Практикум "По ступенькам математики"
материал

Ладченко Марина Геннадьевна

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum.docx193.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное

учреждение Квитокская средняя

общеобразовательная школа № 1

Практикум «По ступенькам математики» по теме самообразования

 «Формирование элементарных математических представлений посредствам дидактических игр» 

 

Подготовила: Ладченко Марина Геннадьевна, воспитатель

1 категории

Квиток, 2019

Теоретическая часть.

Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.   Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств.

В связи с реализацией федерального стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, является игра.

Дидактическая  игра составляет важнейшую базу для начала систематического обучения, именно в этом виде деятельности, происходит становление таких новообразований, как произвольность поведения, способность к мышлению, самоконтроль, творческое воображение, самостоятельность.    

Условия эффективной педагогической  деятельности по использованию дидактических игр в работе с дошкольниками:          

1.        Создание положительного эмоционального фона перед каждым  ребенком.

2.        Поощрение стремления детей предлагать свои собственные способы выполнения задания

3.        Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в работе  и стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.

4.        Индивидуально-дифференцированный подход к воспитанникам на каждом мероприятии.

Функции дидактической игры

Применение  дидактических игр по формированию элементарных математических представлений начинается с раннего возраста.

Тренажер «Собери бусы»

Цель: помощник в решении простейших примеров и задач на сложение и вычитание

Задачи:

развивать умение решать простейшие примеры и задачи на сложение и вычитание;

воспитывать внимательность, усидчивость;

развивать мелкую моторику рук.

Материал: веревочка, бусинки (не более 10), цветовая гамма на ваш вкус.

Дети могут сначала посчитать все бусинки на тренажёре.

Затем решают простейшие задачи:

1) "На дереве висело пять яблок". (Отсчитывают пять яблок). Два яблока упало. (Отнимают два яблока). Сколько яблок осталось на дереве? (пересчитывают бусинки)

2) На дереве сидело три птички, к ним прилетело еще три птички. (Сколько птичек осталось сидеть на дереве)

Дети решают простейшие задачи как на сложение, так и на вычитание.

«Веселые фигуры»

Цель: формирование элементарных математических навыков.

Образовательные задачи:

  • Закрепить умение различать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру, учить детей систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по признакам.

Развивающие задачи:

  • Развивать логическое мышление, внимание.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность.

На начальном этапе мы знакомим детей с названием геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Затем мы знакомим с цветом, потом постепенно знакомим с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник и так далее, согласно образовательной программе. Задания можно давать различные в зависимости от возраста, способностей детей.

Задание для детей в возрасте 2-3 года (соотнесение по цвету)

  • “Найди цветочки и фигуры такого же цвета, как шарик”.

Задание для детей в возрасте 3-4 года (соотнесение по форме)

  • “Найди фигуры, похожие на кубик”.

Задание для детей в возрасте 4-5 лет (соотнесение по форме и цвету)

  • “Найди фигуры, похожие на пирамиду такого же цвета”.

Задание для детей в возрасте 4-7 лет (соотнесение по форме)

“Найди предметы, похожие на параллелепипед (кирпичик)”. 

«Один – много», «Лепбук»

Важным  условием развития  способностей и  умений у детей дошкольного возраста является поддерживание долговременного интереса к занятиям,  занятия должны приносить радость, проходить на эмоциональном подъеме. Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест- технологию. Квест – это командная игра. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.

Хочу поделиться опытом по использованию дидактических игр для  формирования элементарных математических представлений на примере квест –игры «Приключение Нолика»   в старшей группе.

 Тема квест - игры выбрана в контексте изучаемой темы по ДООП Колесниковой Е.В «Математические ступеньки» и соответствует теме по самообразованию.

 Цели и задачи игры соответствуют целевым ориентирам ФГОС в ДО, также возрастным возможностям воспитанников.

Цель:  создать условия для повышения умственной активности детей в процессе усвоения математических представлений.

Задачи:

Обучающие:

- Закреплять навык прямого и обратного счета, о порядковом расположении цифр;

- Закреплять представления детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;

- Закреплять умение ориентироваться в пространстве относительно себя;

- Формировать мыслительные операции и навыки самостоятельной работы.

Развивающие:

- Развивать способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану;

- Развивать внимание, логическое мышление, речь, цветовое восприятие, мелкую моторику, усидчивость, глазомер, память;

- Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

- Воспитывать желание помогать героям сказки ;

- Формировать навыки взаимоконтроля, самоконтроля.

Планируемый результат: знают количественный и порядковый счет в пределах десяти, соотносят количество предметов и соответствующую цифру, знают геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, проявляют готовность к сотрудничеству.

Методы и приемы:

Практический (моделирование, использование сюрпризных моментов, игр, упражнений).

Наглядный (использование карточек).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Предварительная работа: дидактические игры, рассматривание опорных картинок.

Материалы: конверты, карта, магнитная доска, коробка с разрезная картинка -  «Лес», ткань, имитирующая реку, дощечки с цифрами от 1 до 10, «Кораблик» (схема), «Строительный набор Поликарпова» карточка с загадкой, картинка  - «Гусеница», конверт с цветными кругами: зеленого, желтого, голубого и розового цвета, подарки – сюрпризы, гелевые шары, ИКТ.

Практическая часть

Участники игры – воспитатели.

Приветствие  «Доброе утро!»

(Создание благоприятного психологического климата.)

«Письмо от Нолика»(создание условий для формулирования задач, создание игровой проблемной ситуацию)

Разминка

Сколько углов у квадрата?

Яблоко  круглое или треугольное?

Что меньше шесть или три?

 (создание игровой ситуации «Произнеси волшебные слова»)

Игровое задание № 1«Собери картинку»

 (Вовлечь в совместную деятельность, задать вопросы, стимулировать процесс мышления, способствовать тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы. предоставить возможность обсудить, найти решение)

Игровое задание № 2 (по группам)

«Восстанови мост» (разложить «дощечки» по порядку )

«Построй кораблик» (конструирование по схеме из строительного материала Поликарпова)

(Задать вопросы, стимулирующие процесс мышления. Инициировать поиск ответов на вопросы)

Физкультурная минутка

Игровое задание №3 «Наряди гусеницу» (порядковый счет)

 (Способствовать тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникшие проблемы, вопросы, стимулирующие процесс мышления.)

Игровое задание № 4 «Найди число» -

соотнести количество предметов на карточке с цифрой (работа в группах)

посчитать предметы на карточке и найти соответствующую цифру.

 (стимулировать проявление любознательности, интереса.)

«Письмо Нолику»

Рефлексия.

Подведение итогов в форме беседы – словесного метода (прием – вопросы к детям).

Дыхательное упражнение «Настроение».

 Совместная игра педагога и детей  (квест – игра) достаточно эффективна, динамична. Игровые события квеста  способствуют проектированию совместной деятельности педагога и воспитанников, создают игровую мотивацию.

Таким образом, систематическая и правильно организованная работа  по применению дидактических игр в воспитательно – образовательном процессе   привела к повышению  познавательного интереса детей  дошкольного возраста, что побуждает меня  продолжать подбирать и эффективно использовать дидактические игры в своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое применение художественно-познавательного материала для изучения математики на основе любимых детьми персонажей сказок и мультфильмов в программе «Математические ступеньки 4-5 лет (средняя группа)»

Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольника виде деятельности – в игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание,...

Презентация к занятию 2. Тема "Свойства предметов". Петерсон Л. Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два - ступенька...Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.

Материал для занятия старший возраст (5 - 6 л). Данная презентация позволяет провести занятие в увлекательной форме, эмоционально увлечь детей. Ц​ель: 1) Закрепить представления детей о свойствах пред...

Кружок по математики "Математические ступеньки"

Рабочая программа по кружку "Математические ступеньки" для подготовительной к школе группы....

ЗАНЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «По математическим ступенькам»

Программное содержание: - выявить у детей полученные знания, представления, умения, которые они получили на занятиях по математике: закрепить умение ориентироваться в пространстве и на плоскости, уточ...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружка«Ступеньки творчества» ( с использованием палочек Кюизенера, игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет)

Пояснительная запискаРабочая программа по дополнительному образованию кружка «Ступеньки творчества»  ОО «Познание»  (для детей 5-7лет).Одна из важнейших задач воспита...

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька….» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации

Методическое пособие по развитию математических представлений детей 5-6 и 6-7 лет является частью непрерывного курса математики «Школа 2000…». Включает краткое описание концепции, п...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Ступеньки Математики».

Актуальность представленной программы заключается в том, что готовность к обучению в школе является приоритетной  задачей для родителей на данном этапе жизни ребенка. Интеллектуальная готовность ...