Кружок по математики "Математические ступеньки"
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

Павлюкова Татьяна Юрьевна

Рабочая программа по кружку "Математические ступеньки" для подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_femp.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Важное значение в познавательном развитии детей имеет формирование элементарных математических представлений. Целью элементарной математики является формирование основ интеллектуальной культуры личности, приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношения предметов и явлений окружающего мира. Формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектах окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Изучение математики уже в дошкольном возрасте ведет к развитию логического мышления, ориентирует детей на понимание связей и отношений. Основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления-образы предметов, их свойств, отношений.

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста дает не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций, но и широкий развивающий аспект.

Основой для разработки рабочей программы стали:

• Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

Рабочая программа «Математические ступеньки» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 6-7 лет. Образовательная программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволит воспитанникам в дальнейшем успешно учиться.

Цель: формирование элементарных математических представлений для обеспечения преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием.

Задачи программы:

 Образовательные:  

Формировать общее представление о множестве и числе;

  Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20;

  Знакомить с составом числа;

  Учить детей решать простейшие арифметические задачи;

  Учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

  Учить сравнивать множества;

  Знакомить с математическими знаками;

 Развивающие:

 Развивать логическое мышление;

  Развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;

  Развивать мелкую моторику, глазомер;

  Развивать инициативу;

Воспитательные:

  Воспитывать внимание;

  Воспитывать организованность;

  Воспитывать самостоятельность и интерес к познанию,

 Отличительной особенностью программы является то, что содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. В рабочих тетрадях используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Что позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать. Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами, это помогает расширять кругозор, обогащать словарный запас детей, развивать речь. Во все разделы включены логические задачи, что способствует развитию логических форм мышления. Программа позволяет педагогу использовать словесные, наглядные, проблемно- поисковые методы обучения.

Учебный материал организован по следующим разделам:

 Количество и счет.

  Величина.

  Ориентирование в пространстве.

  Ориентирование во времени.

  Геометрические фигуры.

  Логические задачи.

Режим занятий:

Программа составлена для детей 6-7лет. Дополнительное образование по программе реализуется с октября по май. Занятия будут проходить: - 2 раза в неделю по 30 мин  в подготовительной группе. Срок реализации программы - 1 год. Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую часть, физкультминутки, что будет способствовать развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений. Предполагаемая наполняемость групп 12-14 человек. Планируется провести 54 занятия за учебный год. Программа включает работу по группам.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

№ п/п

Название раздела

Форма заняти

Организация учебно-воспитательного процесса

Форма подведения итогов

1

Количество и счет

Беседа, дидактическая игра

Наборы наглядного, демонстрационного и раздаточного материала, арифметическое домино, предметные картинки, набор карточек с цифрами от 0 до 20

Опрос, беседа

2

Геометрические фигуры

Беседа, дидактическая игра

Набор пластмассовых плоскостных и объемных фигур

Конкурс

3

Величина

Беседа, дидактическая игра

Счетные палочки, линейки, весы, мерные стаканы, набор игрушек, набор карточек.

Беседа, игра- эксперимент.

4

Ориентировка во времени

Беседа, дидактическая игра

Модель часов, иллюстрации времен года , месяцев, дней недели, художественная литература по теме.

Викторина

5

Ориентировка в пространстве

Беседа, дидактическая игра

Карты, планы, схемы. Наборы игрушек, дидактические игры, пазлы, мозаика, строительные конструкторы.

Дидактич. игра,практи ческое занятие

6

Логические задачи

Беседа, дидактическая игра

Наглядный материал, предметные картинки, развивающие игры «Коломбово яйцо», «Магический квадрат»,

Математический конкурс.

Перечень оборудования

  Учебные пособия.

  Предметные картинки.

  Раздаточный и счетный материал.

  Набор цифр.

  Набор геометрических плоскостных и объемных фигур.

  Модель часов, весы.

  Арифметическое домино, мозаика, пазлы.

  Развивающие игры «Магический квадрат», «Рыбалка», разрезные картинки.

  Строительный конструктор.

  ИКТ.

  Кубики с сюжетными картинками.

Содержание программы

Количество и счет

Закреплять:

 умение писать цифры от 1 до 10;

  представления о числах и цифрах от 0 до 10 на основе сравнения двух множеств;

 умение делать из неравенства равенство;

Продолжать учить:

 считать по образцу и названному числу в пределах 10;

 понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного

расположения предметов, направлений счета, сравнивать группы разнородных предметов;  отгадывать математические загадки;

записывать решение задачи с помощью математических знаков, цифр, чисел;

Правильно использовать и писать математические знаки: +, -, =, ;  

Сравнивать количество предметов и записывать соотношение при помощи знаков, цифр;

Решать арифметические задачи, примеры на сложение и вычитание;

 Решать логические задачи.

Учить:  

Считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

Определять место числа в ряду (10-20) по его отношению к предыдущему и последующему числу;  

Различать количественный и порядковый счет в пределах 10, 20, правильно отвечать на вопросы: сколько? Который? Какой по счету?

Продолжать знакомить:

 С составом числа из двух меньших до 10;

  Стихами, загадками, считалками, в которых присутствуют числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, месяцы, времена года).

 Познакомить:

 С числами от 11 до 10 и новой счетной единицей «десятком»;

 Числами второго десятка и их записью.

Величина

 Раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, высоте, ширине, толщине, употреблять сравнения: большой, поменьше, еще меньше и т.д. Делить предмет на 2,4,6,8 и более частей и понимать, что часть меньше целого, а целое больше части. Учить:  

Измерять линейкой, определять результаты измерения в сантиметрах;

  Изображать отрезки заданной длины, с помощью линейки.

Развивать глазомер. Дать представления о весе предметов и объеме, способах его измерения. Познакомить с весами.

Геометрические фигуры

 Закрепить:  

Знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция);  

Умение дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;

Продолжать учить:  

Рисовать символическое изображение предметов из геометрических фигур в тетради в клетку;  

Выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры;

Преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания).

 Учить:  

Классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине);

 Называть и показывать элементы геометрических фигур (вершины, стороны, углы).

 Познакомить с геометрическими фигурами: ромб, пятиугольник, шестиугольник.

Ориентировка во времени

Закреплять и углублять представления о времени: его периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года, частях суток.

Закреплять пользоваться в речи словами, понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже.

Познакомить с часами (стрелки циферблата).

Учить определять время с точностью до получаса.

Ориентировка в пространстве.

Закреплять умения ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница, учебная доска.)

Закреплять умения определять словом положение предметов по отношению к себе, другому лицу (справа, слева, впереди, сзади, перед, после, между...)

Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.

Логические задачи

Продолжать учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию, анализ и синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.

Прогнозируемые результаты усвоения программы

                          показатели развития детей

 Знать числа второго десятка и записывать их.

Понимать независимость числа от величины, пространственного расположения

 предметов.  Использовать и писать математические знаки: +,-,=,

 .Решать арифметические задачи, записывать решение.

Сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству.

  Устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой.

Дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.

Различать и называть ромб, пятиугольник, шестиугольник.

Рисовать символические изображения предметов в тетради в клетку.

Преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (путем складывания, разрезания)  Раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке в пределах 10.

  Измерять линейкой отрезки, записывать результаты измерения.

Изображать отрезки заданной длины с помощью линейки.

 Определять времени с точностью до получаса.

Ориентироваться на листе бумаги.

Определять положение предмета по отношению к другому.

  Решать логические задачи на сравнение.

Понимать задание, выполнять его самостоятельно.

 Проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

  Самостоятельно формулировать учебные задачи.

В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие тетради, раздаточный и счетный материал, развивающие игры, геометрические и объемные фигуры, ИКТ.

Список литературы

Список литературы для реализации программы.

  1. Е.В.Колесникова Математика для детей 5-6 лет. Методическое пособие к рабочей тетради. Москва. Творческий центр СФЕРА -2010г.
  2. Е.В.Колесникова. Математика для детей 6-7 лет. Методическое пособие к рабочей тетради. Москва. Творческий центр СФЕРА — 2010 г.
  3. Е.В.Колесникова. Диагностика математических способностей. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Москва. Творческий центр СФЕРА-2010 г

Список литературы для детей и родителей

  1. Е.В. Колесникова Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Москва. Творческий центр СФЕРА-2010 г.
  2. Е.В. Колесникова Я составляю числа. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Москва ,Творческий центр СФЕРА-2010 г
  3. Е.В. Колесникова Я считаю до 20.Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Москва. Творческий центр СФЕРА-2010г.

Рабочая программа дополнительного образования

«Математические ступеньки»

Подготовительная группа

2017-2018

                                                       Воспитатель: Павлюкова Т.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Театральные ступеньки" для детей с ОНР.

laquo;Обучение только тогда хорошо, – писал Л. С. Выгот¬ский, – когда оно идет впереди развития. Тогда оно про¬буждается и вызывает к жизни целый ряд функций, нахо¬дящихся в с...

Кружок "Ступеньки к школе"

Программа работы кружка по подготовке к школе для детей от 6 до 7 лет...

кружок "Ступеньки безопасности"

кружок в средней группе...

Кружок "Ступеньки грамотности" (подготовка руки к письму)

   Письмо - сложный координационный навык, требущий слаженной работы мыщц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.     Подготовка к письму - дин из...

кружок " Веселые ступеньки"

Конспект тренировочного занятия с использованием степ-платформы...

программа кружок "Веселые ступеньки"

программа кружок "Веселые ступеньки"...

Кружок "Математические ступеньки""

В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обуче...