Кружок "Театральные ступеньки" для детей с ОНР.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Рожкова Ольга Викторовна
«Обучение только тогда хорошо, – писал Л. С. Выгот¬ский, – когда оно идет впереди развития. Тогда оно про¬буждается и вызывает к жизни целый ряд функций, нахо¬дящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обуче¬ния в развитии».

      Участвуя дошкольников в театрализованных играх знакомит их с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, поскольку малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно.

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_-teatralnye_stupenki.docx87.35 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок:

«Театральные ступеньки»

для детей разновозрастной группы с ОНР.

Пояснительная записка:

«Обучение только тогда хорошо, – писал Л. С. Выготский, – когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии».

В последние годы становится все больше детей с ОНР с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относится эмоциональная лексика, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении и т.п. Дети с общим недоразвитием речи страдают пониженной способностью анализировать явления языка. Они не всегда умеют подмечать и выделять звуковые, морфологические и синтаксические элементы речи и сознательно пользоваться ими в своей практике.

Особенностью детей с ОНР является низкий уровень самоконтроля за собственной речью. Детям тяжело заучивать и припоминать что-либо, следить за своим произношением. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес. А учитывая проявления эмоциональной сглаженности, интерес должен быть не затухающим, а постоянно  растущим.

Таким образом, именно театрализованные игры позволят педагогу эмоционально раскрепостить детей, снять у них зажатость, заторможенность, обучить чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование.

Данные  игры направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности – иными словами, «языка» эмоций; создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости и др. используются в совместной деятельности.

Поскольку слово – это исключительная способность человека выражать гласно свои мысли и чувства, а речь располагает обширным тонко нюансированным лексиконом, который необходим человеку в его повседневной жизни, развитие лексической стороны речи, в том числе эмоциональной лексики, является одним из условий полноценного развития ребенка и важным моментом при подготовке ребенка с общим недоразвитием речи к обучению в школе.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, поскольку малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно.

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений.  

В методической разработке представлены следующие педагогические технологии:

 1.    Игровые технологии, направленные  на развитие умения общаться в коллективе, развитие быстроты реакции, смекалки и т.д. Эти технологии решают следующие задачи:

  • развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
  • воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
  • театрально-игровые (обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка):

-  Артемова Л. В. Театрализованные игры;

-  Жукова Р. А. Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5 лет;

-  Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду;

-  Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры;

- Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий;

-  Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

2.   Здоровьесберегающие  технологии, к которым относятся:

  • физкультурно-оздоровительные, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, массаж, дыхательной гимнастики;
  • социально-психологические, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье;
  • образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения):

-  Касаткина Ю.В. Клюева Н.В., Учим детей общению. Характер, коммуникабельность;

- Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников.

3. Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения:

- Белопольская Н. Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра;

- Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет / сотт. Н.Д. Денисова;

- Иванова С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе;

- Измайлов Ч. А. Цветовая характеристика эмоций;

- Ильин Е. П. Эмоции и чувства.

4. Информационно-коммуникативные   технологии  (музыкальное сопровождение). ИКТ   позволяют развивать творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, дают возможность педагогу заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка, тем самым  повышая самоконтроль, повышают  креативность ребенка.   

Главной целью Формирование интереса детей с ОНР к театральной деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи кружка:

  1. Создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов;
  2. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности через постановку театральных сказок, игр–драматизаций, упражнений актерского тренинга;
  3. Развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности,
  4.  Включение детей в активную продуктивно-творческую деятельность; 
  5. Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции;  
  6. Развитие желания выступать перед родителями и своими сверстниками.
  7. Воспитание творческой индивидуальности ребенка,

Формы работы:

- Рассказы педагога о театре, его истории с использованием ИКТ технологий;

- Беседы-диалоги;

- Чтение литературы;

- Изготовление  атрибутов и костюмов к спектаклям;

- Организация настольных театров и спектаклей;

- Оформление стенгазет с результатами театральной деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • - Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации);
  • - Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии);
  • - Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения;  отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, уверенность);
  • - Умение правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
  • -  Овладение навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

Цикл  мероприятий  разработан для детей с ОНР старшего дошкольного возраста. Занятия  будут проводятся 1 раз в неделю в четверг (во 2-ую половину дня).  Продолжительность каждого мероприятия  составит 15 – 20 минут. Состав группы 5-6 детей.

Перспективный план театрализованных игр для развития эмоциональной лексики у детей в разновозрастной группе с ОНР

Месяц

Неделя

Мероприятия

Сентябрь

4 неделя

Обследование эмоциональной лексики детей посещающих группу.

Октябрь

1 неделя

Беседа-презентация - "Что такое театр?».

Упражнения без слов:

  • «Фигуры»,
  • «Фото на память».

2 неделя

Беседа-презентация – «Для чего нужны эмоции?».

Знакомство с пиктограммами.   Упражнения:

  • «Расскажи о своем настроении»,
  • «Волшебный мешочек»,
  • «Свет мой зеркальце скажи».

3 неделя

Упражнения для развития мимической мускулатуры:

  • «Собери лицо»,
  • «Немое кино»,
  • «Психогимнастика»,
  • «Угадай настроение»

4 неделя

Упражнения на выразительность движения:  

  • «Тренинг эмоций»,
  • «Два барана»,
  • «Тень».

Ноябрь

1 неделя

Упражнения на совмещение выразительности речи и движений:

  • «Закончи предложение»,
  • «Тренинг эмоций»,
  • «Услышь меня».

2 неделя

Рассказывание стихотворений с помощью мимики и жестов  (А.Л. Барто): «Бычок», «Зайка», «Мишка», «Мячик», «Слон».

3 неделя

Презентация «Узнай животное по голосу». Самостоятельная передача движений, мимики и голосов узнанных животных. Упражнения без слов:

  • «Лягушата»,
  • «Закончи предложение о радости».

4 неделя

Беседа «Положительные эмоции».

Упражнения:

  • «Дружба начинается с улыбки»,
  • «Неожиданная радость».

Декабрь

1 неделя

Беседа «Радость».

Упражнения на развитие речевого дыхания:

  • «Воздушный шарик».
  • Пантомическая игра «Покажи…».

2 неделя

Беседа «Удивление».

  • Упражнение на сочинение не сложных историй:
  • «Придумай историю»,

Настольный театр «Кот, лиса и петух».

3 неделя

Беседа-сравнение «Радость и грусть».

Работа над эмоциональной и языковой выразительностью речи – разучивание стихотворения о зиме.

Январь

2 неделя

Беседа «Гнев».

Упражнения на развитие диапазона голоса, интонационной выразительности речи:

  • «Самолет»,
  • «Звериные скороговорки».

3 неделя

Беседа «Страх».

Чтение  сказки «Рукавичка».

4 неделя

Подготовка костюмов и реквизита к сказке «Рукавичка».  Двигательные упражнения для разрядки и разминки:

  • «Зайчик»,
  • «Аист»,
  • «Цапля».

Февраль

1 неделя

Генеральная репетиция в костюмах к сказке «Рукавичка».

Упражнения на развитие мимики:

  • «Кислый лимон»,
  • «Удивление»,
  • «Тренинг эмоций».

2 неделя

Выступление со сказкой «Рукавичка» перед родителями и детьми. Оформление стенгазеты «Юные актеры!».

3 неделя

Упражнения на развитие находчивости, воображения и фантазии:

  • «Обезьянки»,
  • «Я хочу с тобой дружить»,
  • «Игрушки».

4 неделя

Упражнения на сплочение коллектива, отзывчивость, доброжелательность:

  • Игра малой подвижности «Где мы были, мы не скажем»,
  • «Доброе животное»,
  • «Оживление».

Март

1 неделя

Упражнения на развитие техники речи:

  • «Веселые листочки»,
  • «Считаем до пяти»,
  • «Звуковая волна».

2 неделя

Обыгрывание знакомой сказки по средствам пальчикового театра  «Три медведя».

3 неделя

Упражнения на развитие воображения, фантазии:

  • «Превращение»,
  • «Крылья»,
  • Игра в «волшебника»,
  • «Разыгрывание историй».

4 неделя

Упражнения на развитие ритмопластики, психогимнастические упражнения:

  • «Головомяч»,
  • «Отгадай-ка»,
  • «Сердитый дедушка»,
  • «Баба Яга».

Апрель

1 неделя

Проведение праздника для детей - «День смеха».

2 неделя

Чтение рассказа К.Чуковского «Федорино горе». Распределение ролей.

3 неделя

Репетиция. Подготовка реквизитов и костюмов. Психогимнастические упражнения:

  • «Цветок».
  • «Новая кукла».
  • «Золушка».

4 неделя

Ритмопластика. Отработка диалогов. Упражнения для развития диапазона голоса, интонационной выразительности речи:

  • «Рассмеши царевну - Несмеяну»,
  • «Веселые стихи».

.Май

1 неделя

Генеральная репетиция в костюмах.

2 неделя

Выступление детей со сказкой «Федорино горе» перед родителями. Оформление стенгазеты «Юные таланты!».

   

План кружка по месяцам

«Театральные ступеньки» на 2014-15 уч. год.

СЕНТЯБРЬ.

4 неделя. Обследование эмоциональной лексики. (см. Приложение № 1)

Авт.: Скотникова Е.С., логопед, г. Асбест, Свердловской обл.

ОКТЯБРЬ.

1 неделя. Беседа-презентация - "Что такое театр?».

Детям дается  представление  о  понятии «театр», они знакомятся с  видами  театров  в  г. Благовещенске (драматический, кукольный). Дети могут поделиться своими собственными впечатлениями о посещении театра.

Упражнения без слов:

  • “Фигуры”.

 Дети распределяются на две команды. Одна команда демонстрирует характерные позы какого-нибудь сказочного персонажа, вторая угадывает, кто перед ними. Затем команды меняются ролями. В игре сначала используются сказочные образы, например Карабаса  Барабаса, Золушки Снежной Королевы и т.д. Затем задача усложняется: ведущий просит изобразить человека плачущего, (просящего, грустного, веселого). Фигуры “выставляются” в музее, а “посетители” отгадывают, какая фигура что обозначает. Если ответ правильный, фигура оживает. 

  • Фотография на память” 

Материал - сюжетные картинки или фотографии с изображением нескольких персонажей (людей, зверей) на различном фоне; настоящий или игрушечный фотоаппарат.

Ход игры. Дети рассматривают, например, репродукцию картины И. Шишкина “Утро в сосновом лесу”. Затем распределяются на две группы, каждая из которых создает свою “скульптурную композицию” по картине. Фотографируются на память. А можно, по желанию детей, изображать любые сценки, подобрав соответствующую картинку.

2 неделя. Беседа-презентация - «Для чего нужны эмоции?».

Дети знакомятся    понятием «эмоции»,  их видами, для чего они нужны, от чего зависят, как меняются и как они помогают определить настроение человека. Знакомство с пиктограммами.  

Упражнения для развития мимической мускулатуры лица:

  • «Расскажи о своем настроении».

Детям предлагаются пиктограммы с изображением различных оттенков настроений. Сначала взрослый выясняет, уточняет характеристики настроения человека, а затем предлагает выбрать ту картинку, которая в наибольшей степени подходит настроению ребёнка в данный момент, объяснить почему.

  • «Волшебный мешочек».

Детям показывается непростой, а  «волшебный мешочек». Дети по очереди опускают  руку внутрь мешочка и, не заглядывая туда, на ощупь определяют, что в нем лежит. Кто потрогал и догадался, хранит свой секрет,  пока мешочек не окажется у ведущего в руках. В конце упражнения дети должны хором сказать, что выло внутри мешочка.

  • «Свет мой зеркальце скажи».

Дети распределяются на пары и становятся друг против друга. Взрослый произносит предложение, которое они должны сопровождать определенной мимикой. Таким образом, ребенок сам с помощью мимики изображает эмоциональное состояние и видит то же состояние на лице партнера.

2 вариант игры. Говорить нельзя, свои чувства можно выражать только мимикой. Перед вами “зеркало” — лицо вашего друга.

- К вам пришел Карлсон. Обрадуйтесь: какая приятная встреча!

- Карлсон вынужден уйти. Огорчитесь: как плохо, что мы расстаемся.

- Вы обидели Карлсона! Попросите у него прощения.

- Ваш друг внезапно исчез! Удивитесь: не может быть!

- Вдруг вы услышали резкий звук. Испугайтесь!

- Теперь успокойтесь: все будет хорошо!

- Затем взрослый предлагает: “А теперь покажите: “рот до ушей”, “брови у переносицы”, “губы трубочкой” и т.д.

3 неделя. Упражнения для развития мимической мускулатуры:

Дети учатся выкладывать часть выражения лица, соответствующую эмоциональному характеру, развивают эмоциональную отзывчивость, проявляют свои эмоции от поступков окружающих детей.

  • «Собери лицо».

Дети собирают лицо человека из частей с разными эмоциональными состояниями.

  • «Немое кино».

Дети становятся в круг. Педагог превращается в телевизор, у которого  нет звука.  Он показывает жестами и мимикой, а должны догадаться.  Н/Р:  приветствие, прощание, приглашение, слушание музыки, похвала, раздражение, страх.

2 вариант игры.  Играющие делятся на две группы, которые стоят друг напротив друга,  по разным берегам широкой, бурной реки.  1 группа - вы должны сообщить стоящим на другом берегу, что им нужно перебраться к вам. 2 группа -  на том берегу вас не слышат. Но вы видите, что к ним приближается злодей. Покажите им, что нужно спрятаться.

  • «Психогимнастика».

Детям предлагается улыбнуться, как весёлый ребёнок, солнышко, добрая птица, весенняя радуга.   Позлиться, как дракон, чудовище, Бармалей, сердитый мальчик.

  • «Угадай настроение».

Детям даётся набор пиктограмм с видами настроения (весёлое, грустное, сердитое, доброе, счастливое и т.п.)

После определения настроения каждой пиктограммы, дети разбиваются на пары. Один ребёнок берёт пиктограмму и, не показывая её другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти пиктограмму, задуманную партнёром.

4 неделя. Упражнения на развитие  выразительности  движений:  

  • «Тренинг эмоций».

Детям предлагается показать: шаловливых мышат, сердитых мышат, весёлых мышат. По окончании тренинга взрослый подводит детей к выводу: – Каким лучше быть: добрым или злым? Почему?

  • «Два барана».

Детям предлагается ситуация: два барана повстречались на мосту.  Они  разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив туловище вперёд,  упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинулся – тот проиграл. Можно издавать звуки «Бе-бе-бе…».

– Дети, что вы чувствовали, когда были баранами?

– Хотелось вам быть похожими на них? Почему?

  • «Тень».

Взрослый предлагает  поиграть в игру «Тень», но не для того, чтобы научиться с ней дружить, надо быть очень  внимательным.

Дети разбиваются на пары: один играет роль человека, другой – роль его тени. Человек будет выполнять любые действия, тени повторяют их, действуя в том же ритме, что и человек.

НОЯБРЬ.

1неделя.  Упражнения на совмещение выразительности речи и движений:

  • «Закончи предложение».

Взрослый предлагает закончить его предложение, при этом можно помогать себе жестами и мимикой:

– Я обижаюсь, когда…

– Я сержусь, когда…

– Я радуюсь, когда…

– Я грущу, когда…

  • «Тренинг эмоций».

Два медвежонка Том и Тим съели вкусные, но не мытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:

- Ой, ой, живот болит!

- Ой, ой, меня тошнит!

- Ой, мы яблок не хотим!

- Мы хвораем, Том и Тим!

- Выразительные движения: брови приподнять и сдвинуть, глаза прищурить, туловище согнуть, живот втянуть, руки прижать к животу.

  • «Услышь меня».

Дети образуют два круга: большой и малый (маленький внутри  большого).

Задание игрокам, стоящим в малом круге: “Тихо-тихо полаять как собачка (или помяукать как кошечка, прокукарекать как петушок и т.д.)”. Дети, стоящие в большом круге, должны отгадать, какое животное так “говорит”.

2 неделя.

Рассказывание стихотворений с помощью мимики и жестов  (А.Л. Барто): «Бычок», «Зайка», «Мишка», «Мячик», «Слон».

Данная работа будет способствовать развитию у детей интереса к сценическому творчеству; активизации познавательного интереса к театру.

3 неделя.

Просмотр презентации «Узнай животное по голосу».

Дети отгадывают животное по его голосу, дополнительно вспоминают и  показывают движения, повадки, звукоподражают угаданному животному.

Упражнения без слов:

  • “Лягушата”.

 Взрослый предлагает всем детям представить, что они лягушата. Задача детей – передать состояние лягушонка, поранившего ногу, с помощью жестов, мимики, пантомимики.

Дети выражают боль на лице, приподнимают «пораненную» ногу, наклоняются к ноге, прикладывают листочек и на одной ноге, прихрамывая, идут к «маме».

  • «Закончи предложение о радости» + мяч.

Взрослый предлагает закончить его предложение, при этом можно помогать себе жестами и мимикой:

- Радость-это когда…

- Я радуюсь, когда…

- Мама радуется, когда…

- Воспитатель радуется, когда…

4 неделя. Беседа «Положительные эмоции».

Беседа будет способствовать созданию у детей положительного эмоционального состояния; развитию мимики, пантомимики, жестам; поможет детям снять эмоциональное напряжение; развить коммуникативные навыки, внимание, память, воображение. Опора на личные воспоминания детей.

Упражнения на формирование  групповой сплоченности:

  • «Дружба начинается с улыбки».

Сидящие по кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую и теплую улыбку.

  • «Неожиданная радость».

Детям предлагается ситуация. В комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих детей и сказала: «Заканчивайте, ребята, свою игру. Через час мы едем в цирк». Мама приподняла руку и показала билеты. Дети сначала замерли, а потом пустились в пляс вокруг мамы. Можно использовать выразительные движения: поднять брови, улыбнуться, смеяться, потирать руки одна о другую, можно хлопать в ладоши, прыгать пританцовывать.

ДЕКАБРЬ.

1 неделя. Беседа «Радость».

Беседа поможет познакомить детей с эмоцией радости; разовьет умение проявлять радость, используя мимику, жесты, пантомимику; научит отражать радость в рисунке.

Упражнения на развитие речевого дыхания будут способствовать развитию речевого дыхания, правильной артикуляции и дикции; воспитанию терпения и выдержки:

  • «Воздушный шарик».

Вед-й: Представьте, что мы с вами проглотили шарик, он находится у нас в животе, и мы его должны надуть. Положите руку на живот. Шарик сейчас не надут. Теперь набираем в него воздух, надуваем живот, будто он большой воздушный шар. Почувствуйте рукой, как он растет. А теперь сделаем выдох и сдуем животик…Отлично! Давайте повторим еще раз. Вдох – выдох…».

  • Пантомическая игра «Покажи…».

Дети должны изобразить в соответствии с заданием:

- Расцвели, как цветы.

- Завяли, как травка.

- Полетим, как птицы.

- Идет медведь по лесу.

- Крадется волк за зайцем.

2 неделя. Беседа «Удивление».

Беседа поможет познакомить детей с эмоцией удивления; научит узнавать ее на различных изображениях; научит выражать эту эмоцию; научит отражать это эмоциональное состояние в рисунках.

Упражнение  на сочинение не сложных историй:

  • «Придумай историю».

Взрослый предлагает детям выбрать и описать того героя, который, по их мнению, может помочь решить проблему. Ребёнок может выбрать любого персонажа мультфильма, кинофильма, книги. Например, в сказке «Спящая красавица» на помощь принцессе, которую заколдовала злая фея, пришли сразу три феи.

Настольный театр «Кот, лиса и петух».

Взрослый читает (желательно наизусть) текст, а дети в соответствии с текстом манипулируют персонажами.

Данная работа позволит обыграть знакомую сказку с помощью настольных персонажей; будет способствовать развитию мелкой моторики рук; устойчивому интересу к различной театральной деятельности; воспитывать партнерские отношения между детьми; научит интонационной выразительности.

3 неделя. Беседа-сравнение  «Радость и грусть».

Беседа поможет продолжить знакомить детей с разными эмоциями; развивать внимание, воображение, эмпатию, коммуникативные способности.

Работа над эмоциональной и языковой выразительностью речи – разучивание стихотворения о зиме.

Зимние забавы

К нам пришла зима, зима!
Все в снегу - земля, дома.
Посмотри-ка, снегопад,
Ой, снежинки к нам летят!

На деревья, на машины,
Очень белая картина!
Возле дома - снеговик,
Нос морковкою торчит.

Кто его слепил? - Детишки,
И девчонки, и мальчишки.
А  зимой у нас снежки,
Санки, лыжи и коньки!

ЯНВАРЬ

2 неделя. Беседа «Гнев».

Беседа познакомит детей с эмоцией гнева; поможет развить умение выражать эту эмоцию; научит определять эмоцию гнева на различных изображениях; разовьёт интонационную выразительность.

Упражнения на развитие диапазона голоса, интонационной выразительности речи:

  • «Самолет».

В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком [а] или [у]. Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.

  • «Звериные скороговорки».

Дети надевают маски разных животных («лисички», «медведя», «волка») и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.

Ткет ткач ткани на платок Тане.
От топота копыт пыль по полю летит.
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Кукушка кукушонку купила капюшон.

3 неделя. Беседа «Страх».

Беседа поможет познакомить детей с эмоцией страха; научит узнавать эту эмоцию по схематическому изображению на лицах людей и на рисунках; научит передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных средств); разовьет воображение.

Чтение  сказки «Рукавичка» поможет развить находчивость, воображение, фантазию; воспитать доброжелательность, коммуникабельность и доброжелательные отношения между детьми.

4 неделя. Подготовка костюмов и реквизита, репетиция сказки «Рукавичка».

Необходимо отработать повадки и характер животных с помощью выразительных пластических движений; развить умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию; развивать творчество, воображение и фантазию. Учить детей принимать на себя роли сказочных героев.

  Двигательные упражнения для разрядки и разминки:

  • «Зайчик». 

Педагог предлагает  представить детям, что они зайчики. Светит солнышко, зеленеет трава на полянке. Зайчики вышли погулять. (Дети садятся на корточки и прыгают.) Какие у зайчиков ушки? (Дети поднимают руки и прижимают их к голове.) 

  • «Аист».

Педагог: представьте, что вы аисты. У аиста длинный клюв и длинные ноги. (Изображает аиста: ноги вместе, руки подняты вверх.) Он ходит по болоту и ищет лягушек. (Полный наклон вперед, руками коснуться пола и произвести хватательные движения.) Ищет, ищет — нашел и съел. (Упереться ладонями в пол и застыть в этом положении.) Съел и дальше пошел. (Движения повторяются).

  • «Цапля».

Дети снимают обувь и встают в круг.

Педагог: представьте, что вы цапли и живете на болоте. Чтобы отдохнуть и поспать, цапля, стоя на одной ноге, другую сгибает и поднимает (показывает). Вы тоже решили отдохнуть: поднимите одну ногу, а другую согните в колене, руки на поясе. Закройте глаза и замрите.

Упражнение повторяется несколько раз с переменой ног.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя. Генеральная репетиция в костюмах к сказке «Рукавичка».

Необходимо обратить внимание детей понимать и использовать мимику, интонацию в изображении характерных особенностей передаваемого образа. Добиваться четкого проговаривания слов в сочетании с движениями по тексту. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Упражнения на развитие мимики:

  • «Кислый лимон».

Детям предлагается задание. Им дали кислый лимон. Покажите только с помощью мимики как вы его съели (дети морщатся).

  • «Удивление».

Детям предлагается ситуация. Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было…Из чемодана выпрыгнула собака.

  • «Тренинг эмоций».

Дети становятся в пары, и взрослый предлагает им изобразить «упрямых коз», не желающих уступить дорогу. Дети выражают на лице недовольство, хмурят брови, наклоняют головы вперёд, начинают сердиться, толкают плечами друг друга.

2 неделя. Выступление со сказкой «Рукавичка» перед родителями и детьми.

Выступление закрепит умение детей обобщать полученный опыт,  принимать на себя роли сказочных героев, разовьет исполнительские умения через подражание повадкам животных и любовь к ним, воспитает чувство коллективного творчества.

Оформление стенгазеты «Юные актеры!».

Совместно с детьми оформить стенгазету с целью развития эстетического вкуса, получения положительных эмоций от выполненной работы. Предполагается совместная работа детей, родителей  и педагога.

3 неделя. Упражнения на развитие находчивости, воображения и фантазии:

  • «Обезьянки».

Вед-й: Сейчас мы ребята поиграем с вами в озорных обезьянок,  которые любят «кривляться» и подражать друг другу. Все «превращаются» в обезьянок.

Кто-то один (сначала это педагог, а затем дети по – очереди) становятся водящими - начинает кривляться, а  все остальные повторяют его движения.

  • «Я хочу с тобой дружить».

Выбирается водящий. Он произносит слова «Я хочу подружиться с…», а дальше описывает с кем хочет подружиться. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку. После этого он сам становится водящим.

  • «Игрушки».

Вед-й: Попробуем представить себе, что нас заколдовал волшебник и превратил каждого в какую-нибудь игрушку. Закройте глаза и постарайтесь увидеть, в какую игрушку вы превратились: в куклу, слона, машину…  А теперь откройте глаза. Давайте попробуем догадаться, кто в какую игрушку превратился.

4 неделя. Упражнения на сплочение коллектива, отзывчивость, доброжелательность:

  • Игра малой подвижности «Где мы были, мы не скажем…».

Детям предлагается без слов (жестами и мимикой) изобразить, где они побывали и что делали. Ситуации задает педагог. Один ребенок изображает действие, остальные отгадывают.

  • «Доброе животное».

Вед-й: Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох – выдох (3р.) Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад и еще раз.

  • «Оживление» предмета.

Любая вещь наделяется человеческими чувствами, желаниями, манерой поведения. Например, ребенок или взрослый берет на себя роль холодильника. Что может хотеть холодильник? Чтобы в нем было как можно больше вкусных продуктов. Чего он может опасаться? Чтобы их у него не отобрали. Какая история могла с ним произойти? Однажды холодильник купил тысячу брикетов мороженого и пошел в парк, чтобы раздать их детям.

МАРТ

1 неделя. Упражнения на развитие техники речи:

Для развития речевого дыхания, умения пользоваться интонацией и улучшать дикцию, воспитывать уверенность в своих силах.

  • «Веселые листочки».

На уровне рта ребенка подвешивают на ниточках разноцветные листья деревьев. Дети медленно набирают воздух через нос (плечи не должны подниматься), вытягивают губы трубочкой, дуют на листочки, не надувая щек (повторять 3-5 раз).

  • «Считаем до пяти».

Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5. В дальнейшем упражнение усложняется:  счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; от 1 до 10 и обратно; проговаривание на выдохе поговорок, скороговорок и стихов.

  • «Звуковая волна».

Дети встают друг за другом и изображают поезд. Стульями обозначается вокзал. Педагог: мы едем на поезде. Как стучат колеса? (Дети подражают стуку колес.) На станции сидит наш друг Зайчишка и ждет этот поезд. Когда поезд далеко от станции, стук колес еле слышен. А когда близко — звук очень громкий. Пора отправляться в путь! (В соответствии со словами педагога голоса детей звучат то тихо, то громко.)

Для регуляции звука можно использовать жесты. Исходное положение - ладони вместе. Если они медленно расходятся, звук нарастает, если приближаются друг к другу, звук становится тише.

2 неделя. Обыгрывание знакомой сказки по средствам пальчикового театра  «Три медведя».

Использование пальчикового театр  позволит выстраивать диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; разовьет связную речь детей, исполнительские умения через подражание повадкам животных и любовь к ним, воспитает чувство коллективного творчества; воспитает чувство уверенности в себе.

3 неделя. Упражнения на развитие воображения, фантазии:

  • «Превращение».

Вед-й: Сейчас каждый из вас превратиться в любое животное, кто в какое хочет. И каждый выберет любое чувство, и от имени этого животного будет заканчивать фразу пример: «Я мышка. Я боюсь, когда…» 

  • «Крылья».

Дети закрывают глаза и руками изображают крылья. Педагог просит детей представить, что у них появились крылья, они теперь умеют летать. Куда они полетят? С кем? Что увидят? Дети не открывая глаза, придумывают, а затем открывают глаза и рассказывают о своих фантазиях группе.

  • Игра в «волшебника».

Взрослый предлагает ребенку стать волшебником: “Вот тебе волшебная палочка/ Ты можешь превращать людей и вещи во что пожелаешь! Только помни одно условие: не навреди никому!”

Правила для остальных участников игры: “Как только палочка коснется вас, вы превращаетесь в... Слушайте волшебника!”

  • «Разыгрывание историй».

Вед: Сейчас я расскажу вам несколько историй, и мы попробуем их разыграть, как настоящие актеры».

 История 1 - «Хорошее настроение»

«Мама послала сына в магазин: «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты,- сказала она,- мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение».

 Выразительные движения: походка - быстрый шаг, иногда вприпрыжку, улыбка.

 История 2 - «Умка».

«Жила- была дружная  медвежья семья: папа медведь, мама медведь и их маленький сыночек- медвежонок Умка.  Каждый вечер мама с папой укладывали Умку спать. Медведица его нежно обнимала и с улыбкой пела колыбельную песенку, покачиваясь в такт мелодии. Папа стоял рядом и улыбался, а потом, начиная подпевать маме мелодию».

 Выразительные движения: улыбка, плавные покачивания.

4 неделя. Упражнения на развитие ритмопластики,  психогимнастические упражнения:

Упражнения научат пользоваться жестами, равномерно двигаться по комнате и не сталкиваться друг с другом; разовьют двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность.

  • «Головомяч».

Дети разбиваются на пары или тройки, предлагается лечь на ковер друг напротив друга.  Лечь нужно на живот так, чтобы голова оказалась рядом с головой партнера. Положить мяч точно между головами. Теперь нужно поднять мяч и встать самим. Руками поддерживать мяч нельзя. Вставать нужно сначала на колени, а потом на ноги.

  • «Отгадай-ка».

Детям даётся набор пиктограмм с видами настроения (весёлое, грустное, сердитое, доброе, счастливое и т.п.)

После определения настроения каждой пиктограммы, дети разбиваются на пары. Один ребёнок берёт пиктограмму и, не показывая её другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти пиктограмму, задуманную партнёром.

  • «Сердитый дедушка».

Вед:  К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с Петей? Дети должны показать настроение дедушки.

  • «Баба Яга».

Вед:  Баба Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть её, а сама уснула. Проснулась Баба Яга, а Аленушки  нет – сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает. Дети показывают состояние Бабы Яги.

АПРЕЛЬ

1 неделя. Проведение праздника-развлечения для детей - «День смеха». (см. Приложение № 2)

Цель праздника заключается в создании положительного настроя детей, воспитание дружбы, взаимопомощи; в формировании эмоциональной выразительность речи детей; воспитани5 дружеских взаимоотношений в детском коллективе.

2 неделя. Чтение рассказа К.Чуковского «Федорино горе». Распределение ролей.

Цель -  продолжать учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительские умение через подражание выбранной роли; вызвать интерес к постановке этого произведения.

3 неделя. Репетиция. Подготовка реквизитов и костюмов.

Цель – отрабатывать диалоги в соответствии с текстом; развивать связную речь детей; воспитывать уверенность в своих силах и любовь к творческому процессу.

Психогимнастические упражнения:

  • «Цветок».

Ситуация. Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

Движения: сесть на корточки, голову и руки опустить. Поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

  • «Новая кукла».

Детям предлагается ситуация.  Девочке Маше подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

  • «Золушка».

Детям предлагается ситуация. Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…  дети передают жестами, мимикой ее состояние.

4 неделя. Отработка диалогов. 

Цель – продолжить работу над мимикой,  постановке логического ударения; развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; учить детей подбирать для себя костюмы и готовить их к выступлению; развивать самостоятельность, творчество, фантазию.

Ритмопластика. Упражнения для развития диапазона голоса, интонационной выразительности речи:

  • «Рассмеши царевну - Несмеяну».

Один ребенок – царевна-Несмеяна.  Все остальные дети подходят по очереди и пытаются рассмешить ее, используя самые разнообразные приемы (кроме физических – щекотка). Выигрывает тот, кому удастся рассмешить царевну.

  •  «Веселые стихи».

Ребенку предлагается рассказать любой знакомый стих  представив себе, что он: старик, клоун, малыш, мышь, медведь и т.п.

МАЙ

1 неделя.  Генеральная репетиция в костюмах.

Цель - определить готовность детей к показу сказки; развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей; воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение.

2 неделя. Выступление детей со сказкой «Федорино горе» перед родителями. Оформление стенгазеты «Юные таланты!».

Цель -  учить детей принимать на себя роли сказочных героев; развивать исполнительские умения через подражание выбранному персонажу; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; развивать воображение и веру в свои силы, и сценический замысел;

Приложение № 1.

Обследование эмоциональной лексики.

Задание №1      Ребенку предлагается произнести фразу “У меня есть собака” с разной интонацией.

  1. Ты давно мечтал иметь собаку, но мама и папа всегда говорили: “Подрастешь, купим тебе собаку”. Шло время, и наконец настал твой день рождения. Родители купили тебе собаку, ты очень обрадовался, бегал по квартире и радостно кричал: “У меня есть собака!!!”
  2. В вашей семье давно живет собака. Сначала она была молодая, веселая, сильная, потом она постарела и заболела. Собака все время лежит и стала очень грустной. Тебе очень жалко свою собаку, и ты всем грустно говоришь: “У меня есть собака”.
  3. Ты, твой папа и твоя мама живете в большом загородном доме. Вам нужна собака, чтобы охранять дом, но вы никак не можете ее купить. Однажды вам предложили взрослую собаку, и вы ее взяли. Эта собака оказалась очень злой, она бросается не только на тех, кто приходит в ваш дом, но и на вас. Ты очень боишься собаки и поэтому со страхом говоришь о ней: “У меня есть собака”.
  4. Тебе на праздник подарили собаку. Сначала она тебе понравилась, но потом собака стала все портить в твоей комнате. Ты очень злишься на нее и зло говоришь: “У меня есть собака”.
  5. Под Новый год всегда происходят какие-нибудь чудеса. Ты давно мечтаешь о собаке, всегда думаешь о ней. В новогоднюю ночь ты ищешь подарки под елкой. Вдруг один подарок зашевелился. Ты не веришь своим глазам и начинаешь развязывать подарок, а там сидит собака. Ты удивленно вскликиваешь: “У меня есть собака!”

Оценка: 3балла – допустил 1 ошибку, сам исправился;

2б – допустил 2-3 ошибки, исправился после стимулирующей помощи;

1б – допустил более 3 ошибок;

0б – отказался от выполнения заданий.

Задание №2 

А) Ребенку предлагается по картинкам назвать эмоциональные состояния грусти, радости, злости, удивления, страха и подобрать к ним синонимы (Н/Р: «Скажи по другому»).

Оценка: 3балла – назвал без ошибок, подобрал более 3 слов;

2б – допустил 1-2 ошибки, исправился после стимулирующей помощи, подобрал 2-3 слова с помощью взрослого;

1б - допустил более 3 ошибок, подобрал 1 слово с помощью взрослого;

0б – отказался от выполнения заданий.

Б) Ребенку предлагается подобрать антонимы. “Скажи наоборот”.

Оценка: 3балла – подобрал самостоятельно;

2б – использовал частицу (не); слово с широким значением или синоним;

1б – подобрал слово после стимулирующей помощи допустив при этом вышеуказанные ошибки;

0 б – не подобрал ни одного слова.

Задание №3 

А) Ребенку предлагается ответить на вопросы:

  1. Когда тебе бывает страшно? Почему?
  2. Чему ты удивляешься? Почему?
  3. Когда ты злишься? Почему?
  4. Когда тебе бывает весело? Почему?
  5. Когда тебе бывает грустно? Почему?

Оценка: 3балла – ответил на все вопросы и дал адекватное объяснение, почему так бывает;

2б – ответил на все вопросы, не все ситуации оценил верно;

1б – ответил не на все вопросы, не объяснил;

0б – отказался от выполнения заданий.

Б) Ребенку предлагается оценить эмоциональное состояние героев рассказов:

  1. Мама – енотиха ушла добывать еду, крошка – енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Скажи, как было енотику, какое у него было настроение?
  2. Мама ушла на работу, а мальчик с кошкой остались дома. Мальчику очень захотелось попробовать вишневое варенье… и он не заметил, как съел все варенье. Когда мама вернулась, она спросила: “Кто съел варенье?”, на что мальчик ответил: “Кошка”. Мама спросила: “Разве кошки едят варенье?” Скажи, какое выражение было у мамы?
  3. Однажды косолапый мишка гулял по лесу. Он ел малину, распевал песни, любовался природой. Вдруг с высокой ели ему прямо в лоб упала огромная шишка. Мишка громко зарычал и затопал ногами. Скажи, какое выражение было у мишки?
  4. У девочки Ани был день рождения. Мама подарила ей большую, красивую куклу. Аня целый день играла со своей новой подружкой. Какое настроение было у Ани?
  5. Сегодня целый день шел дождик и во дворе никто не гулял. Вова сидел у окна и с тоской смотрел на серое и хмурое небо. Какое настроение было у Вовы?

Оценка: 3балла – правильно оценил все состояния;

2б – допустил 1-2 ошибки, исправился после стимулирующей помощи;

1б – допустил более 3 ошибок;

0б – отказался от выполнения заданий.

Приложение № 2.

Сценарий развлечения – «День смеха».

Ведущая.      

Мы праздник сегодня откроем,

Нам ветер и дождь не помеха.

Ведь долго мы ждали, не скроем.

Забавный, веселый День Смеха!

В народе говорят: “Первое апреля—никому не верю!”

Потому что: 1 апреля—это юмор,

1 апреля—это шутка,

1 апреля—это смех и улыбки на ваших лицах !

(Исполняется песня В. Шаинского «Улыбка»)

Ведущая.

Ищите улыбку, цените улыбку,

Дарите улыбку друзьям.

Любите улыбку, храните улыбку.

Нам жить без улыбки нельзя!

(Под весёлую музыку вбегает Скоморох)

Клоун:

Здравствуйте, детишки.

Девчонки и мальчишки!

Я пришёл вам сказать:

«Можно праздник начинать!»

Всех вас без исключения

Ждут сегодня приключения!

Будем в игры мы играть,

Будем петь да плясать.

Ах, как хочется поиграть! А вам нравятся игры? Сейчас узнаем!

Прошу тех, кто любит игры и шутки, говорить громко - Я!

Итак! - Кто любит игры? - Кто любит мультики? - Жевательные резинки?                       - Стирательные резинки? - Корзинки? - Пирожное? - Мороженое? - Шоколад?               - Мармелад?- Клад? А подзатыльники? - Кто любит загорать? - Кто любит орать?        - Купаться в грязной луже? - Кто не моет уши? - Петь и танцевать? - А играть? -Ну что ж, тогда поиграем детвора.

Конкурс «Кто дальше дунет».

Дуем на маленькие воздушные шарики так, чтобы они прилетели в обруч. Повторить 2 раза.

Конкурс «Найди свою обувь».

 Две  команды, состоящих из 3-5 игроков, снимают свою обувь и собирают в одну кучу примерно за 10 шагов до них самих. Обувь должна быть хорошо перемешана, чтобы издалека никто не смог распознать именно свою. Обе команды выстраиваются в линию, и первый игрок очереди бежит к куче и ищет свою обувь. Как найдет, одевает ее и бежит обратно к своей команде. Следующий в очереди игрок проделывает то же самое, и так до того момента, пока все члены команды не окажутся вновь обутыми.

Клоун:

А теперь все вместе будем танцевать! Под музыку дети повторяют движения. Игра «Где мы были…»

Клоун:

 И снова игра! Нужно на шарике  нарисовать весёлое личико у матрёшки.  У кого получится самая симпатичная и весёлая матрёшка.

Проводится игра «Веселые матрешки».

Участникам игры надо повязать платок на воздушный шар и фломастером нарисовать лицо. Выигрывает тот, кто справится с заданием быстрее. Шары за ниточку держат Клоун и Ведущая.

Ведущая:

Чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее.

Опять мы приглашаем всех

Собраться в круг скорее!

(Танец   маленьких  утят)

Клоун  -    ЗАГАДКИ-ОБМАНКИ

На обед сыночку Ване

Мама варит суп в стакане?              (в кастрюле)

                  Попросила мама Юлю

                  Ей чайку налить в кастрюлю?         (в чашку)

И в Воронеже, и в Туле,

Дети ночью спят на стуле?           (на кровати)

                Подобрать себе я смог

                Пару варежек для ног?                     (для рук)

Во дворе трещит мороз —

Шапку ты одел на нос?                 (на голову)

                День рожденья на носу —

                Испекли мы колбасу?                      (Торт)

В ползунках всегда одет

Спит в саду с пустышкой дед?      (Братик)

                И капризна, и упряма,

                В  сад идти не хочет  мама?             (Дочка)

Холоднющее местечко

В доме нашем — это печка?        (Холодильник)

                Чтобы погладить майку, трусы,

                Мама включает в розетку   часы?  (Утюг)

Моим сестричкам маленьким

Купили к лету валенки?              (босоножки)

               Наберем цветов охапку

               И сплетем сейчас мы шапку?         (Венок)

Вышел зайчик погулять,

лап у зайца ровно пять?            (четыре)

             

Ведущая..

И снова веселимся! Играем в Поезд!     (Игра-танец «Поезд»)

Клоун:

Слушайте, а мне ведь пора,

Хоть и очень весёлая эта игра

А чтобы вы не забывали смеяться и веселиться, я хочу подарить вам всем смайлики, они будут вам напоминать обо мне и этом замечательной празднике.

(Клоун и Ведущая вручают всем детям медальки-смешинки)

(Клоун убегает под веселую музыку)

Ведущая.

Закончился праздник, окончена встреча,

Настал расставания час.

Шутили, играли и всех согревали

Улыбки и блеск ваших глаз.

Запомните этот веселый День смеха!

Желаем всем счастья, здоровья, успеха!

Список литературы:

  1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников /т Л. В. Артемова. - М.: Просвещение, 1991. – 127с.
  2. Белобрыкина О. А. Речь и общение / О. А. Белобрыкина. – Ярославль, 1998. – 168 с.
  3. Белопольская Н. Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра / Н. Л. Белопольская. – М.: Когито-центр, 2000. – 36 с.
  4. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет / сотт. Н.Д. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 202 с.
  5. Жукова Р. А. Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5 лет / Р. А. Жукова. - Волгоград: ИТД Корифей, 2006. – 112с.
  6. Иванова С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе / С. В. Иванова //Логопед. – 2004. - № 4. – С. 57 – 64.
  7. Измайлов Ч. А. Цветовая характеристика эмоций // Вестник МГУ / Ч. А. Измайлов – 1995. - № 4. – С. 27 – 35.
  8. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 137 с.
  9. Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Ростов н/Д: “Феникс”, СПб: “Союз”, 2004. – 224 с.
  10. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / М. Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
  11.  Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры / В. М. Минаева. – М.: Аркти, 1999. – 48 с.
  12. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Сфера, 2002. – 144 с.
  13. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...