Годовой аналитический отчет воспитателя:
методическая разработка

Марина Сергеевна Олехнович

Годовой аналитический отчет воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet_vospitatelya.docx30.11 КБ

Предварительный просмотр:

Годовой аналитический отчет воспитателя:

как правильно его написать.

        Педагоги дошкольного образования ведут много педагогической документации. Это возлагает на них дополнительную нагрузку и снижает качество документов, которые они составляют. Иногда отчет или план воспитателя пишет только ради того, что бы он был, пренебрегая содержанием. Формальное отношение к делу приводит к общей профессиональной неудовлетворенности. Немалая часть работы кажется воспитателю бессмысленной, а нагрузка чрезмерной. Получается замкнутый круг. Чтобы из него выйти, нужно внести в профессиональную деятельность максимальную осмысленность.

        Разберем эту проблему на примере годового аналитического отчета воспитателя. Педагог учит детей относится к своим действиям осознанно. Для этого используют рефлексивные моменты НОД, обсуждая занятие, что понравилось, чем занимались и т.д. При этом на анализ своей деятельности у него никогда нет времени, а годовой аналитический отчет – ненужная бумага.

Для чего нужен аналитический отчет в конце года.

        Согласно ФГОС ДО требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования – ориентиры для анализа профессиональной деятельности. Годовой аналитический отчет позволяет воспитателю проанализировать свою работу, осмыслить успешность или неуспешность усилий в организации образовательного процесса. Составляя его, педагог сводит результаты педагогической диагностики, определяет и фиксирует проблемы, ставит новые задачи.

        Таким образом, главная цель годового аналитического отчета – выявит положительные и отрицательные стороны организации образовательного процесса и образовательной среды, чтобы эффективно разрабатывать рабочую программу.

        Кроме того, годовой аналитический отчет повышает профессиональный уровень педагога, создает предпосылки для непрерывного образования и личностного роста.

Чем аналитический отчет отличается от аттестационных

 материалов.

        В некоторых ДОУ для составления годового отчета администрация предлагает воспитателям материалы, схемы, которые используются при аттестации. В этом есть логика: педагогу будет легче пройти аттестацию, если он заранее собирает и систематизирует материалы по определенной форме. Но годовой аналитический отчет и отчет, который готовит педагог к аттестации, заполняя информационные карты, отличаются задачами.

        Аттестационные материалы демонстрируют высокий уровень профессиональной компетентности воспитателя и доказывают, что его притязания на заявленную категорию оправданы.

        В словосочетании «годовой аналитический отчет» главный смысловой акцент нужно делать на прилагательном «аналитический».  Иначе он превратится в доклад об успехах и достижениях.

        Кроме того, аттестационные документы воспитатель готовит один раз в 5 лет, а анализировать свою деятельность необходимо как минимум один раз в год, чтобы повысить качество, результативность образовательного процесса.

Какие требования предъявляются к форме отчета.

        Форма аналитического отчета воспитателя не регламентирована. педагогические коллективы свободны в своем выборе, и нет необходимости в том, чтобы все ДОУ использовали единую форму годового аналитического отчета. В каждой образовательной организации, реализующей ООП ДО, могут быть свои особенности его написания. Однако можно выделить общие обязательные пункты:

  1. Общая характеристика группы;
  2. Цели и задачи, которые были поставлены на данный период;
  3. Анализ условий реализации ООП (образовательной среды)
  4. Обобщенный анализ результатов педагогической диагностики;
  5. Анализ работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
  6. Анализ взаимодействия с родителями воспитанников;
  7. Анализ результатов профессионального развития воспитателя;
  8. Общие выводы на следующий год.

Самое главное в отчете – анализ. Основная его часть – разбор и оценка фактических данных, а сами данные могут быть внесены в приложение в виде таблицы (приложение). Это сделает отчет компактным, содержательным.

        В анализе необходимо выделить самостоятельно положительные стороны и проблемы.

Что писать в аналитическом отчете.

        Остановимся подробно на каждом пункте годового аналитического отчета воспитателя.

  1. Общая характеристика группы: в этом пункте не должно быть общих фраз. Не стоит расписывать, как резвились дети в течении года, какие сложились отношения между детьми и педагогами и т.д. О развитии воспитанников нужно говорить на основании педагогической диагностики, а о сложившихся партнерских отношениях – описывая образовательную среду.
  2. Цели и задачи на данный период: здесь педагог перечисляет цели и задачи, которые он ставил на этот год.
  3. Анализ образовательной среды в группе: в этом пункте воспитатель описывает и оценивает условия, обеспечивающие развитие дошкольников, используя таблицы (см. приложение).
  1. Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса.

Название и вид программно-методической продукции (программа, конспект, сценарий и т.д.)

Дата утверждения (для планов, рабочих программ)

  1. Создание условий, безопасных для жизни и здоровья детей (по результатам диагностики)

Информация о заболеваемости (%)

Информация о наличии случаев травматизма(в%)

  1. Использование образовательных технологий (ОТ)

Используемые технологии

Цель использования

Результат

  1. Проектирование РППС в соответствии с ОП ДОО и требованиями ФГОС ДО.

Запланированные направления развития РППС

Результаты реализации запланированных направлений развития РППС

  1. Итоговые мероприятия, проведенные в течении года согласно тематическому плану.

Форма проведения

Название мероприятий

Уровень организации и результативность

Воспитатель самостоятельно определяет уровень организации и результативность мероприятия и отмечает его как высокий/ средний/ низкий.

  1. Результаты участия воспитанников в олимпиадах, смотрах, конкурсах, турниров, выставках, соревнованиях и т.д.

Уровень и название мероприятия

Результат участия

Количество участников

Количество победителей, лауреатов, приэеров

Далее необходимо рассмотреть только самые сильные стороны и результаты образовательной деятельности и самые слабые, проблемные, затем внести их в таблицу анализа:

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

То, что находится в пределах нормы, очевидно для воспитателя, администрации ДОО, осуществляющей контроль, коллег. Под словом «проблема» подразумевается вопросы, которые требуют внимания: воспитанники не достигли результатов, воспитатель не предоставил возможности для развития способностей детей и т.д. Например, дети старшей группы увлеченно занимаются с конструктором, проявляют способности, фантазию, конструкторское мышление. Воспитатель успешно интегрирует разные образовательные области на этих занятиях, реализует проекты, организует конкурсы. Такую работу воспитатель ставит себе в плюс. Но будет также интересен этот конструктор детям в подготовительной группе? Получат ли способности детей дальнейшее развитие? Получат, если воспитатель при поддержке родителей предоставит детям возможность заниматься с более сложным конструктором, например трехмерным, который не ограничивает конструкторское мышление и фантазию ребенка.

  1. Анализ результатов педагогической диагностики: воспитатель обобщает результаты педагогической диагностики, отмечает, по каким направлениям у воспитанников самые высокие (сильные стороны), а по каким самые низкие (слабые стороны) показатели. Далее рассматривает возможности для коррекции низких показателей и поддержки точек роста.

Как приложение к данному пункту педагог использует таблицы с результатами педагогической диагностики. Они заполняются по форме,  предложенной авторами диагностики.

  1. Анализ работы с детьми с особыми образовательными потребностями: педагог анализирует работу не только с детьми с ОВЗ, но и с воспитанниками, требующими особого педагогического подхода и индивидуальной работы, в том числе  с одаренными дошкольниками.
  1. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями.

Категории детей с разными образовательными потребностями

Наличие индивидуальных планов, маршрутов и т.д.

Результаты индивидуальной работы с воспитанниками.

Сильные стороны – те формы индивидуальной работы, которые дали положительный результат, а слабые – то, что не оказалось результативным или планировалось, но не было реализовано.

  1. Анализ взаимодействия с родителями воспитанников: воспитатель не только называет наиболее и наименее результативные формы из тех, что применялись в течении года, но и рассматривает возможность использования новых форм.
  1. Формы взаимодействия с родителями.

Формы и взаимодействия и сотрудничества

Охват родителей формами сотрудничества (в%)

  1. Удовлетворенность родителей качеством образовательного процесса и условиями пребывания ребенка в группе.

Форма сбора информации

Доля родителей, удовлетворенных качеством образовательного процесса и условиями пребывания детей в ДОУ

  1. Анализ результатов профессионального развития воспитателя: прежде чем определить что удалось, и что не удалось в плане профессионального развития, воспитатель указывает над какой методической темой и в течении какого срока он работал. Педагог фиксирует, какие источники профессиональной информации он задействовал, оценивает их полезность:
  • Изучила ….. ;
  • Ознакомилась …..;
  • Расширила имеющиеся представления о …..;
  • Взяла за основу для разработки …… .

Это важная часть методической копилки. Невозможно удержать все в памяти. К ней всегда можно вернуться и что – то уточнить, подготовится к докладу, дать полезный совет коллегам. В качестве сильных сторон воспитатель фиксирует то, что он успешно применял на практике.

Также в годовом аналитическом отчете воспитатель рассматривает образовательные технологии, которые использует в работе. Следует обратить внимание, что если в течении года был реализован всего один проект, то не корректно писать, что воспитатель использовал проектную технологию в образовательном процессе. Нужно указать, что он эту технологию освоил.

Не следует формулировать так: «использовал элементы образовательных технологий». Образовательные технологии – целостная система, в которой все элементы взаимосвязаны. И если какой – то элемент из нее вычленяется, то об использовании технологии речь не идет. Можно говорить лишь об отдельном приеме.

В качестве положительных сторон воспитатель отмечает успешное транслирование собственного опыта, обучение на курсах повышении квалификации, которое помогло его развитию как профессионала. Как и в других пунктах, в приложении фиксируется что сделано, а в анализе только самое эффективное.

В качестве проблемных сторон педагог отмечает то, что не принесло ожидаемых результатов. Не нужно бояться низко оценивать свое участие в методических мероприятиях и качество их организации. объективная профессиональная самооценка всегда полезна, а годовой отчет – внутренний документ ДОУ. Если несколько членов коллектива выскажут обоснованное мнение, что курсы были организованы плохо, администрация в будущем может рассмотреть другое учреждение дополнительного профессионального образования для их прохождения, в т.ч. дистанционно.

  1. Повышение квалификации

Тема ПК, стажировки

Организация, осуществляющая ПК

Название и номер документа

Количество часов

  1. Изучение научно – методической литературы, чтение профессиональных периодических изданий.

Источник

Результат изучения

  1. Транслирование опыта педагогической деятельности

Формы трансляции

Темы

Выступления, публикация, презентация, открытый показ НОД, мастер класс, педагогический проект и т.д. Указать, где педагог выступал, публиковал, презентовал свой опыт, для кого давал мастер – классы или открытое занятие.

  1. Участие в работе профессиональных объединений педагогических работников.

Группа/ методическое объединение

Что разработано в результате совместной деятельности

Любые формы профессиональных объединений педагогов: МО, творческая группа, проектная группа, временная творческая группа и т.д.

  1. Направление экспериментальной и инновационной деятельности

Направление экспериментальной и инновационной деятельности

Что сделано

  1. Участие в профессиональных конкурсах

Уровень конкурса

Название

Результат

  1. Общие выводы и задачи на следующий год: воспитатель оценивает образовательную деятельность и ее результативность по всем аспектам и в заключение на основе выявленных проблем и возможностей формулирует задачи на следующий период.

Умение педагога видеть проблемы в своей деятельности и находить пути их решения свидетельствует о его высоком профессиональном уровне. 

        Такой подход к написанию годового аналитического отчета связывает анализ и планирование в единую систему. Выполнил или не выполнил воспитатель, поставленной задачи – критерий оценки эффективности образовательного процесса. А качественный анализ в свою очередь, позволяет педагогу правильно планировать свою работу. Это дополнительный стимул для профессионального развития. Если воспитатель не видит возможностей для преодоления проблем и развития точек роста, необходимость указать их в отчете побуждает изучить вопрос: опыт коллег, методическую литературу и т.д.

        Таблицы – приложения к годовому аналитическому отчету воспитатель заполняет в течении года. Этот фактический материал используется для разных целей: подготовка к аттестации, для участия в профессиональных конкурсах, распределения стимулирующей части фонда оплаты труда.

        Объем годового аналитического отчета не определяет его качества. У начинающего воспитателя и воспитателя, имеющего большой педагогический опыт, он может значительно различаться. Но такой подход покажет руководителю ДОУ, видит ли педагог главные проблемы в своей работе, думает ли он над тем, как их преодолеть. Старшему воспитателю это поможет выстроить эффективную программу методической поддержки педагогов.

Материалы взяты из журнала ССВ №6 2017 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗЦЫ ПРИЛОЖЕНИЙ К ГОДОВОМУ АНАЛИТИЧЕСКОМУ ОТЧЕТУ ВОСПИТАТЕЛЯ

ОБРАЗЦЫ ПРИЛОЖЕНИЙ К ГОДОВОМУ АНАЛИТИЧЕСКОМУ ОТЧЕТУ ВОСПИТАТЕЛЯ...

ГОДОВОЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ воспитателей группы общеразвивающей направленности детей (разновозрастной) от 3 лет и старше О РАБОТЕ ЗА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД.

ГОДОВОЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТвоспитателей группы общеразвивающей направленности детей (разновозрастной) от 3 лет и старше О РАБОТЕ ЗА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД....

ГОДОВОЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ВОСПИТАТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ О РАБОТЕ ЗА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД.

ГОДОВОЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ВОСПИТАТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ  О РАБОТЕ ЗА 2018-2019  УЧЕБНЫЙ ГОД....

Годовой аналитический отчет воспитателя: как правильно написать

Годовой аналитический отчет воспитателя: как правильно написать?...

Годовой аналитический отчет воспитателей в средней группе по ФГОС

Годовой аналитический отчет воспитателей в средней группе по ФГОС...

Годовой аналитический отчет воспитателя

Работаем с воспитателямиГодовой аналитический отчет воспитателя: как правильно написать     Ваши воспитатели каждый год пишут аналитический отчет. Помогает ли вам этот докумен...

Годовой аналитический отчет воспитателей средней группы о работе за 2019-2020 учебный год.

Годовой аналитический отчет воспитателей средней группы о работе за 2019-2020  учебный год.  Общая характеристика группы:На начало учебного года в средней группе № 4 списочный состав 27...