуществленной деятельности в соответствии с должностными обязанностями воспит...

Дополнительное образование в дошкольном учреждении

В статье представлен материал по дополнительному образованию ( на бесплатной основе) в МБДОУ "Детский сад № 5 "Хрусталик"...

Дополнительная коррекционно-развивающая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по песочной арт-терапии.

С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, иг...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»  (младший дошкольный возраст)...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (старший дошкольный возраст)

Образовательная программадополнительного образования детей дошкольного возраста«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»(старший дошкольный возраст)...