Из опыта работы.
опыты и эксперименты

Залукаева Надежда Ивановна

Педагогические технологии которые использую в своей работе (Личностно-ориентированная, рефлексивный круг, "Мы вместе" Рылеева Е. , технологии Соболевой О.Л. , технологии ТРИЗ, информационно-коммуникативные технологии.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichesakie_podhody.odt30.6 КБ

Предварительный просмотр:

  Методические подходы , основанные на опыте работы.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В.А.Сухомлинский

 Я считаю, что детский сад для ребенка это второй дом. Там где ему интересно, где царит любовь, уважение, дружба. Ребенку в этом доме всегда есть чем заняться. Ну а для того, чтобы ребенку было интересно, чтобы в детский сад он шел с большим удовольствием, нам воспитателям необходим опыт работы, профессиональные достижения , знания, любовь и уважение к детям, терпение, умение слушать и слышать детей. Тогда мы сможем достичь  взаимопонимания между ребенком и воспитателем.

 Работая в детском саду обращаю внимание на всестороннее развитие детей, через различные виды детской деятельности.

 Свою деятельность реализую через педагогические технологии такие как: :

- Личностно - ориентированная технология. Основной принцип данной технологии направлен на доверительные отношения воспитателя и детей. Когда дети приходят ко мне в группу я принимаю их такими какие они есть и верю в их способности.  Стараюсь не подгонять детей под определенный стандарт, а выстраиваю общение с детьми ориентируясь на индивидуальные особенности, характер, привычки, интересы. Если кто-то из детей (Таичка, Рахим) пришел в детский сад расстроенным, стараюсь его поддержать и подбодрить. А если ребенок пришел в хорошем настроении, разделю его радость. В группе избегаю запреты и наказания, но чтобы не возникало конфликтов есть уголок  с "Правилами поведения в группе", а так же есть "Правила поведения дома и в общественном месте".

Для  детей создаю условия позволяющие  думать самостоятельно, не навязывая им своего решения. Например в конце недели во второй половине дня , когда мы выстраиваем планы на следующую неделю в беседе с детьми выясняем что им было интересно в течении прошедшей недели и чем бы они хотели заняться на следующей, что их заинтересовало. Стала поддерживать инициативу детей при планировании самостоятельной деятельности, активно слушаю детей, поощряю (словом: молодец, умничка, отлично и другие), наблюдаю.  С родителями провожу беседы: «Что такое самостоятельность?», «Может ли ребенок быть самостоятельным?», «Что может мой ребенок?».В первую очередь такие беседы провела с родителями которые очень сильно опекают ребенка не дают ему самостоятельно одеться, раздеться (Тая, Рахим, Милана, ) и т. д., а так же с родителями которые спешат и все делат за ребенка. Спустя какое-то время обратила внимание что дети справляются сами и отказываются от помощи родителей.

Большое внимание уделяю тому чтобы дети понимали других и сочувствовали им. Этот опыт получают они из общения и бесед в группе, и переносят его на других людей.

-Рефлексивный круг. Это всегда про доверие и общение, про  принятие и эмоциональную поддержку. Общение с детьми всегда строю именно по "Принципу участия" . Т.е. у каждого ребенка есть возможность быть услышанным. Есть понимание , что его идеи , чувства и мысли для меня важны. Есть реальная возможность влиять на события группы, т.е. стать участником (субъектом) образовательного процесса.  Утренний круг это интересная и важная традиция нашей группы, это своего рода детский совет. Провожу ежедневно перед завтраком. Для того чтобы обсуждение прошло эффективно создаю определенный психологический настрой (включаю медитативную музыку или использую свечу которая меняет цвет при этом основное освещение отключаю). Вместе с детьми решаем вопросы: чем сегодня будем заниматься? Как прошли выходные? Что интересного произошло в группе? Так же обсуждаем вопросы дисциплины. Дети стали проявлять активность им хочется высказаться они учатся слушать друг друга , и даже те дети ( Лиля, Матвей) которые в начале года отмалчивались стали принимать участие в совместной деятельности.

-«Мы вместе» Е.Рылеева.  Мне не хватало для образовательных ситуаций повседневных технологий. Технологии которые можно применять каждый день в разные режимные моменты   я  нашла у Е.Рылеевой. Технология ориентированна на развитие навыков сотрудничества, адекватной  самооценки и начал личностного  развития. Основу технологии составляет описание 10 дидактических игр, которые обеспечивают решение образовательных задач через использование всех основных видов деятельности ребенка. Использование  технологии позитивной социализации помогает  мне формировать у детей базовые навыки сотрудничества т.е.  умение работать   в команде, распределять свою деятельность, отвечать за свой участок работы и понимать какой вклад  дети внесли в общую работу;  умение выслушать другого и проявлять интерес к нему, поддерживать разговор, участвовать в коллективном обсуждении, поиск взаимовыгодных решений и совместное выполнение задач.

 В своей работе я больше использовала следующие игры:

1.«Волшебная палочка»

2.«Найди свою группу»

3.«Давай думать вместе»

4.«Найди свое место в ряду»

5.«Покажите нам»

6.«Волшебные картинки»

Так как они больше всего понравились детям. Данные игры помогают мне  решить  проблемы с которыми я столкнулись в своей группе на начальном этапе работы.  Дети стеснялись  говорить и выражать свое мнение публично. Они  не  слушали  и перебивали друг друга. У них не получалось  самостоятельно оценивать ответы и высказывания других детей. На первых этапах изучения игр детям трудно  было соблюдать правила. Некоторые дети  ссорились и спорили когда нужно было найти свою пару или группу. Благодаря  играм  Е.Рылеевой  я сократила конфликтные ситуации которые могли бы возникнуть в образовательной деятельности и не только (режимные моменты)

  В своей работе использую технологии Соболевой О.Л.  Такие как : технология взрослого скептика,  болтушечки , ля-ля,  легкий треп, технология «Дверца» (вхождение в картину), принцип «Шахерезады».   Технологию взрослого скептика я применяла в познавательно-исследовательской деятельности при эксперементировании с продуктами питания. Дети должны были доказать мне что чипсы и кока- кола это вредные для организма продукты.  Или проявляла сомнение когда дети собирались на улицу что Артем не сможет быстро одеться, тогда он старался одеться быстрее всех и группа выходила на прогулку вовремя. Болтушечки, ля-ля, легкий треп  применяла во время чтения, перед вхождением в картину, на прогулке обсуждая погоду или интересное детям событие.  Технология «Дверца» очень понравилась детям когда мы с ними прочитав рассказ «Проказы старухи зимы.»   решили сходить к ней в гости. Не все дети захотели войти в картину  но с большим интересом наблюдали и слушали что видят и чувствуют остальные дети. С удовольствие рассказывали на что наступили ( снег), как выглядит старуха, некоторые дети говорили что они замерзли и поэтому выходили с картины. Принцип «Шахерезады» использую если не закончили игровую деятельность, или не дочитали рассказ а так же в образовательной деятельности.

 Технологии ТРИЗ.         Важное место среди технологий развития и воспитания детей занимает технология Г.С.Альтшуллера- теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).  Развитие познавательных процессов и способностей в дошкольном возрасте происходит посредством дидактических упражнений. Я начала такую работу с простых игр и упражнений  таких как: «На что похожи?», «Волшебные картинки», «Игра в слова», «Хитрые картинки». Большое внимание уделяю систематичности проведения игр и упражнений: «Дорисуй», «Какая игрушка?», «Перевёртыши»;  использую игровые упражнения  которые  умеют сужать поля поиска  например «Да-нет». «Хорош-плохо»и другие. Использование элементов ТРИЗ в разных видах деятельности я начала с использования схем (значков), обозначающих признаки объектов. Например во время тематической беседы о «Дружбе», я загадывала детям  загадки, в которых описывала подарки для гостей группы, опираясь на значки-признаки объектов. Дети увлечённо слушали и даже смогли разгадать мои загадки.  Так же детям предлагала составить мини рассказ  с использованием признаков (  по теме: осень, зима, семья, здоровье  и витамины.и.т.д.). Такое упражнение пока дается детям с трудом, но постепенно дети осваивают эту технологию и преодолевают чувство застенчивости, скованности, «языкового барьра».  Работа  с признаками  у меня проходит  не только в образовательной деятельности , но и во всех режимных моментах: в утренние часы, при умывании (например вода  какая по температуре, по цвету, по форме и.т.д.) , одевании на прогулку, на прогулке и в игровой деятельности. Мне очень понравился  в моей работе с детьми по развитию психических способностей, умению объяснять и доказывать,  дидактический материал – блоки Дьенеша.  Работая с блоками обратила внимание на повышенный интерес детей  к заданиям. Дети просили больше заданий по работе с картинками, на отгадывание  загадок, упражнения как: «Найди», «Что изменилось?», «Продолжи ряд», «Игры с обручами» и.т.д.   Дети стали  думать, размышлять, анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, логически мыслить. Особенно такая работа понравилась детям которым трудно озвучить свои желания и хотелки.

  Внедряю информационно-коммуникативные технологии.  Стараюсь сопровождать образовательную деятельность мультимедийными презентациями (например по теме «Хлеб», «Витамины»и.т.д.), музыкой  (тихая спокойная во время продуктивной деятельности или ритмичная во время физ.минуток),  голосовыми сообщениями( озвучиваю новости, герои мультфильмов или сказок ).

  Применение в своей педагогической деятельности всех этих педагогических технологий  помогает мне делать процесс решения задач  упорядоченным, последовательным, продуманным и позволяет достичь запланированного результата.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....