Кружок "Ступеньки к школе"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Павлова Наталья Викторовна

Программа работы кружка по подготовке к школе для детей от 6 до 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pavlova._stupenki_k_shkole.docx107.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

   «Детский сад общеразвивающего вида с  приоритетным осуществлением

деятельности по художественно – эстетическому развитию детей  № 11   «Чебурашка »

Рассмотрена и рекомендована                                                Утверждена

 к утверждению  педагогическим советом          Заведующий МБДОУ  № 11 «Чебурашка»

                                                                           

 №     от «  »  августа  201 г.                                   Приказ №                от                     2014 г.

                                                                                     

                                                                                            ____________   Зоткина Е.Н.

 Дополнительная образовательная программа

  социально - педагогической направленности

«Ступеньки к школе»

Для детей от 6  до 7 лет

                                                                                          Педагог: Павлова Н.В.

                                                                                                воспитатель

г. Моршанск

2014

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования по подготовке старших дошкольников «Ступеньки к школе» представляет собой систему комплексных занятий по формированию  фонетического восприятия и слуха  и формированию элементарных математических представлений, разработанных на основе современных  методик.

Образовательный процесс программы «Ступеньки к школе» направлен, прежде всего, на обеспечение познавательного, эмоционального и социального развития детей, способствующих их общему развитию.

Данная программа состоит из двух разделов:

  1. В мире звуков и букв.
  2. Занимательная математика.

Новизна программы заключается в комплексном содержании занятий. Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и физиологии современного дошкольника.

Актуальность. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо начинать  в дошкольном возрасте. Как было выяснено в ходе исследований крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев и других, процесс развития речи ребенка таков: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствования речи стоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С точки зрения проекции руки есть еще одна речевая зона мозга, то есть для успешного развития речи необходимо развивать кисть руки ребенка.

Педагогическая целесообразность. В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельного подхода, возрастного и индивидуального подхода.

Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем периоде в школе. Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие.

 

Цели и задачи образовательной программы:

Цель: способствовать общему развитию ребенка, формируя предпосылки учебной деятельности.

Программа позволяет решить следующие задачи:

  - обеспечить   преемственность  между  дошкольным   и   начальным  школьным образованием;

   -устранить разноуровневую подготовку детей к обучению;

- исключить дублирование дошкольной программы при подготовке   к школе; 

- развивать познавательные психологические процессы у детей (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);

-подготовить дошкольника к освоению грамоты путем формирования фонетического восприятия и слуха;

-формировать элементарные арифметические и геометрические представления;

- вызвать интерес и желание учиться в школе.

Отличительные особенности программы

Занятия строятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов. В ходе специальных занятий дети научатся использовать простые и сложные логические операции при решении поставленных задач. Все задания и упражнения в каждой теме расположены так, что степень их сложности постоянно возрастает, поэтому желательно придерживаться данной программы, не нарушая последовательности.

Одним из основных разделов данной программы является формирование фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонетического анализа слов.

Для нормального протекания процесса овладения чтением необходимо, чтобы ребенок умел дифференцировать звуки в произнесенном на слух слове, производить анализ звуковой структуры слова.

Работа с детьми по формированию звуковой стороны речи направлена на закрепление навыков  правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка (изолированных, в словах, во фразовой речи), формирование фонематического восприятия. Развитие голосового аппарата, совершенствование интонационной выразительности речи, отработку речевого дыхания.

Важную роль в развитии ребенка дошкольного возраста играет формирование у него элементарных математических представлений. Оно предполагает первоначальное формирование  представлений о количестве, числе и цифре, геометрических фигурах, пространственном расположении. Работа в этом направлении строится в ходе дидактических игр, организуемых педагогом, а так же интеллектуальных и спонтанных игр, в ходе самостоятельной исследовательской деятельности детей.

Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста определяет необходимость соблюдения некоторых особенностей в проведении занятий по обучению грамоте: оптимальное разнообразие видов деятельности, введение физкультминуток, использование игрового материала, переключения внимания детей с одного вида деятельности на другой.

Возраст детей:

Программа ориентирована на детей 6-7 лет.

Срок реализации программы:

Программа рассчитана на один год обучения.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся два раза в неделю (одно занятие по формированию  фонетического восприятия и слуха и одно занятие по формированию элементарных математических представлений) по 30 минут. В содержание занятий включаются следующие формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа, и такие виды деятельности как, познавательная, исполнительская, творческая, интеллектуальная.

Ожидаемый результат:

В результате работы по этой программе у детей развивается память, внимание, логическое мышление, развивается мелкая моторика рук.

Дети должны знать и уметь:

  1. «В мире звуков и букв»

                     -  все звуки и буквы русского алфавита;

  -    гигиенические правила письма;

   - правильное положение тетради при письме;

    -  вычленять первый и последний звук в слове;

    -  правильно называть мягкие и твердые звуки вне слова;

    -  писать печатные варианты букв русского алфавита;

                     -  составлять рассказ по картинке, используя образец педагога или его вопросы;  

    -  правильно произносить звуки речи, четко и ясно произносить слова;

    -  использовать в речи обобщающие слова;

    -   правильно держать ручку;

    -   ориентироваться на листе бумаги;

    -    закрашивать нарисованные предметы, не выступая за контур;

                -    штриховать нарисованный предмет прямыми наклонными линиями  

  1.  «Занимательная  математика»

-  умеют работать в «рабочей» строке;

 - умеют зрительно дифференцировать элементы геометрических фигур, предметов, печатных цифр;

  - пишут прямые горизонтальные и вертикальные, наклонные линии, дуги и их сочетания;

  - пишут зрительные и слуховые графические диктанты.

Формы контроля:

- скрытое тестирование;

- наблюдение в ходе занятий;

- беседы с родителями.

Методическое обеспечение программы

Основной задачей программы «Ступеньки к школе» является подготовка детей к меняющимся условиям их жизни, а именно подготовка их без страха идти в школу. В разработанной программе предполагается: развитие фонематического слуха детей, обучение детей чтению слогов и  слов, подготовка базы для успешного овладения навыков написания букв, обогащение детей живыми впечатлениями от окружающей действительности, получаемые детьми в процессе занятий, обеспечение общего развития детей путем углубления содержания изучаемого материала.

Обучение по  программе «Ступеньки к школе»  поможет детям  в занимательной игровой форме усвоить такие понятия, как звук и буква, поможет понять их различия и особенности. С помощью забавных героев ребёнок   сможет подготовить слух и руку к восприятию звуков речи и письму. Известно, что одной из важных составляющих обучения грамоте является хорошо развитый фонематический слух. В данной программе предлагаются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память ребенка к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, ребенок познакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. Другой важной составляющей успешного обучения является хорошо развитая мелкая моторика, поэтому в занятия включены упражнения и по подготовке руки к написанию букв. Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.

Важную роль в развитии ребенка дошкольного возраста играет формирование у него элементарных математических представлений. Оно предполагает первоначальное формирование  представлений о количестве, числе и цифре, геометрических фигурах, пространственном расположении. Работа в этом направлении строится в ходе дидактических игр, организуемых педагогом, а так же интеллектуальных и спонтанных игр, в ходе самостоятельной исследовательской деятельности детей.

 Подготовка руки к письму (развитие мелкой моторики, формирование умения держать карандаш и правильное распределение мышечной нагрузки руки) осуществляется на занятиях (обведение по контуру, разукрашивание, рисование узоров на клеточной основе по образцу, написание основных элементов букв на основе узкой линии) и в свободной деятельности детей. Широко используются пальчиковые игры.

Важным компонентом программы является  развитие психологических параметров детей, обуславливающих успешное обучение в школе, а именно – коммуникативность, усидчивость, память, внимание, логическое мышление, обобщение и другие интеллектуальные характеристики.

Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста определяет необходимость соблюдения некоторых особенностей в проведении занятий по обучению грамоте: оптимальное разнообразие видов деятельности, введение физкультминуток, использование игрового материала, переключения внимания детей с одного вида деятельности на другой.

Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I

В мире звуков и букв

36

18

18

1«У дивительный            мир речи»      

«В гости буквы к нам пришли»          

 «Новая буква»

 «На прогулку мы идем»

   «Дружба начинается с улыбки»  

  «Звуки разные нужны, звуки всякие  важны»

   «Тук-тук»

    «В мире слов»

    «Мамина буква»

8

4

4

2 «В стране         поющих        звуков»          

  «Слово «Кит» и «Кот»                    

  «Новые звуки»  

 «Закрепляй-ка»  

   «Где ты буква Ы »

   «Насос»  

   «Поиграем с бук вами»

«Наши друзья -   буквы»

7

4

3

3«Знакомство с     Букварёнком»

 «Давай поиграем»                        

«Новые звуки»

  «Семь раз отмерь, один -  отрежь!»  

«Поспешишь -  людей насмешишь»  

  «Сказка за сказкой»  

 «Проколи колесо»

6

3

3

4«Как хорошо уметь читать»        

  «Как поменять слова?»                  

 «Послушай-ка, дружок!»  

 «Ра-ра-ра, начинается игра»  

   «Высоко летит наш самолет»  

  «Прятки»

5

2

3

5«В гостях у сказки      

  «Что сначала, что потом»              

 «Сказка за сказкой»  

    «Сказка про невидимку»  

  «Еще одна сказка»

4

2

2

6. «Новая игра»

  «Что сначала, что потом»                «Наши друзья -  буквы»  

    «Про ежика»

     «Про юлу»

     «Как хорошо уметь читать»  

     «Лето жаркое идет»

6

3

3

II

Занимательная  математика                                         

36

18

18

1«Знакомство»  

 «Крепкий круг»

 Пальчиковая гимнастика. (массаж рук).

   Загадка о школе

  Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

  Графические навыки.  («река»)

2

1

1

2«Ах!»

3«Да – нет».

4«Стоп, хоп, раз!»

5«Колобок»  

6«Моталочка»

7 «Линейка»

8«Маленькая птичка»,

9«Объятия».

10«Запретное число»

11 «Числа»

12 «Знакомые числа»

13 «Что я делаю?»  

14«Лед и пламя»

15 «Запоминаю фигуры»

16 «Рыбки»

17 «Грибы»

18 «Цветочки»

«Елочная гирлянда»  

Пальчиковая гимнастика.  «Палочки»

Загадка о тетради.

Правила работы  (закрепление).

 Графические навыки («рабочая строка»).

  «Кто и сколько?»  (зашумленные картинки).

Загадки «Радуга».

 Пальчиковая гимнастика  («Палочка - путешественница»).

  Графические навыки  («радуга»).

«Подскажи словечко».

  Пальчиковая гимнастика «Дрессированная палочка».

Загадки (карандаши + резинка).

 Графические навыки.  (вертикальные и горизонтальные линии).

  «Зайка».

Пальчиковая гимнастика.  «Карандаши»

 Загадка.  (ручка, точилка).

 Графические навыки.  («уголки», «цепочка»).

 «Слепые фотографы».

 Пальчиковая гимнастика «Карандаши».

 Загадка (дождь).

Графические навыки.  (наклонные линии + цепочка).

 «Танцы на стуле» «Поменяйтесь местами …»

Пальчиковая гимнастика  (маленькие пальчики – I в.)

 Счетные палочки  (выложи геометрические фигуры).

Графические навыки  (геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник).

 

«Дрозд».

 «Фотоаппарат»

 Пальчиковая гимнастика  (маленькие пальчики – II в.)

Загадки о цифрах.

 Счетные палочки  (выложи цифру).

  Графические навыки  (цифры 1, 2, 3).

«Робот».

 Пальчиковая гимнастика  (маленькие пальчики – III в.

 Счетные палочки  (выложи цифру).

 Графические навыки  (цифры 1 и 5).

 Слуховой диктант  (цепочка).

   «Зайцы»  (II вариант).

  «Робот – попрыгунчик»

 Пальчиковая гимнастика  («карандаши» - 5 упр.)

   Счетные палочки  (выложи цифру).

    Графические навыки  (цифры 6; 7).

    Слуховой диктант  (длинная цепочка...)

«Запретное число»  («бип»).

«Дискотека зайчиков».

Пальчиковая гимнастика  («карандаши» - 4 упр. + 6-ое).

   Счетные палочки  (выложи цифру).

    Графические навыки  (цифры 8; 9).

   Зрительный диктант (цепочка ……..     ).

«Запретное число»  (покажи пальцами).

 «Кони и всадники».

  Пальчиковая гимнастика.

Слуховой диктант  (грузовик).

 Узнай на ощупь  (цифры из наждачной бумаги).

 Графические навыки  (цифра 10).

 «Запретное число»  (движение поскоками, остановка на запретное число).

   Пальчиковая гимнастика  («пальчики» - I вариант – стоя в кругу).

   Загадка о ручье.

  Графические навыки  (дуги, ручей).

«Запретное число»  (жест руками).  

    Пальчиковая гимнастика  («Шишки» - I в.)

 Музыкальная загадка «Ручей»

 Графические навыки  (большие дуги и ручей).

 «Запретное движение».

  «Мяч не теряй – вверх поднимай».

 Пальчиковая гимнастика  («Шишки» - II в.)

  Загадки (солнце, огурцы).

   3). Графические навыки  (круг, овал).

«Моталочки»   (рыбки).

   «Что я сказал?»  (телеграф).

 Пальчиковая гимнастика  «Дельфины».

 Дидактическая игры «Дельфины и рыбки»

 Графический диктант «Кораблик».

 Графические умения   (рыбки).

«Капризный паровозик».

 «Будь внимательным».

Пальчиковая гимнастика «Прогулка в сад»   (

Загадка   (грибы).

«Чудесный мешочек»

   Графические умения  (грибы).

   Графический диктант «Человечек».

«Найди свою пару»   (разрезные картинки)

 «Закончи предложение».

Пальчиковая гимнастика «Прогулка в солнечный день»

«Узнай на ощупь».

 Графические умения  (цветы). Графический диктант «Тюльпан».

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Всего:

72

36

36

Содержание курса «В мире звуков и букв»

  1. Тема «В гости буквы к нам пришли»

Теория:

Выделение начального ударного гласного.  

Дифференциация звуков от других.

Анализ звукового ряда из 2-х гласных.

Практика:

Письмо буквы  А.

Обведение овощей по трафарету и их  штрихование.  

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

  1. Тема «Новая буква»

 Теория:

Выделение начального ударного гласного.  

Дифференциация звуков от других.

Анализ звукового ряда из 2-х гласных.

Практика:

Письмо буквы  У.

Обведение овощей по трафарету и их  штрихование.  

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

  1. Тема «На прогулку мы идём»

 Теория:

Выделение начального ударного гласного.  

Дифференциация звуков от других.

Анализ звукового ряда из 2-х гласных.

Практика:

Письмо букв А, У.

 Обведение овощей по трафарету и их  штрихование.  

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

  1.  Тема: «Дружба начинается с улыбки»

 Теория:

Дифференциация звуков от других.

Анализ звукового ряда из 3-х гласных  

Практика:

Письмо буквы  И

Использование зашумлённой картины.

Дидактическая игра «Найди пару»

  1. Тема: «Звуки разные нужны, звуки всякие важны»

 Теория:

Дифференциация звуков от других.

Анализ звукового ряда из 3-х гласных

Практика:

Письмо буквы Э

Использование зашумлённой картины.

Дидактическая игра «Найди пару»

  1. Тема: «Тук-тук»

Теория:

Анализ и синтез обратных слогов.

Развитие цветовосприятия.

Воспроизведение слогового ряда.

Практика:

Чтение и письмо слогов

Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (признаки осени)  

п\и «Грабли», «Ёлочка»

  1. Тема: «В мире слов»

 Теория:

Выделение конечного согласного.

Дифференциация звуков.

Практика:

Соотнесение силуэтных изображений с реальными предметами «Что на рисунке  

ближе, дальше?»

Выкладывание из палочек «Грибок»

Преобразование слогов: АТ-ТА, УК-КУ

 

  1. Тема: «Мамина буква»

 Теория:

Выделение начального согласного.

Анализ прямого слога.

Практика:

Письмо буквы  М.

Составление целого из частей.

Дидактическая игра «Найди неправильно написанные буквы»

  1. Тема: «Слово «Кит» и слово «Кот»

 Теория:

 Развитие глазодвигательной функции  

Анализ односложных слов: МАК, КОТ, КИТ.

Практика:

Дидактическая игра «Найди близкий путь из лабиринта»

 Выкладывание из палочек  

Выделение на слух звука JI.

Выделение ударного гласного после согласного.

 

  1. Тема: «Новые звуки»

 Теория:

Выделение начального согласного.

Дифференциация звуков от других.

Практика:

Анализ и чтение односложных слов.

Группирование предметов по признаку (цвет, форма).

Дидактическая игра «Составь из частей целый предмет»

Подвижная игра «Таня и мячик»

  1. Тема: «Закрепляй-ка»

 Теория:

Выделение звука из состава слова.

Дифференциация звуков.

Практика:

«Сервировка стола»

Дидактическая игра

«Что забыл нарисовать художник?»

  1. Тема: «Где ты буква Ы?»

 Теория:

Выделение ударного гласного после согласного.

Дифференциация

Ы-И.

Практика:

 Чтение слогов и слов.

 Подбор слов к данным схемам  

 п\и «Сыночек», «Семья»

  1.  Тема: «Насос»

 Теория:

 Определение места звука в слове.

 Деление слов на слоги.

Практика:

 Звуко-слоговой анализ слов: СУП, СОМ, ГУСИ, САНИ.

 Игра «Зеркало».

 п\и «Дорожка», «Помощник»

  1.  Тема: «Поиграем с буквами»

 Теория:

 Звонкие и глухие согласные.

 Дифференциация звуков.

 Практика:

 Словесное обозначение направленией: вверх-вниз, слева-направо.

 Выкладывание из палочек «Санки», «Лопатка»

 Звуко-слоговой анализ двусложных слов: ЗУБЫ, КОЗЫ, ЗИМА.

  1.  Тема: «Наши друзья -  буквы»

 Теория:

 Слогообразующая роль гласных.

 Практика:

 Звуко-слоговой анализ односложных слов со стечением сог

  1. Тема: «Давай поиграем!»

 Теория:

Дифференциация звуков от других.

Группирование предметов по одному из признаков  

(цвету, форме).

Практика:

Звукобуквенный анализ слов типа БУТОН.  

п\и «Ёлочка»

Выкладывание  «Флажок»

  1. Тема: «Новые звуки»

 Теория:

Узнавание предметов по силуэтному изображению.

Дифференциация звуков Д-Т

Практика:

Выкладывание из палочек фигур дом. Животных  

Работа с разрезной азбукой.

Правописание согласных в конце слов.

  1. Тема: «Семь раз отмерь, один -  отрежь!»

 Теория:

Звукослоговой анализ слова КНИГИ  

Деление предложений на слова.

Практика:

Развитие прослеживающей функции глаз: «Куда села птица»  

Д/и «Что перепутал художник?»

Работа с разрезной азбукой.

  1. Тема: «Поспешишь -  людей насмешишь»

 Теория:

Преобразование слов (мишка-миска).

Правописание ШИ.

Практика:

Узнавание предметов по силуэтному изображению.  

Дидактическая игра  «Обведи изображение и заштрихуй»  

Чтение, печатание.

  1. Тема: «Сказка за сказкой»

 Теория:

Правописание  ЖИ.

Правописание согласного на конце слова.

Практика:

Выкладывание из спичек фигурки жирафа, черепахи  

Выдели животное из зашумлённой картинки  

  1. Тема: «Проколи колесо»

 Теория:

Правописание ЖИ-ТТТИ.

Дифференциация звуков.

Практика:

Преобразование слов

Развитие ориентировки на микроплоскости  

  1. Тема «Как поменять слова»

 Теория:

Правописание согласного в конце слова.

Схема предложений.

Практика:

Узнавание предметов по силуэтному изображению.

Печатание, чтение предложений.

  1.  Тема: «Послушай-ка, дружок!»

 Теория:

Дифференциация звуков J1-JL

Звукослоговой анализ слов со стечением согласных  

Практика:

 Выкладывание из спичек фигурку по образцу (танк, самолёт, ракета, кораблик).  

 

  1. Тема: «Ра-ра-ра, начинается игра»

 Теория:

 Дифференциация  Р - Р .

Практика:

 Развитие зрительно-пространственной траектории (лабиринт -  «Где чей подарок?»)  

 Подбор слов по заданной схеме.

 Воспроизведение слогового ряда.

 

  1.  Тема: «Высоко летит наш самолет»

 Теория:

 Дифференциация звуков  

 Л - Р ,Л - Р .

 Преобразование слогов, слов.

 Практика:

 Ориентировка на микроплоскости с проговариванием направления движения.  

 Определение позиции звуков в слове.

 

  1. Тема: «Как поменять слова»

 Теория:

 Правописание ЧА, ЧУ.

 Практика:

 Составление схем слов со стечением согласных.

 Сравнение двух одинаковых картинок «Найди отличия»

 Выкладывание букв из бусинок.

  1.   Тема: «Что сначала, что потом»

 Теория:

 Дифференциация звуков.

 Преобразование слогов, слов.

Практика:

Воспроизведение слоговых рядов.

Игра «Что напутал художник?»

  1. Тема: «Сказка за сказкой»

 Теория:

Дифференциация  звуков.

Практика:

Подбор предложений к заданной схеме.

Игра «Узнай и назови достопримечательности города по открыткам».  

  1. Тема: «Сказка про невидимку»

 Теория:

Правописание  

ЩА -  ЩУ.

Анализ слов различного звуко-слогового состава.

Практика:

Игра «Найди две одинаковые ракеты» по предложенной иллюстрации.  

  1. Тема: «Еще одна сказка»

 Теория:

Уточнение правописаний ЧА- ЩА, ЧУ-ЩУ.

Дифференциация этих звуков.

Практика:

«Сравни два дома и назови отличия»

Зрительный диктант.

  1.  Тема: «Что сначала, что потом»

 Теория:

Составление схем слов и предложений.

Дифференциация этих звуков.

Практика:

 Слуховой диктант

Выполнение двигательных упражнений на цветовые сигналы.

Игра «Перекрёсток»

  1.  Тема: «Наши друзья -  буквы»

 Теория:

Дифференциация звуков .

Практика:

 Закрепление парных согласных

Игра «Какое насекомое спряталось на картинке?»

  1. Тема: «Про ежика»

 Теория:

Повторение гласных звуков.

Закрепление мягкости согласных перед гласными.

Практика:

Штрихование звёздочки.

  1. Тема: «Про юлу»

Теория:

Закрепление мягкости согласных.

Ударение.

Практика:

Закрепление навыков чтения и печатания.

Выкладывание фигурки колоска по образцу.

  1. Тема: «Как хорошо уметь читать»

 Теория:

Дифференциация звуков от других.

Практика:

Работа в игровизорах

Закрепление навыков чтения и печатания

  1. Тема: «Лето жаркое идет!»

 Теория:

Дифференциация звуков от других.

Практика:

Работа в игровизорах

Закрепление навыков чтения и печатания

Содержание курса «Занимательная математика»

I. Тема: «Знакомство»  

   Теория:

 «Крепкий круг»

Цель: развитие произвольного внимания.

Ход: Дети встают в круг, крепко держатся за руки. Взрослый проверяет круг на прочность: «Вот, молодцы, какой прочный круг».

- А сейчас вместе со мной будем хлопать в ладоши, но когда я скажу «Крепкий круг», вы должны крепко взяться за руки.

- В следующий раз взрослый предлагает детям плясать. Прекращая внезапно пляску. Взрослый говорит: «Крепкий круг!» Дети снова должны быстро взяться за руки и не выпускать взрослого.

 

Пальчиковая гимнастика. (массаж рук).

- большой палец мы массируем, чтобы не болела голова;

- указательный – чтобы дыхание было ровным;

- средний – чтобы хорошо работали внутренние органы (желудок);

- безымянный – чтобы хорошо работали внутренние органы;

- мизинец – чтобы работало сердце.

Через наши ладошки и пальчики мы воздействуем на все наши органы! Но результаты мы сможем заметить только тогда, когда будем делать это ежедневно. Давайте пообещаем, друг другу, что каждый день будем делать массаж рук.

     Загадка о школе

«Стоит дом:

Кто в него войдет,

Тот и ум приобретет».    (школа).

   Практика: Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

  • Рассмотреть тетрадь. Она состоит из обложки и листов. На обложке обычно пишут фамилию и имя человека, которому принадлежит тетрадь, и некоторые другие сведения (класс, школа). У каждого листа две стороны – страницы. На них пишут. Чертят, рисуют.
  • Рассмотреть страницу.

а) тетрадь в клеточку: на ней мы видим прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют квадраты – клетки.

б) тетрадь в линейку: на ней мы видим прямые линии …  (слева направо – добавляют дети).

Загадка:  не куст, а с листочками,

                не рубашка, а сшита.       (тетрадь).

   Графические навыки.  («река»).

  • Рабочая строка. В тетрадях пишут всегда слева направо в одной строке. Строка – это река с заповедными берегами. На берег выходит нельзя. Писать можно только на рабочей строке.

з/д: Найдите верхний левый угол страницы, отсчитайте сверху вниз 3 клетки и поставьте точку. Теперь поставьте точку в соседней клетке справа и так до конца строки. А теперь возьмите синий карандаш и аккуратно, не выходя за берега, закрасьте строку. Пропустите 1 клетку вниз и закрасьте еще одну рабочую строку, но уже желтым карандашом.

з/д на дом: Закрасить две строки, одну красным, другую – зеленым карандашом.

2.Тема: «Ах!»

Теория:  «Елочная гирлянда»  

- И.п. дети стоят в кругу, и держать за руки соседей.

- На сигнал взрослого «Включаем» поочередно от ведущего поднимают руки в вертикальное положение (не отпуская рук соседа) и на сигнал «Выключаем» так же поочередно опускают руки вниз.

- Усложнение: ускорение темпа (мы быстро это сделали… А можно включить и выключить еще быстрее?).

 Пальчиковая гимнастика.  «Палочки»

- Возьмите палочки со стола двумя пальцами, большим и указательным, покатайте палочку между ними (затем пальцы меняем: б.п. и средний; б.п. и безымянный; б.п. и мизинец).

- Положите палочку в центр ладони, левой руки, накройте ее ладонью правой руки и прижмите, прокатывайте палочку по ладони до кончиков пальцев и обратно (меняем положение ладоней).

- Положите палочки, потрогайте ладонями свои щеки. Чувствуете ли вы тепло. Значит руки готовы к работе. Мы их разогрели.

    Загадка о тетради.

То я в клетку, то в линейку,

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я! …   (тетрадь).

     Правила работы  (закрепление).

Что есть у тетради? (обложка, листы).

Сколько сторон у листа? (две стороны – две страницы).

Как пишут в тетради?  (слева направо, в рабочей строке). Как найти рабочую строку? (отсчитать клеточки…)

    Практика: Графические навыки («рабочая строка»).

От д/з отсчитайте 4 клетки вниз. А в пятой поставьте точку. Нарисуйте кружок и в соседней клеточке справа еще – кружок … И так до конца строки. От второго кружка (слева) отсчитаем вниз две клеточки и поставим точку в третьей клеточке. Найдем у этой клеточки верхний левый угол и нарисуем  кружок. Найдем верхний правый угол – нарисуем кружок, найдем нижний правый угол – нарисуем кружок. Отсчитаем две клетки вправо, в  третей поставим точку. Найдем все углы, как у предыдущей клеточки и нарисуем кружки. И так до конца строки. Д/з: раскрасить кружки.

 

       3 Тема: «Да – нет».

   «Кто и сколько?»  (зашумленные картинки).

Цель: развитие внимания и восприятия.

Ход: взрослый показывает детям картины с силуэтным изображением животных («зашумленные картинки»). Дети рассматривают, сколько животных и какие.

Загадки «Радуга».

- Кто дугой выгнул спину над рекой?     (радуга).

- Крашеное коромысло через речку провисло?   (радуга).

     Пальчиковая гимнастика  («Палочка - путешественница»).

- Положите палочку на ладонь левой руки, накройте ладонью правой руки (ладони держим параллельно столу).

- Наша палочка – путешественница отправляется по разным «дорожкам» - пальчикам: прокатываем палочку по б.п; по указательному, по безымянному, по мизинцу. Затем по ладоням.

- Положите палочку. Они вернулись из путешествия и отдыхают. Потрогайте ваши щечки ладонями, если вы чувствуете тепло, то ваши руки готовы к работе.

    Практика: Графические навыки  («радуга»).

  • Рисунок радуги. Рассмотрим цвета радуги, отмечаем что красный, оранжевый и желтый – это теплые цвета, как солнышко. Зеленый, голубой, синий, фиолетовый – холодные цвета, как небо, как река.
  • Д/у «Угадай: бумага теплого или холодного цвета». Ребенку завязывают глаза и предлагают потрогать лист бумаги одного цвета. Например, красного, и сказать какой это цвет, холодный или теплый?
  • Предложить детям закрасить радугу (радуга начерчена заранее на лисе бумаги или в тетради) соблюдая последовательность чередования цвета. Для облегчения запоминания последовательности можно выучить считалку:

Как

Однажды

Жак

Звонарь

Городской

Сломал

Фонарь

   Каждый

   Охотник

   Желает

   Знать

   Где

   Сидит

   Фазан

4.Тема «Стоп, хоп, раз!»

  Теория: «Подскажи словечко».

Цель: тренировка произвольного внимания, активизация словарного запаса детей, развитие слуха.

Ход: взрослый читает стихотворение: (Е.Серова).

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг свалился и затих,

Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает.

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек как речка.

Помоги ему чуть-чуть

Подскажи словечко.

«Я буду читать строчку из стихотворения, а вы – поможете его закончить, подобрать словечко», - говорит взрослый. Отвечаем хором, все одновременно, после моего кивка головой.

- Подарили нам игрушки,

Целый день стреляли …  (пушки).

- Я сегодня утром рано

Умывался из-под …  (крана).

- Лежебока рыжий кот, отлежал себе … (живот).

- Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын …  (жираф).

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало …  (жарко).

- и бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их …  (по животикам).

- Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите …  (далеко).

- Мы не ели, мы не пили,

Бабу снежную …  (лепили).

- Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую …  (лису).

- как у нашей дочки

Розовые …  (щечки).

- Я сегодня сбилась с ног,

У меня пропал …  (щенок).

- Нам темно, мы просим папу:

«Нам включи поярче …  (лампу).

      Пальчиковая гимнастика «Дрессированная палочка».

- Ладони соединить, зажав палочку между ними; «ребро» ладоней перпендикулярно столу. Начинаем прокатывать палочку между ладонями так, чтобы ее конец стал виден снизу, между ладонями; затем сверху.

    Загадки (карандаши + резинка).

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все что хочешь

Солнце, море, город, пляж,

Что же это? …  (карандаш).

               Если ей работу дашь,

               Зря трудился карандаш.    (резинка).

(Ответы детей взрослый выслушивает на ушко).

     Практика:  Графические навыки.  (вертикальные и горизонтальные линии).

Сегодня мы с вами научимся писать линии вертикальные и горизонтальные. Вертикальные линии – это линии, идущие сверху вниз, а горизонтальные – слева-направо. Показ со словесным сопровождением.

«Находим левый верхний угол первые клеточки в рабочей строке и опускаемся вниз в левый нижний угол этой же клеточки … В соседней клеточке тоже находим левый верхний угол и опускаемся вниз в нижний левый угол …» Получаем целый ряд вертикальных линий. Что они вам напоминают?  (забор, карандаши, палочки).

«Отступим одну клеточку. Найдем вертикальный левый угол и проведем линию по стороне клеточки до верхнего правого угла… Это горизонтальные линии… Что напоминает вам эти линии?  (ленточки, дорожки).

        5.Тема: «Колобок»

     Теория:  Чудо мешочек.

Цель: развитие произвольного внимания и самоконтроля, мышления, памяти.

Ход: 1. Угадать что в мешочке (через ткань мешочка, руками).

2. Колобок будет ходить к вам в гости, а вы при встрече с ним будете говорить: «Колобок, колобок я тебя съем… При чем тем голосом, каким говорили животные в сказке «Колобок». Каким животным вы хотите быть, говорить не надо, а надо говорить их голосом (низким, высоким, грубым, злым … или нежным, хитрым). В зависимости от услышанного, игрушка – колобок то со страхом бросается наутек, то говорит «спасибо» и уходит к другому ребенку.

   «Зайка».

Цель: развитие внимания.

Ход: Дети стоят в кругу, в центре круга «зайка», говорят слова, за кругом «охотник».

Скачет зайка маленький,        дети прыгают на 2-х ногах на месте,

Около завалинки.                       «зайчик» - вокруг себя.

Быстро скачет зайка,        «заяц» скачет между детьми,

Ты его поймай-ка                                                       запутывая следы, «охотник» наблюдает.

По окончании слов бежит по следу. Главное условие: пробежать точно между теми детьми, между которыми пробежал «зайка». Если догнал, но изменил движение, то победившим не считается.

        Пальчиковая гимнастика.  «Карандаши»

- Перебирать карандаши всей ладонью (попеременно левой и правой рукой) так, чтобы кончик карандаша появлялся то сверху ладони, то снизу.

- Вращение карандаша пальцами «Пропеллер».

   Загадка.  (ручка, точилка).

Если сломан карандаш –

Я помощник верный ваш.

Я как врач, его лечу –

Быстро, остро заточу.  (точилка).

                          Грамоты не знаю,

                          А весь век пишу.    (ручка).

   Практика:  Графические навыки.  («уголки», «цепочка»).

- Сег    наши карандаши мы научим рисовать «уголки». Чтобы они получились, надо внимательно слушать.

  • От предыдущего задания с левой стороны листа отсчитайте 4 клетки вниз и поставьте точку.
  • Найдите у этой клеточки верхний левый угол и поставьте карандаш. Опускаемся вниз до нижнего левого угла. Теперь карандаш движется вправо до нижнего правого угла клеточки; вот и получился один уголок. Пропустим одну клеточку у следующей клеточки, снова найдем правый верхний угол, поставим карандаш и поведем его вниз до нижнего левого угла … затем вправо. И так до конца строки. Чтобы угол получился ровным, каждую линию пишем отдельно, с остановкой на углу.
  • Уголки вдруг зацепились и в узоры превратились: (          ). Напоминаю – чтобы узор получился, необходимо каждую линию писать отдельно. Делая остановки на угле клеточки.

    6.Тема: «Моталочка».

Теория:  Игрушка.

Материал: веревка (L=5м), к одному из концов привязана игрушка, а к другому палочка.

Цель: Развитие произвольных действий и самоконтроля.

Ход: По сигналу двое играющих начинают наматывать веревочку на палочку. Побеждает тот, чья игрушка быстрее «подъедет» к ногам. (если «моталочки» по количеству детей, то играют одновременно.

   «Слепые фотографы».

Цель: зрительное восприятие, память.

Ход: три предмета лежит на столе, их надо «сфотографировать» - запомнить. Дети одевают «очки»- маски, воспитатель меняет местами игрушки. Ребенок, не открывая глаз, должен разложить три предмета так, как они лежали.

 Пальчиковая гимнастика «Карандаши».

- Перебираем карандаши пальцами рук, так чтобы кончик карандаша показывался снизу ладони и сверху.

- Пропеллер.

     Загадка (дождь).

Крупно, дружно зачастило

И всю землю замочило.   (дождь).

                   Пробежал горошек тропкой,

                   Чуть посыпал на кусток,

                   Тропка сразу стала мокрой

                   А кусток насквозь промок.   (дождь).

Кто всю ночь по крыше бьет,

     да постукивает.

Тихо песенку поет, убаюкивает?    (дождь).

    Практика: Графические навыки.  (наклонные линии + цепочка).

  • Посмотрите, наши палочки в тетради тоже похожи на дождик. Чтобы нарисовать палочки надо найти верхний правый угол и нижний левый угол клеточки и соединить их.
  • Подул ветерок, наклонились дождинки в другую сторону. Теперь надо соединить левый верхний угол клеточки с правым нижним углом.
  • Рисуем цепочку, узор. (палочка наклонена вправо. Потом влево, снова вправо, потом влево…)

    7.Тема:  «Линейка»

«Танцы на стуле».

Теория: Цель: развитие произвольности, внимания.

Ход: Взрослый предлагает потанцевать сидя. Он выполняет отдельные танцевально-ритмичные движения головой, плечами, туловищем, руками (не вставая со стула). Дети выполняют по показу взрослого.

   Поменяйтесь местами …

Пальчиковая гимнастика  (маленькие пальчики – I в.)

1. Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики        поднимаем руки ладонями на зрителя

Мы с тобой подружим         и активно шевелим пальцами.

Маленькие пальчики!

2. Пальчики «здороваются»                на счет 1-5 соединяем пальцы обеих рук: большой

                                                              с большим, указательный с указательным и т.д.

3. Пальцы «обнимаются»            пальцы переплетаем в «замок»

4. Пальцы «играют»

Любят пальцы поиграть:        пальцы обеих рук бегут по столу, «прыгают»

Поскакать и погулять,        загибаем пальцы рук по одному (медленно).

Один, два … пять!

5. Поиграли и устали,         пальцы в «замок»

На последок обнялись

И «попрощались»                                                 руки на локтях, пальцы вытянуты вверх,          

                                                           наклоняем четыре пальцы, «до свидания».

   Загадка.  (линейка)

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте – ка, друзья,

Кто же я?    (линейка)

    Практика:  Счетные палочки  (выложи геометрические фигуры).

     Графические навыки  (геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник,        треугольник).

- А мы научимся рисовать без линейки. Что это?  (показ образца) Квадратики. Чтобы нарисовать такие квадратики нам нужно обвести все стороны клеточки.

- Это что?  (прямоугольники). Какие линии длиннее вертикальные или горизонтальные?

- Напоминаю, чтобы углы были прямыми рисовать нужно каждую линию отдельно. Вертикальные: сверху – вниз; горизонтальные: слева – направо.

  8 Тема:  «Маленькая птичка»,

Теория: «Дрозд».  речь.

Ход: Дети стоят в кругу, один ребенок – «птичка» - у него завязаны глаза. Дети ходят по кругу приговаривают: «Маленькая птичка прилетела к нам. Маленькая птичка зернышек я дам». Останавливаются. Спрашивает тот, кто стоит за спиной «птички»: «Кто я?». «Птичка» угадывает. Если угадает, то дети меняются ролями.

- При повторе игры, дети проговаривают слова:

  • Шепотом;
  • Четко, громко, быстро;
  • Четко, громко, быстро с притопами ног;
  • Медленно, как черепаха.

- При повторе игры движутся по круг то в правую, то в левую сторону.

   «Фотоаппарат»

Цель: развитие зрительного восприятия, памяти.

Ход: Группа детей садится полукругом. Один ребенок «фотографирует» - запоминает внешний вид своих друзей и то, в каком порядке они сидят. «Фотограф» выходит из комнаты, а играющие меняются местами или внешний вид (прическу, детали одежды). «Фотограф» определяет, что именно изменилось.

Пальчиковая гимнастика  (маленькие пальчики – II в.)

    Загадки о цифрах.

В стихах. Отвечать нужно дружно, хором, чтобы получилось рифма.

Она тонкая как спица

И зовется…  (единица).

                          Цифра вроде буква О,

                          Это …  (ноль)  иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не знает ничегошеньки

Если слева рядом с ним

Единицу поместим

Он побольше станет весить

Потому что это …   (десять).

     Практика: Счетные палочки  (выложи цифру).

     Графические навыки  (цифры 1, 2, 3).

- Сегодня будем печатать цифры (как на почтовых конвертах индекс).

- Рассмотрим образцы (от 1 до 3).

Сколько элементов? (линий) в каждой цифре? Какие это линии? Сколько клеток занимает в ширину? В высоту?

     9.Тема: «Объятия».

   Теория: «Робот».

Цель: подготовка к написанию графических диктантов; формирование умение выполнять заданное направление и количество шагов; совершенствование пространственных представлений.

Ход: Один или двое детей – «роботы», которые выпрыгивают шаги в заданном направлении. В начале взрослый показывает как можно ходить «роботу», затем дети слушают команды и выполняют их: «Один шаг вперед, три – вправо, шаг назад, два – влево!»

 Пальчиковая гимнастика  (маленькие пальчики – III в.)

1. Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики        поднимаем руки ладонями на зрителя

Мы с тобой подружим         и активно шевелим пальцами.

Маленькие пальчики!

2. Пальчики «здороваются»                на счет 1-5 соединяем пальцы обеих рук: большой

                                                              с большим, указательный с указательным и т.д.

3. Пальцы «обнимаются»            пальцы переплетаем в «замок»

4. Пальцы «играют»

Любят пальцы поиграть:        пальцы обеих рук бегут по столу, «прыгают»

Поскакать и погулять,        закрывает по одному медленно.

Да и в прятки поиграть.

В прятки пальчики играли

И головки убирали,        ритмично сжимаем пальцы в кулачок и разжимаем.

Вот так, вот так        (пальцы по одному закрываем).

Так головки убирали.

Поиграли и устали

В кулачок свой убежали.

1, 2, 3, 4, 5; (правой рукой)                      

1, 2, 3, 4, 5. (левой рукой)

В кулачках все спят опять.

   Практика:  Счетные палочки  (выложи цифру).

    3). Графические навыки  (цифры 1 и 5).

    4). Слуховой диктант  (цепочка).

- Сегодня мы будем учиться писать слуховой диктант. Для этого надо внимательно слушать. Я буду говорить на сколько клеточек и в какую сторону следует проводить линии. Проводить следует только те линии, которые я буду диктовать. Когда проведешь линию – жди, пока я не скажу, как проводить следующую. Следующую линию надо проводить там, где закончилась предыдущая.

- Показ на доске со словесным сопровождением.

- Начинаем писать первый диктант. Слушайте внимательно. Все молчат. Никто никого не отвлекает.

- Поставьте карандаш в верхний левый угол клеточки. Начали! Одну клетку вниз, одну вправо, одну вверх, одну вправо…  (8-10 элементов).

- Если дети не устали, можно написать второй: более сложный.

 

     10.Тема: «Запретное число»  (хлопки).

        Теория:  «Зайцы»  (II вариант).

Дети складывают «зайчика» из пальцев. «Ушки» подставить под ладонь взрослого (тыльная сторона вниз, открыта). Взрослый:

Под моею крышею

Собралися зайцы

Говорят мне зайцы:

«Вы, меня поймайте!»

Убирают пальчики. Взрослый закрывает ладонь, пытаясь поймать «ушки зайчиков».

   «Робот – попрыгунчик»

Цель: подготовка к написанию графических диктантов; формирование умения выполнять заданное направление и количество шагов; совершенствование пространственных представлений.

Ход: робот – попрыгунчик выполняет движения в заданном направлении с помощью прыжков:

- один прыжок назад;

- два влево;

- один вправо;

- три вперед.

 Пальчиковая гимнастика  («карандаши» - 5 упр.)

Стоя или сидя в кругу.

1. Катание в ладонях.

2. Катание по тыльной стороне ладони.

3. «Медвежонок» лезет на сосну (участвуют все пальцы рук).

4. «Альпинисты» - – тремя пальцами (указ., большой и средний) поднимаемся вверх, опускаемся вниз, но после подъема наверх, переворачиваем карандаши тремя пальцами и вновь «штурмуем» гору.

5. Строим и разбираем по очереди «колодец»  (каждый кладет один …)

    Практика: Счетные палочки  (выложи цифру).

    Графические навыки  (цифры 6; 7).

    Слуховой диктант  (длинная цепочка...)

     11.Тема: «Числа»

Теория:  «Запретное число»  («бип»).

Цель: развитие произвольного внимания и сосредоточенности.

Ход: С детьми договариваются, что число 3 и 5 будет запретным, их называть нельзя, вместо них говорим слово «бип».

Дети сидят по круг и по очереди называют числа от 1 до 10.

  «Дискотека зайчиков».

Цель: формирование гуманных отношений в группе детского сада.

Ход: - Звучит ритмичная, веселая музыка. «Все вы – зайчики – попрыгунчики. У вас сегодня большой праздник: вы перехитрили волка и убежали от него. Теперь вы собрались на лужайке и празднуете избавление от злого волка».

Зайчики вместе со взрослым высоко подпрыгивают, «сгибают» ушки, весело скачут по полю, пищат, смеются.

- Музыка останавливается: дети замирают, не двигаются. «Сова» (взрослый) – облетает детей, забирает тех, кто пошевелился.

Пальчиковая гимнастика  («карандаши» - 4 упр. + 6-ое).

1. Катание в ладонях.

2. Катание по тыльной стороне ладони.

3. «Медвежонок» лезет на сосну – тремя пальцами (указ., большой и средний) поднимаемся вверх, опускаемся вниз.

4. «Альпинисты» - также, что и «медвежонок», но после подъема наверх, переворачиваем карандаши тремя пальцами и вновь «штурмуем» гору.

6. «Стыковка» (гранями на концах – соединены по парно).

    Практика: Счетные палочки  (выложи цифру).

    Графические навыки  (цифры 8; 9).

    Зрительный диктант (цепочка ……..     ).

Посмотрите на доску. Что вы видите?  (узоры).

Рассмотрим первый узор? С помощью каких линий он нарисован? (прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии).

- Какие линии самые длинные? Почему так думаете?

- Сколько клеток занимает горка? (вертикальный наклон линии)?

                                                     

    12.Тема: «Знакомые числа»

Теория: «Запретное число»  (покажи пальцами).

Цель: развитие произвольного внимания и сосредоточенности.

Ход: Взрослый объявляет, что сегодня три запретных числа 3, 5, 7. Эти числа называть нельзя. но можно и нужно показывать их пальцами. Столько пальцев – какое число («3» - три пальца и т.п.).

   «Кони и всадники».

Цель: формирование дружеских взаимоотношений, умения управлять и подчинятся.

Ход: Дети делятся на пары. Один из детей – «конь» – надевает повязку на глаза, второй – «всадник», управляет и отвечает за безопасность своей лошадки. (встает сзади и держит за локти согнутых рук).

Задача – двигаться по всей комнате, но избежать столкновения с другими лошадками и предметами.

    Пальчиковая гимнастика.

        1. Катание в ладонях.

2. Катание по тыльной стороне ладони.

3. «Медвежонок» лезет на сосну – тремя пальцами (указ., большой и средний) поднимаемся вверх, опускаемся вниз.

4. «Альпинисты» - также, что и «медвежонок», но после подъема наверх, переворачиваем карандаши тремя пальцами и вновь «штурмуем» гору.

7. «Трубопровод» - вся группа замыкает «кольцо».

Практика: Слуховой диктант  (грузовик).

 Узнай на ощупь  (цифры из наждачной бумаги).

 Графические навыки  (цифра 10).

      13.Тема: «Что я делаю?»

Теория: «Запретное число»  (движение поскоками, остановка на запретное число).

Цель: развитие произвольного внимания и самоконтроля.

Варианты:

1. Услышав запретное число останавливаются (до этого дети двигались поскоками, а взрослый вел счет от 1 до 10-ти).

2. Двигаться поскоками. Услышав запретное число, останавливаются и хлопают в ладоши, столько раз, какое число запретное ( «3» - запретное число – хлопают три раза).

    «Что я делаю?»   (рву бумагу, переливаю воду, размешиваю ложечкой).

Цель: развитие слухового внимания.

Ход: Дети надевают очки – повязки и слушают звуки, издаваемые взрослым (рвать бумагу, резать ножницами, переливать воду, размешивать ложечкой в чашке …)

 Пальчиковая гимнастика  («пальчики» - I вариант – стоя в кругу).

Пальчики уснули,

В кулачек свернулись.                (две руки – в кулачок, сжаты пальцы).

Один, два, три, четыре, пять!

Захотели поиграть.                      (раскрываем пальцы правой руки).

Разбудили дом соседей        (стучим в левый кулачок).

Там проснулись шесть и семь.    (раскрываем пальцы левой руки).

Восемь, девять, десять! –

Веселятся все!                                (делаем «фонарики»).

Но пора обратно всем:        (закрываем пальцы по одному согласно текста)

Десять, девять, восемь, семь!

Шесть калачиком свернулся.

Пять зевнул и отвернулся

Четыре, три, два, один –

Снова в домиках мы спим!

      Загадка о ручье.

Без языка, а говорит

Без ног, а бежит                  (ручей).

В лесу – бежит,

С горы несется,

В густой траве – спешит ползком

И весь до дна,

Светясь от солнца

Поет прозрачным голоском.    (ручей).

     Практика: Графические навыки  (дуги, ручей).

Показ образца «Дуги».

Чтобы получился ручеек, надо научиться рисовать дуги.

- Посмотрите и послушайте внимательно. Чтобы нарисовать дугу надо найти нижний левый угол клеточки и нижний правый угол клеточки. А верхнюю сторону клеточки разделить пополам. Теперь плавно соединяем точки.

- Чтобы нарисовать перевернутую «дугу» надо найти верхние уголки у клеточки, а нижнюю сторону разделить пополам… Рисуем так до конца строки.

«Ручеек»

Чтобы получился ручеек? Как надо рисовать?

- Правильно. Он состоит из дуг, которые нарисованы в каждой клеточке – от нижнего левого угла клетки ведут вверх к середине стороны, теперь к нижнему правому углу, вниз до середины стороны второй клеточки и к правому уголку…

     14 Тема: «Лед и пламя»

Теория:  «Запретное число»  (жест руками).  

Цель: развитие внимания, самоконтроля.

Ход: дети стоят в кругу, считают до 10-ти. Запретное число 3, 5, 7. Его не называют, а используют жест руками.  (перекрест ладоней).

   2) «Питер»  (Петя).

Питер играет с одним молотком.

С одним молотком, с одним молотком.             (стучим одним кулачком).

Питер играет с двумя молотками,

С двумя молотками, с двумя молотками.          (обе руки – кулачки).

Питер играет с тремя молотками,

С тремя молотками, с тремя молотками.           (оба кулачка + притопы правой ногой).

Питер играет с четырьмя молотками,

С четырьмя молотками, с четырьмя молотками  (оба кулачка + обе ноги – притопы).

Питер играет с пятью молотками,

С пятью молотками, с пятью молотками.           (обе руки и ноги + кивок головой).

Цель: развитие моторики. Координации движений, произвольного внимания.

  • Выполняет все одновременно, стоя в кругу.
  • Затем выходит в центр круга 2 (4); остальные выполняют с ним и следят за правильностью выполнения стоящими в центре круга.
  • Ускорение темпа.

   «Лед и пламя»

Цель: развитие произвольности движений и самоконтроля.

Ход: по команде «огонь» дети начинают движения всем телом – танец огня. По команде «лед» - застывают в том положении, в каком застала команда.

Пальчиковая гимнастика  («Шишки» - I в.)

«Колобок»

  • Возьмите шишку. Положите ее на ладонь левой руки и накройте правой, пальцы не соединяйте… Попробуйте прокатить шишку по ладони – по кругу – вправо – влево.
  • А сейчас скажем волшебные слова «Раз, два, три – повернись. Раз, два, три – прокатись. В колобка превратись».
  • И вот уже не шишка, а колобок катится по двору бабушки и дедушки… скучно… Выглянул со двора, а перед ним несколько дорожек.
  • Побегу по этой (по мизинчику) и покатился (движение вперед – назад – прокатываем шишку). Встретил зайца, хотел он его съесть, но колобок укатился.
  • Катится он другой дорожке (безымянный палец). Встретил волка… Только он собирался попробовать колобка вкус, а того и след простыл…
  • Катится наш колобок уже по средней дорожке… Встречается с медведем и тоже остается живым и невредимым…
  • Вот бежит наш колобок по указательной дорожке… Кого встречает? (лису)… Съест она его? (да)… А вот и нет… Весна на дворе, наш колобок пока по дорожкам бегал – испачкался… Захрустел песок и земля на зубах у лисы… «Фу, не вкусный!»…
  • И покатился наш колобок по большой дорожке, которая и привела его ко двору бабушки и дедушки… То-то они обрадовались.

  Музыкальная загадка «Ручей»

Слушание музыки (что услышали?) «Голоса природы» закрытыми глазами, положив голову на руки.

 Практика:  Графические навыки  (большие дуги и ручей).

Маленький ручеек мы уже с Вами рисовать умеем. Сегодня «нарисуем» большой ручей. Но чтобы он у нас получился, сначала попробуем нарисовать дуги.

- Каждая дуга занимает 2 клетки в ширину и в высоту. От нижнего левого угла первой клеточки плавно вверх ведем до пересечения углов обеих клеточек, затем плавно вниз в правый нижний угол второй клеточки. Пропускаем 1 клеточку и снова рисуем дугу.

- «перевернутая дуга» …  (показ).

- Как вы думаете, как будем рисовать ручей? Из чего он состоит?

Верно, дуга сверху, дуга снизу, которые плавно переходят одна в другую.

Рабочая строка высотой в две клетки.

    15.Тема: «Запоминаю фигуры»

Теория:  «Запретное движение.

Цель: развитие координационных движений, внимания и сосредоточенности.

Ход: дети и взрослые в кругу. С детьми договариваются: «Я буду выполнять движения, а вы их повторять, но одно (или два) будут запретными, которое повторять нельзя. Например, прыжок на 2-х ногах вверх».

Взрослый показывает, дети повторяют, кроме одного, о котором заранее условились считать запретным. Нарушивший правила игры, садится на пол.

   «Мяч не теряй – вверх поднимай».

Цель: координация движений (крупных и мелких мышц), навыки владения мячом; развитие произвольного внимания.

Ход: детям раздают мячи (маленькие) и говорят: «Можете играть, как хотите, но стоит мне сказать: «Мяч не теряй, вверх поднимай!» все должны остановиться и каждый показать свой мяч, подняв его высоко над головой».  

 Пальчиковая гимнастика  («Шишки» - II в.)

- Положите шишку на ладонь… Накройте второй…

- Скажем наши волшебные слова… «Раз, два, три – покружись; раз-два-три – повертись и в волшебный клубок превратись».

- Начинаем прокатывать шишку с большого пальца и рассказывать потешку «Этот пальчик дедушка… (семья)… Вот и вся моя семья» (катим шишку по ладошке).

   Загадки (солнце, огурцы).

Всем оно нам нравится,

Без него мы плачемся,

А едва появится –

Взгляд отводим, прячемся:

Уж больно, оно яркое,

И светлое, и жаркое.      (солнце).

  Убежали как-то с грядки

  Огородом погулять

  Голопузые ребятки –

  Раз, два, три, четыре, пять! –

  И упали, и пропали –

  С головой в рассол попали

  Были все зелеными,

  Стали все солеными!                (огурцы).

Как вы думаете, почему именно эти загадки я вам загадала. Что мы сегодня будем делать. Что еще бывает круглым и овальным?

  Практика:  Графические навыки  (круг, овал).

Посмотрите внимательно на образец, из каких элементов состоят круги и овалы? Верно, дуги.

- «круг» - дуга занимает 2 клетки в ширину и 1 в высоту; из две – верхняя и нижняя.

- «овал» - дуга занимает 1 клеточку в ширину и в высоту, их тоже две - верхняя и нижняя.

Показ со словесным сопровождением. Работы детьми в тетрадях.

16. Тема: «Рыбки»

Теория: «Моталочки»   (рыбки).

Цель: развитие мелкой моторики, внимания.

Ход: рыбки на веревочках, конец которых закреплен на палочку. Вращая палочку пальцами дети подтягивают «рыбок». Кто быстрее «поймает рыбку?» (взрослый может осуществить показ действия до того, как дети начинают «рыбачить»).

   «Что я сказал?»  (телеграф).

Цель: развинтите слуха, слухового сосредоточения, дикции.

Ход: дети стоят цепочкой, друг за другом. Ведущий говорит первому на ухо какое-либо слово, он передает также второму, второй – третьему, и т.д.  У последнего спрашивают – какое слово он слышал? (Проверяют, где, с какого места началась ошибка, кто невнимательно слушал). Например:  слова: река, рыба, сети.

Пальчиковая гимнастика  «Дельфины».

Дети и руководитель стоят в кругу и произносят стихотворение:

В море бурном, море синем

Быстро плавают дельфины (правая рука согнута в локте, кисть на уровне плеча. «Дельфин» ныряет в волну: волнообразное движение правой руки вперед, начиная с кончиков пальцев. То же – левой рукой. Затем двумя руками одновременно).

Не пугает их волна

Рядом плещется она.

(«маленькая волна»: правая рука согнута в локте, предплечье горизонтально, на уровне груди. Волнообразные движения кистью. Тоже – левой рукой. Тоже одновременно.

«большая волна»: кисти рук на уровне груди, ладонями книзу, пальцы переплетены. Правое плечо поднимается вверх, а затем поднимается првое предплечье. А правое плечо опускается, далее поднимается правая кисть с одновременным опусканием предплечья. Тоже левой кистью).

Выплывает синий кит

И дельфинам говорит:

«Вы дельфины не шумите,

Рыбку быструю ловите!»

(руки вперед, правая ладонь лежит на левой, пальцы чуть согнуты, каждый палец левой руки касается одновременно пальца правой руки. Пальцы правой руки поднимаются вверх, а левой опускаются вниз – запястье соединено. И обратное движение до касания одноименных пальцев).

А по бурным волнам

Плывут рыбки: туту и там.

 (ладони сложили, не размыкая рук, выполняем волнообразные движения кистями влево, вправо).

Раз, два, три, четыре, пять

Надо рыбкам уплывать.

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем «уплывать»

  Дидактическая игры «Дельфины и рыбки»

Пока дети говорят заключительные слова, разжимая пальцы и сжимая в кулачки, взрослый обходит круг с внешней стороны и дотрагивается до 2-х детей – это «дельфины», остальные дети «рыбки». «Дельфины» ловят «рыбок».

  Практика: Графический диктант «Кораблик».

  Графические умения   (рыбки).

Посмотрите на образец и скажите – с помощью, каких элементов нарисованы рыбки? Верно, дуги.

- туловище рыбки нарисовано с помощью 2-х дуг, они большие, занимают 3 клеточки.

- хвост рыбки: вертикальная дуга, высотой 2 клеточки.

- плавник рыбы – половинка дуги, занимает одну клеточку в высоту и ширину.

   17.Тема: «Грибы»

Теория: «Капризный паровозик».

Цель: развитие дружеских взаимоотношений, бережного отношения к сверстникам.

Ход: дети стоят в колонку (руки на плечах впереди стоящего) – «вагончики». А «паровозик» - «капризка» - везет куда хочет, когда ему захочется уйти, он должен сказать: «Все, не хочу больше! Устал!» и убегает, становится вагончиком. Ребенок оставшийся первым становится паровозиком.

   «Будь внимательным».

Цель: развитие произвольного внимания, памяти.

Ход:  а) закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у … (имя ребенка)?

б) закрой глаза и скажи, во что сегодня одет(а) … (имя ребенка)? Какого цвета?

в) закрой глаза и распредели ребят по росту: от самого маленького до самого высокого. (проверка с открытыми глазами и расстановка детей по росту).

 Пальчиковая гимнастика «Прогулка в сад»   (правая рука, левая, обе одновременно).

Пальчик толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик очень меткий,                    щелчок среднего по большому

Он сбивает сливы с ветки

Безымянный – подбирает                       сгибаем к ладошке

А мизинчик – господинчик                     стучит по столу, рука не подвижна

В землю косточки сажает.

- движения левой рукой, затем правой;

- затем обе руки одновременно.

   Загадка   (грибы).

Под состою у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть – нет головы.      (гриб).

   «Чудесный мешочек»

Чудесный мешочек – «Найди гриб» (муляжи овощей и грибов).

   Практика: Графические умения  (грибы).

Посмотрите на доску. С помощью какого элемента нарисованы грибы? Верно, с помощью дуг. Какая дуга больше, «шляпка» или «ножка»?

- «шляпка» - дуга занимает две клеточки в ширину.

- «ножка» - дуга занимает половину одной клеточки и половину другой клеточки.

    Графический диктант «Человечек».

    18.Тема: «Цветочки»

Теория: «Найди свою пару»   (разрезные картинки).

Цель: развитие внимания, зрительной памяти.

Ход: -  в руках у детей по одной части разрезной картинки. Дети ищут свою пару. Когда находят, составляют картинку.

- в руках у детей по 1 части разрезной картинки. Они находят группу и составляют 2-3 картинки.

   «Закончи предложение».

Цель: активизация внимания, мышления, речи.

Ход: дети встают полукругом. У взрослого – мяч, он бросает его ребенку и говорит начало фразы:

- Я умею …

- Я люблю …

- Я хочу …

- Я могу …

- Мне нравится …

- Я люблю …

- Я думаю …

- Я вижу …

- Я слышу …

- Я дышу …

Ребенок отвечает и возвращает мяч ведущему.

Пальчиковая гимнастика «Прогулка в солнечный день».

1. «Солнечные лучи»:

Утро настало,                                     ладони рук соединить и развести в стороны,           

Солнышко встало                              повернуть на зрителя тыльную часть п.руки,

                                                             затем левой.

2. Первыми от его лучей                      соединить обе руки, прямые пальцы развести

Проснулись «ромашки».                      в стороны, не разъединяя мизинцы и большие

                                                                пальцы.

- Поворачиваем кисти рук вправо – влево (за солнышком).

3. Потом стали просыпаться «тюльпаны»                     полусогнутые пальцы обеих

                                                                                           рук соединяем, образуя чашу

                                                                                            цветка.

Наши алые цветы                            пальцы медленно раскрываем.

Распускают лепестки

Ветерок чуть дышит,                     плавные, мягкие движения пальцами.

Лепестки колышет.

4. На полянке дом стоит,

Ну, а к дому путь закрыт

Мы ворота открываем

В этот домик приглашаем.

  Пальцы соединены подушечками, поднимаем большой палец вверх, соединяя с остальными.

5. Кто же в домике живет.

Вот и проснулись его жильцы.

Это пчелы.                указательный палец правой руки вращаем вокруг.

Вот одна летит – «ж-ж-ж»

Вот вторая «з-з-з»

«Ж-ж-ж» - «з-з-з»          чередуем руки.

6. Солнце выше поднялось,

Затянуло в окошко Антошке и Катюшке

Встал Антошка, потянулся,

Солнышку улыбнулся        указательный и средний «бегут», приседают,

И побежал… прямо к реке…        встают.

7. Решил на лодке поплавать,

    Да порыбачить.

Две ладошки прижму

И по речке поплыву        концы пальцев направить вперед, прижать ладони к друг

Две ладошки, друзья,        другу и слегка приоткрыть.

Это ладошка моя!

Паруса подниму -        поднимаем большой палец и соединяем.

В сине море уплыву!        

8. А по бурным волнам        ладони соединить, пальцы вытянуть вперед

    Плывут рыбки тут и там.        движения кистью вправо – влево.

9. Вот закончился денек,             ритмично сжимаем в кулачки

    Уж уснул наш ветерок,

    Солнце спит и наш цветок,

    Рыбка спит и ты, Антошка,                            закрываем пальцы по одному.

    Спать ложись! Усни немножко.

    Баю, баю, спи!

    Сладкий сон тебя возьми!

- Дети опускаются на стол, отдыхают: кладут голову на руки или складывают руки под щеку и закрывают глаза.

- Сжимают кулачки, затем потягиваются, разжимают их.

     «Узнай на ощупь».

Ширма. Искусственные цветы. Ребенок на ощупь определяет, что в руке? (ромашка, гвоздика, роза).

     Практика: Графические умения  (цветы).

- «Цветы» - посмотрите на образец и скажите, из каких элементов нарисованы эти цветы? Верно, с помощью дуг нарисованы лепестки цветов.

1-ый цветок. Направление дуги от верхнего правого угла клеточки к нижнему левому углу этой же клеточки, по диагонали.

2-ый цветок. Дуги вертикальные и горизонтальные; вокруг стороны клеточки.

    Графический диктант «Тюльпан».

Список литературы

             Литература, используемая педагогом для разработки программы

1.   Алексеева М.М. Речевое развитие  дошкольников. М., 1999.

2.   Варенцова Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. МН:,  1996.

3.   Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2001.

4.   Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамот.э

5.   Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред. В.И. Селиверстова - М., 2001.

6.   Туманова   Т.В.  Особенности     словообразования     у  дошкольников      с  общим  недоразвитием речи. М., 2000.

7.   Юрчишина  В.Д.  Вижу-читаю-пишу.  Система  работы  по  обучению  грамоте  к  школе группы. М:, Гном-пресс, 2007.

8. Лебедева А.Н., «Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста» (коррекционно – развивающая программа), М., 2004г.

9.  Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе», М., 2001г.

10. Безруких М.М., «Ступеньки к школе», М., 2001г

11. Беляков Е., «365 развивающих игр», М., 1998г.

                  Литература, рекомендуемая для детей и родителей

    1.  Жукова Н.С. Букварь, Эксмо, 2012

   2.   Нечаева Н.В. Азбука, Дом Фёдорова, 2013

   3.   Тригер  Р.,  Е.Владимирова.  Подготовка  дошкольника  к  обучению  грамоте,  Влад ос, 2010

   4.  Шестопалова  Ю.  Подготовка  к  обучению  грамоте  старших  дошкольников.   Детство-Пресс, 2012

   5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., «Развиваем руки. Чтоб учиться писать и красиво рисо вать», Ярославль, 1997г.

  6.  Цвынтарный В., «Играем с пальчиками и развиваем речь». С./Пб., 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...